Развитие творческих способностей у детей – непременное условие проведения занятий техническим творчеством в объединении, как один из факторов воспитания творческой личности


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция юных техников»
города Новошахтинска
Развитие творческих способностей у детей – непременное условие проведения занятий техническим творчеством в объединении, как один из факторов воспитания творческой личности.
Доклад на педагогическом совете педагога дополнительного образования Морозовой Элины Витальевны
Введение
Вам не удастся никогда создать
мудрецов, если будете убивать 
в детях шалунов.
Ж.-Ж. Руссо
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – в предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и, притом, все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
Кому нужны творческие способности?
Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….
В своем докладе я представлю исследование педагогического процесса, а именно процесса развития творческих способностей у детей. Целью данного исследования я определила:
1)     Изучение проблемы развития креативных способностей детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении педагога дополнительного образования.
2)     Выявить эффективные приемы развития творческих способностей в условиях учреждения дополнительного образования.
3)     Использовать специальные приемы для развития творческих способностей детей.
В ходе работы, я поставила перед собой следующие задачи:
1.     Выявить основные компоненты творческих способностей на основе анализа литературы.
2.     Изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-педагогической литературе.
3.     Выявить особенности развития творческих способностей детей в условиях работы объединений дополнительного образования.
4. Определить перспективы развития креативного образования.
Значение периода детства для развития творческих способностей
 
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.
Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.
Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово!
Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно.
А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей.
Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется, лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга.
Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным!
Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить.
Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи.
Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года.
Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.
Стадии творческого мышления
У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующихся на существующих.
Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действительное, причинное и эвристическое.
Наглядно-действенное.
Мышление рождается из действия. В младенчестве и в раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей.
К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы – представления. Чаще всего дети представляют наглядный зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка дошкольника называют наглядно-действительным.
Очень важным для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К 5 годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.
Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединить детали разных образов, придумывая новые фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.
Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:
1.Четкое и ясное представление образов предметов;
2.Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
3.Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
4.Способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.
Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств, предметов.
Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. К примеру, если ребенку дошкольного возраста рассказать сказку о докторе, который, уходя в больницу, попросил чернильницу посторожить его дом, то ребенок с этим согласится, так как в сказке вещь может выполнять разные функции. Однако, ребенок начинает активно возражать если ему сказать, что когда пришли разбойники, то чернильница залаяла. Это не соответствует с реальными свойствами чернильницы. Часто дети предлагают более реалистичные способы воздействия чернильницы на разбойников: разбрызгивание чернил, удары чернильницей по голове и т.п.
Вывод: таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.
Причинное мышление.
Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, условных, функциональных, пространственных и т.д.
Наглядно-действительное мышление дошкольника позволяет ему понимать пространственные и временные отношения. Сложные осмыслить причинно-следственные связи.
Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их выявить нужно, отвлечься от второстепенного случайного. Поэтому причинное мышление связано с выпадом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. К примеру, дошкольники объясняют окончание дня наступлением ночи, то есть воспроизводят временную последовательность привычных событий. В младшем школьном возрасте дети уже способны объяснить смену времени суток вращением Земли вокруг своей оси, основываясь на модели Солнечной системы.
Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8-9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ. К 11-12 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий.
Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества.
С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этом этапе выдвижение гипотезы может показаться глупым, нереальным и будет отброшено. Подобные самоограничения сужают возможности появления новых, оригинальных идей.
Чтобы стимулировать творческую активность, и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы.
Вот некоторые из них:
Прием образного сравнения (аналогии), когда какой-то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным. Этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц;
Метод мозгового штурма. Это метод коллективного решения проблемы. Автор мозгового штурма А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций;
Метод комбинационного анализа. В основе комбинационного анализа лежит матрица сочетания двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов). Например, ребенок может придумать технический объект с такими сочетаниями функций либо технических характеристик, что такое сочетание невозможно.
Эвристическое мышление.
По мере взросления, дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Многие социальные и природные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Прогнозы развития этих явлений носят вероятностный характер, что свидетельствует об их приблизительной точности и достоверности. Типичными примерами ситуаций с вероятностными прогнозами могут служить прогнозы погоды, исхода шахматной партии, производственного или бытового конфликта и т.д.
Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценки ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить “зону риска”, сделать его более сокращенным, избирательным. Мышление, которое опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.
Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12-14 годам. Изучения мышления детей и подростков показывает, что, по сравнению с младшими школьниками, подростки по-другому обследуют проблемную ситуацию.
В период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высокая. Дети задают очень много разнообразных поисковых вопросов, касающихся самых разных аспектов ситуации. Подростки не сразу концентрируют свое внимание на одной или нескольких гипотезах. Это экономит время, позволяет более углубленно проработать проблемные аспекты, хотя это может привести к “застреванию” на неэффективной идее. Сузить “зону поиска” помогают критериальные правила, называемые эвристическими. Например, в шахматной игре применяются следующие эвристики: старайся развить собственные фигуры; сохраняй материальное равновесие; пытайся овладеть центром; атакуй короля противника; защищай собственного короля.
Благодаря этим эвристическим правилам шахматист анализирует лишь несколько ситуаций из общего числа. Однако, они не гарантируют того, что будет выбран наиболее подходящий ход. Так, шахматист, пытающийся сохранить материальное равновесие, может не заметить того факта, что если сейчас противник жертвует фигуру, то в недалеком будущем это может привести к ситуации, грозящей матом.
При творческом подходе к проблеме решающей помимо известных, общепринятых эвристик, можно выбрать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно важно это в нестилизованных заданиях, не имеющих аналогов решения, и проблемных ситуациях.
Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении – это слишком поспешное принятие кажущегося оптимальным варианта решения. Преодолеть эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего. 
Развитие интереса к творчеству 
Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
Требуется новый подход к преподаванию и обучению творчеству, в объединениях технического развития детей. В текущем учебном году я провожу апробацию курса программы по начальному техническому творчеству "Я - конструктор", который вобрал в себя следующие направления: определение коэффициента интеллекта; поиск источников идей; индивидуальные и коллективные эвристические методы нахождения альтернатив при решении творческих задач; решение задач на развитие воображения, алгоритмы решения творческих задач, в том числе изобретательских; методики проведения деловой игры по групповому экспертированию и мозговому штурму. Помимо выполнения практических работ ребята знакомятся с трудом взрослых, расширяют свой кругозор в области науки и техники, выполняют задания, развивающие навыки научной работы. Широко использую и игровые методы обучения, которые, как показал опыт, весьма эффективны.
Как пример сочетания поиска решений серьезных задач и игровых методов обучения можно привести деловую игру, в которой применяется специально разработанный для нового курса метод контролируемой дискуссии. Перед проведением деловой игры ее участники для "разогрева" в течение 5-10 минут попарно участвуют в разминке под названием "Что ты делаешь?". Начинается она с того, что первый участник изображает какое-то действие, но называет свое занятие иначе. Второй участник спрашивает первого: "Что ты делаешь?" и изображает то, что назвал первый, а первый участник, в свою очередь, спрашивает второго, что тот делает, и т. д. Диалог продолжается до тех пор, пока один из участников не сможет ответить на очередной вопрос, тогда его заменяет другой. Хотя игра на вид очень простая, выполнять ее надо в быстром темпе, а это не всем удается, поскольку нельзя останавливаться и повторять ответы. Игра "Что ты делаешь?" помогает преодолеть психологические барьеры и создать атмосферу раскованности для проведения деловой игры.
"По большому счету курс программы "Я – конструктор " - это процесс, основная цель которого - научить ребенка думать. А думать, как известно, это самая сложная работа. На всех школьных предметах школьников учат решать разного рода конкретные задачи, но, ни на одном из них не объясняют, как нужно решать проблему в целом. Занятия в объединениях техническим творчеством в этом отношении уникальны. На мой взгляд, они очень полезны, так как формируют системный подход в сфере технической деятельности, где часто приходится решать задачи, которые не укладываются в шаблоны учебников и справочников.
