Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР


Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР
Возрастная группа: 3 класс.
Цели:
1. Содействовать развитию и коррекции  интеллектуальных способностей: пространственного  представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения; продолжать работать над  усвоением учащимися понимания смысла пословиц, усвоение алгоритма комбинационного анализа.
2.Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.
3. Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование:
персональный компьютер; морские, стеклянные камешки, геометрические фигуры; разноцветные пуговицы; игровое поле на 9 квадратов; 4 тарелки, 20 бумажных ладошек, скрепки, цветные карандаши; 4 круглых коврика-цветка, песочные часы.Дидактический (раздаточный) материал:
карточки-задания для коррекции внимания, мышления; индивидуальные карточки; бланки с «буквенными примерами», интерактивная игра - «Загадки».
Ход занятия.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Кинезиологическое упражнение «Солнце» (Борбат Н.С., общий эмоциональный  настрой на работу, развитие межполушарного взаимодействия)
Дети входят в класс, выполняя пальчиковую гимнастику (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками, затем выполняют «колечко» и «цепочку»)  приговаривая:Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И занятье начинать.
II. Вступительная беседа, активизация мозговой деятельности.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Поднимите руки те, кто родился зимой, весной, летом, осенью, в каком месяце?
1. Упражнение «Волшебный камень» (Е.Л. Набойкина, оптимизация тонуса мышц, активизация мозговой деятельности)
- А теперь положите руки на колени ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый?» (дефектолог кладет каждому в ладонь камень и спрашивает участников об их ощущениях, при этом участники не должны открывать глаза и двигаться, после ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень)
- Камни обладают такой большой силой, что как только они касаются ваших ладоней, то сразу переносят в сказку.
- Вот и  мы с вами попали в сказку, где живут 12 фей - помощниц и покровительниц. У каждого месяца есть своя фея, которая всё знает и помогает особенно тем, кто родился в её месяце.
- Перед  встречей с феями надо хорошо подготовиться.
2. Гимнастика (О.А. Холодова)
а) Корригирующая гимнастика для глаз «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз)
- Закройте глаза и, используя нос, как длинную ручку, напишите своё имя в воздухе.
б) «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы)
- А теперь, дышим глубоко, опустите голову вперёд и медленно покачайте ей из стороны в сторону. Подбородок чертит изогнутую линию.
в)«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)
- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши, от верхней точки до мочки 3 раза.
- Теперь я вижу, что у всех ребят хорошее настроение и вы готовы к встрече с прекрасными Феями.
III. Основная часть.
- Вот и первая фея. Если вы родились в январе, то ваша фея - Январина - волшебница и  скульптор.  Именно она помогает людям украшать города. И в тех людях, которые родились в январе, есть талант скульптора. Давайте посмотрим, может и в вас есть этот талант.
1. Коррекционно-развивающая игра «Пуговицы» (Е.В. Кирейчева, развитие и коррекция зрительной памяти, пространственного восприятия и мышления)
- Перед вами «скульптура из пуговиц», посмотрите на неё внимательно, запомните, а теперь повторите то же расположение пуговиц на своём квадрате.

- Молодцы, вы настоящие скульпторы.
- Если вы родились в феврале, то ваша фея – Февралина. Она прекрасная кулинарка, очень любит готовить разнообразные блюда и десерты. Ни один праздник не обходится без её участия. И в тех людях, которые родились в феврале, есть этот дар. Давайте определим, есть ли этот дар в нас, для этого необходимо решить буквенные примеры.
2. Коррекционное упражнение «Буквенные примеры» (Н. Коваль, коррекция мыслительных процессов, анализа и синтеза, внимания,  развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.)
Пель  +  мера  –  ра  +  ни =__________ пельмени
Пи + роша – ша + гид – д =__________пироги
Бак – ак + улоп – п + чкы – ы + и =___________булочки
Тева – ва + ф + тем – м + ли =______________тефтели
- Какие блюда кулинарии у вас получились? (ответы детей). Молодцы, вы  отличные  кулинары.
- Если ваш день рождения в марте, то ваша покровительница – Мартина. Она очень любит животных, всё о них знает, изучает повадки, лечит и кормит. Вы,наверное, тоже любите животных? Тогда фея  предлагает вам поиграть в игру «В мире загадок».
3. Интерактивная игра «В мире загадок» (И.Ф. Мотырева, О. Узорова, Е. Нефёдова, коррекция мыслительных процессов)
(дети выбирают определённую категорию и номер вопроса, затем отгадывают загадку).
- Если вы появились в апреле, то ваша подруга – фея Апрелина. Она изысканная модница, знает толк не только в нарядах и украшениях, но и отличный дизайнер, если вы родились в апреле, значит, в вас есть талант модельера, художника, дизайнера.
4. Дидактическая игра «Весёлый модельер»(Т.Н. Образцова, развитие зрительной памяти, пространственного восприятия)
- Перед вами геометрические фигуры, создайте из них наряд для человечков по образцу. Например:

