Разработка урока по химии в10 классе на тему Алкины


"Алкины. Строение. Гомологический ряд. Изомерия, номенклатура. Физические свойстваи химическиесвойства.Применение"
(урок химии в 10 классе)
Эпиграф к уроку: « Всё познается в сравнении».
Целью создания данного образовательного ресурса является повышение эффективности целостного педагогического процесса через решение комплекса педагогических задач через применение ЭОР в обучении:
содействие обеспечению доступности качественного образования;
расширение возможности индивидуализации учебного процесса через построение индивидуальных образовательных маршрутов;
активизация самостоятельности и творческой активности каждого ученика при организации учебной работы с ЭОР.
повышение наглядности учебного материала, представленного в ЭОР средствами современных  ИКТ.
Использование на уроках современных образовательных ресурсов повышает эффективность педагогической деятельности при работе с ЭОР через расширение возможностей применения современных педагогических технологий и снижение временных затрат на рутинную не творческую подготовку к урокам
Область применения ЭОР – урочная деятельность.
Формы использования  ЭОР – на уроке.
В процессе работы с ресурсом будут совершенствоваться навыки владениями информационными технологиями(интерактивной доской), аналитические способности, будет развиваться критическое мышление и исследовательский интерес, навыки самоорганизации. В ходе представления результатов выполненной работы по ЭОР совершенствуются коммуникативные умения.
Описание  технологии использования ЭОР:
1.Мотивация учащихся к продуктивной работе, проверка готовности обучающихся к уроку, объявление темы урока.2. На втором этапе проверка уровня усвоения материала предыдущих уроков: организация работы с текстом с помощью ЭОР, контроль процесса самопроверки.3. Объяснение нового материала проводится  на основе презентации с вовлечением в этот процесс учащихся постановкой проблемных вопросов, организацией решения познавательных задач, сочетая различные виды деятельности.4. На этапе закрепления знаний организация самостоятельной   работы учащихся с ЭОР.
Цели и задачи образовательного процесса, решаемые за счет использования разработанного ЭОР:
Цели:
Образовательная: сформировать представление о гомологическом ряде, изомерии, номенклатуре, химических свойствах, получении и применении алкинов.
Развивающая: развивать умения составлять структурные формулы гомологов, изомеров, номенклатуре, уравнений химических реакций.
Воспитательная: объяснить значимость алкинов в технике.
Задачи:
Формирование представлений об алкинах (гомологический ряд, изомерия, номенклатура, химические свойства) на основе знаний об алкенах и алкадиенах.
Совершенствование составления структурных формул, гомологов, изомеров, номенклатуры, уравнений химических реакций.
Результативность использования ЭОР обучающимися:Меняется характер взаимодействия, учитель становится руководителем, тьютором, консультантом, направляющим практическую деятельность школьников. Будут формироваться навыки взаимооценивания и самооценивания.
Формируемые компетенции
учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать;
информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернетом для поиска информации;
коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.
Тип урока: комбинированный урок
Используемые учебники и методическая литература:
1.О.С.Габриелян- Химия 10 класс Москва, Дрофа 2015 год.
2. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова – Настольная книга учителя Москва Дрофа 2007 год.
3. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова – Тесты и задачи по химии 10 класс. Москва Дрофа 2007 год.
Используемые ЭОР
Получение ацетилена  http://sc.uriit.ru/dlrstore/caa549fd-1ce7-bbc9-672c-6802f3a2da5a/index.htmГорение ацетилена  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abc94f8b-38a4-404b-5fc0-b4163b5bedfe/index.htmВзаимодействие ацетилена с бромной водой http://sc.uriit.ru/dlrstore/74d656c4-ce58-a147-14bf-54b4108282d9/index.htm
Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ab30a8b-f667-6f71-b732-cfae0c4ab042/index.htmПрименение алкинов    http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem2/u66.htmОрганизация класса
На перемене учитель проверяет готовность класса к уроку: чистоту, наличие маркера. Делает записи на доске, готовит необходимое для урока оборудование.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
Приветствует класс, настраивает учащихся на работу. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Мотивация и целеполагание
Цель: вызвать у учащихся состояние интеллектуального затруднения. Называет тему урока, обращая внимание на важное значение данного класса органических соединений для многих сфер жизни человека. (Слайд 1)
На предыдущем уроке вы познакомились с непредельными углеводородами алкенами, их составом, свойствами и применением. Сегодня вы постараетесь изучить следующий класс УВ «Алкины», имеющих важное значение для многих сфер жизни человека. Какова же цель нашего урока? (Слайд 2) Слушают и воспринимают тему урока, формулируют цель урока.
Отвечают на вопросы учителя из прошлых тем.
Какие вещества называют УВ?
Какие типы углеводородов известны?
Дайте определение алканам.
Дайте определение алкенам.
