Доклад по самообразованию «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи в системе здоровьесберегающих технологий»


Открытая трибуна. Доклад по теме самообразования «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи в системе здоровьесберегающих технологий»
СЛАЙД 1
Уважаемые коллеги! Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, самосовершенствованию и стремлению к профессиональному росту.
СЛАЙД 2
Тема, по которой я работаю, звучит следующим образом: «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи в системе здоровьесберегающих технологий»
СЛАЙД 3
Работу по обозначенной теме планирую и осуществляю в несколько этапов: мотивационный, теоретико-методологический, практико-ориентированный и аналитико-оценочный.
Первый этап: Мотивационный СЛАЙД 4
В него входят 1 выбор темы
2 постановка цели
3 формулирование задач
4 составление плана по самообразованию
СЛАЙД 5
Мы живем в очень динамичное время. Мир и информационное пространство настолько сильно и стремительно развиваются, что это стало заметно даже детям. Скорость развития технологий, увеличение потока информации, постоянная занятость родителей заставляет их форсировать события. Ребенку дошкольного возраста доступны компьютер, ноутбук и другие блага современности. Они хорошо прослеживают причинно-следственные связи отношений между людьми, сюжеты фильмов или сериалов. Их взгляды во многом шире, но вместе с тем, дети могут быть несамостоятельными в самых простых вещах: например завязать шнурки или застегнуть пуговицы.
Наблюдая за детьми в ходе образовательного процесса и в самостоятельной деятельности, обратила внимание на то, что у большинства, слабо развита моторика рук (дети не умеют перелистывать страницы, некоторые неправильно держат ложку, карандаш; нажим во время рисования очень слабый)
Я решила акцентировать внимание на развитии мелкой моторики детей. СЛАЙД 6
Согласна с тем, что проблема развития моторики не нова, но остается по-прежнему актуальной. Как писал В. А. Сухомлинский «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Мной определена цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка через развитие мелкой моторики и координацию движения рук, используя здоровьесберегающие технологии.
Второй этап: теоретико-методологический. СЛАЙД 7
На этом этапе особое внимание уделялось изучению теоретических основ данной темы: ознакомление с научно-методической литературой, изучение интернет-ресурсов по данной теме.
  Список литературы по данной теме представлен в папке по самообразованию.
1. Жукова Н. С. «Преодоление общего недоразвития речи у детей»
2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. «Степени общения: от года до семи»
3. Дарвиш О.Б. «возрастная психология»
4. Холмовская В.В «Воспитание и обучение детей пяти, шести лет»
5. Фомина Л.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»
6. Кольцова М.М «Развитие моторики»
7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
8. Гризик Т.И. «Детство и отрочество»
9. Дубровина И.В. «Готовность к школе, развивающие программы»
10. Данилова Е.Е. «Психология»
11. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
12. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»
13. Солнцева Е.А. Белова Т.В. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики»
14. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук»
Интернет ресурсы СЛАЙД
http://logoportal.ru/http://www.logoped.ru/http://logopedy.ru/portal/http://www.solnet.ee/http://smollogoped.ru/http://logopeddoma.ru/http://logoped-forum.ru/СЛАЙД 8
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
СЛАЙД 9
Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга".
СЛАЙД 9
Как известно, моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая мелкую моторику, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального и нервно-психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений и навыков. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее мозга. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников – развиваем и языковой аппарат.
СЛАЙД 11
Третий этап: Практико-ориентированный.
В него входит собственно - профессиональная деятельность, и информационно-издательская деятельность. Поговорим, в начале, о собственно - профессиональной деятельности,
СЛАЙД 12
