Урок по русской литературе Мир, расколотый на двое

Открытый  урок по литературе в  11 классе.
                   Тема: Мир, расколотый надвое . (презентацию к уроку вы найдете в разделе Презентации)

Цели урока:
Обучающая: определить видение событий гражданской войны
 на примере романа Шолохова «Тихий Дон»
 Развивающая:  развивать умение анализировать текс, развивать критическое мышление учащихся.
 Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к истории своей Родины, своего народа; осознанию того, что гражданская война-это одна из трагических страниц нашей истории.
Ход   урока:
1.     Организационный момент.  
Добрый день! Мы продолжаем изучать роман М.Шолохова  «Тихий Дон».
        Звучит песня «Там вдали за рекой засверкали штыки» (1 слайд)
 
О каком событии романа  М.Шолохова «Тихий Дон» пойдет речь на  уроке? (гражданская война)
сообщение темы и цели , урока. ( 2 ,3 слайд)
Проблемный вопрос  (4 слайд)
ответить на вопрос может ли война повлиять на отношение человека к окружающему миру, людям.
 2.     Работа по теме урока.
 Война Какое значение вложено  в это слово?
 Давайте обратимся к толковому словарю: (5 слайд)
 «Война- это вооруженная борьба между государствами , народами, классами; враждебные отношения»
 А) гражданская война с исторической точки зрения  .
 историческая справка (подготовленная учащимися класса в виде высказываний знаменитых людей).
 (6 слайд)   
О гражданской  войне существует много высказываний,  Борис Васильев писал так: « В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесовГлавный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем ни сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей В ней есть только побеждённые-  мы все, весь народ, вся Россия.»
 Б) гражданская война в романе «Тихий Дон» (7 слайд)
Слово учителя.
Какой же описывает  войну М. Шолохов в  романе «Тихий Дон»?
 Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики.
(вспомните кинофильмы «Неуловимые мстители», «Опасные гастроли» ).
  Михаил Шолохов  был одним из первых, кто заговорил о гражданской войне,  как о величайшей трагедии. В процессе работы он обращается к архивам, мемуарам, личным впечатлениям, к  воспоминаниям людей, переживших эту войну.
 Аналитическая работа с текстом, сценами из к/ф «Тихий Дон»
Давайте обратимся   непосредственно к тексту романа (книга 2 части 5, гл.1) Стр. 463 Тихий Дон 1. Москва.: Слово., 2001
 Шолохов использует рассказ- предварения.  (8 слайд)
 Словарная работа:
Предварение- т.е. сделать что-то раньше, забегая вперед.
 Какое словосочетание ключевое в данном отрывке?
 Горшие беды. Именно они сломают привычный уклад донской жизни, отразятся на судьбах людей.
 Шолохов раскрывает нам правду через героев романа.
          Поисками правды  обеспокоен  Григорий Мелехов, являясь человеком  малограмотным и политически наивным, он живёт стремлением найти правду, найти своё место в жизни, найти то, чему стоит служить. (красным- белым)
Правда  необходима герою для решения  проблемы жизненного выбора, т.к. происходит противостояния различных политических сил, решающих судьбу казачества и всей страны.
 Слова брата Григория Мелехова (3-6-2)
«Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как под лемешом.  Чёртова жизня и время страшное!»
 В романе мы сталкиваемся с зеркальными сценами:
 1.Расправа над чернецовцами (2-5-12) (9 слайд)
Вопросы 10 слайд

·        Какие чувства испытывает  Григорий, наблюдая  сцену расправы над чернецовцами?