Назовите качественные реакции на двойную связь.
Работа в парах. (собирают из шаростержневых моделей пропан и пропен).
Среди указанных веществ необходимо выбрать вещество, которое относится ни к одному из изученных классов.( Слайд3)
Запись новой темы в тетради.
Актуализация знаний
Цель: сформировать способ комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения –формула гомологического ряда и определение алкинов. Предлагает учащимся задание.
Алкены горят светящим пламенем, а алкины коптящим. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ответ подтвердить расчётом массовой доли углерода на примере бутена и бутина.
Учитель предлагает учащимся составить структурную формулувещества, молекулярная формула которого C2H2 , исходя из основных положений теории строения органических веществ Бутлерова.(Слайд 4)
Учитель сообщает, что это вещество ацетилен. Попытайтесь составить формулы ближайших гомологов данного вещества. Определите общую формулу алкинов. (Слайд 5)
Работа в парах.
Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам: С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, СН2, С2Н4, С8Н16, С5Н8. Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Назовите вещества. (Слайд 6) Учащиеся решают задачу, называют ответ.
Учащиеся выполняют задание.
Учащиеся составляют формулу вещества, пытаются правильно определить кратную связь между С –С.
Учащиеся, используя понятия гомологи, составляют несколько формул ближайших гомологов ацетилена, определяют общую формулу алкинов, записывают на доске и в тетради.
Учащиеся получают задание на печатной основе, выполнят задание и проверяют друг у друга. Далее фронтальная проверка: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, объясняют ученикам, допустившим ошибки.
4. Формирование преставлений о системе новых знаний, осознание учащимися новой учебной информации
Цель: совершенствование у учащихся основных интеллектуальных операций: анализ, сравнение, обобщение, умение работать с различными источниками для получения знаний, совершенствование умения объяснять строение веществ, используя язык химии.
Цель: формировать такие способы познавательной деятельности как анализ, моделирование, перевод информации из знаковой системы в словесную, используя язык химии.
Цель: формировать способ исследования проблемных ситуаций, выдвижение предположений.
I. Предлагает учащимся попытаться дать определение алкинов. Внимательно слушает ответы учащихся, побуждает их исправлять ошибки, недочеты друг друга. (Слайд 7) Формулируют определение алкинов, исправляют, дополняют друг друга, записывают определение в тетрадь.
Формирует представление о строении алкинов в сравнении с алкенами на примере ацетилена (по схеме): (Слайд 8)
- тип гибридизации
- валентный угол
- длина связи
- форма молекулы
- энергия связи. Учащиеся воспринимают информацию, наблюдают за рассказом учителя по схемам, анализируют, делают выводы.
Предлагает учащимся составить таблицу по сравнению связей в алканах, алкенах, алкинах по следующим характеристикам:
- тип гибридизации
- валентный угол
- длина связи
- форма молекулы
- энергия связи
- характерный тип реакции.
Создает условия для обсуждения результатов работы, побуждает учащихся исправлять ошибки и недочеты друг друга.
Предлагает учащимся смоделировать молекулы этана, этена, этина, работая в парах Составляют таблицу, обсуждают результаты, исправляют ошибки и недочеты свои и друг друга.
Учащиеся моделируют молекулы этана, этена, этина.
Предлагает учащимся на основе строения сравнить свойства алканов, алкенов и алкинов, а также ответить на вопросы:
Какие из этих углеводородов вступают в химические реакции активнее?
Какой тип реакции будет характерен для алкинов?
Как вы думаете, чем будут отличаться реакции, идущие в алкинах, от реакций алкенов?
Выслушивает мнения учащихся, повторяет их, направляет учеников на правильный ответ. Предлагает учащимся вспомнить, с какой скоростью протекают реакции у алкенов, сравнить ее со скоростью реакции для алкинов. Сравнивают свойства на основе строения, отвечают на вопросы, выдвигая свои гипотезы. Отстаивают свои ответы, приходят к правильному ответу.
II. Формирует у учащихся знания о номенклатуре алкинов. Предлагает учащимся сформулировать алгоритм по составлению названий алкинов.
Работа в парах.
1 ученик. Дайте название следующим углеводородам по систематической номенклатуре.
СН≡С‒СН2‒СН3
ǀ
СН3
СН3‒С≡С‒СН3
СН3‒СН‒СН‒С≡СН
ǀ ǀ
СН3 СН3
2 ученик. Написать структурные формулы следующих алкинов:
3-метил, 4-пентина
гексина-3
2,2-диметилпентина-3
Исправьте неверные названия.
Учащиеся воспроизводят алгоритм
по составлению названий алкинов.
Используя алгоритм, учащиеся называют алкины и составляют формулы по названиям, стараются найти неправильные названия, исправить их, проверяют друг друга. Далее фронтальная проверка: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, объясняют ученикам, допустившим ошибки.
