Консультация Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры 
Сенсорное развитие детей младшего возраста через 
дидактические игры.
Умение различать запах, цвет, форму, вкус – особенности  человеческого  восприятия. С первых дней ребёнок начинает своё путешествие в увлекательный мир предметов, запахов, звуков.  Незаменимыми помощниками в этом  являются органы чувств. Под сенсорным развитием ребёнка понимается развитие восприятия, формирование представлений о свойствах предметов. Насколько у ребёнка  совершенно развиты сенсорное восприятия и сенсорные процессы зависит умственное, физическое и эстетическое развитие. Сенсорное развитие не происходит стихийно, это поэтапный процесс. На каждом возрастном этапе формируются определённые сенсорные эталоны. Если  на первом году жизни ребёнок  следит за движущимися  яркими предметами и хватает предметы разной формы, величины, то  на втором – третьем году жизни  он накапливает представления о цвете, форме, величине. С четвёртого года жизни   формируются  устойчивые  представления  о геометрических фигурах, цвете, умение сравнивать несколько предметов по  величине.  Сенсорное развитие происходит в ходе различных видов деятельности. Во  время  прогулок  ребёнок слышит голоса птиц,  шум ветра, трогает песок и т.д., на занятиях по математике формируются представления о геометрических фигурах, величине,  пространственных направлениях, на занятиях  по рисованию, аппликации, лепке закрепляются цвета, форма.  В продуктивных видах деятельности важно уделить внимание предварительному обследованию предмета.  Особое место в развитии  ребёнка отводится игре. Известно, что игра – основной вид деятельности дошкольников.   В играх  усвоение  материала  проходит  незаметно, например,  дети с удовольствием помогают воспитателю разложить рассыпавшиеся шарики по мешочкам  или найти гномику домик. Важно увлечь ребёнка,  стараться, что бы игра не певратилась в молчанку, а побуждать ребёнка к общению (называть выполняемые действия, , свойства предметов).  Игры возможно проводить как в первую половину дня, так и во вторую.  Роль  дидактической  игры в сенсорном развитии невозможно переоценить. Дидактическая игра  расширяет кругозор, закрепляет уже имеющиеся знания, воспитывает, развивает мелкую моторику, выполняет  функцию контроля  над состоянием сенсорного развития детей. В работе по сенсорному развитию ставим перед собой задачи: 
1. Создать условия для накопления и обогащения сенсорного опыта детей через различные виды деятельности.
 2. Формировать умение определять свойства предметов.
3. воспитывать умение доводить начатое до конца, стремиться к получению положительного результата. 
Большое значение имеет дидактический  материал, используемый в  играх.  Дидактический материал  подбираем в соответствии с принципом наглядности, доступности, последовательности, прочности.  В своей работе используем:   игры на  развитие умения  чередовать  предметы по величине “Большие и  маленькие”, “Найди  пару”;  “ Подбери по форме”, “Составь  картинку” – различать и группировать предметы по форме., “Найди домик”, “Волшебная полянка”, “Разложи шарики”  - соотносить предметы по цвету. В  играх с предметами  “Пирамидка”, “Сложи матерёшку”, “Собери бусы” ребёнок старается добиться результата.  Дидактический материал, используемый в этих играх  берут на себя отдельные функции педагога и называются автодидактическими (самообучающие). В них заранее заложен результат, который ребёнок должен получить, при овладении определёнными способами действий. 
15