Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 7» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Эмоциональное благополучие ребенка в группе
во взаимодействии со сверстниками.
Сообщение из опыта работы.
Хуснутдинова Лилия Наильевна
г. Лениногорск, РТ
2016 год
Обеспечение эмоционального благополучия детей в семье и детском саду – актуальная задача современности.
Изучением проблемы эмоционального благополучия дошкольников занимались многие исследователи, в том числе: Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Г.Г. Филиппова и др. Ученые связывают необходимость создания особых педагогических условий в дошкольном возрасте с новым толчком в межличностных отношениях детей, с появлением у них таких личностных новообразований, как сознательное соподчинение желаний, потребность в социальном общении.
С 1 января 2014 года вступил в силу “Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования”. В нем впервые на законодательном уровне одной из основных задач выдвигается “охрана и укрепление эмоционального благополучия детей”.
Эмоциональное благополучие – это уверенность ребёнка в себе, чувство защищенности, положительное самочувствие от сознания собственных успехов. Эти чувства и ощущения во многом зависят от того, как складываются отношения ребёнка с окружающими людьми и сверстниками. Общение и взаимодействие ребенка со сверстниками способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, формированию готовности к совместной деятельности в группе, формированию уважительного отношения чувства принадлежности к обществу. Сверстники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смог бы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию в группе. В позднем детстве сверстники могут помогать друг другу справляться с личными проблемами и тревогами. Положительные взаимоотношения со сверстниками, формируют у ребенка доброту, отзывчивость, искренность, правдивость, а конфликтные - отчужденность, грубость, скрытность, элементы агрессии.
Уже простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что не всегда отношения детей друг к другу складываются благополучно. Одни дети чувствуют себя в группе комфортно, другие оказываются в подчинении у сверстников, что часто приводит к возникновению отрицательных эмоциональных состояний. Конфликтные отношения с детьми приводят к изменениям в поведении ребенка его отношении к сверстнику, и самому себе.
Главной движущей силой развития отношений со сверстниками является совместная игра. С 3-летнего возраста одним из преобладающих типов игр становится групповая ролевая игра, в последствии, она усложняется. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу, а также иногда и отношения властвования, даже деспотизма и грубости, то есть такие, в которых формируются как положительные, так и отрицательные эмоциональные качества ребенка. В результате можно сделать вывод, что межличностные взаимоотношения оказывают существенное влияние на формирование ряда устойчивых характеристик, психических процессов, состояний и свойств личности.
В детском коллективе всегда можно выделить два – три ребенка, которые пользуются наибольшей популярностью – лидеры: с ними хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, они зачастую организуют игры и выступают в них в главной роли или в роли ведущего. Так же имеются дети, которые вовсе непопулярные среди сверстников – «изолированные»: с ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки или вообще не замечают. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.
Причин, в силу которых ребенок оказывается «изолированным», много, а следствие одно – изменяется эмоциональное состояние и социальное развитие осуществляется неполноценно. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, хвастать и подавлять других, фальшивить и обманывать. Такому ребенку плохо, и другим с ним тоже плохо. Эта болезнь социализации не должна превратиться в хроническое состояние, не должна сформировать асоциальные свойства личности. Моя задача, как педагога, помочь таким детям реализовать притязание среди ровесников. В своей каждодневной практике нужно проводить своего рода социальные приёмы, чтобы предотвратить эмоциональное неблагополучие ребенка, способствовать развитию у него активности и уверенности в себе.
Для формирования благоприятного микроклимата в группе и улучшения взаимоотношений в детском коллективе мы стараемся создавать определенные условия, такие как:
* Во время утреннего приема использовать различные сюрпризные моменты, ритуал приветствия «Комплименты»; подвижные и дидактические игры, такие как: «Ак калач», «Ровным кругом», «Водяной», «Угадай, кто позвал?», «Угадай, кто ушел?», «Т_б‰т‰й», «Тимербай». Дети могут приносить в группу любимую игрушку. В начале недели проводится беседа: как ребята провели выходные дни, где были, чем занимались, какие впечатления получили, чему научились, рады ли снова видеть друг друга. Все ребята приветствуют пришедшего после болезни сверстника, дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие. Ритуал прощания «До свидания. Завтра ещё приходи».
* В группе на диване мы устроили «Уголок уединения», где ребёнок может остаться один, подумать, что ему хочется, что для этого нужно, почему у него плохое настроение.
* «Зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться.
Разумная занятость детей делается для того, чтобы дети постоянно были чем-либо заняты, также между воспитанниками равномерно распределяются поручения – дежурство во время приема пищи, при подготовке материала к занятиям и уборка его по окончании занятий, посильная помощь при уборке игрушек и расчистке участка от снега, мусора. Совместные постройки из снега. Проведение игр и игровых упражнений направленные на сплочение и на совместную деятельность детей, на создание коллективных работ по ИЗО деятельности, бисероплетнию.
* Применение физминуток во время организованной образовательной деятельности также благотворно влияет на взаимоотношения детей.
* Демократичный стиль общения воспитателя – рядом, вместе, глаза в глаза.
* Организовали в группе систему традиций и ценностей, таких как ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые, групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников. Проведение социальных бесед: «Как правильно дружить», «Научился сам научи друга», «Что значит настоящий друг?», «Учись прощать», «Кто такой добрый человек». Заучивание «мирилок». Совместно с детьми «разработали» правила группы «Что можно делать, что нельзя».
* Применяем игру «Подарок»: дети дают фишку тому ребенку, с кем ему хочется играть, общаться. Таким образом, определяются количество детей с кем дети хотят играть, а с кем не очень. Дети сами анализируют, почему так случилось. Именно общий разбор поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы. Кто-то в ходе игры может поблагодарить своего товарища или попросить прощение.
В ходе наблюдения за дошкольниками в группе и анализируя состояние микроклимата, можно сделать вывод, что:
Во-первых, необходимо создать определенный социальный мир в детском коллективе, подобрать разнообразные занятия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на призвание.
Во-вторых, у так называемых «непопулярных» детей специально развивать социальные навыки общения со сверстниками в разных видах игр. Стараться поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле, поощрять его.
В -третьих, не стоит забывать о том, что необходимо проводить постоянную работу с родителями. Сообщать об успехах ребёнка, просить хвалить и поощрять малыша дома. Предлагать родителям выполнить совместную работу, в которой ребёнок добьётся успеха. В ходе индивидуальных бесед, родительских собраний проводить интерактивные игры и упражнения, позволяющие взрослым самим почувствовать все то, что чувствует их ребенок. Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу.
Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И задача педагогов создать такой микроклимат в группе, при котором каждый воспитанник, пребывая в дошкольном учреждении, испытывал благоприятное состояние.
Условия обеспечения эмоционального благополучия детей
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:
* безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
* позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
* равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);
* обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;
* гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
* тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);
создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
* внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
* тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;
* конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"
15