Программа социальной реабилитации детей дошкольного возраста в процессе формирования культурно – гигиенических навыков «УРОКИ МОЙДОДЫРА»

Краевое государственное казённое учреждение социального обслуживания
«Находкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Альбатрос».

«Утверждаю»
Директор КГКУСО
«Находкинский СРЦН «Альбатрос»
_______________ В.А. Приказчиков
___ ___________ 2013г.





Программа социальной реабилитации детей дошкольного возраста в процессе формирования культурно – гигиенических навыков.




Автор-составитель: Г. В. Твердовская
Находка 2013 г.

Содержание программы:
№ п\п.
Раздел.
Страница.


Обоснование актуальности.

3


Сроки реализации.

4


Эмблема.

5


Девиз.

6


Цели и задачи программы.

6


Этапы работы над программой.

7


Список и содержание блоков программы.

8


Этапы реализации программы.

10


Ожидаемые результаты.

11


Методические пособия и дидактические игры, изготовленные в процессе реализации программы.
11


Педагогический инструментарий, использованный в процессе реализации программы.
12


Используемая литература.
13


Приложения.

14










Обоснование актуальности.

Формирование культурно-гигиенических навыков (в дальнейшем КГН) и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений социальной реабилитации детей.

Так как центральная нервная система ребенка дошкольного возраста в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно, то именно в этом возрасте работа по формированию КГН является наиболее значимой. Самым оптимальным возрастом для начала работы в этом направлении считается ранний и младший дошкольный возраст (с 0 до 3 лет). В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. Но, учитывая специфику социально – реабилитационных учреждений, формирование КГН является актуальным и в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, и приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Эффективность воспитания КГН зависит от нескольких условий:
своевременности начала этой работы,
эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям,
систематичности упражнений детей в определенных действиях.

К сожалению, при организации воспитания КГН часто нарушаются или не используются в полной мере следующие условия:
регулярность занятий,
непрерывность воспитательного процесса,
единство требований воспитателей и родителей.

Это может быть связано:
С профессиональной некомпетентностью воспитателей в области методик формирования КГН.
С отсутствием информации о новейших разработках в области методик и технологий формирования КГН.
С отсутствием у воспитателей, работающих с одной группой воспитанников, навыков организации и проведения совместной
образовательной деятельности направленной на воспитание КГН.

Дети, поступающие в социально – реабилитационные учреждения, зачастую имеют разный уровень или полное отсутствие сформированности КГН, поэтому особенно важно сделать работу в этом направлении интересной и коммуникативной. По результатам диагностики педагог может определить наличие детей – тьюторов, которые будут помогать своим товарищам в освоении КГН. Это поможет созданию обстановки, приближённой к семейной, что повысит уровень социальной реабилитации в процессе работы по формированию КГН.


Сроки реализации программы не ограниченны. Это связано с тем, что дети поступают на реабилитацию и выбывают в течение всего учебного года.




























Эмблема


умывание
одевание


игровые






Цветок здоровья

Девиз:
«Да здравствует мыло душистое
и полотенце пушистое,
и зубной порошок,
и густой гребешок!»
К.И. Чуковский
Цель программы:
Создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования и коррекции культурно-гигиенических навыков.
Цель взрослая
Формирование основ культурно-гигиенических навыков у детей.
Цель детская
Научиться быть здоровым человеком.
Задачи:
Создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков младших дошкольников.
Воспитание заботливого отношения к своему здоровью.
Формирование навыков умывания, одевания, приёма пищи, поведения за столом, бережного отношения к игрушкам, ухода за вещами.
Развитие у дошкольников системы общечеловеческих ценностей: здоровый образ жизни, положительные коммуникативные связи, стремление к расширению кругозора.
Формирование положительного отношения к чистоте и опрятности.
Привить практические навыки в области гигиены тела, зрения, зубов.
Повышение культурно-образовательного уровня родителей в области воспитания КГН.
Совершенствование форм  воспитания культурно-гигиенических навыков.
Этапы работы над программой:









Итог работы над программой.







Список блоков программы:
1. «Аккуратный мир вокруг».
2. «Друзья Мойдодыра».
3. «Общество чистых тарелок».
4. «Красота!»
5. «Дружные ребята».
1. «Аккуратный мир вокруг».
Цель: формирование навыков ухода за игрушками и вещами.
Содержание блока:
Бережное отношение к игрушкам, вещам; умение пользоваться ими по назначению.
Участие в уходе за игрушками и вещами вместе с взрослыми.
Умение замечать красоту убранной комнаты, выстиранной, выглаженной одежды.
2. «Друзья Мойдодыра».
Цель: формирование навыков правильного гигиенического ухода за телом.
Содержание блока:
Самостоятельное, аккуратное мытьё рук и лица.
Умение пользоваться мылом, щёткой, зубной пастой.
Умение пользоваться полотенцем, вешать полотенце на своё место.
Умение своевременно пользоваться носовым платком.
Умение самостоятельно мыть ноги перед сном.
3. «Приятного аппетита!».
Цель: формировать навыки культуры поведения за столом и приёма пищи.
Содержание блока:
Умение правильно пользоваться ложкой, вилкой.
Умение правильно, самостоятельно есть пищу, не проливать.
Умение пользоваться салфеткой.
За общим столом не мешать другим, не пользоваться их приборами.
После еды говорить «Спасибо».
Помогать взрослым накрывать на стол или убирать приборы со стола.
4. «Волшебство порядка!»
Цель: формировать навыки умения следить за своим внешним видом и за порядком в своих вещах, навыки позитивных коммуникативных отношений.
Содержание блока:
Самостоятельное, последовательное одевание.
Вежливое обращение к взрослым за помощью (застёгивание, завязывание).
Умение узнавать свою одежду, не путать её с одеждой других детей.
Знать свой шкафчик, порядок складывания вещей в него.
Умение пользоваться расчёской.
Опрятность, умение следить за своим внешним видом.
5. «Дружные «Почемучки».
Цель: научить детей использовать в игре навыки, полученные в повседневной жизни.
Содержание блока:
Умение самостоятельно воспроизводить в игре цепочку взаимосвязанных игровых действий, отражающих процессы умывания, одевания, еды.
Умение объединяться с другими детьми в общих играх любого содержания, в том числе в играх по формированию КГН.
Полезные советы!
В процессе реализации программы, учитывая специфику социально – реабилитационных учреждений, в которых дети поступают на реабилитацию и убывают в течение года, исходя из практического опыта, можно рекомендовать следующее:
Что бы бережно ввести ребёнка в общий ритм жизнедеятельности, привлекайте детей с уже сформированными навыками в качестве тьюторов, но при этом подчеркните значение доброжелательного отношения к новичку.
Деликатные гигиенические процедуры (пользование туалетом и уход за половыми органами) у вновь поступивших детей диагностируйте индивидуально и обучение этим граням гигиены проводите тоже строго индивидуально.
Этапы реализации программы
Этапы.
Деятельность воспитателя.
Деятельность детей.


