Эссе Двое в одной школе









Эссе «Двое в одной школе»
МАТЬ
Моя педагогическая судьба начиналась так:
Наш филфак зовётся так
Не затем, что мы филоны.
Просто в миг
Хороших книг
Мы читаем миллионы.
А если вспомнить языков количество,
Которых нам вовеки не забыть,
То, чтобы не шутить,
Инфаком можем быть.

Конечно, начиналось всё с учёбы на самом интересном, творческом и весёлом факультете университета – филологическом. А куда ещё идти девчонке, которая пишет стихи, чьи сочинения читаются по всей школе как образец? Закончив пятый курс, мы, филологини с дипломами, отправились в школы. Да, в основном филологини. Хотя в том же нашем факультетском гимне поётся:

Говорят,
У нас ребят –
Раз, два, три – и обсчитался.
А наш курс
Не дует в ус:
Исключеньем оказался.
И если дальше так пойдёт с приёмами,
Итогом будет через надцать лет
Родившийся на свет
Мальчиший факультет.

Да, юношей на нашем курсе было немало. Способствовало тому то, что Удмуртский пединститут стал Удмуртским государственным университетом и на базе филфака собирались открыть отделение журналистики. Правда, не открыли. И те, кто мечтал стать корреспондентом, отучились два года после основных занятий, вечерами, на факультете общественных профессий и получили «корочки», где было сказано, что их владелец может сотрудничать в печати. Да и учёба на филфаке не мешала тому, что большинство юношей после университета ушло не в школы, а в газеты и на республиканское телевидение. Некоторые постарались остаться преподавать в вузе. А в школы пошли девушки.

И оказалось, учить надо тех, кто отнюдь не читает «миллионы хороших книг в миг». В лучшем случае знакомится со статьями учебника. И таких большинство. Но ведь есть и меньшинство, которое тебя понимает, ценит твои знания и таланты. А ты работаешь не только ради этого меньшинства. Ты осознаёшь, что научить надо всех, что ладить надо со всеми. И становишься более гибкой в отношениях с учениками, с их родителями. Это нелегко. Но приходится. И часто после окончания школы тебя подвезёт по пути твой бывший ученик, отнюдь не бывший отличник, да ещё расскажет, что он помнит из школьной программы по литературе, да ещё добавит: «Детей приучаю к чтению!» - лучшего подарка судьбы и не надо.
Ты, русист, принимаешь на себя удары (не судьбы, но что-то около того): как только в школе какая-нибудь проверка, то в первую очередь проверяют знание русского языка - то просто диктант дадут, то диктант с грамматическим заданием. А сейчас ещё и сочинение (допускное, или, правильнее, итоговое). То есть ты входишь в число учителей с большей ответственностью. Наравне, может быть, только с учителями математики. Остальным специалистам живётся легче.
А вам, русисты, не приходилось ловить на себе недовольные взгляды коллег, когда вы поправляли их ошибки в речи? Мне приходилось. Но мы учителя, мы должны говорить правильно, учить детей правильно говорить, поэтому я продолжаю поправлять любителей слова «ложить» и желающих «одеть колготки».
Приветствую тебя, коллега крымчанин! Во времена Украины нас называли русоведами. Мы горько шутили, что русская литература по своей значимости и влиянию на украинскую стоит после цыганской. Мы умудрялись за два часа в неделю, а в 10 и 11 классах – за один час выпустить из школы довольно-таки грамотно пишущих детей. Что только мы не предпринимали для этого! И механическое запоминание словарных слов, и орфографическое чтение по Алфёрову, и различные методики, заинтересовывающие детей русским языком: работа в группах, конкурсы, игры в «Светофор» и «Пишущую машинку», «Микрофон» и прочее, прочее, прочее.
Мы не забывали, что мы русские, и в своей школе Неделю русского языка я постепенно превратила в Неделю русской культуры, чтобы знакомить детей и с литературой, и с живописью, и с музыкой России, и с её этнографией. В кабинете действовал (да и сейчас действует) уголок быта русского народа.
Стоит ли сомневаться в том, что мы, словесники-русисты, приняли события 2014 года всей душой, всем сердцем. Мы стали полноправными россиянами. Мы учим детей говорить и писать по-русски как минимум три часа в неделю, а то и пять, и даже шесть. Литературе отводится тоже три часа.
Мы по-прежнему «на передовой»: при любой проверке в первую очередь показывают свою работу учителя русского языка (и математики, конечно), мы на себе чувствуем все трудности перехода к Единому Государственному Экзамену. За эти почти три года, прошедшие с тех пор, как мы стали 82-м регионом России, мы со своими школьниками стараемся догнать в знаниях учеников остальных регионов нашей большой страны. Это непросто. Но мы стараемся.
Нам, русистам, приходится быть своеобразной энциклопедией в школе. И учителя, и ученики, заинтересовавшись каким-либо словом, обращаются к нам. Надо соответствовать своему званию языковеда, поэтому читаешь, ищешь, снова читаешь и читаешь И радуешься, когда ученики тоже начинают рыться в книгах, выбирают себе для чтения. Значит, не зря ты приходишь на уроки, значит, есть отдача. И если в каждом моём выпуске есть ученики, поступившие учиться на филфак на специальность «Русский язык и литература» (даже во времена украинского Крыма!), это ведь тоже радует.
Не думала я, глядя на маму-учительницу, что тоже проведу большую часть своей жизни в школе. Но так сложилось – провожу. Да ещё и дочка выросла с гуманитарными наклонностями, стихи писала, ещё будучи ученицей. И куда после школы? Тоже на филфак. А дальше? В родную школу.
На висках седина забелела,
Постарели вы, учителя
Давно ль мама за партой сидела,
Вот уж дочку к вам в класс привела.
Разбросала судьба нас по свету.
Посидим, выпускник, помолчим.
Ведь любимее школы той нету,
Где степные ветра горячи

