Психологическое занятие с элементами тренинга На тему: «эмоциональное благополучие воспитателей и педагогов


КСКОУ ОО «Кромская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Психологическое занятие с элементами тренинга
На тему: «эмоциональное благополучие воспитателей и педагогов
Подготовила и провела
Педагог-психолог
Лебедянцева О.В.
Цели:
1.повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов.
2. снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.
3. снятие усталости, напряжения, достижение психоэмоционального равновесия.
Понятие «Эмоциональное благополучие».
- Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего необходимо разобраться с тем, что же это такое? Опишите эмоционально благополучного человека. Какой он? По каким критериям можно определить «эмоциональное благополучие?»
Упражнение «Незаконченное предложение»: «Эмоционально-благополучный человек - это...»
- В результате мы с вами назвали основные критерии эмоционального благополучия, это -
уверенность в себе;
получение удовольствия от жизни;
удовлетворенность жизнью и работой;
хорошее настроение;
здоровье;
работоспособность.
Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие:
- Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий)?
Приём «мозгового штурма»: педагоги высказывают свои идеи, мысли
- В результате мы с вами определились, что на наше эмоциональное благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:
Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности (детьми, коллегами, родителями, администрацией).
Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).
Результативность (успешность) педагогической деятельности.
Учебная нагрузка.
Способность противостоять стрессу.
Умение решать конфликтные ситуации (брошюры-стратегии поведения в конфликтной ситуации)
Влияние эмоций на педагогическую деятельность
- Понятие «эмоциональное благополучие» характеризует, прежде всего, сферу наших чувств и эмоций. Эмоциональный педагог - эффективный педагог - это, прежде всего, человек, который:
умеет выражать свои чувства,
обладает навыками саморегуляции,
понимает себя и свое эмоциональное состояние,
понимает чувства и эмоции детей.
Способы саморегуляции.
- Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?» Записываются способы саморегуляции («мозговой штурм»).
Психотехники: - У каждого из вас, как мы выяснили, существуют свои способы снятия эмоционального напряжения. Мы хотим вам предложить несколько психологических методов, способов саморегуляции собственного эмоционального состояния, которые помогут вам справиться со своими негативными эмоциями или предупредить их возникновение. Существует множество психотехнических упражнений, которые занимают от 2 до 15 минут и помогают снять усталость, обрести состояние внутренней стабильности, свободу и уверенность в себе.
Для избавления для отрицательных эмоций психологи рекомендуют несколько простых специальных упражнений:
- дыхание уступами: три-четыре коротких вдоха подряд, потом столько же коротких выходов (заменяет смех, если не хочется смеяться)
- слегка помассировать кончик мизинца
- сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем.
Есть несколько простых способов мышечной релаксации:
- быстро потрите друг о друга пальцами ладони- 5 сек
- быстро потрите теплыми пальцами щеки вверх-вниз- 5 сек
- слегка сожмите руку в кулак – повторите 3 раза
1). Техники самовнушения: На наши эмоции оказывают большое влияние наши мысли, то, как мы оцениваем, воспринимаем ситуацию, программируем себя, настраиваем на что-то.
Упражнение «Формулы»:
Сейчас я предложу вам несколько формул (небольших предложений), которые могут быть произнесены «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.
Формула уверенности в себе: «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все могу и ничего не боюсь» (последняя фраза может быть повторена несколько раз).
Формула любви к работе: «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Хорошо, что у меня есть работа»
Формула восстановления работоспособности: «Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу энергично, внимательно и с вдохновением. Я полон сил и энергии».
Такие формулы самовнушения могут быть взяты готовыми или составлены самостоятельно. Попробуйте привести собственные примеры подобных формул.
-Для того, чтобы эти формулы были эффективны, помните о следующих правилах:.
Формула должна иметь короткий текст.
Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до 7 раз).
Важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами.
2). Телесно-ориентированные техники: Вы испытываете те или иные эмоции. Как вы узнаете, что за эмоцию вы испытываете? Что происходит с вами, когда вы испытываете то или иное чувство?
Замирает дыхание (трудно дышать);
Напрягаются плечи;
Напряжение в шее (гортани) - голос прерывается;
Поднимаются брови, хмурятся; опускаются уголки губ, сжимаем губы.
Т.е. любая эмоция проявляется на телесном уровне! Наверняка вам встречались люди, одного взгляда на которых было достаточно, чтобы понять, что этот человек относится ко всему с пренебрежением, другой - часто злится, третий - испытывает чувство стыда. Те эмоции, которые мы переживаем, накладывают на нас отпечаток. То напряжение, которое возникает при эмоциях, накапливается и приводит к формированию мышечных зажимов, «мышечной брони». Существуют 7 кругов мышечных зажимов: лоб, глаза, рот, шея, плечи и грудь, живот, бедра. Самое страшное в мышечных зажимах то, что они практически не осознаются, т.к. человек привыкает к напряжению постепенно. В результате - человек не свободен, не раскрепощен, зажат
Способы снятия зажимов (отреагирования эмоций):
Дыхание: глубокое дыхание способствует снятию напряжения, саморегуляции. Упражнение «Вдох-выдох на счет».
Напряжение-расслабление мышц.
Снятие лицевых зажимов – подвигать мышцами лица
Снятие напряжения в шее – покрутите головой «волнообразно»
3). Медитации-визуализации:
Это релаксационные упражнения на расслабление. Для восстановления энергии можно просто закрыть глаза и представить себя окружённым неким ореолом любимого цвета или даже окрашенным в этот цвет. Можно также вообразить себе какие-то приятные звуки или обстановку. Скажем, на берегу моря, где шумит прибой, тёплый ветер треплет волосы.
Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.
Релаксационная фантазия( побуждает участников чаще проявлять свои положительные эмоции, оказывает расслабляющее действие).
Звучит релаксационная музыка.
Сядьте поудобней, расслабьтесь, закройте глаза, ощутите, как приятное тепло разливается по вашему телу…
Представьте себя на пляже на рассвете. Море почти неподвижно, гаснут последние яркие звезды. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воды, звезды, темное небо.
Некоторое время вслушивайтесь в предрассветную тишину, в неподвижность, пропитанную будущим движением. Темнота медленно отступает и цвета меняются. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из воды.
Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру. Вода теплая, приятная, и вы решаете войти в нее. Медленно, наслаждаясь, вы начинаете плыть в окружающем вас золотом сиянии. Вы ощущаете соприкосновение тела с водой, полной искрящегося света. Вы чувствуете, как легко вам плыть, и наслаждаетесь движением по морю.
Чем дальше вы плывете по морю. Тем меньше осознаете окружающую вас воду, и тем больше становиться вокруг света. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Теперь ваше тело купается в животворной энергии солнца. Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь. Одновременно сохраняя в себе частичку света и тепла.
Открываете глаза.
Рефлексия занятия
Упражнение «Арттерапия».
Звучит музыка.
Желающие подходят к столу, где подготовлены краски, кисти, гуашь, ватман, баночки с водой. Начинают рисовать, выражая свои ощущения от музыки в рисунке.
Литература:
1.Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами/ авт.- сост.М.И. Чумакова, З.В.Смирнова.- Волгоград:Учитель, 2008.
2.Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учеб.пособие.- М.:Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.
3. Черникова Т.В. Профессионально- личностная позиция педагога и руководителя образовательного учреждения: метод.рекомендации.-Волгоград:ВГПУ,2002.