Конспект занятия с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст).


Познавательное занятие с элементами экспериментирования.
Конспект занятия «Фартук для Почемучки».
(старший дошкольный возраст).
Цель: способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах тканей: Болонья, мешковина, капрон, ситец. Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать, делать выводы. Расширять словарный запас детей, обогащая словами (Болонья, ситец, мешковина, капрон). Развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал: набор тканей (10 х10 см) Болонья, ситец, мешковина, капрон, мерная ложка, вода, кукла Почемучка, бумажные салфетки, карточки с символами изображений:?- удивительно – вопросительное; ?? – очень удивлённое; ! – радостное, весёлое; !! – очень радостное; спо - спокойное. Предварительная работа: труд в уголке природы, мытьё игрушек, чтение Е. Пермяк «Как Маша стала большой», дидактическая игра «Угадай настроение», демонстрация опыта «Прохождение воды через вату».
Ход занятия.
Дети проводят игру «Угадай настроение» (символы придуманы заранее). Воспитатель обращает внимание детей на настроение Почемучки и карточку с символом ??. Дети предполагают, что Почемучка хочет что-то у них спросить.
Рассказ Почемучки: « Мы вчера читали рассказ про Машу и мне так захотелось стать большой, что я надела фартук и решила помыть баночки в своём уголке и вся промокла. Апчхи! Апчхи! А фартук такой красивый, но почему он промок? Апчхи! Вы не знаете?».
Дети высказывают свои предположения (он тонкий, сделан из тонких ниток, надо надеть другой).
Почемучка говорит детям, что она ходила в магазин «Ткани», где ей дали различные образцы тканей, но она затрудняется выбрать ткань, из которой лучше всего сшить фартук. Затем она предлагает рассмотреть им ткани: болонью, ситец, мешковину, капрон. Из какой же ткани нужно сшить фартук, чтобы он не промок? Как это узнать?
Дети ставят цель: проверить свойства ткани и выбрать непромокаемую.
Вместе с воспитателем дети обговаривают способ проверки: необходимо взять ткань подложить под неё бумажную салфетку и капать на неё воду.
(Причём воспитатель не даёт детям готовых решений, а побуждает детей к самостоятельному планированию эксперимента).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что образцов тканей на всех не хватит. Что же делать? Какое примем решение? Дети предлагают разделиться так, чтобы ткани хватило на всех.
Почемучка убеждается, что все готовы и дает звонок к началу эксперимента.
В ходе эксперимента дети выявляют непромокаемую ткань и делают выводы:
Капрон: ткань тонкая, поэтому промокла, он сделан из тонких ниток, не приспособлен для воды похож, на сетку.
Ситец: ткань промокла, не защитная, из такой ткани нельзя шить фартук.


Мешковина:

ткань очень сильно промокает, она вся дырявая.
Болонья: ткань не промокла, вода держится на поверхности каплями, с неё вода скатывается. Из неё можно шить фартук, а также не промокаемую одежду от дождя и снега.



Ты, портной,
Такой умелый!
Сшей для куклы
Фартук серый.
Я сама бы сшить могла,
Но пока ещё мала.
Результаты записываются в дневник экспериментов.
В свободное время дети вместе с воспитателем шьют для кукол фартуки из выбранных во время экспериментирования материалов.
Направление деятельности: Познавательно – речевое развитие.
Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.
Задачи:
1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.
3.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.
Ожидаемый результат:
Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.