Мой путь в профессию продолжается, хотя мне уже 62 года. Ему не видно конца, как нет предела желанию знать и научить тому, что знаешь


ДОЧЬ
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. Л. Толстой
ученических тетрадок, конспектов уроков и книг. Моя мама, родные тёти, бабушка - все учителя, друзья родителей, часто приходившие в наш дом, - также педагоги. Вот поэтому и мы с братом, не колеблясь ни минуты, после окончания школы подали документы в Таврический национальный университет (бывший пединститут имени М.Фрунзе). Я- на филологический факультет, брат выбрал профессию историка. «Когда я вырасту, - говорила я маме, будучи ещё совсем ребёнком,- я буду учить детей, как и ты». «Замечательно, и ребята будут называть тебя Надеждой Викторовной»,- отвечала она. Я не понимала, почему должна быть «Надеждой Викторовной», если учительница, которую знала я,- моя мама,- Нина Васильевна. «Нет, - возмущённо говорила маленькая Надя,- я буду Ниной Васильевной!».

«Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить», - писал известный крымский поэт Максимилиан Волошин.

Детское пророчество сбылось. После окончания университета я вернулась в родную школу. Помню себя двадцатидвухлетней, неуверенной, еще вчерашней студенткой, со страхом пришедшей на свой первый урок. Первые успехи и первые ошибки Именно тогда я поняла, что мне действительно нравится работать с детьми, что школа стала частью моей жизни. Я ощутила на себе всю сложность и прелесть этой важной и нужной профессии. Первые уроки были самыми трудными, но и самыми незабываемыми

И вот уже девятый год я иду вместе со своими учениками по дороге школьной жизни, работаю в школе, которую тринадцать лет назад закончила, и мои учителя теперь - мои коллеги. И придают мне уверенность на этом пути истины, которые являются основой моего педагогического мировоззрения: Вера, Любовь и Надежда. Я верю  в талантливость каждого своего ученика, в его неповторимый внутренний мир и в наш совместный успех. Я люблю детей, люблю профессию, которую выбрала. И я надеюсь на то, что мои ученики обязательно превзойдут меня, своего учителя.    Учитель - не профессия, а образ жизни. Ведь любой из нас живет тем, что каждый день идет в школу для того, чтобы помочь найти себя в этом сложном мире каждому ребенку.
Писатель и автор множества популярных работ Владимир Михайлович Лизинский говорил: «Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». Действительно, педагог учится всю свою жизнь, и это дает ему толчок к постоянному профессиональному и внутреннему росту. И только тот, кто способен и согласен «расти» и сам учиться у других,  порой  вопреки обстоятельствам и житейской логике,   имеет  право называться Учителем. Каждое утро я открываю школьную дверь  и захожу в класс  Вновь звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их ясные, чистые глаза, любопытные, верящие, добрые, оценивающие каждый мой взгляд, жест, шаг, поступок. Они многого ожидают от меня. И я благодарна судьбе за то, что каждый день встречаюсь с ребятами, и с ними я снова и снова учусь быть учителем.
Чему же учится каждый день учитель? Точного, окончательного ответа на  этот вопрос, наверное, нет. Мне очень нравится эпизод фильма «Ирония любви, или С лёгким паром», диалог главных героев Надежды и Евгения о профессиях :
Я пытаюсь учить их думать. Хоть самую малость.
А чему они вас учат?
Наверное, тому же самому.    
И главной, на мой взгляд, наградой каждому педагогу бывают не какие- либо материальные ценности, а тот самый блеск в глазах учеников, который мы видим в завершение урока. Важно всё: и то, что любимые ученики идут ко мне не только как к учителю, а как к человеку, к старшему товарищу со своими проблемами и обидами, и то, что после окончания школы они выбирают профессию педагога, и то, что после окончания школы дети приходят в школу, приходят ко мне для того, чтобы рассказать о своих победах и достижениях, услышать мою похвалу и получить какой-либо совет.     Я думаю о своих учениках, сопереживаю им, несу за них ответственность. И в этом я нахожу радость и удовлетворение.

Конечно, не всё в моей работе гладко и безупречно. Случаются промахи, ошибки, разочарования. Но ведь и отрицательный опыт бывает не менее важен, чем положительный. Ошибки и промахи заводят в тупик и позволяют искать выход. Разочарование заставляет быть недовольной собой, совершенствоваться и идти вперёд.
Вот и я иду вперёд вместе со своими учениками по дороге школьной жизни. Мы вместе преодолеваем преграды, веря друг в друга, надеясь на успех и любя.
Говорят, что не мы выбираем дороги, а они нас. Мысль красивая, но не всегда верная. Во всяком случае, дорогу учителя люди выбирают сами. В отличие от других она не обещает ничего, кроме того, что ты станешь учителем.
Я сделала свой выбор. Впереди меня ждет жизнь, полная напряжения, радости, тревог, бессонных ночей и счастья. Счастья постоянного движения вперед, творчества и открытий. Как гласит восточная мудрость, «дорогу осилит идущий».






































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




15