Рабочая программа по обществознанию для индивидуального обучения на дому 11 класс ( 0,5 часа в неделю)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Славкинская средняя школа»
Муниципальное образование « Николаевский район»
Ульяновская область
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО
______________
_______________
Заместитель директора по УВР
Директор школы
Протокол №
_____________
__________
________________А.Г. Алмаев
от «___ » ____ 201 г.
«___» ________ 201 г.
Приказ от __.___._______№___
Рабочая программа
Наименование учебного предмета ___обществознание_____________
Класс__11
Уровень общего образования: средняя школа
Учитель: Юдина Наталья Евгеньевна
Срок реализации программы 1 год, учебный год___2016-2017
Количество часов по учебному плану: всего 17 часов в год;
в неделю____0,5 часа.
Планирование составлено на основе_ «Рабочии программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова 10-11 классы», Москва , « Просвящение» 2011.
Учебник «Обществознание. 11 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лабезниковой, Н. И. Городецкой, Москва, « Просвещение», 2016
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составил (а) _________________ ________________
подпись расшифровка подписи
2.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом преемственности преподавания обществознания и на основе следующих нормативных документов:
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федерального закона от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ст.30; п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48);
- Закон « Об образовании» от 10.07.1992 № 32661( с уточнениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 « Об утверждении федерального государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного (общего) образования;
- Приказ Министерства образования РФ от 20 августа 2008 года № 241 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ реализующих программы общего образования. Утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2011 № 1312;
- Распоряжение №2207-р от 27июня 2011 года;
- СанПиН2.4.2.-2821-10, Санитарно-эпидемилогические требования к условиям организации и обучения в образовательных учреждениях.
- Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования ( БУП-2004 г);
- авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А.И. Матвеева «Обществознание, 10-11 классы, базовый уровень /Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание: 6-11 классы»/. – М.: Просвещение, 2011
- Сборник нормативных документов по обществознанию. – Дрофа, 2007
- учебного плана МБОУ « Славкинская СШ» на 2016/2017 учебный год
Назначение программы: курс способствует общеинтеллектуальному развитию обучающегося, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей обучающегося.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 17 учебных часов. по 0,5 часa в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану в 11 классе при индивидуальном обучении на дому.
Программа представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: экономическую жизнь общества, политическую жизнь общества, социальную сферу. Все компоненты взаимосвязаны. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Цель курса:
-обеспечить необходимые условия оптимальной социализации личности, содействовать её вхождению в мир общественных ценностей и, в то же время, способствовать открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я».
Реализация рабочей программы способствует решению следующих задач:
-развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
-освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
-подготовка к итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на базовом уровне в 11 классе представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание и сознание, личность и межличностные отношения.
В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, экономики, политологии. Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.
Основной принцип отбора материала актуальность и научность изучаемого материала.
В ходе учебного процесса используются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ.
Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Формы организации учебного процесса:
Формами контроля ЗУН(ов) обучающихся являются:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы;
исследование.
наблюдение;
беседа; фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум;
тестирование;
участие в проектной деятельности, круглых столах;
подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем.
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся, прописанные в данной Рабочей программе, соответствуют требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).
В результате изучения обществознания в 11 классе на базовом уровне обучающийся должен:
-определять сущностные характеристики изучаемого объекта; осуществлять самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
-использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- проводить исследование реальных связей и зависимостей;
-уметь развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного;
-объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- производить поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
-отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;
-передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);
-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-уверенно работать с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
-владеть навыками редактирования текста;
-самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если...»);
-формулирование полученных результатов;
-создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
-пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
3.Учебно-тематический план .
№
Наименование разделов, тем
Количество часов
1
Введение.
1
2
Экономическая жизнь общества
7
3
Социальная жизнь общества
3
4
Политическая жизнь общества
5
5
Итоговые уроки
1
6
итого
17
4.Содержание изучаемого курса « Обществознание.10 класс»
Введение. Общество в развитии. Современный мир и его противоречия.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- Знать основные обществоведческие термины.
-Уметь употреблять их в различных контекстах.
- Объяснять изученные социальные явления и процессы, приводить примеры
Тема 1.Экономическая жизнь общества
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Роль фирмы в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпренимательской деятельности. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды причины, последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
-Знать взгляды некоторых ученых на сущность экономики и особенности ее развития. Разъяснять сущность основных факторов экономического роста
- Уметь анализировать представленный экономический график и делать выводы на его основе.
- Знать особенности экономических систем.
- Уметь проводить самоанализ.
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
- Владеть понятиями по теме
Тема 2. Социальная жизнь общества
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействие. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющиеся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса. Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. Демографическая ситуация в современной России.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
-уметь выполнять тестовые задания , задания-зададачи работать с предложенным текстом
Уметь составлять сложный план по предложенной теме
- выполнение творческих заданий по написанию эссе и составлению проектов
- уметь работать с дополнительными источниками знаний.
- знать особенности социальной структуры исторических типов обществ
Тема 3. Политическая жизнь общества
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство. Его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания
- Знать материал по теме, уметь анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, уметь работать с дополнительной литературой
- . Знать основы государственной политики в области антитеррористической политики .