Постановка игровой задачи: Помочь Мойдодыру сохранить здоровье Бармалею и найти ему друзей. При постановке цели определить конечный продукт: Альбом-книга «Уроки Мойдодыра».
Ввести в игровую ситуацию « Отрываем лепесток от цветика-семицветика и загадываем желание оказаться в Африке, где живёт Бармалей »
Сформулировать задачи: научить Бармалея правильно умываться, одеваться, кушать, ухаживать за своими вещами, игрушками.
Входят в игровую проблему.




Вживаются в игровые ситуации.


Осуществляют игровые действия.


Подвести детей к решению задачи.
Спланировать деятельность (найти решение задачи путём экспериментирования, воплотить найденное решение в продуктивной деятельности.
Организовать деятельность.
Приятие задачи.
Принимают участие в обсуждении плана.


Осуществляют игровые действия.


Организовать работу по созданию альбома – книги «Уроки Мойдодыра» (поэтапно направить на поиск решений, экспериментирование, наклеивание в альбом картинок по выбору.)
Побуждать детей к решению проблемы, проблемных ситуаций, активизировать их инициативу в игровых действиях и продуктивной деятельности.

Оказать практическую помощь.
Ищут решение задачи.



Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности.


Организовать презентацию альбома «Уроки Мойдодыра»
Узнают и называют действия на рисунках и фотографиях в альбоме «Уроки Мойдодыра»


Ожидаемые результаты.

Дети должны уметь правильно:
Умываться.
Чистить зубы.
Причёсываться.
Мыть руки.
Мылить руки.
Мыть ноги.
Намыливать мочалку.
Сидеть за столом.
Держать ложку.
Кушать.
Пользоваться салфеткой.
Убирать крошки со стола.
Снимать и складывать одежду.
Одеваться и поправлять одежду.
Расправлять и заправлять свою постель.
Просить о помощи.
Благодарить за помощь.
Дети должны знать значение КГН для здоровья человека.

Методические пособия и дидактические игры, изготовленные в процессе реализации программы.
Альбом – книга «Уроки Мойдодыра».
Подбор стихотворений.
Подбор иллюстраций.
Консультации для родителей:
«Культурно – гигиенические навыки и их значение в развитии ребёнка».
«Детская одежда и гигиенические требования к ней».
Дидактические игры:
«Моё прекрасное тело».
«Что такое хорошо и что такое плохо».
«Оденем куклу на прогулку».
«Таня простудилась».
«Хочу одеваться правильно».
«Мы моем свои расчёски».
«Найди, где правильно».
«Моё здоровье».
«Одежда и обувь».
«Предметы гигиены».

Педагогический инструментарий, использованный в процессе реализации программы.
Наглядность (предметы, игрушки, иллюстрации, фото и видео материалы).
Речевой арсенал (пословицы, поговорки, приговорки, потешки, стихи, сказки, пояснения, поощрения).
Развлекательно – образовательные мероприятия (праздники, игры, развлечения).
Взаимопощь (детское тьюторство).
Содружество (педагог – ребёнок).
Личностно ориентированный подход.
Согласование своих действий с другими педагогами (а так же с психологами, соцработниками, медицинской службой и узкими специалистами).












Используемая литература
М.: Полиграф сервис, 2002. Игры и занятия с детьми раннего возраста, - 128 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа . реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий-2003, 2010- 36 стр. Голицина И.С.
Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991.-207с
Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.-95с
Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9-13-17с.
Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15-20с.












Приложения.











Тестирование по выявлению у детей знаний, умении навыков о здоровом образе жизни
(средняя группа).

Усвоение правил безопасного поведения на улице.
Вопросы:
Где и как надо переходить улицу?
Может ли автомобиль наказать нарушителя правил на дороге?
О чем сообщают дорожные знаки?
Можно ли садиться в машину или уходить со двора с незнакомым человеком? Почему?

Усвоение безопасного поведения в быту.
Вопросы:
Что ты будешь делать, если случится пожар?
Где у вас дома хранятся опасные вещи? Назови их.
Какие травмы могут случиться при неправильном обращении с некоторыми предметами?

Формирование осознанного отношения к себе.
Вопросы:
Какие гигиенические процедуры ты знаешь?
Как можно уберечься от болезни?
Как ты бережешь свою кожу, глаза, уши и ухаживаешь за ними?
Что ты будешь делать, если тебе скажут нельзя?
Что может случиться, если всегда говорить неправду?

Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
Вопросы:
Могут ли домашние животные быть опасными, в каких случаях?
Как нужно обращаться с неизвестн6ыми растениями? Назови ядовитые растения.

Диагностика КГН


Фамилия, имя ребёнка
Навыки еды
Навыки одевания
Навыки умывания
Уход за игрушками и вещами
Игровые умения


























































































































Условные обозначения:

Высокий уровень
Использует необходимые навыки уверенно. Знает значение этих навыков для здоровья.



Средний уровень
Имеет понятия о навыке, но самостоятельно не использует его.


Низкий уровень
Имеет фрагментарные знания, нуждается в напоминании и контроле за выполнением.