Способы получения алкинов.
Просмотр видеофильма: Получения ацетилена  http://sc.uriit.ru/dlrstore/caa549fd-1ce7-bbc9-672c-6802f3a2da5a/index.htmРеакция гидролиза карбида кальция лежит в основе принципа действия карбидных фонарей, используемых в 19-ом веке. В фонарь, наполненный карбидом кальция по каплям поступала вода, а образовавшийся ацетилен поступал в горелку и использовался для освещения.
Просматривают фрагмент видеофильма, записывают уравнения химических реакций получения ацетилена в лаборатории и в промышленности.
IV. Формирует представление учащихся о физических свойствах алкинов по плану:
- агрегатное состояние
- температуры кипения и плавления
С помощью вопроса предлагает учащимся вспомнить цвет пламени при горении ацетилена и объяснить это явление, рассчитав массовую долю углерода в углеводороде и сравнив ее с массовой долей углерода в этане и этилене.
Изучение химических свойства ацетилена:
Предлагает посмотреть фрагмент видеофильма:
1)горение ацетилена  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abc94f8b-38a4-404b-5fc0-b4163b5bedfe/index.htmТемпература пламени при горении ацетилена в чистом кислороде достигает более 30000 С. Таким пламенем можно резать и сваривать металлы.
Предлагает посмотреть фрагмент видеофильма:
2) Взаимодействие ацетилена с бромной водой http://sc.uriit.ru/dlrstore/74d656c4-ce58-a147-14bf-54b4108282d9/index.htm
Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ab30a8b-f667-6f71-b732-cfae0c4ab042/index.htmПредлагает посмотреть фрагмент видеофильма:
Применение алкинов    http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem2/u66.htmВоспринимают рассказ учителя, делают записи в тетради.
Отвечают на вопрос, решают задачу.
Просматривают фрагмент видеофильма, записывают уравнения реакции горения ацетилена, делают вывод о применении данного процесса.
После просмотра записывают уравнения реакциис бромом(1 стадия) и делают выводы о качественной реакции непредельных углеводородов.
Знакомятся с областями применения ацетилена, делают вывод, что ацетилен важнейший продукт химической промышленности, который имеет широкое применение.
Закрепление
Цель: проверить умение применять свои знания для решения учебных задач, сформировать способность к самооценке Предлагает учащимся проверить свои знания, выполнив тестовые задания. Следит за ходом проведения работы.
Индивидуально выполняют задание.
Взаимопроверка, взаимооценивание.
6. Подведение итогов, рефлексия. Предлагает учащимся сделать выводы о результативности их работы на уроке.
- с чем вы познакомились сегодня на уроке?
- какие способы вы использовали при выполнении различных заданий?
- насколько сложно было работать?
- что вызвало наибольшее затруднение?
- что нужно сделать?
- как организовать домашнюю работу?
Предлагает учащимся записать домашнее задание, разъясняет его. Учащиеся оценивают результаты учебной деятельности, осмысливают различные пути получения знаний.
Литература
Габриелян О.С. Химия 10 класс. М.Дрофа, 2010.
Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс. М.: Просвещение, 1995.
Чертков И. Н. Изучение строения и свойств органических веществ. Методическое пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972.
Дендебер С.В., Ключникова О.В.. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение и др., Москва, 2008.

Приложение.
Таблица «Виды изомерии алкинов»
Виды изомерии алкинов Примеры
Карточка 1.
Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам:
С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, СН2, С2Н4, С8Н16, С5Н8.
Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Назовите вещества.
Тест.
Вариант 1 .
Закончи предложение.
Углеводороды, молекулы которых содержат одну тройную связь называют ______.
Атомы углерода, связанные тройной связью находятся в состоянии ____ гибридизации.
В молекуле пропина СН≡С‒СН3 валентный угол С‒С равен
А) 90°
Б) 109°28´
В) 120°
Г) 180°
4. назовите вещество СН≡С‒СН‒СН‒СН2
ǀ ǀ ǀ
СН3 СН3 СН3
А) 3,4,4-триметилпентин-1
Б) 3,4-диметилгексин-1
В) 3,4-диметилгексин-5
Г) 1,2,3-триметилпентин-4
Вариант 2 .
Закончи предложение.
Алканами называют углеводороды, имеющие общую формулу ______.
Угол между осями гибридизации орбиталей в молекуле ацетилена равен _____°.
Число δ и π-связей в молекуле ацетилена равно соответственно:
А) 1 и 1
Б) 3 и 1
В) 4 и 1
Г) 2 и 1
4. назовите вещество СН3‒С ‒С≡С
ǀ ǀ
СН3 СН3
А) 2,3-диметилбутин -2
Б) 2-метилпентин-3
В) 4-метилпентин-2
Г) 2,4-диметилбутин-3