- уметь выполнять тестовые задания , задания-зададачи работать с предложенным текстом
Уметь составлять сложный план по предложенной теме
- выполнение творческих заданий по написанию эссе и составлению проектов
- уметь работать с дополнительными источниками знаний.
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Содержание урока
Домашнее задание
Дата проведения
План
Факт
1
Введение.
Общество в развитии. Современный мир и его противоречия.
1
Повторение. Значение и особенности курса.
Принципы работы на уроках и при самостоятельной деятельности. Общество. Духовная сфера, социальная сфера, экономическая сфера, политическая сфера. Взаимодействие.
Стр. 4-5
Тема 1. экономическая жизнь общества.
2
Роль экономики в жизни общества.
1
Экономика как подсистема общества.. экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества.. экономика и политика. Решение Кимов.
1 стр. 6 - 13
3
Экономика: наука и хозяйство.
1
Понятие экономики. Что изучает экономическая наука. Микроэкономика и макро экономика. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП. ВНП. Экономическая теория
2 стр. 16-21
4
Экономический рост и развитие. Мировая экономика
1
Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный экономический рост.факторы экономического роста. Экономическое развитие. Экономические циклы Н. Д. Кондратьева. Причины циклического развития.
3 стр. 26 – 33
11 стр. 117-125
5
Рыночные отношения в экономике. Фирма в экономике
1
Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Законы спроса и предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия современная рыночная система. Решение Кимов. Фирма( предприятие) в экономике. Факторы производства. экономические и бухгалтерские издержки постоянные и переменные издержки производства . рентабельность. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
4 стр. 36-42
5 стр. 45 - 52
6
Правовые основы предпринимательской деятельности Финансы в экономике
1
Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предприятий. Понятие юридического лица. Решение Кимов.
6 стр. 69-77
9 стр. 93 – 103
7
Экономика и государство.
1
Экономические функции государства. Проблема выбора инструмента регулирования экономики. Денежно-кредитная( монетарная) политика. Бюджетно-налоговая политика.
8 стр. 78-89
6
Занятость и безработица
1
Рынок труда. Изменение МРОТ и прожиточного минимума. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости
10 стр. 104-113
Тема 2 Социальная жизнь общества
9
Социальная структура общества Социальные нормы и отклоняющиеся поведение
1
Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальные интересы.
13 стр. 140-153
14 стр 154-161
10
Нации и межнациональные отношения Семья и быт.
1
Что объединяет людей в нацию. Россия – многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути национального сближения. Национальная политика в России. Решение Кимов.
15 стр. 162 - 171
16 стрю 174- 184
11
Гендер – социальный пол Молодежь в современном обществе.
2
Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе.
17 стр. 184 – 193
18 стр. 194-204
Тема 3. Политическая жизнь общества
12
Политика и власть Политическая система
1
Политическая деятельность и общество.. политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политическая власть
20 стр. 216 – 225
21 стр. 228 – 240
13
Гражданское общество и правовое государство.
2
Сущность правового государства. Гражданское общество. Этапы становления и перспективы развития гражданского общества.
22 стр. 240-251
14
Демократические выборы. Политическое поведение
2
Избирательная система. Типы избирательных систем. Избирательная кампания Решение Кимов.
23 стр. 250 - 260
27 стр. 298 – 307
15
Политические партии и партийные системы. Политический процесс и культура политического участия
2
Понятие политической партии и движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем
24 стр. 261 – 271
28 стр. 307-317
16
Политическая элита и политическое лидерство. Политическое сознание
2
Политическая элита. Политическое лидерство. Роли политического лидера. Типы лидерства
25 стр. 272 – 283 26 стр. 283 - 297
17
Итоговое повторение
2
Общество перед лицом угроз и вызовов 21 века. Возможная альтернатива. Постиндустриальное общество
Стр. 320- 330
6.Перечень учебно-методического обеспечения, список литературы
необходимые для реализации данного курса
1.Автономов В.С. Введение в экономику.- ВИТА-Пресс, 2006
2.Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву.
3.Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания.
4.Декларация прав ребенка
5.Л. Н. Боголюбов , А. Ю. Лабезникова « Обществознание 11 класс» - Москва, « Просвещение», 2016
6.Конвенция о правах ребенка.
7.Конституция Российской Федерации.
8.И. Ю Буйволова Обществознание. 11 класс. Технологические карты уроков. – Волгоград: Учитель, 2015
9. Авторская программа Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А.И. Матвеева «Обществознание, 10-11 классы, базовый уровень /Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание: 6-11 классы»/. – М.: Просвещение, 2011
10.Маленкова Л.И. Право м подросток.
11.Мушинский В.О. Азбука гражданина.
12.Настольная книга учителя обществознания.
13.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания.
14.Сборник программно-методических материалов по экономике.
15. Сборник нормативных документов по обществознанию. – Дрофа, 2007
Основные Internet-адреса:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Министерство образования и науки;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Портал Единый экзамен;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Федеральный портал «Российское образование»;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию. Методический кабинет истории, обществознания. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15