Консультации для родителей.
Детская одежда и гигиенические требования к ней.
Значение и виды одежды.
Одежда человеку служит для того, чтобы поддерживать постоянную температуру его тела, ограждать от неблагоприятных влияний погоды, а также механических, химических, термических и других повреждений. В зависимости от времени года, климатических условий и погоды одежда должна или защищать от излишней потери тепла, или, наоборот, не препятствовать хорошей теплоотдаче.
Одежду составляют постельное и нижнее белье, верхнее платье, головные уборы и обувь.
Одежда должна соответствовать времени года и погоде, возрасту и полу, подбираться по росту и пропорциям тела.
Большие или меньшие тепло сохраняющие свойства одежды зависят от ее покроя, пошива, количества слоев и главным образом от качества ткани, из которой она сшита.

Ткани и их характеристика.
Сама одежда не греет, но между нею и телом, а также в ее порах находится воздух, являющийся плохим проводником тепла. Теплопроводность ткани тем меньше чем больше воздуха заключено в ней. Высокой теплозащитной способностью обладают мягкие, рыхлые ткани с малым весом, в первую очередь мех, шерсть, ватин, вельвет, трикотаж, в меньшей степени байка, фланель, вискоза, штапель, лавсан и др. ткани. Все они обладают и хорошей воздухопроницаемостью, обеспечивающей смену воздуха, находящегося между одеждой и телом.
Перечисленные выше ткани, как правило применяются для холодного времени года. Для летней погоды используются гладкие ткани, светлые хорошо отражающие солнечные лучи. Важным качеством тканей, предназначенных для летней одежды, а также для пошива белья, является и их гигроскопичность, т. е. способность хорошо и быстро впитывать и постепенно испарять влагу, выделяемую с потом. Этими качествами обладают хлопчатобумажные ткани: батист, бязь, ситец, сатин и пр. Полотно, хорошо впитывая влагу, несколько быстрее, чем другие перечисленные выше ткани, испаряет ее, поэтому одежда, сшитая из него, особенно хороша в летнее время, т. к. способствует охлаждению тела.
Капрон, нейлон, хлорин – материалы, приготовленные из синтетического волокна, - почти совсем не впитывают влагу, поэтому для пошива белья и летней одежды, особенно предназначенных для детей, применять их не стоит. Одежда, сшитая из водоотталкивающих, прорезиненных или котаных тканей, очень удобна в прохладную, сырую погоду. В теплые, сухие дни надевать ее не следует, т. к. она, не обладая достаточной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, задерживает испарение пота, способствует перегреванию тела.

Гигиенические требования к покрою детской одежды.
Одежда детей не должна стеснять их движений, мешать свободному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздражать и травмировать кожные покровы. Недопустимы тугие пояса, сдавливающие чудную клетку, высокие тесные воротнички, подвязки, перехватывающие ноги.
В то же время одежда ребенка не должна быть очень свободной, т. к., цепляясь ею за различные предметы, он может упасть и разбиться.

Детское белье.
Детское белье шьется из светлых, а еще лучше белых тканей.
Обязательной принадлежностью детского постельного белья являются наволочки, пододеяльники и простыни. Отсутствие пододеяльников недопустимо, т. к. при этом одеяла быстро загрязняются потом и потным салом, раздражают своими ворсинками кожу ребенка.
Нижние рубашки для девочек обычно делают без рукавов с вырезным воротом и на проймах, которые более плотно, чем бретели держатся на плечах. Рубашки для мальчиков шьют с короткими рукавами или заменяют майками из бумажного трикотажа. Ночная рубашка шьется свободной длинной, до ступней ребенка, это предохраняет его от охлаждения и самозаражения глистами-острицами. Штанишки шьют свободными, резинка должна быть сзади пояса.

Комнатная одежда.
Ткань: теплое время года – ситец, майя, полотно, сатин и др., для зимы – бумазея, байка, трикотаж, вельвет. Покрой платьев простой, без рюшек, бантиков и др. Верхние штанишки – на бретелях. В жару лучшей одеждой для детей являются сарафаны, майки, трусы. Необходимой деталью детской одежды являются карманы для носового платка.

Одежда для прогулок.
Одежда должна обладать хорошими теплозащитными свойствами. Конструкция ее должна обеспечивать возможно большую «герметичность», исключающую поступление холодного воздуха через застежки, рукава, воротнички. Осень и весна – байковые или шерстяные костюмы, рейтузы, демисезонные пальто, плащи. Зимнее пальто можно сшить из шерсти на вате или шерстяном ватине.

Головные уборы.
Летом – светлые панамы, соломенные шляпки, фуражки. Весной и осенью – береты, кепи, фуражки. В прохладную погоду – вязанные шапочки, прикрывающие лоб и уши, в сильные морозы – меховые шапки или шапки-ушанки.

Обувь.
Обувь должна быть легкой, удобной, иметь эластичную подошву, широкий носок и маленький каблучок (8 мм). В теплое время года – парусиновая и вельветовая обувь. Зимой – суконные или кожаные ботинки, сапожки, в морозы – валенки.

Уход за одеждой.

Грязную одежду – вовремя менять, хорошо чистить, стирать, кипятить и гладить. Крахмалить детское белье не стоит. Одеяла и тюфяки раз в неделю проветривать и очищать от пыли. Одеяла - 1-2 раза в год стирать.
Родители должны следить, чтобы дети были чисто и аккуратно одетыми, имели носовой платок.


Одежда зимой

От +60 до - 20
От -30 до -80
От -90 до - 140

4 слоя: белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, куртка (пальто), сапожки.
Ниже 00 – зимнее пальто без трикотажной кофты.
4 слоя: белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги.
5 слоев: белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, зимнее пальто, теплые сапоги с носками.


"Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка".
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.
Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю над своим внешним видом.
Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.
В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"
 
Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.
 
Пути формирования КГН.
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
 
По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.
 
КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам , начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание










Конспекты занятий.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель: обогащать и уточнять знания о свойствах воды, её значении в природе для растений, животных и человека; развивать наблюдательность, любознательность, внимание, мышление при решении проблемных ситуаций; закреплять навыки детей в умывании, знании предметов туалета и их назначении; воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительно относиться к своему телу вести здоровый образ жизни.
Материал: две куклы, мыло, мочалка, полотенце для куклы, два тазика (с холодной и горячей водой), три стакана (с водой, молоком и пустой), две ложечки, губка, индивидуальные стаканчики с водой, поднос, жёлтая краска, лист ватмана с нарисованным солнышком без лучиков.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель (В.). Дети, посмотрите, какие куклы пришли сегодня к нам в гости. (Показывает две куклы: одна опрятная, другая грязная.) Их зовут Маша и Даша. Какая вам больше нравится? (Ответы детей.) Почему вам больше понравилась Маша? (Ответы детей.) А Даша кому-нибудь понравилась? (Нет.) Почему? (Ответы детей.) Почему плохо быть грязнулей? (Ответы детей.)
В. Ребята, давайте поможем Даше помыться и стать чистой, как Маша и все вы. Какие принадлежности требуются, чтобы стать чистыми? (Ответы детей.) Правильно, молодцы! Для чего нужна мочалка? (Ответы детей.) Вот вам мочалка, трите Дашу получше. Не оттирается? Наверное, с мылом лучше получится! Возьмите мыло, намыливайте Дашу. Ни мыло, ни мочалка не могут отмыть грязь! Чего же нам не хватает? (Ответы детей.) Оказывается, самое главное это вода. Только с водой пенится мыло и мочалка. А где она живёт? (В кране, луже, море, аквариуме, на тучке.)
Хотела я в кране набрать воды, а её там почему-то нет. И вспомнила одну историю.
«Жили в тучке капельки. Однажды отпустила тучка их на землю. Падали они на землю, веселились, поливали травку, цветы, деревья, поили человека и животных, стирали бельё. А потом пригрело солнышко, они стали лёгкими и возвратились к маме тучке, чтобы снова вернуться на землю». Наверное, капельки так веселились, что забыли прибежать к нам в кран.
Что же делать? Где взять воду? Может быть, она потерялась? Давайте позовём Капельку. (Дети зовут Капельку.)
Появляется Капелька мягкая игрушка «Капитошка» с грустным выражением лица.
В. Почему ты такая грустная?
Капелька. Я потерялась и не могу вернуться к маме тучке. Мне кажется, что я никому не нужна.
В. Не грусти, Капелька, дети помогут тебе. Дети, для чего нужна вода? (Готовить еду, пить, стирать, умываться, купаться, закаляться, чтобы не болеть.)
Физкультминутка.
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрём.
Постираем, прополощем,
Отожмём её, встряхнём,
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
В. А для чего нам вода нужна? (Чтобы помыть Дашу.) Ребята, закройте глазки, а Капелька скажет свои волшебные слова. (Дети закрывают глаза выставляется ванночка с водой.)
Капелька.
Я маленькая капелька,
Я очень вам нужна,
Покапаю, покапаю
Получится вода.
А капаю я так:
«Кап-кап-кап».
Дети проговаривают «кап-кап-кап» и открывают глаза. Воспитатель предлагает умыть куклу.
В. Что нужно, чтобы вытереть куклу? (Полотенце.) Так что же надо для того, чтобы стать чистым? (Мыло, мочалка, полотенце и вода.) Вот какая чистая наша Даша! А какой стала вода после того, как мы её помыли? (Грязной.) Что делает вода для нашего тела? (Смывает всю грязь.)
Ребята, а вы знаете, как правильно мыть руки и умываться? (Предложить детям алгоритм мытья рук на отдельных карточках, дети расставляют карточки по порядку.)
Физкультминутка.
Кто умеет чисто мыться?
Кто водицы не боится?
Это мы! Это мы!
Чтобы чистенькими быть,
Надо ручки нам помыть
(потирают ручки)
И вот так, и вот так!
Кто не хочет быть грязнушкой,
Хорошенько моет ушки,
И вот так, и вот так
(круговые движения по ушкам)
Умываться мы умеем.
Мы мочалкой мылим шею
И вот так, и вот так! (Потирают шею левой рукой справа и наоборот.)
Чтобы чисто вымыть ножки,
Мы помылим их немножко
И вот так, и вот так!
(Наклоняются, растирают ножки.)
Мы помылись, как большие,
Вот мы чистые какие!
Посмотри, посмотри! (Дети подпрыгивают и кружатся на месте.)
В. Ребята, посмотрите, нам Капелька накапала водички в стаканчики. Хотите подружиться с ней? (Да.)
Игра «Хорошо плохо».
Вода это хорошо, когда...
Вода это плохо, когда...
В. Дети, давайте рассмотрим воду, чтобы познакомиться с ней поближе. Имеет ли она запах? (У каждого ребёнка индивидуальный стаканчик с кипячёной водой. Сравнивают её с другими запахами.)
Вывод: вода не имеет запаха. Имеет ли вода вкус? (Пробуют на вкус.) Вывод: вода не имеет вкуса. Какого цвета вода? (Два стакана: в одном вода, в другом молоко. Дети опускают в стаканы ложку.)
В каком стакане виден предмет? (В стакане с водой.) Вывод (воспитателя): вода прозрачная, а молоко нет.
Два стакана: в одном вода, другой пустой. Переливаем воду в пустой стакан. Что делает вода? (Льётся, бежит, переливается, струится.) Вывод: вода жидкая.
Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок
(гладят себя по бокам).
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт
(показывают).
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
(наклоны с движением рук):
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.
В. Капельке очень понравилось у нас. Она стала весёлой. Поняла, что очень нам нужна. А теперь давайте поможем ей вернуться к тучке-маме. Для этого мы нарисуем солнышко. Оно пригреет, Капелька станет лёгкой и поднимется к маме на тучку.
Рисование лучиков солнышка ладошкой. (Губка пропитана краской, но сухая. Дети убеждаются, что краска не рисует, значит, нужна снова Капелька. Смачивают губку водой и рисуют ладошкой. В это время Капелька исчезает.)


















