План-программа работы опытно-экспериментальной деятельности детей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Калининский детский сад»






План-программа работы опытно-экспериментальной
деятельности детей средней группы










Автор: Пустобаева Н.А.
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире, вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Основной целью программы является
развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.











Месяц
Темы игр-экспериментирований



Первая
неделя
Вторая неделя
Третья
неделя
Четвёртая
неделя

Сентябрь
Путешествие с капелькой
Вода прозрачная, может менять цвет
Значение воды в жизни растений
Игра «Водяной» у нас в гостях

Октябрь
Ветер, ветер, ветерок
Поиск воздуха
Летающие семена
Песочная страна

Ноябрь
В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича
Плавающие, тонущие предметы
Плавающее перо
Мех. Зачем зайчику другая шубка

Декабрь
Песок, глина
Волшебная рукавичка
Предметы из металла
Действие магнита на металл

Январь
 
Льдинка и снежинка
Вода, лёд, снег
Как снег становится водой

Февраль
Волшебная кисточка
С водой и без воды
Путешествие в мир стеклянных вещей
Как достать скрепку из воды

Март
Почему растаяла Снегурочка?
Освобождение бусинок из ледяного плена
Тёплая капелька
Стекло его качество и свойства

Апрель
Чудеса растений
Нужен ли корешкам воздух?
Почва. Песок, глина, камни
Солнечные зайчики

Май
Растениям теплую водичку
Зачем растения вертятся?
Поймаем солнечного зайчика.
В мире пластмассы


№ п/п
Месяц
Тема
Задачи
Обеспечение интеграции образования (образовательной области)
Планируемые результаты

Сентябрь
№1
Путешествие с капелькой.
Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.
Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным находить слова противоположные по значению.
Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов
Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению.


№2
Вода прозрачная, но может менять цвет.
Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы.
Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.
Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования
Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители.


№3
Значение воды в жизни растений.
Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.
Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.
Коммуникация: способствовать формированию диалогической   речи у детей.
Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов.


№4
Игра «Водяной у нас в гостях».
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение.
Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов.
Познание: подводить детей к   самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.
Умеют называть водоемы и их обитателей.

Октябрь
№1
Ветер, ветер ветерок.
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.
Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе.
Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.
Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с   именами существительным.


№2
Поиски воздуха.
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.
Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)
Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.
Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов.


№3
Летающие семена.
Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.
Коммуникация: формировать у детей умение слушать   художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы.
Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Умеют называть приметы осени, проявляют интерес   к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.


№4
Песочная страна.
Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.
Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе   проведения опытов.                       Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.
Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

Ноябрь
№1
В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича.
Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)
Познание: Формировать познавательно   - исследовательский интерес методом исследования.
Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.
Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.


№2
Плавающие и тонущие предметы.
Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает .
Познание: развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам, их свойствам.
Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый,
каменный.
Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

 
№3
Плавающее перо.
Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека.
Познание: развивать наблюдательность, умение  сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.


№4
Мех. Зачем зайчику другая шуба.
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой.
Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.
 
Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.
Проявляют интерес к окружающей нас природе.

Декабрь
№1
Песок. Глина.
Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявить почему песок и глина по-разному впитывают воду.
Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины.
Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.
Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.


№2
Волшебная рукавичка.
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)
Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.
Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.
Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.


№3
Метал.
Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)
Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.
Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.
Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.


№4
Действие магнита на предмет.
Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.
Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.
Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

Январь
 
№1
Как снег становиться водой.
Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.
Познание: развивать познавательные интересы через опытно-экспериментальную деятельность.
 
Умеют делать выводы и заключения.


№2
«Льдинка и снежинка»
Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.
Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.
Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.
Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.


№3
 
Вода, лед, снег.
Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.
Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.
Проявляют интерес к познавательно     исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды.

Февраль

 
№1
Волшебная кисточка.
Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.
Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
Коммуникация:
Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.


№2
С водой и без воды.
Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)
Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.
Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.
Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.


№3
Путешествие в мир стеклянных вещей.
Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.
   Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.
Умеют называть свойства стеклянных предметов, строят предложения грамматически правильно.


№4
Как достают скрепку из воды.
Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе
Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей
Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

Март
№1
Почему растаяла Снегурочка
Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причи нно-следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед.
Познание: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.
Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.
Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов . Выражают свои мысли и делают выводы.


№2
Освобождение бусинок из ледяного плена.
Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Познание: продолжать знакомить детей со свойствами льда.
Коммуникация: развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.
Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов, называют свойства льда.


№3
Теплая капелька.
Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды .
Умеют называть состояние воды, используя в речи имена   прилагательные, согласовывая их с именами существительными.


№4
Стекло, его качества и свойства.
Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности : толщина, прозрачность и свойства: хрупкость)
Познание: знать свойства прозрачность, хрупкость , толщина.
Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла
Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

Апрель
№1
Чудеса растений.
Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.
Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.
Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)
Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.


№2
Нужен ли корешкам воздух.
Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.
Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.
Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.
Называют комнатные растения.
 


№3
Почва (песок, глина камни).
Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.
Познание: знакомить детей с предметами неживой природы
Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней.
Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.


№4
«Солнечные зайчики».
Формировать представления о свойствах солнечных лучей.
Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.
Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Май
№1
Зачем растения вертятся.
Показать детям, что для роста растениям необходим свет.
Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.
Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.


№2
«Растениям – теплую водичку».
Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.
Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.
Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
Умеют ухаживать за растениями на грядке.


№3
Передача солнечного зайчика.
Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.
Познание: называть свойства солнечных лучей.
Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.
Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.


№4
В мире пластмассы.
Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.
Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.
Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

 
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой. Владимир, ВОИУУ, 2001.
8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

Hђ Заголовок 215