Статья на тему Формирование жизнеспособной личности
Статья «Формирование жизнеспособной личности»
Воспитание достигло своей цели, когда человек
обладает силой и волей самого образовывать
и знает способ и средства, как это
осуществлять.
А. ДистервегВоспитание в школе-это непрерывный, творческий, целенаправленный системный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий для развития индивидуальных особенностей, самоактуализации личности. Изменения, происходящие в социально-экономической, политической и духовной жизни государства, требуют от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Главная задача воспитательной работы школы-помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей и реализацию своих возможностей. Следовательно, встает задача-создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Воспитывать сложнее, чем обучать, процесс воспитания длителен, трудоемок.
Ключевой фигурой во взаимодействии с детьми, родителями, учителями, является классный руководитель. Управление воспитательным процессом строится, главным образом, на обратных связях, то есть на той информации, которая поступает от воспитанников.
По мнению Н.Е. Щурковой, воспитание-это ввод ребенка в контекст культуры. Это ввод в культуру быта, искусства, отношений осуществляет в первую очередь классный руководитель. Он в школе самый главный и ближайший помощник ученику, ребенку, человеку. Он создает благоприятные условия для реализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка. Конечно возникает резонный вопрос: как нам узнать, сколь далеко готов устремиться ребенок в своем развитии? Ответ прост. Ребенок сам совершает либо не совершает выбор в пользу развития. Никто не может решить за него, по какому пути он должен идти. Все что мы можем сделать,- это поманить его вперед, при этом, при этом с уважением отнестись к любому выбору ребенка.
Работа классного руководителя состоит в постепенном овладении ребенком методами познания конкретной жизни и преобразования ее. В шуме, в толпе мир и себя не постигнешь. Следует научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, понимать и любить жизнь, людей, себя, хотеть и уметь действовать.
Опытный классный руководитель стремится к тому, чтобы ученики не чувствовали, что их в данный момент воспитывают. Здесь главное-обратить внимание на мельчайшие особенности личности школьника и с уважением отнестись к ее проявлениям. Необходимо убеждать человека в ценности, полезности и необходимости проявлений его индивидуальности. Не секрет, что более охотно воспринимается и используется информация, поступающая от искреннего, дружелюбного, не имеющего враждебных намерений или корыстных планов человека. А самая трудная профессия-быть человеком.
Классный руководитель богат не только опытом, знаниями, убеждениями, но и силой своей любви к детям, силой доверия, прощения. Он должен сеять оптимизм, а не уныние. Радость-особая мудрость, творящая жизнь.
«Человек не останется равнодушным к тому, что находится в себе: он всегда стремится к совершенству», так считал Томас Манн.
Цель воспитания сегодня –формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и себе самой.
И в этой системной, целенаправленной, неформальной работе классного руководителя центральное место принадлежит осмыслению школьниками жизни и своего «Я», общества и культуры, определенного места Человека в окружающей действительности и собственной значимости в ходе жизни на Земле.