Статья Обеспечение безопасности детей дошкольного возраста в условиях семейного детского сада
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ДЕТСКОГО САДА
В последнее время активно поднимается вопрос о формировании личности безопасного типа, которая способна к предвидению ситуаций, опасных для человека, общества и окружающей среды и разрешению их на принципах сотрудничества. В Письме Минобрнауки РФ от 30 августа 2005 года № 03 - 1572 «Об Обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» отмечается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию культуры в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В связи с этим необходим поиск новых педагогических методик и технологий обеспечения социальной безопасности ребёнка, в том числе в условиях семейного детского сада [4, С. 10].
Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:
1.Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
2.Разработка превентивных или предупредительных мер.
3..Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать [9, С. 4].
В Древнегреческой философии утверждается мнение Аристотеля, согласно которому в человеке заложено внутреннее стремление к благу – стремление к счастью, безопасности. В понимании Аристотеля безопасность возможна лишь в процессе приносящей удовольствие деятельности, стремиться к которой – значит идти к своему собственному благу [7, С. 63]. Единственно возможной безопасной формой общежития для Аристотеля, как и для Платона, является город-государство, цель которого – воспитание граждан в духе добродетели. Проблема безопасности нашла отражение и в русской философии. В этом плане особый интерес представляют идеи естественнонаучного (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.А. Чижевский) и религиозного (Н.Ф. Федоров) направления русского космизма. Считая главной среди насущных проблем бытия проблему выживания, русские мыслители искали научные способы совершенствования мира и достижения вечной жизни.
С середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.
К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей» [5, С.24].
В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Так, в конце 20-30-х годов в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами [9]. В проекте Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе. Например, по мнению авторов, детям среднего дошкольного возраста доступно:
- овладение молотком, ножом, пилой, клещами, вырезание ножницами, первичное владение иглой;
- представление, что при кипении образуется пар, что пользование техникой в быту облегчает труд человека;
- умение пользоваться бьющейся посудой, мясорубкой для провертывания овощей и вымоченного хлеба и другими техническими приспособлениями в быту, водопроводом;
- стирка и глажение мелких вещей, мойка и резка овощей для винегрета;
- знание, что огонь греет, освещает и жжется и что с ним нужно обращаться осторожно (с младшей группы);
- знакомство с разнообразными средствами передвижения людей и грузов; с телефоном;
- понимание, что глина, песок, камни в огне не горят и что от воды, снега, песка огонь гаснет;
- наблюдение изменения продуктов при варке, сушке, жарке; приготовление на маленькой плите разных кушаний [6, С. 9].
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др.
Н.А.Мельниковой, Л.И.Захаровой, Г.А.Шакуровой разработана план-программа «Один дома» для детей старшего дошкольного возраста, имеющая следующие направления:
- один дома (звонок в дверь, телефонный звонок, пожар и т.д);
- один во дворе (травма ребенка или сверстника, разговор с незнакомым взрослым, общение с животным);
- один на улице (правила дорожного движения и т.д).
Авторами предлагаются анкеты для детей, родителей, педагогов, а так же различные формы работы [6, C. 44-52].
Исследования Т.Г.Хромцевой посвящены проблеме воспитания безопасного поведения дошкольников в быту. Программа и методическое пособие «Азбука «АУ»» О.Г.Жуковой направлены, прежде всего, на изучение правил поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера.
Первая работа по обучению детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. В 1995 г. была разработана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», в соответствии с которой детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения. В дошкольном возрасте знания детьми усваиваются определенным образом по исследованиям Н.Н. Поддъякова [8, С 44]. Фрагментарное включение вопросов безопасности в имевшиеся предметы дошкольного обучения не имело бы системного характера и не позволило бы в необходимой мере использовать потенциал учебного процесса.
