Сборник дыхательной гимнастики. Занятия в ГПД.
Сборник дыхательной гимнастики
Дыхательные упражнения:
Дыхание через одну ноздрю. Сесть, скрестив ноги, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем правой руки и медленно вдыхать через левую ноздрю. Повторить упражнение 10-15 раз. Затем закрыть левую ноздрю большим пальцем левой руки и также выполнить 10-15 раз.
Диафрагмальное дыхание (дыхание животом). Сесть на коврике, скрестив ноги. Выполнить плавный выдох, максимально втягивая живот. После этого без задержки выполнить максимальный плавный вдох, выпячивая живот. Выполнить 10-12 раз.
Очистительное дыхание. Сесть на коврике, скрестив ноги. Выполнить максимальный плавный вдох и резкий выдох, втягивая мышцы живота. Затем следует сразу расслабить мышцы живота и сделать глубокий вдох. Пассивный вдох и резкий выдох чередуются непрерывно один за другим. Выполнить 10-15 раз.
Некоторые дыхательные упражнения можно включить в утреннюю гимнастику.
Правильное дыхание поможет избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, быстро восстановить работоспособность после умственного или физического утомления.
Учащиеся должны знать, что для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично, стараться максимально наполнять лёгкие воздухом и делать максимально глубокий выдох.
Комплекс дыхательной гимнастики «Дышим с удовольствием».
Упражнение 1.
1.Встать прямо, руки вдоль туловища.
2.Сделать полный глубокий вдох.
3.Медленно поднять руки, держа их напряжёнными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.
4.Держа руки над головой, задержать дыхание на 2-3 сек.
5. Медленно выдыхая, опустить руки в и.п.
6. Проделать очистительное дыхание. (Глубокий вдох через нос и резкий выдох тремя-четырьмя порциями через рот. 1 раз.)
Упражнение 2.
1.Встать прямо, вытянутые руки перед собой.
2.Сделать глубокий вдох, задержать дыхание.
3. Быстро отвести как можно дальше руки назад, кисти в кулак, держать на уровне плеч, затем вернуться в и.п.
4. С силой выдохнуть через рот.
5.Проделать очистительное дыхание.
Упражнение 3.
Встать прямо, вытянутые руки перед собой.
Сделать глубокий вдох, задержать дыхание.
Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем такое же движение руками в обратную сторону, всё время , удерживая дыхание.
С силой выдохнуть через рот.
Проделать очистительное упражнение.
Упражнение 4.
1.Встать прямо перед стеной, приложив к ней ладони.
2.Сделать глубокий вдох, задержать дыхание.
3.Приблизить грудь к стене, держа свой вес на руках.
4.Медленно отодвигаться от стены, делая это при помощи мускулов рук и держа тело наряжённым.
5.С силой выдохнуть через рот.
6. Проделать очистительное дыхание.
Упражнение 5
Держа ладони руки на груди, «понюхать, как пахнут цветочки»- сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчика» сделать выдох. Обращается внимание на медленное и бесшумное выполнение каждого вдоха и выдоха.
Игровое упражнение «Змейка» (змейка вползает в нос и выползает через рот).
Очистительное дыхание (вдох носом, выдох прерывистый, словно спуск по ступенькам вниз).
4.Вдох через левую ноздрю, выдох через правую.
5.Произнесение гласных звуков посредством дыхания без напряжения голосовых связок.
6.Спокойный вдох и выдох; на выдохе постукивание по крыльям носа с одновременным произнесением слогов «ба - бо – бу – бы – би». Также мы выполняем комплекс дыхательной гимнастики «Дышим с удовольствием».
Можно предложить разминку, дети стоят в шахматном порядке.
а) дыхательное упражнение;
б) руки в стороны, ладонями вниз, круговые вращательные движения в лучезапястных суставах;
в) кисти к плечам, круговые движения в плечевых суставах;
г) круговые вращения головой;
д) руки перед грудью, делаем «ножницы» прямыми руками в горизонтальном положении;
е) дыхательные упражнения;
ж) руки на пояс, ноги вместе, присесть, выпрямляя колени сделать шаг вправо. Повторить трижды.
з) «Выпады» назад: завести левую ногу за правую по диагонали, далеко поставить на носок и потянуть левую ногу. Вернуться в исходное положение. То же повторить правой ногой влево.
и) «Веер» - левую ногу завести за правую неглубоко и одновременно подняться на носочки, потянуть обе ноги так, чтобы напряглись мышцы голеней и бёдер, вернуться в исходное положение. То же самое, заведя правую ногу за левую.
Затем включаем музыку «Сиртаки».
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса
А теперь мы не спешаБудем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять!Все умеем мы считать,Отдыхать умеем тоже.Руки за спину заложим, Голову поднимем вышеИ легко, легко подышим.
Задуйте свечу (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
Побрызгайте бельё водой (в один приём, три, пять).
Выдох со счётом, используя скороговорку (хором):
Как на горке, на пригорке Стоят тридцать три Егорки: (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка (и т. д. до полного выдоха).
Отработка дикции
Используем стихотворение М. Матусовского “Скороговорка”:
Рассказать скороговоркуТяжелей, чем влезть на горку:“На дворе растёт трава,На траве лежат дрова” -Обязательно не свяжешь, Обязательно не скажешь!“На дворе растут дрова, На дровах лежит трава”.До чего же всё занятно, До чего же непонятно!Все четырнадцать ребятБыстро не про-быстро гово-быстро непроговорят.Только я одна умею,Не теряюсь, не робею:“Жил колпак под колпаком,С колпачихой был знаком”.
