Открытый урок по окружающему миру и технологии на тему Птицы осенью. Правила складывания оригами. Птица.
Предмет: окружающий мир/технология 1класс
Тип урока: открытие новых знаний.
Технологическая карта изучения темы
Тема "Птицы осенью. Работа с бумагой. Правила складывания оригами «Птица»"
Цель
Задачи
Образовательные:
Продолжение наблюдения явлений наступившей осени; ввести понятия «перелётные» и «осёдлые» птицы.
Знакомство с правилами складывания оригами
Учить устанавливать взаимосвязи в неживой и живой природе; показать разнообразный мир птиц; рассмотреть причины перелета птиц в теплые края; изготовить модель птицы
Развивать наблюдательность, выделять и обобщать характерные признаки, явления
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство взаимопомощи
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД: самоопределение – демонстрируют готовность и способность к саморазвитию; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, умеют не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
- Регулятивные УУД: планирование – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
- Коммуникативные УУД: управление коммуникацией – допускать существование различных точек зрения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.
- Познавательные УУД: информационные – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; предметные – уточнить и обобщить представления о наиболее характерных признаках, по которым человек узнает о наступлении осени; установить зависимости между изменениями в неживой и живой природе; наблюдать явления наступившей осени, объяснять понятия оседлые птицы, перелётные птицы; общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Планируемый результат Предметные: Научатся различать понятия живая природа, неживая природа, кратко характеризовать сезонные изменения, описывать наиболее характерные признаки, по которым человек узнает о наступлении осени; представителей животного мира; устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе, определять понятия оседлые птицы, перелётные птицы; использовать в работе с бумагой – оригами.
Основные понятия оседлые птицы, перелётные птицы, оригами
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Презентация «Птицы осенью», «Птицы», карточка,, костюмы для выступления (ласточка, цапля, лебедь, ворона), линейка, карандаш, цветная бумага, ножницы.
иллюстрации птиц
Формы работы Фронтальная, индивидуальная, парная
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цель:
Организация детей к учебной деятельности Слушают, выполняют Организует, рассказывает стихотворение
. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.Друг на друга посмотрели,Улыбнулись, тихо сели.
– Вот с таким хорошим настроением мы начинаем урок окружающего мира и технологии.
(Личностные УУД).
умение соблюдать правила этикета
II. Актуализация и фиксирование затруднения (3 мин)
Цель:
Выявление знаний об осени Рассказывают о времени года осень
Фиксирует, обобщает ответы обучающихся
– Отгадайте загадку:
Плащ золотистый она надевает,
Тёплое лето она провожает,
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы. (Осень) (слайд1)
- О каком времени года говорится в загадке? /Об осени/.
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
(Познавательные УУД).
Обобщение о времени года - осень
(Коммуникативные УУД).
общаться, приходить к единому мнению (Регулятивные УУД).
выявляют существенные признаки осени
III. Выявление места и причины затруднения. (3 мин)
Цель:
Постановка учебной задачи, темы и цели урока
Работают с пословицей Отвечают на вопросы Беседует по содержанию пословицы Прочитайте запись на слайде:Холодной зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла. (слайд 2)
– Что здесь написано? (Народная примета)– О чем она рассказывает? (птица дружно улетает в тёплые края, быть холодной зиме)
-Как вы понимаете «птица дружно в отлёт пошла?» -О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
-Для чего нам пригодятся ножницы и бумага?
(для изготовления поделки)
-Что будем изготовлять на уроке? (Познавательные УУД)
Узнают о названиях птиц
(Регулятивные УУД).
- умение планировать свою деятельность на уроке
IV. Построение проекта выхода из затруднения (10 мин)
Цель:
Построение проекта. Приведение в систему, полученных знаний. Отгадывают загадки
Обобщают, делают вывод
Выступают в роли птиц
Загадывает загадки.
Даёт основные понятия о названии птиц
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
(слайд 3)
1.Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/
/аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.
2. На шесте дворец,Во дворце певец, А зовут его … (скворец)
/включается аудиозапись/
3.Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/
Как называются птицы, которые каждый год с наступлением холодов улетают на юг? (Перелётные.) (слайд 4)
Спинкою зеленоватаЖивотиком желтовата,Черненькая шапочкаИ полоска шарфиком. (Синица)
Маленький мальчишка В сером армячишкеПо дворам шныряет,Крохи подбирает. (Воробей)
Эта птица от природы
Как прогноз живой погоды:
Громче всех она кричит,
Если скоро дождь пойдёт. (Ворона)
-Какой вывод можно сделать? (громкий крик вороны – к дождю) (слайд 5)
– Кто знает, как называются такие птицы? (Осёдлые.) (слайд 6)
– Каких еще осёдлых птиц можете назвать? (Дятел, сорока, голубь)
– Почему птицы покидают родные края? (С наступлением осени солнце сходит позже, поднимаясь низко над землей. Земля получает мало тепла и света. Осенний отлет птиц связан с исчезновением корма)
Вывод: птицы улетают в поисках корма, чтобы выжить.