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Программное содержание:
формировать элементарные знания и навыки здорового образа жизни:
потребность в чистоте и опрятности, соблюдении распорядка дня; необходимость выполнения физических упражнений;
содействовать накоплению двигательного опыта;
развивать эмоциональную сферу детей;
учить элементарным мыслительным операциям;
развивать сенсомоторику, память, воображение, речь;
воспитывать желание быть здоровыми, бережно относиться к себе и окружающим;
развивать культуру общения, поведения.
Предварительная работа: проведение специально организованного обучения, общения, игр, познавательно-практической деятельности, работы в течение всех режимных моментов по темам: «Осень», «Предметы гигиены», «Одежда, обувь», «Моё прекрасное тело».
Оборудование:
куклы, домики для кукол, предметы личной гигиены ( мыло, мочалка, зубная щётка, расчёска, полотенце), «Чудесный мешочек», физкультурное оборудование: массажная дорожка, дуга, оборудование для развития равновесия («лужа», узкая дорожка – мостик), дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку», дидактическая игра  «Что такое хорошо и  что такое плохо».
Ход занятия:
Дети с воспитателем входят в зал. Воспитатель обращает внимание детей на присутствующих там взрослых:
В. Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Посмотрите, сколько их сегодня много. Каждое утро мы говорим друг другу: « Доброе утро», чтобы у нас весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние волшебные слова и нашим гостям. Дети говорят гостям: «Доброе утро».
«Минутка дружбы»
В. – А теперь станем в кружок.
Дети становятся в круг, держатся за руки.
В.  Раз ладошка, два ладошка.
Подружи со мной немножко.
Мы ребята дружные,
Дружные,  послушные.
Дети проговаривают слова вместе с воспитателем.
В. – А ещё сегодня к нам в гости обещали прийти куклы: Кукла Таня, кукла Марина, кукла Наташа и кукла Нина.
Детки кукол ждут и ждут.
Что же куклы не идут?
К ним отправимся мы сами,
Что случилось и узнаем.
Чтоб быстрее нам дойти,
Ну-ка, музыка, звучи!
Звучит фонограмма весёлой, бодрой музыки.
Дети идут по массажной дорожке.
В. – Вот шагают наши ножки
Прямо к Тане по дорожке.
А дорожка не простая –
Вот красивая какая!
Раз кружочек, два кружочек,
Ну, шагай смелей, дружочек!
Раз, два, три!
К дому Танечки пришли!
Звучит фонограмма «Колыбельной».
В. – Что за музыка звучит?
(Ответы детей.)
Наша Таня ещё спит.
Что же делать, как нам быть,
Как нам Таню разбудить?
Может мы потопаем? (дети топают)
А может мы похлопаем? (дети хлопают в ладоши)
А давайте мы скажем кукле наши утренние, волшебные слова:
«Доброе утро!»
(дети произносят вместе с воспитателем)
Кукла просыпается.
Кукла Таня. Доброе утро, дети!
В гости к вам хочу прийти,
Но не знаю, как дойти.
Ручки не хотят вставать,
И ножки не хотят вставать.
Лучше лягу я в кровать.
В. – Ребята, что мы делаем каждое утро, чтобы легче было вставать, что быть бодрыми и весёлыми целый день?
Дети.  – Зарядку!
В. – Ты, Танюша, не ложись,
Ты с зарядкой подружись!
Динамическая пауза «Зарядка».
Ну-ка, встанем по порядку.
Начинается зарядка!
Чтобы нам скорей проснуться,
Нужно дружно потянуться!
Ручки вверх мы поднимаем!
Даже тучки задеваем!
Руки вверх, стоя на носках (34 р.)
А теперь проснись головка,
Поворачивайся ловко!
Наклоны головы вперёд-назад, вправо-влево (по 2 р.)
Ручки просыпаются,
Туда- сюда качаются!
Взмахи руками вперёд-назад, в стороны-вниз (по 2 р.)
А теперь проснитесь ножки.
Наклоны с поглаживанием ног (2 р.)
И шагайте по дорожке!
Непродолжительная ходьба.
В. – Всё запомнила, Танюша?
Просыпайся поскорей,
В гости ждём всегда друзей!
А теперь мы отправимся к кукле Марине. Она живёт очень далеко.
Но у меня есть волшебные ворота. В эти ворота мы проползём и сразу окажемся у домика Марины.
Дети проползают на четвереньках под дугу. И оказываются у домика.
В. – Что за странная картина?
Ох, и грязная Марина!
Грязь на щёчках и на лбу!
Грязь на шее, на носу!
Очень стыдно быть такой!
Ты пойди лицо умой!
Кукла  что-то шепчет воспитателю.
 Ребята, Марине очень стыдно. Она не знает, что нужно для того, чтобы быть чистой и красивой. Но мы-то с вами знаем и сейчас всё расскажем Марине. А поможет нам «Волшебный мешочек».
Дети на ощупь угадывают и называют предметы гигиены: мыло, мочалку, расчёску, зубную щётку, полотенце.
Пальчиковая игра «Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться»
Дети отвечают на вопросы воспитателя и загибают пальчики.
Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться?
Нам нужнаВОДИЦА.
Что же с ручек грязь смывает?
МЫЛО деткам помогает.
В ванну смело мы идём,
Спинку и животик трём.
Что же деткам помогает?
МОЧАЛКА быть здоровыми желает.
Чтобы зубки не болели,
Чтоб они всегда блестели,
ПомогаетЗУБНАЯ ЩЁТКА.
Чисто-чисто умывались.
Чем же детки вытирались?
ПОЛОТЕНЦЕМ.
Чтоб волосики не путались.
Чтоб они нас всегда слушались,
Чтоб красивой была причёска,
Помогает всегдаРАСЧЁСКА.
Кукла благодарит детей.
В. – Ну-ка, быстро умывайся,
К нам скорее собирайся.
А мы дальше пойдём. К кукле Наташе.
Слышится шум дождя.
В. – Слышите, ребята, кажется,  дождик начинается. Побежали скорее к домику куклы Наташи.
Непродолжительный бег по кругу под музыку.
Убежали от дождя?
Дети. – Да!
Появляется кукла.
Кукла Наташа. – В гости к вам хочу я очень.
Но не знаю, что одеть.
На дворе с дождями осень.
А мне не хочется болеть.
В. – Дело в том, что у куклы Наташи много одежды и обуви. И сейчас мы с вами ей поможем выбрать ту одежду и ту обувь, в которой можно смело идти гулять, когда на улице холодно.
Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку»
Из предложенной одежды и обуви дети выбирают только тёплую – по сезону.
Кукла благодарит детей.
В. – Одевайся поскорей,
И на улицу смелей.
Приходи к нам кукла в гости,
Рады видеть мы друзей.
Осень дождик принесла,
Осень лужу налила.
Стоит лужа на пути,
Как нам лужу перейти?
Рассуждение воспитателя и детей на тему «Почему нельзя ходить по лужам»
 А я мостик положу,
Я по мостику пойду,
Ножек я не замочу!
Физкультурное упражнение  «Пройди по мостику» упражнение на развитие равновесия. Дети переходят импровизированную лужу по мостику.
В. – Дождь покапал и прошёл,
Солнце в целом свете,
Это очень хорошо,
И большим и детям!
Подходят к домику, появляется кукла.
А вот кукла Нина не знает, что такое хорошо и что такое плохо. И мы ей поможем во всём разобраться.
Дидактическая игра  «Что такое хорошо и что такое плохо»
Дети рассматриваю картинки и называют изображения словами «плохо или хорошо». Картинки складываются в две коробки: зелёную, красную.
В. – Утро начинается,
Каждый улыбается.
УлыбатьсяХОРОШО.
Плакать – этоПЛОХО.
Драться тоже оченьПЛОХО.
Быть хорошим, добрым, дружным,
Это оченьХОРОШО.
Занимайтесь все зарядкой
И не будете болеть.
ЗаболеешьПЛОХО.
Быть здоровымХОРОШО.
УмыватьсяХОРОШО.
Быть грязнулейПЛОХО.
Если холодно и ветер,
Дождь наливает лужицы,
Каждый знает этоПОХО.
Нам нельзя на улицу.
В. – Помни, Ниночка, всегда:
В красной коробке – так делать нельзя.
Лучше в зелёную ты загляни,
Запомни там всё
И к нам приходи.
Кукла благодарит детей.
В. – Кукол всех мы навестили,
И всему их научили.
Скоро в гости к нам придут,
Скажут : «Здравствуйте, мы тут!»
А мы отправимся в группу и будем их ждать.


