-Молодцы, вы настоящие модельеры.
- Всем рождённым в мае помогает фея-поэтесса Майя. Она очень любит стихи и сама их сочиняет. А вы сочиняли когда-нибудь стихи?
5. Развивающая  игра «Найди рифму»(Н.К. Винокурова, коррекция и развитие речи)
- Заполните пропуски словами так, чтобы получились рифмованные куплеты (читаем и договариваем)
Деревья над морем от ветра качались.
Две птички случайно в ветвях (повстречались)
Она хороша, как картинка.
Он тёмный, с узором на (спинке)
И небо темнело - гроза (надвигалась)
 И птички, обнявшись, укрылись в листве,
А дождик стучал по зелёной (траве)
- Молодцы, оказывается, вы прекрасно подбираете рифму.
- Следующие сказочные феи помогают детям, рождённым в июне и июле.  Это – Июнина и Июлина, они актрисы и очень любят театр. А ещё те, кто появился на свет в июле,любят путешествовать, ведь фея Июлина никогда не сидит на месте – она ходит в походы, летает в дальние страны и ходит под парусом по морям и океанам. А где вы побывали?(ответы детей)
6. Развивающее упражнение «Найди конец пословицы» (Н.К. Винокурова развитие мышления, речи)
- Феи знают много пословиц и поговорок, а вы знаете? Сейчас проверим. Перед вами незаконченные пословицы, соедините нужные части пословицы в левом и в правом столбике.
За двумя зайцами погонишься                а дома лучше
Сделал дело                                           от того и наберёшься
Скажи мне кто твой друг                         не вынешь рыбку из пруда
В гостях хорошо                                     ни одного не поймаешь
С кем поведёшься                                  а товарища выручай
Без труда                                                и я скажу кто ты
Не спеши языком                                    а лень портит
Когда я ем                                               торопись делом
Как аукнется                                            гуляй смело
Труд человека кормит                              то не вырубишь топором
Сам пропадай                                          так и откликнется
Что написано пером                                 я глух и нем7. Коррекционное упражнение «Найди похожие пословицы» (И.Л. Никольская,  развитие мышления, операции сравнения и абстрагирования, речи)
- У разных народов свои пословицы, найдите русские пословицы, схожие по смыслу:
-  с латышской:
Руку не потеряешь, так с полки ложку не достанешь
(без труда не вынешь рыбку из пруда)
- с армянской:
Осталось дело до завтра – считай, что застряло
 (сделал дело - гуляй смело)
- с белорусской:
Языком молоть – не дрова колоть.
(не спеши языком – торопись делом)
- с украинской:
В гостях хорошо есть, пить, а дома – спать.
(в гостях хорошо, а дома лучше)
- Следующая фея - Августина. Онапомогает всем рождённым в августе. Эта фея очень ценит время, бережёт каждую минутку и много успевает сделать. Это очень ценный дар. А вы им обладаете? Сейчас проверим.
8. Упражнение по коррекции мыслительных процессов «Морской бой» (Н.Н. Кравченко, развитие речи, мышления)
- Используя таблицу, расшифруйте слова, выполнять это задание мы будем на время и по вариантам: (время выполнения 3 минуты)
1 вариант
А-7 З-8 Д-10 Е-8 Б-3(школа)
А-2, Б-4,И-4,Д-10, З-5, Б-4, Ж-10 (колобок)
Г-2, Б-4, Е-2, И-9, Б-9, А-7, Е-9, Б-4  (солнышко)
2 вариант
Г-5, Г-4, К-1, В-5, А-9  (песня)
В-2, К-2, К-7, И-8, В-5, Г-1, А-10 (учебник)
Б-4, Е-3, И-4, Г- 1,З-2, В-5, Г-1, Ж-10 (отличник)
 
