Технологическая карта урока окружающего мира. УМК Школоа Россим 4 класс. Тема Жизнь леса
Технологическая карта урока
Учитель: Антонова Виктория Анатольевна
4 класс
УМК «Школа России» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, учебник «Окружающий мир» (часть 1), М.: Просвещение, 2013 г.
Предмет: окружающий мир
Тема: Жизнь леса
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, гербарий растений смешанного леса.Этап урока
Цель: Деятельность учителя Деятельность учащегося Универсальные учебные действия
1.Организационный этап.
Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.
-А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
- Давайте подарим друг другу улыбку, пожелания успеха и начнем урок. -Проверяют готовность и самоготовность к уроку. Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества сучителем и сверстниками.2.Актуализация знаний.
Цель: повторение системы опорных знаний, понятий.
3. Определение темы урока. Постановка цели урока.
Цель: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.
Организую проверку домашнего задания с помощью фронтального опроса и индивидуальных карточек.
1.Проверка домашнего задания:
- Какие типы почв различают ученые-почвоведы? Дайте им характеристику.
- Какая почва самая плодородная? Почему?
- Как нужно охранять почву?
2. Индивидуальные карточки:
Карточка № 1
Найди 6 ошибок в тексте:
Почвой называют верхний слой земли. В природе существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашей местности преобладают подзолистые и серые лесные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
Карточка № 1 с найденными 6 ошибками:
Почвой называют верхний, плодородный слой земли. В природе существует большое число типов почв. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной. На территории нашей местности преобладают черноземные и серые лесные почвы. Почвы нуждаются в охране.
- Сделайте отметку в листе самооценки
-Так какие почвы преобладают в нашем крае?
- Как вы думаете, что с этим связано?
- Почему именно черноземные и серые лесные почвы преобладают в нашей местности?
- В какой природной зоне мы проживаем?
- Определите тему нашего сегодняшнего урока.
- Мы уже изучали лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально. Так что же такое лес?
- Давайте познакомимся с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.
«Один художник решил нарисовать лес. – Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок. Нарисовал и их художник, но лес все равно чахнет.
– Нарисуй жабу и ящерицу!
Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье – то фырканье.
– Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».
- Что же такое лес?
- Мы с вами определили тему нашего урока, а сейчас давайте определим его цель.
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели?
- Сделайте отметку в листе самооценке.
Ответы учащихся.
- Выполняют задания на карточках.
- Проводят самооценку в индивидуальном листе (Приложение 1)
Самопроверка (проверка по образцу: слайд1 на экране).
Проводят самооценку в индивидуальном листе (Приложение 1)
Дети предполагают.
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
Слушают рассказ
Высказывают предположения.
Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
Ответы детей.
Проводят самооценку в индивидуальном листе (Приложение 1) Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Уметь извлекать важную информацию из рассказа одноклассников.
Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.
Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.
Регулятивные: самопроверка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.
- Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный. В лесу эти этажи называются ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.
– Первый ярус самый высокий, узнаем как он называется, отгадав загадки?
( Старичок – лесовичок предлагает отгадать загадки.) (Слайд 2-10)
Клейкие почки, зеленые листочки.С белой корой расту под горой. (Береза.)
Летом с него снег – Просто смех!Снег по городу летает,Почему же он не тает? (Тополь.)
Зимой и летом одним цветом. (Ель.)
– О чем были загадки Старичка-лесовичка? Какой ярус самый высокий?
- Какой ярус следует за деревьями и находится ниже?
- Старичок-лесовичок придумал новое задание. Названия представителей этого яруса он зашифровал. Используя ключи отгадайте названия растений.
1
КА 2
СК 3
НА
4
ШИ 5
Т 6
МА
7
РЕ 8
БЕ 9
ЛИ
10
РЯ 11
ЛИ 12
БИ
Ключи:
6-11-3;
1-9-3;
10-12-4-3
- Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников?
- К этому ярусу относятся маленькие кустарнички – черника, брусника. Отгадайте загадки старичка – лесовичка.
Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной. Цветок душистый, нежный, Из кисти белоснежной. (Ландыш.)
На припеке у пеньковМного тонких стебельков.Каждый тонкий стебелекДержит алый огонек. (Земляника.)
