Технологическая карта урока по окружающему миру Жизнь насекомых осенью
Технологическая карта организации урока на основе проектной технологии
Учитель О.И. Князева
Класс 1
Тема урока Жизнь насекомых осенью.
Цели для учащихся
Знакомство с разнообразными формами поведения насекомых;
Выдвижение предположений относительно предмета исследования.
Нахождение фактов в тексте о поведении различных насекомых в период подготовке к зиме, используя иллюстрированные словари и справочную литературу.
Распределение выступления в группе, используя «помощник ответа»
Цели для учителя
Предоставление учащимся возможности получить разнообразную информацию по теме «Жизнь насекомых осенью», для мотивации использовать выдвинутые гипотезы.
Уточнение представлений и взглядов детей на обсуждаемую проблему.
Применение имеющихся знания в процессе совместного решения учебных задач.
Тип урока: изучение нового материала
(индуктивный тип)
Методы урока: фронтальный, групповой, работа в парах
Форма урока: исследование
Оборудование урока
А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.
А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1.
А.А.Плешаков. Атлас - определитель. От земли до неба.
Иллюстрированные энциклопедии о насекомых.
Тексты: «Где зимуют коровки?», «Как зимуют муравьи и комары?», «Осиное гнездо», «Как готовятся к зиме насекомые».
Опорные понятия, термины: насекомое, усики, голова, хоботок, грудь, ноги, крылья, брюшко.
Новые понятия: поведение насекомых, способы зимовки.
Формы контроля: устный опрос, взаимоконтроль, работа в парах, оценивание.
Домашнее задание: найти сведения о жизни других насекомых (не изученных на занятии)
Этапы урока
Содержание учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
ФОУД
Формирование УУД
1–й этап. Организационный.
1.Организационный момент.
Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала.
Прозвенел звонок веселый,Все готовы? Все готово?Мы сейчас не отдыхаем,Мы работать начинаем.
Быть активными старайтесь,Отвечайте, не стесняйтесь!
- Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным.
Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу.
Ф
Л: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
2-й этап. Информационно-деятельностный.
1.Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией.
Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе.
Обобщение знаний об изученных ранее группах животных (млекопитающих и птицах).
- Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы?
На экране (доске) карточки с изображением млекопитающих (ёж, медведь, тигр), птиц (дятел, сова, лебедь) и одного насекомого (муха). Слайд 2.
Задание 1. Распределить животных на 2 группы, выделяя существенные признаки каждой группы.
- Проверьте свои высказывания. Слайд 3.
- Назовите, чем млекопитающие отличаются от птиц.
-Докажите, что муха не является представителем класса млекопитающих и птиц.
Рассматривают изображения на слайде, называют объекты одним словом. (Животные)
Распределяют животных на 2 группы, находят отличительные особенности. Обнаруживают, что одно животное (муха) не подходит по существенным признакам ни к млекопитающим, ни к птицам.(Число ног - 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног – 2, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья).
Ф
Л: формирование положительной мотивации
П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты
К: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера
2.Введение в тему урока
Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
- Главным героем какой известной сказки К. Чуковского является муха?
- А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, послушав отрывок из любимой вами сказки «Муха – цокотуха» К. Чуковского.
Прослушивание отрывка сказки (до появления паука). Чтение учителем (подготовленным учеником).
Задание 2.Назвать животных, которые были в гостях у мухи.
(По мере называния на экране по щелчку появляются изображения насекомых: таракан, блоха, пчела, бабочка) Слайд 4.
- Рассказать, где наблюдали этих животных. Что их объединяет?
- Сегодня мы поближе познакомимся с этой группой животного мира.
Узнать название этой группы вам поможет кроссворд.
Задание 3. Рабочая тетрадь №1, с. 19, №12. Кроссворд. Работа в парах.
- Кто уже успел прочитать, с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые). Слайд 4.
Отвечают на вопрос учителя.
Слушают отрывок и называют представителей животных из сказки.
Выделяют общие признаки названных животных.
Рассказывают о своих наблюдениях.
Узнают тему урока.
Работают в парах. Разгадывают кроссворд. Читают ключевое слово (насекомые).
Ф
Ф
П
П: умение находить нужную информацию в различных источниках,
-анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;
Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,
К: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания
3.Вызов
Цель: создание проблемной ситуации
- Каких насекомых ещё вы знаете? Комар, божья коровка, шмель, тли, осы кузнечики, муравьи, бабочка и др.)
Рассказ учителя о насекомых.
- Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду.
- Как вы думаете, как готовится к зиме каждое из этих насекомых?
- Что происходит в их жизни с наступлением осени?
Итак, вопрос остаётся открытым: как же готовятся к зиме насекомые?