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А Д К Л Ф В Ч ШЦЯ К
Б А Э А О Я У Б У ЫШВ У У ША Н Б ЮГ Я Т
Г И С А Е ПЪ Л ПТ Х
Д Х Д ЗМ Л ЗГ К Б О
Е В Л Т Л Г Ж Э Л К ЗЖ Г В ЗЖ Й У Д М Ж К
ЗЮЧ Д Ф Б РС К Л ЦИ М ЩЗЛ В К ЗБ Н РК С Ч Ф Т У РЕ Х Ь Н
 
-Молодцы, я вижу, что каждый из вас очень старался, и выполнил задание в срок.
- Перед вами Сентябрина, она опекает детей сентября. Эта фея- врач, лечит не только тело, но и души людей. Если вы родились в сентябре, то у вас тоже есть способность к врачеванию - из вас вырастет хороший доктор. Доктор следит за состоянием здоровья своих пациентов, и мы чувствуем, что немножко утомились, необходимо отдохнуть.
9. Упражнение - медитация «Цветы» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, стабилизация  психических процессов, снятие напряжения и заряд энергией, позитивные образы и содержание активизируют в ребенке потенциальность, делают ею добрее и восприимчивее)
В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая фея посадила Волшебные цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны (дети садятся на коврики  складывают руки над головой, изображая бутоны).
Их согревало солнышко, а Добрая волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад).
Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные цветы. Ведь фея наделила цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них.
Шло время, цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место
- Молодцы, замечательно выполнили упражнение-медитацию,  продолжим знакомиться с феями.
- Если вы родились в октябре или ноябре, то ваши  феи Октябрина и Ноябрина, великие мастерицы, они из простого материала могут творить чудеса.
10. Упражнение по коррекции и развитию мелкой моторики рук, конструктивных способностей.  Композиция из бумаги «Солнышко добра»
- Давайте попробуем из бумажных ладошек смастерить солнышко (дети выполняют композицию)

- У каждого из вас получилось солнышко добра.
- Ребята, мы не познакомились ещё с одной фей. Всех, кто родился в декабре, опекает Декабрина. Она лучшая в мире учительница, воспитательница, хранительница, главное её качество-доброта.
11. Когнитивная релаксация «Солнышко» (М.В. Киселёва, снятие усталости, эмоциональное развитие)
- Возьмите волшебное солнышко добра в руки. Давайте поиграем и помечтаем. Выходите на ковер (садимся в круг на большом ковре).
- Сядьте поудобней, солнышко положите себе на грудь и расслабьтесь. Закройте глаза. Слушайте меня внимательно и фантазируйте.
-  Ваши руки чувствуют удивительную теплоту. Мысленно поместите все добро этого солнышка внутрь. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, доставляет вам радость. У вас появляются силы здоровья, силы счастья и радости.
- А теперь медленно, не спеша, на счет три откройте глаза и встаньте. Какие вы все стали красивые, потому что внутри вас теперь живет доброта.
IV. Итог. Рефлексия.
-Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали, что больше всего запомнилось? (ответы детей)
1.Упражнение «Добрые сердца» (развитие эмпатии друг к другу и окружающим, эмоциональное развитие)
- Вы хотите поделиться своей добротой с окружающими? (Да)
- Тогда давайте подарим нашим гостям по солнышку, а чтобы у них на душе стало также тепло и радостно, не забудьте про добрые слова.
- Молодцы! До новых встреч, до свидания.