Для стимуляции речевого развития детей я использую здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий.
В настоящее время использование данной технологи в деятельности педагогов, становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Использование здоровьесберегающей технологии в работе с детьми позволяет решить несколько задач: СЛАЙД 13
способствует повышению речевой активности;
развивает речевые умения и навыки;
снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
активизирует познавательный интерес;
улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
СЛАЙД 14 основные направления деятельности логопеда по развитию мелкой моторики:
артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики
Развитие мелкой моторики во время проведения тематических занятий
СЛАЙД 15
Артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики
Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой или левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.
№1 ЛодочкаУлыбнуться, показать нижние и верхние зубы, произнести и-и-и. Чередовать с упражнением №2. Обе ладони соединены ребрами, подушечки средних, безымянных и мизинцев соединены, большие пальцы прижаты к ладоням.
№2 Дудочка Вытянуть губы вперед, произнести у-у-у... Чередовать с упражнением №1 Пальцы собраны в щепотку
№3 ЛопатаПриоткрыть рот, положить спокойный, широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в этом положении на счёт 1-5. Следить за губой, не подворачивать её. Пошлёпать язык губами пя-пя-пя, покусать зубами тя-тя-тя... Подуть на язык, прижав его верхней губой. Выдох плавный, долгий. Щёки не надувать. Пальцы рук врозь, веером
(гимнастика прилагается)
СЛАЙД 16 -Фото
СЛАЙД 17
Развитие мелкой моторики во время проведения тематических занятий
Перспективный план коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей.
Тема: «Овощи и фрукты»
1. Обвести по трафарету овощи и фрукты и раскрасить цветным карандашом в одном направлении.
2. Складывание картинки из четырех частей.
3. Лепка из пластилина овощей.
4. Обвести по контуру фрукты.
5. Разглаживание мятых комочков, что получилось? (овощи и фрукты)
6. Рисование овощей фруктов пальцем.
7. Выкладывание овощей и фруктов из мелкой цветной мозаики.
(план прилагается)
СЛАЙД 18 фото
СЛАЙД 19 фото
СЛАЙД 20 фото
СЛАЙД 21
информационно-издательская деятельность.
СЛАЙД 22
Для родителей я разработала практические рекомендации, способствующие повышению родительской компетенции:
Консультация № 1 «Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет»
Консультация № 2 «Развитие мелкой моторики с использованием подручных материалов »
Консультация № 3 «Рекомендации родителям по проведению пальчиковой гимнастики»
Консультация № 4 «Пальчиковые игры и развитие речи- какая связь?» «Упражнения для развития мелкой моторики у детей»
Консультация № 5 «Тренируем руки – развиваем речь»
Консультация № 6 «Развитие мелкой моторики и массаж пальцев с помощью «Хэндгам»
Консультация № 7 «Развитие мелкой моторики в быту»
СЛАЙД 23
Выпустила буклеты для родителей:
«Развитие мелкой моторики: «Пальчиковые игры»
«Развитие мелкой моторики: «Виды деятельности по развитию мелкой моторики»
«Развитие мелкой моторики: Игры на кухне»
СЛАЙД 24
Четвертый этап: аналитико-оценочный.
Для определения результативности использованной системы работы по развитию мелкой моторики пальцев рук применяла следующие методики:
«Дорожки» ( Венгер Л.А., 1988г.).
«Домик» (Гуткина Н.И., 1998г., в упрощённом варианте).
Манометрический тест (Гаврина С.Е., 1998г.)
Шнуровка (Большакова СЕ., 1996г.).
«Штриховка» (Захарова Ю.А., 2000гРезультативность использования технологии можно проследить на основании представленной диаграммы:
СЛАЙД 25
Первичная диагностика
Результат первичной диагностики детей дошкольного возраста на развитие координации и тонкой моторики руки( на момент обращения)


СЛАЙД 26
Результат итоговой диагностики детей дошкольного возраста на развитие
координации и тонкой моторики руки после проведения коррекционно-развивающих занятий

0380365
СЛАЙД 27
В конце своего выступления хотелось бы отметить, что работа с детьми дает тогда положительные результаты, когда проводится планомерно и в системе.
Работа по самообразованию позволила мне пополнить и конкретизировать свои знания, повысить качество коррекционной работы, а также способствовала раскрытию моего творческого потенциала.