Так, например, используя метод "преодоления противоречий", ребята радио-объединения пришли к оригинальной, но очень сложной конструкции электродвигателя. Каково же было их удивление, когда они обнаружили описание подобной конструкции в статье испанских электромехаников. Для них это техническое решение было, видимо, озарением, а ребята всего лишь следовали алгоритму.
Креативное образование нуждается в собственной, креативной педагогике, способствующей развитию творческого потенциала личности, направленного на принятие смелых и оригинальных решений, - имеются в виду новые приемы и методы, чаще всего игровые, с акцентом на индивидуальные особенности обучаемых.
Бесспорно, такие занятия нужны, но следует учитывать, что педагог, проводящий их, должен хорошо ориентироваться в области психологии личности. Работать лучше всего с маленькими группами обучающихся (по 5-8 человек).
Методы развития творческих способностей у детей
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
- научности
- систематичности
- последовательности
- доступности
- наглядности
- активности
- прочности
- индивидуального подхода
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы:
 
Методы
                          практические                                        наглядные
словесные
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Практическая часть.
Развитие творческих способностей на занятиях объединения начального технического моделирования «Я – конструктор», руководителем, которого я являюсь, имеет первостепенное значение.
Большая роль отводится коллективной деятельности, где каждый ребенок вносит в создание задуманного технического объекта свою лепту, и в результате получается единая творческая работа, которая затем представляется на выставку.
На мой взгляд, коллективный метод в развитии творческих способностей у детей наиболее эффективный способ развития творчества.
Дети не только делают поделки, но и сочиняют истории возникновения и применения в повседневной действительности их творений. Великолепно передают обучающиеся полезность и оригинальность своих «творений» в мини-спектаклях, где главные действующие лица – одухотворенные («очеловеченные») модели технических средств, выполненные ребятами. И притом у каждой модели свой неповторимый характер.
Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Его развивающая и направляющая роль не может быть низвергнута. За ним:
1. Выбор темы, объекта;
2. Конструктивное решение;
3. Подбор материала;
4. Поэтапное выполнение модели.
Дети старших групп при этом могут выступать помощниками педагога, т.е. они могут без помощи наставника обучать малышей, подсказывать им оригинальные решения той или иной проблемы.
Я использую разные направления работы с детьми, и всегда находятся ученики, достигающие достаточно высоких результатов в каждом из видов деятельности.  
Таким образом, творческие способности у детей проявляются неравномерно – у кого-то они более выражены, у кого-то проявляются слабее, но при правильном подходе, грамотно спланированной и проводимой работе творческие способности выявляются у каждого обучающегося, забота же педагога – не загубить эти «ростки», а, бережно ухаживая за ними, развить и укрепить их для дальнейшего становления личности.
Заключение.
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленно направленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.
Для  развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное  развитие творческих способностей школьников:
1.Вводить в программы объединений дополнительного образования базу специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
2. На занятиях по техническому творчеству чаще давать детям задания творческого характера.
3. Педагогу чаще организовывать игровую деятельность, развивающую творческие способности детей.
4. Регулярно проводить работу с родителями.
Послесловие
Очевидно, что усилия энтузиастов-одиночек мало изменят общую картину. Необходим широкий круг единомышленников, занимающихся проблемой креативного образования в разных сферах. Если говорить о дополнительном образовании, то создание в этой сфере междисциплинарных научных групп, состоящих из специалистов в конкретной области и профессиональных психологов, позволит гораздо эффективнее решать проблемы творческого развития детей.
Креативное, творчески ориентированное образование создает условия для полноценной реализации личности, учит не останавливаться на достигнутом. У Льюиса Кэрролла в "Алисе в Зазеркалье" Черная Королева говорит, что для того, чтобы оставаться на месте, надо бежать со всех ног, ну а для того, чтобы продвигаться вперед, нужно бежать вдвое быстрее. Сегодня эти слова, обращенные к Алисе, полезно знать всем.
Образование многогранное, творческое, раскованное и осознанное - это наше будущее. Уникальный и огромный, несмотря ни на что, интеллектуальный и творческий потенциал России позволяет надеяться, что будет именно так. И если век XX называют атомным, веком информации и войн, то пусть XXI столетие станет веком творчества!