[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель: формировать у детей позитивное отношение к уходу за зубами, элементарные навыки здорового образа жизни; учить общаться со взрослыми; отвечать на вопросы, связанные с элементарными культурно-гигиеническими навыками; воспитывать желание следить за своими зубами, чистить их.
Материал: ростовая кукла Заяц, бильярдный шар, щётки для одежды, мытья игрушек, мытья посуды, массажная щётка, зубная щётка, детская зубная паста, мыло, шампунь, салфетка.
Ход занятия
Входит ростовая кукла Заяц.
Заяц. Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, опрятные! У вас хорошее настроение?
Дети. Да!
Заяц. И у меня тоже. Поэтому я так красиво вам улыбаюсь. И вы мне улыбнитесь. У всех замечательные улыбки! А знаете ли вы, что нужно делать, чтобы улыбка всегда была красивой? (Ответы детей.) Моя мама Зайчиха говорит, что нужно обязательно ухаживать за своими зубками, чтобы они были белые и здоровые. Давайте рассмотрим зубы в зеркало (рассматривают). Сколько зубов у человека?
Дети. Много!
Заяц. Да, вверху и внизу у человека много зубов. Для чего они нужны? (Чтобы кусать пищу, пережёвывать её.) А зубы есть только у человека? (Нет, есть и у животных, у рыб.) Всем нужны зубы, чтобы кусать, грызть, жевать пищу. Зубы самая твёрдая часть организма, они белые, потому что покрыты слоем белой эмали. Посмотрите на бильярдный шарик (дети пробуют его на прочность: сжимают, бросают, стучат). Такие же прочные у нас зубы. Давайте вместе постучим зубами (дети «щёлкают» зубами). Вот и у меня крепкие зубы, белые, блестящие, потому что я каждый день чищу их зубной щёткой после завтрака и перед сном. А вы? (Ответы детей.)
Заяц. Я сейчас проверю, знаете ли вы, чем нужно пользоваться для чистки зубов.
Под салфеткой на столе разложены предметы: щётки для мытья посуды, игрушек, массажная щётка, зубная щётка, щётка для одежды, детская зубная паста, шампунь, мыло. Дети выбирают и называют предметы.
Заяц. Молодцы, всё правильно! Детям нужна детская зубная щётка и детская зубная паста, которые помогут вычистить микробов и сделают ваши зубки белыми и здоровыми.
Воспитатель (В.). Ребята, давайте угостим Зайку вкусным соком! (Заяц «пьёт» сок.)
Заяц. Ой, у меня нет с собой щётки! Что мне делать? Дети, подскажите, пожалуйста! (Ответы детей.) Вспомнил, мне мама Зайчиха говорила, что после еды нужно рот полоскать! (Полощет.) Ой, как здорово! Мы с вами, дети, знаем, как ухаживать за своими зубками! А теперь давайте споём весёлую песню.
Заяц прощается, уходит.
В. Вот видите, ребята, как много интересного и полезного узнали мы от Зайца! Давайте повторим, как нужно ухаживать за зубками! (Ответы детей.) Правильно. А сейчас мы все угостимся вкусным соком и не забудем после питья...
Дети. Прополоскать рот!
В. Молодцы!













«Научим куклу Катю умываться»