Особенности организации безопасности детей дошкольного возраста в условиях государственного и семейного детского сада
Государственный детский сад
Семейный детский сад
- приказом заведующего введен контрольно-пропускной режим;
- 2 раза в год осуществляется административно-общественный контроль;
· - в каждой группе имеются медицинские аптечки;
· - для обеззараживания воздуха в группах имеются бактерицидные лампы;
· - своевременная замена столовой посуды;
· - изъятие из обращения сломанных игрушек;
· - на все игрушки имеется сертификат качества;
· - на физкультурное оборудование имеется акт готовности;
· - на прогулочных площадках игровое и физкультурное оборудование (скамьи, горки, песочницы, колеса для лазанья и т.д.) надежно закреплено;
- прогулочные площадки, веранды безопасны для прогулок т.е. нет опасных для детей предметов (гвоздей, досок, стекла и т.д.), проводится ежедневная уборка территории;
В дет - имеются огнетушители и пожарные краны;
· - в каждой комнате детского сада установлен дымовой датчик;
· - в группах оформлены уголки безопасности для детей и информация для родителей в приемных;
· - воспитатели проводят беседы и занятия с детьми на тему пожарной безопасности в детском саду и дома, проходят выставки рисунков;
· - 2 раза в год проводятся практические занятия по правилам эвакуации в случае возникновения пожара совместно со специалистами пожарной части;
· - проводятся экскурсии детей с воспитателями в пожарную часть;
· - проводятся беседы и практические занятия с детьми на нахождение бесхозного предмета и действие в случае возникновения ЧС;
· - проводится ежедневная проверка целостности входных дверей, замков;
· - прогулочные площадки ежедневно проверяются перед прогулкой воспитателями на наличие постороннего предмета;
· - закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений;
- безопасное расположение растений в группе;
- оборудование помещений, где находятся дети, с соблюдением мер противопожарной безопасности;
- правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства, а также моющие средства находятся в недоступном для детей месте);
- подобранная по росту детей мебель и ее маркировка;
- маркировка постельного белья и полотенец; правильное освещение.
- организован процесс проветривания и обеспечивается необходимый тепловой режим в зимнее время; организован питьевой режим.
- имеет автоматизированную противопожарную систему оповещения и обеспечен необходимым количеством противопожарных средств.
- все запасные выходы легкодоступны и находятся в полном порядке;
- имеется план эвакуации людей и инструкции, определяющие действия персонала по обеспечению быстрой эвакуации;
- согласно плану систематически проводятся эвакуационные занятия, на которых отрабатываются действия всех участников образовательного процесса и работников семейного детского сада на случай возникновения чрезвычайной ситуации;
- регулярно проводятся беседы по противопожарной безопасности.
- группа семейного детского сада должна быть оснащена необходимым оборудованием;
- мебелью, соответствующим возрасту и росту детей, с учетом гигиенических и педагогических требований;
- образовательное учреждение, к которому прикрепляется семейный детский сад, предоставляет мебель, мягкий инвентарь, посуду и моющие средства, канцелярские товары, игрушки и прочие принадлежности для образовательных целей в соответствии с установленными требованиями;
Для организации работы семейного детского сада необходимо:
выделить отдельную комнату (комнаты), предусмотрев место для игр и дневного сна;
установить детскую мебель;
выделить игровой уголок, оборудовав его игрушками, развивающими играми, книгами;
создать условия для организации питания детей;
создать условия для хранения верхней одежды, нательного и постельного белья.
- наличие высоких перил на балконах и лоджиях;
- заглушек на розетках;
- недоступное хранение моющих и дезинфицирующих средств, колющих и режущих предметов, электрических приборов и др.;
- обязательно наличие аптечки первой медицинской помощи;
- наличие первичных средств пожаротушения;
Создание развивающей среды в дошкольной организации является важнейшим направлением реформы дошкольного образования в России. Целенаправленное изучение влияния предметно-пространственной развивающей среды на развитие ребенка началось в 60-ых годах XX в. К 80-ым годам, благодаря С.Л. Новоселовой, Н.Н. Подъякову и др. для детей раннего и дошкольного возраста были созданы система развивающих игрушек и дидактических пособий, разработаны принципы формирования предметной седы, однако само понятие «предметно-развивающая среда детства» было введено в педагогике в 1988 г [4, С. 25].
1 января 2014 вступает в ступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательная область «Безопасность» включается в образовательную область «Социально коммуникативная». Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования [2, С. 33].
