Разработка урока по природоведению Как меняется осенью жизнь зверей


Конспект урока по природоведению
(2 класс)
Тема: Как меняется осенью жизнь зверей?

Подготовила
Обоскалова Е.И.,
учитель начальных классов
ОШ І-ІІІ ступеней №1г.Снежное
2014 г.
Тема: Как меняется осенью жизнь зверей?
Цели урока:
познакомить учащихся с подготовкой к зиме диких животных (кроме насекомых и птиц), показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в живой и неживой природе и в мире растений;
создать условия для приобретения новых знаний
закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелётных;
повторить изученные понятия и усвоить новые;
расширить и углубить знания о диких животных и привести их в систему;
обобщить знания детей по теме “Жизнь диких животных осенью”;
активизировать словарный запас;
развивать память, мышление, речь.
формирование ключевой компетентности умения учиться;
развивать коммуникативную компетентность;
воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
воспитывать заботливое отношение к животным, воспитывать бережное отношения к природе; любви к нашим "меньшим братьям".
Оборудование: учебник «Природоведение 2 класс» И. Грущинская, компьютер, презентация «Осенние изменения в жизни животных», конверты с набором изображений зверей,индивидуальные карточки для дидактической игры.
Методы обучения:деятельностный метод обучения
создание проблемной ситуации;
поисковый;
наглядно-иллюстративный;
словесный
І Ход урока:
Орг. момент. Эмоциональный настрой на урок
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность
ІІ Установочно-мотивационный
1.Интерактивный приём: «Интрига»
(Стук в дверь. Входят Сойка и Ёжик.)
–Ой, ребята! Кто к нам пришёл!
Сойка: Вам письмо!
- Кто прислал нам письмо?
Вот конверт, большой и жёлтый,
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как же ты попал в наш класс?
Разберемся. Ой, постой!
На конверте адрес наш,
А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно,
Что же пишут нам из леса?
Ёжик: Пишет вам лесной народ:
Ждем вас в гости!
Приходите в лес осенний,
Приходите погулять.
Будем с вами мы дружить
И покажем нашу жизнь.
Что,ребята? Отправимся в путешествие?
Путешествие-вещь серьёзная, к нему нужно основательно готовится. Давайте подумаем ,с чего мы начнём.
-нужно знать, как одеваться в лес;
-нужно вооружиться научными знаниями
-нужно знать ,как вести себя в лесу.
2.Фенологические наблюдения.
Послушаем сообщения наших синоптиков про этот день, что бы узнать как нам одеться..
Синоптики.(первый ученик) Сегодня пятница 29 ноября. Утром температура воздуха была ____ градусов, ветер _________________,небо_______________, на улице стало холоднее.
(второй ученик)Ноябрь в народном календаре:
В ноябре зима с осенью борется. Выпадает первый снег, но очень быстро тает. «Первый снежок – не лежок»,- говорит поговорка.
"Ноябрь - месяц полузимник, телегу на сани меняют".
"Ночи в ноябре до самого снега темные".
"В ноябре рассвет среди дня сумерки встречает ".
(обсудить, как одеться)
3.Мотивация учебной деятельности. (Музыка)
(Слайд 1) Заканчивается владение осени. Последние листочки она раздала. Кажется, совсем недавно ярко светило солнышко и
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоял над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.
И кружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
А что же сейчас происходит в лесу?
Давайте вспомним рассказ Н. Сладкова(погружение в тему)
Стоит на берегу лес.
Густой, как стена.
Крикнешь - лес ответит.
- Эхо лесное спросить могу.
- Ау, ау, ау.
- Листья лесные, куда пропали?
- Опали, опали.
- Птички - певички, давно ли галдели?
- Мы на юг улетели.
- Лягушки и жабы куда подевались?
- Мы в ил закопались.
- Белки и зайцы, про вас не знаем?
- Линяем, линяем, линяем.
- Так что же творится в лесу - мы спросим?
- Осень, осень, осень. (Слайд 2)
4.Проверка домашнего задания
Вооружаемся знаниями
В прошлый раз мы говорили об осенних изменениях в жизни птиц
Давайте вспомним.
(Дифференцированный опрос)
1.Индивидуальнаяработа по карточкам(1-й ряд)
Обведи в кружок лишнюю птицу(сделать вторую карточку)

Ласточка голубь аист лебедь скворцы
(2-й ряд)

