Открытый урок литературы о Холокосте для учащихся 9 класса « Двое за проволокой »
Учитель русского языка и литературы Бултукова А.П.
Открытый урок литературы о Холокосте для учащихся 9 класса
« Двое за проволокой »
Цель:
- Провести лингвистилистический анализ романа Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме».
Убедить учащихся в том, что анализ текста как языкового целого позволяет определить замысел писателя, основную идею произведения.
- Формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработка мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества;
- Формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида.
Оборудование: оборудование для мультемидийного показа, портрет Джона Бойна, текст романа «Мальчик в полосатой пижаме».
Ход урока
1. Звучит музыка Дмитрия Шостаковича «Тринадцатая симфония», на экране показ слайдов жертв геноцида.
2. Вступительное слово учителя.
- Стоны, крики, плачь, боль, несправедливость – вот что чувствуешь, глядя на эти кадры. Сегодня мы поговорим о Холокосте и о романе Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Что же такое « Холокост »? В переводе с древнегреческого Holocaustosis означает "всесожжение", "уничтожение огнем", "жертвоприношение". Термин « холокост » впервые был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения, а в современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению 6 млн. евреев в 1933-1945 годах. Геноцид евреев был и на территории бывшего СССР. . Символом Холокоста в бывшем СССР становится Бабий Яр в Киеве.
Об этом же рассказывает в своем произведении и Джон Бойн. Писатель родился в 1971 году в Дублине. Он изучал английскую литературу в дублинском Тринити-Колледже. Прослушал в Университете Восточной Англии курс магистратуры (MA course) по специальности «писательское искусство». В университете Бойн получил приз имени Кертиса Брауна
Ирландский писатель Джон Бойн — автор семи романов, два из которых переведены на русский язык, но мировое признание ему принес «Мальчик в полосатой пижаме». Книга номинирована на почти два десятка литературных премий, в том числе и на престижнейшую British Book Award. Роман издан более, чем в 50 странах, и новые версии продолжают выходить. Писатель, лично никак не связанный с темой Холокоста , говорил, что его привлекла сама идея написать о колючей проволоке именно с точки зрения ребенка, не понимающего сути происходящего.
3.Вопросы для беседы:
- Я попросила вас поделиться первоначальным восприятием рассказа. Судя по вашим отзывам, я поняла, что рассказ вам понравился, болью и состраданием откликнулись ваши сердца и души, когда вы познакомились с судьбой мальчиков, героев рассказа. Финал произведения многих поверг в уныние. Нам, воспитанным на сказках, трудно смириться с таким финалом.
- Какова тема романа?
(Тема нацистского мира глазами ребенка )- От чьего лица ведется повествование?
(Читатель видит мир глазами девятилетнего Бруно, который живет в большом доме с папой, мамой и сестрой.)- Расскажите , что мы узнаем о мальчике до поездки в Аж-Высь?
- Был ли он счастлив в Берлине?
( Бруно живет счастливо: у него есть три верных друга, с которыми он играет и занимается исследованиями, пятиэтажный дом, в котором множество непознанных закоулков, оживленные и красочные улицы Берлина.)
-Когда заканчивается его счастливая жизнь?
( Все это заканчивается после того, как к ним приходит погостить "Фурор" с красивой женщиной по имени Ева. Отца назначают комендантом, и вся семья вынуждена переехать в Польшу вместе с ним). - Понравилось ли мальчику новое место проживания?
(Нет. « Новый же дом выглядел так, будто в стенах его никогда не раздавался смех; нечему тут было смеяться и нечему радоваться.»)- Чем занимается Бруно на новом месте? Расскажите об его поисках?
- Что видит на своем пути Бруно?
(Колючая проволока вырастет на пути Бруно .)
-Как вы думаете, символом чего является проволока?