I. Программное содержание: умывание.
1. Обогащать словарь детей, уточнить название и назначение предметов, находящихся в умывальной комнате: кран, по которому льется вода; мыло – смывает грязь; полотенце – вытирать насухо руки, лицо; зеркало – помогает проверить чисто ли ваше личико.
2. Учить правильно называть предметы, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.
3. Воспитывать вежливость, умение уступить друг другу, помогать друг другу.
4. Продолжать учить детей последовательно мыть руки: закатать рукава, открыть кран, помочить руки, намылить руки, положить мыло в мыльницу, потереть руки, смыть мыло, вымыть лицо, отжать руки, взять свое полотенце, вытереть насухо лицо и руки, закрыть кран.
II. Индивидуальная работа
Карина, Кира, Максим: Помочь запомнить последовательность умывания.
Артем, Настя, Глеб: научить открывать кран так, чтобы вода не намочила одежду.
Максим, Настя: продолжать учить намыливать руки.
Словарную работу расписать.
III. Предварительная работа
Обучать детей правильной последовательности при умывании.
Чтение сказки «Мойдодыр», потешки.
Д/и «Умоем Чебурашку».
Рассматривание сюжетных картинок.
IV. Материал: кукла, кран, мыло, полотенце, запись с детским плачем.
V. Ход занятия
Дети играют, воспитатель включает запись с плачем ребенка и прячет в приемной комнате рядом с куклой.
- Ребята, а кто плачет? Артем, ты? (нет)
- Настя, ты? (нет) А кто? (не знаю)
- Пойдемте поищем! (Да)
Идя на звук плача, воспитатель с детьми входят в приемную и видят, на диване сидит кукла и плачет.
- Ребята, да это же наша Катя!
- Катя, а что ты так плачешь?
Воспитатель от имени Кати: «Я бежала к вам, хотела позвать вас на улицу и упала, испачкалась».
- Ну, Катя это не беда, правда, ребята? (Да)
- У нас есть умывальная комната, ребята скажите, а что там мы делаем?
- Там мы моем руки и умываемся.
- Правильно. Давайте ребята проводим Катю в умывальную комнату!
- Давайте!
Пока идет индивидуальная работа.
- Как называется комната? Что делаем?
Ребята вместе с воспитателем проходят в умывальную комнату и воспитатель от имени Кати:
- Ой, ребята, а что это за домики такие? Показывая на ячейки с полотенцами.
- Ребята, расскажите, для чего нам нужны эти домики?
- Тут висят наши полотенца.
- А зачем вам столько полотенец?
- У нас у каждого есть свое полотенце.
С помощью воспитателя дети объясняют, что у каждого из них есть свое полотенце.
Воспитатель от имени Кати:
- А как же вы ребята узнаете, где чье полотенце?
- Карина, объясни Кате, как ты находишь свое полотенце? - У меня на домике есть картинка с ёжиком, это мое полотенце.
- Артем, а у тебя какая картинка? - Мишка.
- А у Киры? - Яблоко.
- А у Максима? - Аист.
- Настя, скажи, а у тебя какая картинка? - А у меня бант.
- Глеб, скажи какая у тебя картинка? – Гриб.
Воспитатель от имени Кати:
- А где же полотенце у Г.В.?
- А мое полотенце, ребята, покажите где? (оно весит отдельно). – Правильно.
- Катя, и тебе я принесла полотенце.
- Ой, спасибо, давайте мне полотенце, я вытрусь, всю грудь вытру, буду чистой.
- Нет, Катя, нужно сначала сделать что?
- Ребята, что нужно сделать? - Умыться.
- А как мы это делаем? Покажем Кате? - Да. Хоровой и индивидуальный ответы детей.
Нужно кран открыть.
- А я умею сама открывать кран. Сильно открывает кран.
- Дети, разве так открывают кран? Почему?
- А как Артем надо открывать кран? - Тихонько.
- Правильно, тихонько, чтоб вода текла тонкой струйкой.
- Что нужно сделать, прежде чем подойти к умывальнику? – Закатать рукава. - А зачем, Карина? - Чтоб не намочить платье.
- Правильно.
- А затем как мы закатали рукава, что мы делаем, Максим? - Мы намочим руки.
- А дальше что, Кира? - Берем мыло.
- Да.
- Ребята, покажите, как надо закатывать рукава, помогите друг другу. - Молодцы.
- А теперь помогите Глеб и Настя закатать рукава Кате. Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит.
- Рукава закатали, кран открыли, что теперь делать?
- Ребята, подскажите Кате, что мы делаем дальше? – Возьмем мыло и намылим руки.
- Правильно. Максим, покажи Кате, как намылить руки.
Мыли мылом пальчики, мыли мылом ручки, вот какие ладушки, ладушки-ладошки.
- Вот такими движениями одна ладошка моет другую (Максим показывает).
- Сначала руки намочим водой и намылим мылом, у нас получились белые перчатки.
- Катя ты поняла, что нужно делать? - Да.
- Тогда начинай мыть руки.
Воспитатель намыливает кукле руки, спрашивая детей, что дальше делать.
- Ребята, правильно Катя делает? - Да.
Теплою водою, руки чисто мою,
Кусочек мыла я возьму,
И ладошку им потру.
- Настя, что сейчас делает Катя? - Мылит руки мылом.
- А теперь, что ей нужно делать Глеб? – Смыть мыло.
- Помоги, Настя, кукле смыть мыло.
- Катя, смывай водичкой мыло. - Смыла. - Лицо?
- Максим, что нам дальше делать? - Вытереть руки полотенцем.
- Артем, скажи, что забыл Максим. – Отжать руки.
- Правильно.
- Вот теперь вытирать руки полотенцем. Помоги, Артем, кукле.
- А теперь повесь полотенце в домик.
- И закроем кран.
Воспитатель от имени Кати.
- Ой, ребята, и как вам удается все это запомнить? - Нам помогает наши картинки.
- Правильно, ребята.
- Ну, Катя, посмотри в зеркало. Чистая ты? - Да.
- А вы ребята? Какие у вас руки? - Чистые.
- Катя, ты запомнила, как нужно мыть руки? - Да.
Воспитатель опрашивает еще раз детей о последовательности мытья рук.
- Мы помогли Кате умыться, научили ее правильно умываться.
- Пойдем Катя на улицу.
Дидактическая игры.
«Мы моем расчески»
Цель: Игра воспитывает у детей навыки пользования своей расческой, а также ухода за ней.
Подготовка к игре: Для проведения игры педагог накрывает столы клеенкой, ставит тазики с водой для каждого ребенка, мыло в мыльницах, индивидуальные салфетки для протирания расчесок, приготавливает белый накрахмаленный халат для Мишки.
Ход игры.
Дети садятся на стулья, расставленные полукругом. Обращаясь к ним, педагог говорит:
- Ребята, не знаете ли вы, где наш Мишутка? Он всегда сидел с другими куклами, а теперь ушел куда-то.
Педагог дает возможность посмотреть, поискать его. Сам выходит за дверь и быстро возвращается с Мишуткой, одетым в белый халат. В ведерке у него щеточка для чистки расчесок.
- Заходи, Мишутка, мы тебе рады, - говорит воспитатель.
Мишутка здоровается, дети отвечают, разглядывая его.
Затем Мишутка обращается к детям:
- Я был в умывальной комнате, посмотрел на ваши расчески. У многих они грязные, вот и пришел вам сказать, что их нужно мыть.
- Вот видите, дети, - говорит педагог, - причесывать волосы вы умеете, а мыть расчески – нет. Покажи нам, пожалуйста, Мишутка, как это делать.
- С удовольствием! – отвечает тот. Но для этого нужно, чтобы каждый принес свою расческу.
Педагог предлагает детям войти в умывальную комнату, каждому взять свою расческу с полочки, а затем проверяет, свои ли расчески они принесли. Дети подходят к столам, составленным в длину, на которых стоят тазики, и становятся возле них.
Педагог с Мишуткой показывают, как надо мыть расческу, как вытирать ее бумажной салфеткой. Все дети принимаются мыть расчески: моют намыленной щеточкой между зубьями, полощут и вытирают. А Мишутка проверяет, хорошо ли вымыто, помогает тем, кому трудно. Затем все кладут свои расчески на полки. Благодарят Мишутку за помощь. Мишутка прощается и уходит.