Воробей Голубь Сова Ласточка Ворона
Опрос у доски
1 ученик.
(Заполнить таблицу.Карточки с названиями птиц)
Перелётные птицы Зимующие птицы Кочующие птицы
Скворцы Воробьи Снегири
Ласточки Голуби Синицы
Журавли Вороны Свиристели
Блиц-опрос(фронтально)
Чем питаются птицы?
Какие птицы улетают первыми?
Главная причина отлёта птиц?
Каких птиц называют оседлыми?
Каких птиц называют перелётными?Кочующими?
Проверка :
1.Удоски- Сойка
2.Карточки-взаимопроверка.
Сойка: Спасибо , ребята. Вы очень хорошо знаете все о моих родичах. А вот Ёжик вас приглашает в лес узнать как готовятся к зиме его побратимы.
IIIСодержательно-поисковый
1.Создание проблемной ситуации
(Учебники на партах открыты)
Учитель:Я приглашаю вас в галерею матушки природы полюбоваться картиной Исаака Бродского
(Слайд 3 )Работа с книгойПосмотрите в своиучебники на с.60вы видите картину ИсаакаБродского «Осень»
Какому осеннему месяцу она соответствует? (Ноябрю.)
Что вы видите на картине?
- В чем причина происходящих изменений в неживой природе? (В похолодании)
IVАдаптивно-преобразующий
Учитель:Звери – тоже часть живой природы.
- Как вы думаете, какие трудности появляются у зверей с наступлением
осени? (холод, нет еды, негде спрятаться). Как звери их решают, предстоит разобраться сегодня. Итак, отправляемся в лес!
Ёжик - Вам будет интересно! Только будьте внимательны!!!
Учитель - С приходом осени много забот появляется у диких зверей.Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.
По тому, как они готовятся к зиме, дикие звери делятся на 3 группы. Наша задача сегодня на уроке ответить на вопросы: какие это группы и как дикие звери готовятся к зиме.
На доске таблица.
ГРУППЫ ЗВЕРЕЙ


?
?

?