В семейном детском саду должны соблюдаться условия безопасности детей: наличие высоких перил на балконах и лоджиях, заглушек на розетках, недоступное хранение моющих и дезинфицирующих средств, колющих и режущих предметов и др.
Дети развиваются лучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-пространственной среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения на улицах, дорогах. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Среда работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
По убеждению М.Монтессори, «наведение порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцов социального поведения и созданию внутреннего духовного строя» [1, С. 5].
Принимая во внимание разработки многих ученых, а так же федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, мы попытались разработать карту анализа предметно-пространственной среды (см. таблицу ниже). В ее основе лежит критериальная шкала, разработанная Л.М. Фридманом [2 - 3].
Карта анализ предметно-пространственной развивающей среды
№
Критерии
Баллы
1
3
5
1
Насыщенность
1.1
среды соответствует возрастным возможностям детей
1.2
образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующим и материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём
1.3
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами
1.4
обеспечивает двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях
1.5
обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением
1.6
обеспечивает возможность самовыражения детей
2
Трансформируемость
2.1
изменение предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей
3.
Полифункциональность
3.1
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм
3.2
наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов
4.
Вариативность
4.1
наличие различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
4.2
сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
5.
Доступность
5.1
доступность для воспитанников, всех помещений, где осуществляется
образовательный процесс
5.2
свободный доступ воспитанников, посещающих, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности
5.3
Исправность и сохранность материалов
6.
Безопасность
6.1
соответствие всех элементов среды обеспечению надежности
6.2
соответствие всех элементов среды обеспечению безопасности их исправности
Анализ осуществляется по трем критериям, каждый из которых имеет свои составляющие – они оцениваются в баллах (1 – не реализовано, 3 – реализовано частично, 5 – реализовано полностью).
Сумма баллов, полученная за все подкритерии, делится на их количество, т.е. в первом случае на 6, во втором 1, в пятом 3, а в остальных на 2. Средний балл позволяет судить, благоприятствует ли данная предметнопространственная среда обеспечению безопасности ребенка. Если результат 3,5 < 1 < 5, то предметнопространственная среда реализована полностью и способствует обеспечению безопасности ребенка; 2,5 < 1 < 3,5 – частично реализована, допущены лишь небольшие неточности, не влияющие на общее состояние показателя; 1 <2,5 – предметнопространственная среда должным образом не реализована, требования, заключенные в формулировке показателя, выполняются не полностью, эпизодически либо формально.
Таким образом, теоретический анализ исследуемой нами проблемы, а именно вопросы безопасности детей дошкольного возраста в условиях семейного детского сада, позволил нам разработать карту анализа предметнопространственной среды, компоненты которой направлены на развитие и воспитание личности, безопасного типа.
Список использованной литературы:
1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Э.А. Арустамов, Г.Э. Гуськов. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 423 с.
2. Добрыдина, В. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / В. Добрыдина // Дошкольное воспитание. – 2014. - №9. – С. 18 – 26
3. Евтушенко, И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.Н. Евтушенко: дис. канд. педагогических наук, Челябинск, 2008. с 200 с.
4. Закон «О безопасности». [Текст] / Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2288.
5. Куликов, В.В Обеспечение безопасности как основа сферы образования. [Текст] / В.В. Куликов // Культура безопасности: проблемы и перспективы. Материалы третьей международной научно-практической конференции Екатеринбург, 2010, С.79 81.
6. Лисин, А. Классификации чрезвычайных ситуаций социального и военного характера для учебного процесса [Текст] / А. Лисин, С. Лисин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2005. - № 10. - С. 53-56
7. Трубайчук, Л. В. Дошкольное образовательное учреждение как открытая система [Текст] / Л. В. Трубайчук // Детский сад от А до Я. -2008.-№5.-С. 6-1
8. Шапиро, А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных взаимоотношений [Текст] / А.З. Шапиро // Вопросы психологии 1994. - № 4. - С.45 - 56.
9. Чипеева, Н. А. Социальная безопасность и младший школьник [Текст] / H.A. Чипеева // Основы безопасности жизнедеятельности 2008. - №8. - С. 29-34.
15