Дидактическая игра «Таня простудилась»

Цель: Игра способствует формированию навыков пользования носовым платком; приучает детей при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком, если кто- нибудь находится рядом, отворачиваться.
Ход игры: В группу вносят куклу Таню – в хорошо отглаженном платье, с чистым, красивым носовым платком в кармане. Дети встречают её восклицаниями, улыбками, некоторые даже встают, трогают Таню рукой: «Платье красивое». Смотрят, есть ли носовой платок у неё в кармане. Таня чихнула, и педагог показывает и поясняет правила пользования носовым платком, как складывать его после употребления, убирать в карман. Все дети достают из кармана платочки, затем начинают «покашливать», прикрывая рот платком, отворачиваясь друг от друга.
В ходе игрового показа детям становятся понятнее требования, что нос всегда должен быть чистым, они усваивают способы применения носового платка. Дальнейшие наблюдения за поведением детей показывают, что они точно воспроизводят последовательность действий, пользуясь носовым платком, аккуратно его хранят и –главное – большая часть детей перестаёт быть безразличной к тому, что у них неопрятный нос.

















Стихи и потешки.
Волшебная водичка На розовое личико, Ручеек из сказки На носик и на глазки, Брызги из кадушки На щечки и на ушки, Дождичек из лейки На лобик и на шейку. Ливень с теплой тучки На маленькие ручки. Вот какой чистюля! ***************** Снует зубная щетка, Как по морю лодка, Как по речке пароход По зубам она идет, Вверх и вниз, туда-обратно. Счистим мы налет и пятна. Чтобы зубки не болели, Чтоб как зимний снег белели ***************** Птичка зернышки клюет, Колет белочка орешки, Травку козочка жует, Ест улитка сыроежки, Молоко котенок пьет, У мышат - головка сыра, Косточку щенок грызет, У пчелы – кусок зефира. Сено ест смешной теленок, Кролик скушал лист капустный, Что же любит наш ребенок? Кашку? Ах, как это вкусно! Слово "кашку" в зависимости от меню малыша можно заменить на "йогурт", "супчик", "мяско", "творог" и т.д. ********************** Ложечку за папу, ложечку за маму, Кушай, детка, кашку, будешь умный самый! (Будешь умной самой! – для девочек) Ложечку за бабу, ложечку за деду, Ложечку за юркую мышку-непоседу! Ложечку за слоника, ложечку за мишку, Ложечку за желтого цыпленка-шалунишку! Ложечку за хрюшку, ложечку за киску, Ложечку за рыжую хитренькую лиску! Ложечку за девочку, ложечку за мальчика, Ложечку за маленького попрыгушку-зайчика! Ложечку за зебру, ложечку за львенка, Ложечку за самого умного ребенка! ******************** Мы на пухлые ручонки, Одеваем рубашонку  Повторяй за мной слова: Ручка - раз, ручка - два! Застегнем застежки  На твоей одежке: Пуговки и кнопочки, Разные заклепочки. На мою малышку Оденем мы штанишки: Повторяй за мной слова: Ножка - раз, ножка - два! А теперь на ножки -  носочки и сапожки!
(Если дело происходит летом, то вариант такой: Обуваем ножки, Бегать по дорожке!)  Повторяй за мной слова: Ножка - раз, ножка - два! Хоть устали одеваться, Но не будем возмущаться! Что осталось - голова? Вот и шапочка - раз, два!  ***************** Уберем игрушки, Приляжем на подушку, Глазки-незабудки Закроем на минутку. Губки-землянички, Пушистые реснички, Щечки-лепесточки У моего цветочка. Розовые ушки, Кудрявая макушка Накроем одеяльчиком Крохотные пальчики, Пухлые ручонки, Усталые ножонки, Маленькие пятки. Засыпай, мой сладкий! ********************** Мы гуляли, мы играли И немножечко устали.  Чтобы сил еще набрать, Надо нам чуть-чуть поспать. Ты закроешь глазки, И приснится сказка: Про кота мурлыку, Журавля-курлыку, Лисоньку-хитрулю, Мышку-крохотулю, Зайчика-хвастушку И жужжалку-мушку, Про шмеля-гуделку, Хлопотушку-белку, Про сластену-мишку. Спи, моя малышка! (для девочек) Засыпай, мой милый, Набирайся силы! (для мальчиков)

Стрижем ногти
Самое короткое стихотворение (универсальное).
Пальчик, пальчик!
Где ты был?
Милый мальчик,
Где бродил?
Покажи-ка ноготок!
Подстрижем его: цок-цок!
Стриг да стриг, цок да цок!
Аккуратный ноготок!
Стихотворение для малышей постарше.
Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Пальчик указательный –
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!


















13PAGE \* MERGEFORMAT144515








Умывание.


Игровые
умения.




Одевание.

Уроки «Мойдо
дыра».


Уход за игрушками.


Поведение за столом.

Подбор литературы, фото и видеоматериалов, иллюстраций.

Подбор и разработка конспектов.

Изготовление дидактических игр.

Изготовление атрибутики к сюжетно – ролевым играм.

Разработка консультаций для родителей.

Диагностика уровня сформированности КГН после цикла занятий по данной программе.

Оформление программы с учётом практических результатов.

Презентация программы коллегам.

Перспектива дальнейшего расширения и наполнения программы наглядным материалом.



"Уроки Мойдодыра"Times New Roman{ђ Заголовок 115