Я в красной шапочке растуСреди корней осиновых.Меня увидишь за версту,Зовусь я ….(подосиновик).
- Скажите, все ли правильно? Нет ли какой неточности?
- Почему так назвали гриб?
- Название какого гриба образовано похожим способом?
- Какие еще грибы вы знаете? (показ иллюстраций этих грибов)
- Как вы думаете, лесу грибы нужны?
- Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с.164.
(Слайд 11)
- Все мы ярусы рассмотрели?
- Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Посмотрите на иллюстрации. Сфагнум, кукушкин лен, ягель. (Слайд 12)
– Где растут мхи и лишайники?
- Ребята, представьте, что вы идете по лесу. Что лежит у вас под ногами?
- Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микроорганизмов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Многим животным она служит домом и спасает от холодов. (Слайд 13)
– Мы подробно изучили растительный мир леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе? (Слайд 14)
- Как обитатели леса связаны между собой?
Уч. с 164-165.
- Лес называют природным сообществом, т.к. все живое и неживое в лесу тесно связано между собой. Все живут совместно, сообща. (Слайд 15) Отгадывают загадки.
Ответы детей.
- Кустарники.
Расшифровывают названия растений.
Малина.
Калина.
Рябина.
Ответы детей.
- Травы.
Отгадывают загадки.
Высказывают предположения.
- Подосиновик – это гриб, но он живет в ярусе трав.
Ответы детей.
- Чаще всего он растет рядом с осинами.
- Подберезовик.
Ответы детей.
Высказывают предположения.
Работают по учебнику.
Ответы детей.
- Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.
- Остался еще один.
- На земле, на корнях деревьев.
- Листья, сухие веточки, хвоинки.
- О животных.
Работают по учебнику. Ответы детей.
Регулятивные:
Оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные:
Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
5. Практическое применение знаний.
Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.
- Организую работу в группах.
- Каждая группа получает задание : Распределить растения по ярусам.
-Запишите 5 любых названия растений леса в Рабочую тетрадь на с. 76. Галочкой отметьте названия тех растений, которые вам доводилось видеть в природе.
- Сделайте отметку в листе самооценке.
- Работают в группах: распределяют растения по ярусам, проводят работу с гербарием в соответствии с заданием. Анализируют, формулируют выводы.
Записывают названия растений в рабочую тетрадь.
Заполняют соответствующую графу в листе самооценки (Приложение 1) Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование.
6. Первичная проверка понимания.
Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала. Работа в тетрадях.
- Докажем, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества. Составим цепи питания. Р.т. с 77
- Мы на уроке убедились, что в лесу все взаимосвязано. Прошу вас рассказать об этом, опираясь на схему. (Слайд 16)
Ответы детей.
- Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Животные питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.
- Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Мы называем лес природное сообщество. Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель: для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Цель: для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка. - Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.
1.Задание – с.164-168 подготовить пересказ по теме.
2. Задание – с.169 зад.3 – Работа с атласом-определителем. Записать пословицы и поговорки о лесе.
3.Задание – с.169 зад.2 – прочитать рассказы в книге «Великан на поляне». - учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий. Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.
Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор.
8.Рефлексия (подведение итогов занятия).
Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Цель: для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?
- Предлагаю вам составить синквейн на тему «Лес».
Пример:
Лес
Красивый,щедрый
Кормит, защищает, дарит
Лес – наше богатство!
Берегите!
- Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали!
-Выполните в листе самооценки последние отметки.
- Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо! Ответы учащихся.
-Заполняют лист самооценки (Приложение 1)
Дети рисуют улыбку – зеленым цветом, если урок понравился, и он активно потрудился; желтым – если урок понравился, но что-то не получалось; и красным – урок не понравился, я работал не активно (Приложение 1) Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.
Познавательные: развитие способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требующий вдумчивой рефлексии.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Приложение 1.
Лист самооценки
Фамилия Имя класс Предмет Окружающий мир
Тема урока Зеленый Желтый Красный
1. Актуализация знаний. 2. Определение темы и цели урока. 3. Работа в группе. 4. Все ли было понятно? 5.Понравился ли урок. 6. Как ты оцениваешь свою работу на уроке.