·        Почему  он единственный среди всех присутствующих так поступил?
 (в нем побеждает человек, гуманные качества)
 (Только Григорий       пытается защитить безоружного врага от кровавой расправы: «у него дрожало всё внутри», «Григорий тронул <> коня, прыгнул, забыв про рану, с седла и, простреленный болью, упал навзничь».
Это делает поступок Григория психологически оправданным:
 не за неприятеля вступается герой, а за человека.)
 2.Казнь подтелковцев (2-5-30)  (слайд 11)
Просмотр эпизода х/ф «Тихий Дон» (сцена казни)
 Вопросы слайд 12
*Как Григорий воспринимает сцену казни Подтелкова?
* Что испытывает при этом?
 Григорий воспринимает эту казнь как справедливое возмездие, о чём свидетельствует его страстный монолог, обращённый к Подтёлкову: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отыгрывается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить!» (мщение)
 Но, несмотря на это, он уходит с площади, не дождавшись казни, ибо для Григория-гуманиста, расправа над безоружными отвратительна, чем бы она ни была вызвана.
Григорий ищет правду, которая могла бы примирить всех, и не находит её ни у белых, ни у красных.
Это определило трагичность его судьбы, в которой отразилась трагедия народа, разделённого на два враждующих лагеря.
Недавно мирно живущие бок о бок казаки становятся врагами, идут на братоубийственную войну.
Рождается взаимная жестокость  ныне враждующих сторон. (13 слайд Кошевой расстреливает Мелехова, Дарья убивает Котлярова)

3.-Сравнительная характеристика (индивидуальное домашнее  задание)
 Михаил  Кошевой (14 слайд)
  Митька Коршунов (15 слайд)
         Заклятые враги, Кошевой и Коршунов, совершают поступки чрезвычайно похожие – в первую очередь неимоверной жестокостью и цинизмом:
-Мишка убивает Петра Мелехова, гонит из родного дома Григория, что не мешает ему жениться на Дуняшке, на его совести и смерть деда Гришаки;
-Митька первым вызывается казнить подтёлковцев, зверски уничтожает семью Кошевого.
 Григорий Мелехов в разговоре с Прохором Зыковым признаётся: «По мне они одной цены»).
 Во всем этом мы видим взаимную жестокость враждующих сторон.
 4.Как меняется человек в условиях войны? (задать вопрос классу)
  Для многих героев, даже положительных, нравственные критерии в годы войны смещаются.
Григорий, например, воспринимает казнь Подтёлкова как справедливое возмездие.
Но он же пресекает расправы над пленными, когда  узнаёт, что в Вешенской в тюрьму посадили женщин, стариков и детей, чьи родные ушли с красными, он открывает тюрьму, выпуская всех арестованных на волю.
 (16 слайд)
«Ха! Совесть! <> Я об ней и думать позабыл. <> Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву – и ту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война всё из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе»
    (3 - 6 – 46).

·        Что вы можете сказать о своеобразной  самохарактеристике Григория Мелехова?
Не только изменился, но понял что стал другим- его сломала война.
      Война утверждает свои собственные законы, жестокие и бесчеловечные, и каждый живущий вынужден подчиняться им. Война вносит разногласия  в семейные отношения. Всеобщая разруха уничтожает казачий мир не только извне, но и изнутри.
Трагедия казачьих семей в том, что они не видят выхода из этой войны. Никакая власть не даёт им возможности возвратиться к мирному крестьянскому труду.
  3.     Итог,Выводы:
1-может ли война повлиять на отношение человека к окружающему миру, людям? (17 слайд)
 
Обратите внимания на слова-ассоциации .
Война- это борьба, враждебные отношения, трагедия, беда, разделение, страх, жестокость, цинизм, бесчеловечность, разруха, разногласие, братоубийственная, чернота, . ( слова закрепляются на доске в ходе урока)
Какие ещё слова можно добавить в этот ряд?
  (названные детьми слова записываются рядом) –раздать бумажки
2- определить видение событий гражданской войны на примере романа Шолохова«Тихий Дон»
 Рефлексия.
Используя данные слова (слова, выписанные на доске )составьте синквейн ( работа по группам )на тему война
Определение синквейна  (слайд 18)
 Алгоритм (19 слайд)
 
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
     5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно    существительное.
 
 Несколько вариантов зачитываются(записываются на отдельных листах и закрепляются на доске ).
  (слайд 20)
Война
Жестокая, братоубйиственная
Ожесточает, угнетает, уничтожает
Война калечит судьбы людей
Трагедия
 
Данными синквейнами мы подводим итог сегодняшнего нашего урока и отвечаем на главный вопрос, что есть война .

Оценки за урок.
Домашнее задание :
Написать  минисочинение, сочинить стихотворение на тему гражданская война в романе М.Шолохова «Тихий Дон».
Письменная характеристика Г. Мелехова.