(Выступление детей)
-Я, ласточка, питаюсь мошками.
-Я, цапля, любимая еда – лягушки.
-Я, лебедь, живу на водоёмах.
-Я, ворона – всеядна.
-А в каком порядке улетают птицы?
– Какие птицы улетают первыми? (Насекомоядные – ласточка, стриж, скворец)– А последними? (Водоплавающие – утки, гуси, лебеди)
-Какая птица осталась? (ворона)
Почему?
– Трудно приходится оседлым птицам в холода. Они нуждаются в нашей помощи. Как мы можем им помочь? (Сделать кормушки, сыпать в них корм, следить за чистотой)
Поможем птицам, люди!
Они ведь так малы,
Давайте не забудем
Их в долгий день зимы. (слайд 7)
Физкультминутка (приложение№1) (Познавательные УУД).
- умение обобщать, делать выводы
на основе анализа объектов
(Коммуникативные УУД).
поиск, фиксация, извлечение информации
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(3 мин)
Цель:
умение строить речевое высказывание Анализируют высказывание, находят причину и продолжают его
Проводит познавательную игру
Игра «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. (аудиозапись)
-Какой голос у соловья? (красивый, оригинальный)
-Подбери похожее слово к слову оригинальный? (оригами)
-Где используем технику «оригами»?
- Что такое оригами? (оригами- название японского искусства складывания бумаги)
Регулятивные УУД).
-умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию на уроке.
(Коммуникативные УУД).
-умение слушать и понимать других;
VI.Включение в систему знаний и повторение (9 мин)
Цели: Изготовление модели птицы Самостоятельно выполняют по инструкции Даёт инструкцию по изготовлению птицы С каким материалом будем работать на уроке? (с бумагой)
Инструкция:
1)Взять квадрат
2)Выполнить разметку с помощью линейки и карандаша (1)
3)Согнуть 2 конца друг другу(2)
4)От края отмерить 1см и провести косую линию вверх до стыка
5)По линии сгиба согнуть (3)
6)Согнуть заготовку пополам (4)
7)Отогнуть от места стыка вверх и сделать носик (6)
8) «Крылышки» чуть загнуть и расправить заготовку (слайд 8)
-Вот, что у нас получилось это…(птица)
-Ребята, давайте подумаем, где можно использовать нашу поделку?
(Коммуникативные УУД).
-умение договариваться в парах
(Регулятивные УУД).
- умение оценивать учебные действия
(Личностные УУД).
умение соблюдать правила этикета
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 мин)
Цель:
Формирование первичных умений на основе самоконтроля Работают в паре, находят перелётных и осёдлых птиц, отмечают значком «+», «-» Организует работу в парах,
направляет на выполнение задания на перфокартах
Работа по карточкам:(парная работа)
-Эти птицы спорят, кому лететь в тёплые края, а кому остаться. Помоги им разобраться в этом. Назови птиц.
Перелётных отметь значком «+», а осёдлых «-».
слайд 9
(Коммуникативные УУД).
-умение слушать и понимать других (Регулятивные УУД).
умение работать по плану
VIII.Рефлексия
(2мин)
Цель:
Умение оценивать свою работу на уроке. Самооценка обучающихся
с помощью
солнышка и тучки Выставка работ. Подводит итог урока, обобщает ответы детей
-В какой технике мы работали на уроке? -На какую птицу похож силуэт?
-Как можно назвать этих птиц?
-Почему они улетают в тёплые края?
-Как связана живая и неживая природа? -Каких птиц вы ещё знаете? (осёдлых)
-Что это значит? (живут на одном месте)
Было трудно…
Я научился…
Мне захотелось…
(слайд 10)
(Регулятивные УУД).
внесение коррективов
(Личностные УУД).
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Приложение№1
Физкультминутка
Птички прыгают, летают. Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик Наклон вперед, пальцами рук, собранными
Птички крошки собирают, вместе, постукивать по коленкам
Зернышки клюют.
Перышки почистили, Стоя прямо, совершать взмахи правой и левой рукой
Клювики почистили.Повороты головы вправо – влево
Дальше полетели Имитируют руками взмахи крыльев
И на место сели