Задание 4.Обмен информацией
Распределяют вопросы в группы и дают название каждой группе вопросов: комары осенью, бабочки осенью, муравьи осенью.
Все вопросы размещает на доске в виде «кластера»
Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации.
Высказывают свои предположения, которые кратко фиксируют на отдельных листках напротив названия насекомого
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ф
П: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;
осуществлять моделирование
Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,
К: умение выдвигать предположения и обсуждать их.
Цель: сформулировать цели исследования.
Цель: организовать групповую работу
Цель: провести инструктаж
Цель: составление плана работы
Задание 5.Проведём маленькую исследовательскую работу. Создадим рабочие группы.
Цель исследования: изучить особенности жизни насекомых осенью, проверить выдвинутые гипотезы.
Повторение правил работы в группе. Слайд5.
-Какие правила работы в группе необходимо соблюдать?
Работать вместе.
Выслушивать мнение других.
Предлагать свои идеи.
Делать общий вывод.
План исследования:
Внимательно прочитайте текст, читая, отмечайте факты о жизни насекомых осенью. ( Тексты в приложении)
Выполните рисунки и сделайте подписи к ним (мини-газеты)
Используя «помощник ответа» ,распределите работу между собой.
Подготовьтесь к выступлению. Слайд 6
Проговаривают цель исследования.
Обсуждают правила работы в группе.
Слушают и дополняют план исследования
Ф
Р: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения
К: планирование учебного сотрудничества
4.Исследование в малых группах
Цель: создать условия для осуществления поиска необходимой информации
Организация групповой работы обучающихся. Контроль за работой в группах.
Каждая группа получает свой текст и
«помощник ответа»
Мы прочитали рассказ о ________________.
Нам удалось выяснить, что ______________.
Оказывается,_____________.
Самым интересным в поведении ______________.
Мы сделали заключение, что –
________________________.
Работают в группе, осуществляя поиск ответов на свою часть вопросов, используя тексты, «помощники ответа», подготовленные учителем.
Выполняют разноуровневые задания (рисунки, схемы и т.д.)мини- газеты
Г
П: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт;
анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные
Р: овладение способами переработки полученной информации, составление плана работы над выступлением в результате совместной работы
К: умение договариваться и приходить к общему решению
5.Обмен информацией
Цель: создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой.
Организация представления результатов групповой работы, с использованием «помощников ответа»
Способы зимовки насекомых. Слайд 7,8.
- Оцените работу 1 ,2, 3, 4 групп. Покажите сигналом. Справились с заданием – зеленый цвет, не справились – красный.
Дайте совет группе, которая с заданием не справилась (если такая будет).
Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы. Располагает материалы на доске под соответствующими вопросами.
Слушают, учатся задавать вопросы для уточнения информации.
Оценивают работу групп.
Ф
Г
П: умение представлять результаты своего исследования
Р: умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;
умение действовать согласно плану, инструкциям; оценивать работу.
К: умение обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания
Физминутка
СТРЕКОЗА
Утром стрекоза проснулась,
(потираем глазки)
Потянулась, улыбнулась.
(из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх)
Раз – росой она умылась.
(«умываемся»)
Два – изящно покружилась,
(кружимся на месте)
Три – нагнулась и присела,
(наклонились и присели)
На четыре – полетела.
(машем руками, как крыльями)
У реки остановилась,
(присели)
Над водою закружилась.
(потираем глазки)
И на место возвратилась.
- Является ли героиня нашей физминутки насекомым? Докажите.
Выполняют упражнения, повторяя движения за учителем (учениками в костюмах насекомых)
Ф
Р: осуществление пошагового контроля своих действий, умение ориентироваться на показ движений учителем
6.Обобщение
Цель: обобщение полученной информации. Классификация нового знания
Организует обобщение изученного материала
- Сегодня вы узнали как насекомые по- разному готовятся провести зиму.
-Давайте, найденные сведения классифицируем по признаку «поведение осенью»
1гр: «готовятся зимовать в оцепенении или улетают(но! взрослыми насекомыми)
2гр: «оставляют зимовать своё потомство, сами погибают»
Обобщение урока по ключевым словам:
готовятся,
существуют.
Слайд 10.
- Как вы думаете, ребята, все ли о насекомых вы сегодня узнали?
- Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением.
- Наука о насекомых называется “энтомология”. Слайд 11.
- Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.
- А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедии (реклама энциклопедий). Слайд 12.
И помните, всё, что нас окружает, надо беречь. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Именно по вине человека некоторые виды насекомых находятся на грани исчезновения и занесены в “ Красную книгу”. Но это тема одного из будущих уроков.
Отвечают на вопросы учителя.
Выделяют 2 группы.
