Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе
Тема: « В гостях у сказки».
Ход НОД
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Вот как дружно мы живем .
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Воспитатель: Я приготовила для вас сказку, а поможет мне волшебный экран, который не только расскажет, но покажет сказку. Рассаживайтесь поудобней. Итак, свет мой зеркальце, скажи, да всю правду покажи.
(Включается компьютер , на экране появляется сказочница).
Сказочница: В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь Тимофей. И была у царя дочь да такая красавица, что глаз не оторвать, да такая умница-разумница, что не переспорить, а звали царевну Василиса. Вот однажды задумал царь государь выдать свою дочь замуж. Разослал царь Тимофей по всему белу свету гонцов с приглашением. И вот со всех сторон стали съезжаться женихи к Василисе. Но не один жених не пришёлся Василисе по нраву, т.к. пожелала она, чтобы муж её будущий был не только красив, но и умён. Насмехалась Василиса над женихами, капризничала. И вот однажды, посватался к Василисе волшебник Крушило, но и он не приглянулся царевне, и над ним она посмеялась. И тогда разозлился Крушило злобой лютою, и разрушил всё царство Тимофея и разогнал всех его жителей по окрестным лесам. А царя Тимофея и дочку его Василису запер Крушило на веки вечные в единственной уцелевшей комнате. С той давней поры сидят взаперти царь с царевной. И по сей день, они там сидят, помощи ждут, но никак их не найдут.
(Компьютер выключается).
Воспитатель: Вот так сказка ребята! Что же делать? Дети: Надо помочь царю с царевной.
Воспитатель: Да ребята, надо выручать . Нам пора отправляться в путь, выручать царя и царевну. А как же нам попасть в сказку?
Дети: Полететь в сказку на ковре самолёте, вызвать волшебника, и он нас отправит в сказку и т. д.
Воспитатель: Но ,на пути нас ждут преграды которые преодолеют только смелые и дружные ребята ,так за каждое правильно выполненное задание вы получите ключ ,чтоб мы смогли освободить царя и царевну .
У меня есть волшебная палочка , которая поможет оказаться нам в королевстве-сказке . Я взмахну ей и произнесу слова «Три раза повернись и в сказке волшебной окажись!» .
Воспитатель: Ребята, мы с вами и оказались в сказке. А в сказке нельзя обойтись без волшебных слов. Какие вы знаете волшебные слова?
Дети: Спасибо, пожалуйста, и т. д. Молодцы !
Воспитатель: Какое сейчас время года в королевстве ,как думаете ?Дети: веснаВоспитатель: А сколько всего времен года знаете ? Назовите их., назовите приметы весны, лета, осени, зимы (ответы детей), Давайте с вами вспомним хорошие и плохие признаки времен года.Проводиться игра «Хорошо – плохо» - белый домик (хорошие признаки), черные домик (плохие признаки).Воспитатель: Какое время года? (Лета, показывает белый домик). Дети отвечают: Лето - тепло, можно загорать, купаться в водоемах, быть долго на улице.Затем воспитатель показывает черный домик.Дети: Гремят грозы, бывают ливни, кусают комары и т.д;Дети отвечают: Осень – сбор урожая, красивая природа, но идут холодные дожди, нужно одеваться теплее и т.д; Зима – играем в снежки, катаемся на коньках, зимой наш любимый праздник «Новый год» , но сильные морозы, нужно одеваться очень тепло, дует сильный ветер; Весна – становиться теплее, набухают почки, прилетают птицы, но идут холодные дожди, грязно, иногда выпадает снег и т.д
Игра с мячом «Бывает-небывает»
Я буду бросать каждому из вас мяч, а Вы будите говорить бывает такое или не бывает.
(дети встают в круг)
Иней летом (не бывает)
Снег зимой Метель осенью
Заморозки весной
Дождь летом
Гроза весной
Дождь летом
Гроза весной
Мороз летом
Ледоход осенью
Капель летом
Воспитатель : - Молодцы, вы справились и с этим колдовством и
получаете первый ключ для освобождения царя и царевны .Воспитатель: Продолжаем путь. Посмотрите, ребята, мы с вами оказались у речки, которую нам нужно перейти. А где же мост? Как вы думаете, куда он мог деться?
Дети: Мост тоже сломал Крушило, его сдуло ветром, он стал старым и сам сломался и т. д.
Воспитатель: Теперь нам, чтобы перебраться через реку нужно построить мост. Мост мы будим строить из брёвнышек(мягкие модули). Располагать их нужно так, чтобы цифры, написанные на них, были по – порядку.
Д/И «Разложи цифры по порядку ».
Воспитатель: Мост готов, мы можем переходить реку. Мальчики не забудьте пропустить вперёд девочек. Воспитатель: Молодцы получаете второй ключ.
Воспитатель: Ребята в королевстве , как и на все планете есть жители ! Какие? давайте посмотрим на них . Д/И «Четвертый лишний »- нужно классифицировать ,определить сходство и различие и назвать, что является лишним и почему .(картинки :птицы ,деревья, цветы, животные ,насекомые , ягоды ,фрукты ,овощи).
Воспитатель: Молодцы получаете какой ключ по счету ?(3).
Проводится игровой стрейчинг-нужно отдохнуть немгого после долго пути.
Воспитатель: Не так то просто обхитрить Крушилу , он очень умен и хотел посмотреть смогут ли его победить ,он приготовил еще одно сложное испытание .
Математические загадки
- Сколько спинок у трех свинок? (3) - Сколько хвостов у двух котов? (2) - Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5) - Сколько рогов у двух быков? (4) - Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4) - Сколько задних лап у двух зайчат? (4) - Сколько домишек у ста муравишек? (1)
-Высоко задравши нос
Заяц шесть морковок нёс,
Спотыкнулся и упал –
Две морковки потерял.
Сколько морковок у зайца осталось? (4)
Воспитатель: Молодцы получаете 4 ключ .
Воспитатель: Ребята , а вот как вы думаете наш царь зразу стал править королевством с самого своего рождения ?Дети :нет .Воспитатель: правильно, сначала он был мальчиком ,потом уже когда вырос только стал царем .
Проводится Д/И «Чем был- чем стал».(картинки растение, животные, и т.д)
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились и получаете 5 ключ , ну вот все испытания мы прошли с вами .Как вы думаете какое настроение у наших героев ?
Пальчиковая гимнастика
Творческое задание: а давайте , чтоб у них было хорошее настроение и они больше никогда не грустили и помнили своих спасителей , мы с вами нарисуем для них весенние картины , ведь они долго пробыли в взаперти и совсем наверное уже забыли как выглядит весна .
Подвести итоги : - Что интересного сегодня делали? – Чем помогли и кому?
-Что понравилось , а что нет?