Каждый ребёнок по желанию произносит свою скороговорку, а затем мы хором стараемся правильно повторить её.
Скороговорки
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
От топота копыт пыль по полю летит. Пыль по полю летит от топота копыт.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
Шестнадцать шли мышей и шесть несли грошей.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.
Хорош пирожок, внутри творожок.
Проворонила ворона воронёнка.
До города дорога в гору, от города – с горы.
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
Скворцы и синицы – весёлые птицы.
У маленькой Сани санки едут сами.
Сорока с вороной спорила. Тараторила, тараторила, ворону переспорила.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Дарья дарит Дине дыни.
Саше дали кашу, а Клаше простоквашу.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Дед Додон в дуду дудел. Димку дед дудой задел.
Дед Данила делил дыню: дольку – Диме, дольку – Дине.
Насыпал Парамошка горошка на дорожку, ведёт теперь к порожку дорожка из горошка.
Играл Егорка с Игорьком – скатились с горки кувырком.
У Кондрата куртка коротковата.
У Серёжи в гараже Жора Женю ждёт уже.
Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Мороза моржи не страшатся, моржи на морозе резвятся.
У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.
Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.
Говорила сорока сороке: – Я, как рыба, молчу на уроке.
На крыше у Шуры жил журавль Жура.
У маленькой Зины зайка спит в корзине.
Шубка овечки греет лучше печки.
Лиза купила Зине корзину в магазине.
У Верки - вертушки во рту две ватрушки.
Съел Слава сало, да сала было мало.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
Приготовила Лариса для Бориса вкусный суп из риса.
Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Арина грибы мариновала. Марина малину перебирала.
Вавилу ветрило промоклосквозило.
Тимошка крошит в окрошку крошки. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
Пекла для Варюшки подружка ватрушки. Подружка подушку сшила Варюшке.
Даёт Катеринке картинки Каринка, картинки в корзинку кладёт Катеринка
Цыплёнок с курицей пьёт чай на улице.
Купила бабуся бусы Марусе.
Сено Сене Костя косит. В сени сено Сеня носит.
На рынке Кирилл крынку купил.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Вымыли мышки миски для мишки.
Потерялись бусы у нашей бабуси.
Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
Стоит цапля у болотца, улыбается, смеётся.
Вот вам телеграмма от гиппопотама, от гиппопотама вот вам телеграмма.
Мама шьет сорочку дочке, строчит строчки на сорочке. Срочно строчит сорок строчек: растет дочка как росточек.
Клава клала клад в колоду. Клад уплыл от Клавы в воду. Не плыла за кладом Клава, а колода уплывала.
Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Про это сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала».
Продавец продает сухие продукты: сухарики, сушки, сухофрукты. Сухие баранки и крекеры есть, но всухомятку не нужно их есть.
Зачерпнула цапля чашкой чай целебный из ромашки, целый чан у цапли чая, цапля – врач больных встречает.
Королева кавалеру подарила каравеллу, каравелла кавалера и королевы лавировала.
Выговори-ка, Игоревна: «Гравюра выгравирована и перевыгровирована».
По утрам у Айболита, до обеденной поры, лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.
Говорила сорока сороке: «Я, как рыба, молчу на уроке».
У девочки, у Варюши, потерялись варежки. Помогали две Валюши искать Варе варежки.
Мышка Наташка скушала кашку: в мышкиной плошке – больше ни крошки! Скучно без кашки мышке Наташке.
Пел перепел за деревней, пел тетерев средь деревьев, перепел пел-пел, тетерева перепел.
Была у Фрола, Фролу про Лавра наврала. Пойду к Лавру, про Фрола Лавру навру.
У соседа-домоседа сосед-непоседа, у соседа-непоседы сосед-домосед.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!
В зависимости от урока мы используем известные всем стихи Б. Заходера, С. Маршака, С.Михалкова и других поэтов.
Прозвенел и смолк звонок, вот и кончился урок!
За перемену ребята набегались, не могут отдышаться у парты, здесь нам помогает стихотворение Людмилы Фадеевой “Отдохнули”:
Мокрые волосы, Встрёпанный вид, Капелька пота по шее бежитМожет быть, Слава, Илюша и СеняВсю перемену Ныряли в бассейне?Или на них,На несчастных,Пахали?Или их в пасть крокодиламПихали?Нет! -В перемену ОниОТДЫХАЛИ!
Пока произносим это стихотворение, дети успокаиваются, дыхание восстанавливается и мы готовы к работе.
Итоги дня, как и его начало, мы подводим в кругу, взявшись за руки:
Мы сейчас начнём рассказ,Как же день прошёл у нас.
У нас есть подружка лягушка-квакушка, к которой каждый ребёнок обращается со словами:
Поделюсь с тобой, Квакушка, Чем запомнился мне день.О делах своих хорошихРасскажу тебе и всем.
Затем каждый из нас рассказывает только то, что понравилось сегодня на уроках, переменах, в общении с детьми. Говорит только тот, кто хочет, а если нет желания, то просто передаёт Квакушку следующему ребёнку. Учитель завершает разговор, подводит итоги, и мы прощаемся.
День окончен трудовой, Нам пора идти домой.Дружно на прощаниеСкажем: “До свидания!”
15