Дети обобщают свой опыт, используя ключевые слова.
Отвечают на вопросы учителя.
Ф
П: умение находить нужную информацию в различных источниках; умение обобщать полученную информацию
Л: навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе
7.Рефлексия
Цель: подтверждение гипотез
Вернуться к вопросам, которые задавали в начале урока.
- Какие выдвинутые предположения у нас подтвердились, а какие нет?
Обучающиеся повторяют выдвинутые гипотезы и обсуждают их.
Ф
Р: умение оценивать результаты своей деятельности – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить
8.Дифференцированная разноуровневая работа
Цель: применение полученных знаний в новых условиях для понимания новых частных случаев
Задание 13.Выставка мини-газет.
1 уровень – нарисованы насекомые, с использованием трафарета.
2 уровень – нарисованы насекомые, с использованием трафарета, сделаны подписи к рисункам.
3 уровень – нарисованы насекомые без использования трафаретов, а также сделаны подписи к рисункам.
Слайд 13.
· Покажите сигналом, как вы справились с заданием. (Зеленый цвет
· задание выполнено правильно, красный
· допущена ошибка.)
Выбирают задание по уровню сложности.
Выполняют творческое задание.
ГИ
Л: желание самовыражения
П: умение применять полученную информацию, строить речевое высказывание в устной форме
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Домашнее задание
Цель: применение полученных знаний в новых условиях
Дома найти сведения о жизни осенью других насекомых (не изученных на занятии)
И
П: умение применять полученную информацию
3-й этап. Итоги урока. Рефлексия.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: осуществление рефлексии деятельности
Оцените результаты своей деятельности на уроке. Выберите смайлик на слайде. Слайд 14
Оценивание работы учителем.
Рефлексия. Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов (на доске).
- Кто для себя сделал открытие? (Синий цветок)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке? (Красный цветок)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный листик)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый цветок)
- Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!
Оценивают результаты своей деятельности на уроке, составляя устное высказывание.
И
Р: оценивание результатов своей деятельности на уроке
Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием
Приложение к уроку.
Как зимуют муравьи и комары.
Поздней осенью бурная жизнь муравейника замирает. Муравьи закупоривают все ворота, все входы-выходы своего высокого дома. Они забираются в самую глубину его, там сбиваются в большой ком – жмутся в кучи потесней и застывают так. Впав в оцепенение, муравьи проводят так всю зиму.
Так же в оцепенении спят до весны и самки комаров. Они прячутся с осени перед холодами по разным щелям. А вот самцы комаров к осени умирают. Жизнь их коротка – одно лето.
Где коровки зимуют.
Так же, как коровки удивительные, проводят зиму многие другие коровки: в трещинах и под камнями на горных склонах. Причём из года в год прилетают зимовать на одни и те же места. Постоянными зимними квартирами служат жукам и старые большие деревья. Коровки прячутся в трещины и щели коры.
Но всё это: и перелёты, и зимовки под камнями и на деревьях – бывает там, где поблизости есть горы. На равнинах у коровок другие привычки.
Весной в подмосковной, разворошив листву на проталине, иной раз обнаруживаешь негустые россыпи коровок. Вот так они и зимуют – небольшими кучками, а иногда и в одиночку. В парках, лесах, садах под опавшей листвой. Слетаются сюда, не привлекая внимания, хотя порой и издалека.
Осы и шмели.
В осином гнезде зимой будет тихо. Куда же девается шумное, беспокойное семейство? Дело в том, что почти все осы живут только до осени. С приходом холодов они умирают. Зимовать остаются лишь молодые самки, появившиеся на свет в конце лета. Они улетают из своего бумажного дома и скрываются поодиночке в каких-нибудь укромных местах. Весной они выберутся на волю, и каждая начнёт строительство нового гнезда.
Один год живут и гнёзда шмелей. И зимой где-нибудь во мху, в соломе, в почве коротают время в неподвижности и одиночестве молодые шмелихи.
Как готовятся провести зиму насекомые.
Некоторые бабочки – крапивницы, траурницы, лимонницы – зимуют взрослыми. Они забиваются в дупла, под кору деревьев, укрываются на чердаках, в сараях. Сидят, сложив крылья, а жизнь в их хрупких тельцах теплится еле-еле. Весной эти бабочки появятся очень рано, уже в марте.
Кузнечики откладывают на зиму яйца. Они надёжно прячут их в почве.
Текст подготовлен по книге: Плешаков А.А. «Зелёные страницы».- М.,1996г.
Я думаю, что божьи коровки погибают с наступлением холода.
Мне кажется, кузнечики прячутся в норках и засыпают.
Может быть, шмели и осы улетают, как птицы, на юг.
Схема 15Рисунок 1015