VОценочно-смысловой
А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы?( Ёжик – Тсссс!) Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (ответы детей). А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим. Давайте тихонько погуляем по лесу, вдруг кого- нибудь встретим. А помогут нам наши корреспонденты. Они побывали в лесу заранее и приготовили интересные репортажи.
Ой, ребята, тишина , кто это на полянке? Давайте подслушаем репортаж наших корреспондентов из леса.
Сообщения корреспондентов о жизни белки, крота.( О бобре – после работы с учебником.)
(Слайд 4) О белке
Целый день она все скакала, осенью ведь дел немало: выбрать на зиму дупло,
Чтобы в нем было тепло, застелить его ковром – теплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачет по лесу, собирает мягкий мох, а орешек, если встретит,
В кладовую с ним скок- скок! Ну, а если на полянке грибочек разыщет, то зимою
приходите – Непременно угостит! Лист осенний облетает, льется с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите, поменяла свой наряд! Была рыжая, теперь шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый – серенький, пушистый!
Учитель:
Белка делает себе гнездо в дуле дерева, утепляет его мхом, сухой травой. Таких домиков по лесу у неё много. Белки очень гостеприимны. Если кто-нибудь потеряется или забудет где её гнездо, то входит в дупло своих подруг. В дупле у белки два входа. И их она закрывает мхом или иногда даже собственным хвостом. Чтобы зимой не остаться голодной, ей белочке, приходится за 1 день вышелушить 216 шишек.
Ребята, а вы знаете, кто на зиму готовит консервы? Следующий корреспондент приоткроет эту тайну.
(Слайд 5) О кроте
Зимой пропитания меньше, и, чтобы не голодать, крот заготавливает пищу на зиму. Он ловит червей и встраивает их в стены своих нор, иногда сотни штук сразу. Черви уползти далеко не могут, но остаются живыми, не портятся - вот вам и консервы. Зимой кроты не спят, как ежи, а копаются под снегом, только зарываться теперь приходится поглубже.
Учитель: Ребята, давайте прочитаем в учебнике статью про крота.
Работа с учебником Чтение статьи про крота с.61
(жужжащее чтение)
Учитель:По каким приметам можно найти места, где живёт крот? Как называются эти кучки земли?(кротовины)
На полянке появился ещё один зверь.
(Слайд 6) О бобре
Это очень интересный зверь. Только он умеет строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найдет осину или иву и начинает подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделывает: отделяет ветки, перегрызает на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляет по воде к хатке и складывает в большие кучи. Так крот запасает себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а он будет сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев.
Учитель: Что объединяет этих зверей?
(Слайд 7)
Ответы детей-Они делают запасы.
Учитель: Они готовят запасы. (Вывешиваю табличку)
Учитель:К таким зверям относятся и мышь полёвка. Она тоже делает запасы.В основном –это зерно.
Физкульминутка
Учитель:Мы продолжаем своё путешествие. Ребята, на дереве я вижу объявление
(Слайд 8 )Мы залегли в спячку,просьба не беспокоить.
Ребята, а какие это звери? Мы сможем это узнать, если отгадаем загадки.
(Слайд 9)
Загадывают Ёжик и Сойка
Медведь
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
Учитель: Прослушайте интересный факт о медведе.
(Ученик) Это интересно:Говорят, что медведь сосёт лапу в берлоге. Правда это или нет?Только он не сосет её, а лижет. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом ещё причмокивает губами.
(Слайд 10) Ёж
Сердитый недотрогаЖивет в глуши лесной,Иголок очень много,А нитки не одной.
Ёжик сам о себе расскажет
Сообщение о еже.
Поздно осенью, когда промерзает почва и уменьшается количество корма, ежи зарываются в опавшую листву и завёртываются в непрочный клубок, впадая в глубокую спячку вплоть до марта. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Тощий, худой ёжик до весны не доживёт. Вот и бегает осенью ёж, старается побольше наесться. Кормится ёж ночью. Ест червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Если повстречается ёж со змеёй, то непременно её одолеет. Ещё любит ёжик лесные яблоки, ягоды, грибы.За зиму худеют, так как на протяжении спячки они не питаются, а живут благодаря жиру, отложенному в теле осенью.
Отгадайте по описанию зверя
Барсук.
Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело моё покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму!( Слайд 11)
Что объединяет этих зверей?( Слайд 12)
Ответы: впадают в спячку.
(На доску прикрепляется табличка.)
- Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни.
Идём дальше.Ой, а это кто?
( Слайд 13 )
Лиса
А лисы, к зиме тоже меняют шубку на более теплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле она не хитрее других зверей. Если бы не ее зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы лисичку от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, ей особой хитрости не требуется. И свою главную добычу – мышей-полевок – лиса без всяких уловок нахожу. Ей нос и уши помогают. Догнать зайца лисе трудно, поэтому разговоры, что лисицы уничтожают много зайцев, неверны. Разве что случайно столкнется с косым или набредет на зайчонка.
Учитель: Когда лиса охотится на мышей, говорят, что она мышкует
Это интересно знать:
Фильм лиса мышкует (если позволяет время)
Прощаемся с лисой,потому что я вдалеке вижу ещё одного лесного жителя
Заяц (Слайд 14)
Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А заяц ничего этого делать не умеет. Врагов же у него полным-полно. И все-таки он живет, не тужит. Выручают зайца нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у него не зря “косые” – смотрит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью зайчик линяет: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками и корой деревьев.
(Слайд 15)Презентация (волк, кабан, лось) Эти звери не делают тоже никаких запасов. Они так найдут себе корм.
Волк сильный, выносливый, сообразительный зверь. У него прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Зимой волки собираются в стаи. Выжить волку помогает его выносливость. Волки могут не есть помногу дней. Нападают только на больных животных, чтобы болезни не распространялись на других. Недаром волка называют санитаром леса. К зиме у волка вырастает густая, пушистая шерсть
Лось - настоящий лесной великан, медленно, величественно бродит он среди кустарников деревьев.Его корм- молодые веточки и кора. Чтобы насытиться, лось съедает за день больше тысячи веточек.Разрывает копытом снег и ест зелёную травку и ростки. Спит в снегу, примяв его
Кабан к зиме накапливает толстый слой жира. Запасов не делает. Питается сухой травой, разрывает землю-находит личинок, любит жёлуди.
Учитель: Что объединяет этих животных? ( Слайд 16)
Могут прокормить себя,не делая запасов.
Таблица на доску (могут прокормить себя)
Учитель: - Как вы думаете, как живётся поздней осенью и зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?
- Почему плохо? Почему хорошо?
- Правильно, холодно и голодно будет зверям в лесу зимой.
- Поэтому в нашей стране есть такая профессия –егерь (Слайд 17), работник который заботится о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном.
Чем можете вы помочь зверям?
(Слайд 18)Когда вы пойдете в лес, прихватите с собой кусочки хлеба, немного семечек для птиц, положите все на пенек или кормушку, так вы поможете зверям в лесу.
Учитель: Ребята, нам пора возвращаться из этого удивительного мира - царства животных, части живой природы. Он очень богат и разнообразен. Мы с вами хорошо вели себя в лесу, не шумели.
Итак, мы снова с вами в классе.
VIСистемно-обобщающий
Давайте подведём итоги нашего путешествия.
Поделитесь своими впечатлениями, продолжив предложения
«Я узнал……….» «Я повторил………»
«Я удивился………..» «Я запомнил………..»
( Слайд 19)
VІІ Контрольно-рефлексивный
Рефлексия( Слайд 21 )Молодцы!
Молодцы, ребята. Все вы работали дружно и слаженно. Спасибо ребятам, которые были у нас актёрами, готовили сообщения, отвечали.
( Слайд 20)
Домашнее задание. Запишите в дневники: Читать статью в учебнике с.60-61, придумать сказку о жизни зверей в лесу осенью.
VІІІ Духовно- эстетический
(Слайд 22)Спасибо за урок!