(Символом ограждения, непонимания, отчужденности. Причем оба мальчика чувствуют себя за колючей проволокой, не понимают, как они здесь оказались, что тут происходит, каждый из них чего-то боится, чего-то ждет, ходит вдоль колючей проволоки и стремится осознать перемены в своей жизни и те причины, которые побудили их родителей переехать в это странное место).- Такого рода ограждения достаточно распространены в нашем мире. Остается только надеяться, что вы лично в реальной жизни не столкнетесь ни с чем подобным.
- Какой художественный прием использует автор, изображая жизнь за проволочным ограждением?
(Антитеза)
- Найдите еще примеры антитезы в романе.
( Жизнь Бруно до и после приезда в Польшу. Вид из окна у Гретель и Бруно в новом доме. Голод за проволокой и достаток в семье Бруно. Евреи и не евреи.)- С кем знакомится юный герой? Найдите его описание.
«Когда Бруно подошел к мальчику, тот сидел, скрестив ноги и пялясь в пыльную землю. Но, здороваясь, он поднял голову, и Бруно увидел его лицо. Странное лицо, прямо скажем. Кожа была серого цвета, но такого оттенка серого Бруно еще никогда не видел. Большие глаза мальчика отливали карамелью, а белки были очень белыми, и, когда мальчик посмотрел на Бруно, тому почудилось, что на лице незнакомца ничего больше и нет, кроме огромных грустных глаз. Бруно мог бы поклясться, что в жизни не встречал такого тощего и унылого мальчика»…
-Что узнает Бруно о своем ровеснике?
- Что удивляет Бруно в рассказах Шмуэля?
- Подружились ли мальчики? В чем проявляется эта дружба?
- Беседуя с другом, какие черты характера проявляет Бруно?
(Терпение, уважение, понимание, чуткость, доверие, умение контролировать свои поступки слова, умение слушать )- Это есть признаки толерантности. А можно ли назвать лейтенанта Котлера толерантным?
- На что пошел Бруно, чтобы помочь другу найти отца?
« Бруно ждет отъезд, и на прощание он решается помочь Шмуэлю разыскать его внезапно пропавшего отца. Остриженный незадолго до этого, Бруно переодевается в грязную полосатую пижаму и оказывается по ту сторону проволоки, где его уже никто не может отличить от мальчика-еврея».
- Что ждало Бруно за проволочной оградой? Найдите описание этого момента.
( Разочарование.)
- Что происходит за оградой? Почему автор говорит: « С тех пор Бруно пропал».
(Бруно загоняют в камеру вместе с Шмуэлем)
- О чем говорит Бруно другу? Найдите эти слова.
«- Теперь ты мой лучший друг, Шмуэль. Мой верный друг на всю жизнь. Бруно сжимает руку Шмуэлю».
- Как вы думаете, символом чего является рукопожатие?
(Символ взаимопонимания, договоренности, доверия)
- Сделайте вывод. Какова же идея рассказа? Что хотел сказать автор, каков его замысел?
«Каждый человек имеет одинаковую ценность. Думается, что автор говорит устами ребенка:«…со всеми следует обращаться вежливо, даже если этот человек на тебя работает. В конце концов, хорошие манеры еще никто не отменял»
«Если люди будут обладать всеми качествами Бруно, как толерантность, уважение, умение слушать, договариваться, понимать, то на Земле исчезнут воины, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга».
- Толерантность- вот основное правило жизни среди людей. Это не только терпимое, уважительное отношение к людям другой национальности, но и умение понимать друг друга. Всегда ли мы соблюдаем эти правила в жизненных ситуациях? Всегда ли мы готовы прийти на помощь другому человеку? Позвольте дать вам небольшой совет:
Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.
Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда
Закрепи ты в мире.
Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступков низких!
Доверяй своим друзьям!
Будь терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!
Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!
3. Звучит песня «Шире круг» ( слова В.Викторова, музыка Д.Львова-Компанейца)
4. Домашнее задание: напишите сочинение на тему « Толерантны ли мы?»