Открытый интегрированный урок по русскому языку и литературе в 11 классе по теме: «Разговорный стиль речи. Письмо»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
Открытый интегрированный урок
по русскому языку и литературе
в 11 классе
по теме:
«Разговорный стиль речи. Письмо»
Подготовила учитель высшей квалификационной категории
русского языка и литературы МОУ СОШ №9
Магомедханова Валентина Ивановна.
Георгиевск
2015
Цели урока: а) повторить, обобщить полученные знания;
б) помочь учащимся понять, какое важное значение в жизни
каждого человека имеет умение писать письма;
в) пробудить чувство милосердия сострадания;
г) научить видеть, понимать и ценить прекрасное в челове-
ческих отношениях.
Оборудование урока: а)портреты М.Горького, С.А.Есенина, В.Маяковского,
А.Чехова;
б)письма (или отрывки из писем) М.Горького,
В.Маяковского, Ф.М.Достоевского;
в)стихотворения А.С.Пушкина, С.Есенина, В.Маяков-
ского;
г)справочная литература.
Эпиграфы к уроку: «Великий яд для сердца – молчание».
Поль Бурже
«Письмо развивает искусство владения словом».
Цицерон
«Дневник – это Я, письмо – это Ты».
Казимеж Выка
«В письмах умного человека отражается характер
тех, кому они адресованы».
Георг Лихтенберг
«Пиши такие письма, которые ты хотел бы полу-
чить».
Пшекруй
«Молчат гробницы, мумии и кости.
Лишь слову жизнь дана.
Из древней темы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена».
И.Бунин
Ход урока
I.Сообщение темы, целей, задач урока.
Учитель знакомит учащихся с подобранными к уроку эпиграфами.
Учащиеся объясняют, как они понимают смысл, заключенный в них.
II.Словарная работа. Учащиеся работают со словарями и объясняют
значения слов в соответствии с темой урока, выбирая одно из
значений многозначных слов.
Стиль – от греческого стилос – палочка. Слово многозначно. Стили, ко-
торые выделяются в соответствии с основными функциями
(целями, назначениями) языка, связанными с той или иной
сферой деятельности человека, называются функциональными.
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь
кому-нибудь.
Эпистолярный - 1. Относящийся к частной переписке, к письмам.
2. Имеющий форму письма, переписки, о литератур-
ном произведении. Эпистолярный роман (роман в
письмах).
Слово учителя. Итак, мы с вами выяснили, что письмо – это эпистолярный жанр, относится к разговорному стилю речи. Давайте вспомним основные особенности разговорного стиля речи.
III. Фронтальная беседа по вопросам.
- Какова основная функция языка?
(Ответ. Функция общения, его назначение – непосредственная передача информации.)
Назовите языковые черты разговорного стиля.
(Ответ. Неофициальность, непринужденность, экспессивность.)
В каких формах представлен разговорный стиль речи?
(Ответ. Разговорный стиль речи представлен как в устной, так и в письменной форме: реплики персонажей в пьесах, в отдельных жанрах художественной и публицистической литературы, записи в дневниках, тексты писем, записок.)
Дать краткую характеристику звуковой стороны разговорного стиля речи.
(Ответ. Менее отчетливое произношение звуков, их сокращение (редукция). Вместо Александр Александрович мы говорим Сан Саныч, вместо Мария Сергеевна – Марь Сергеевна.)
Дать характеристику лексики разговорного стиля речи.
(Ответ. Делится на две большие группы:
1.Общеупотребительные слова: день, год, работать, спать, рано, хороший, старый.
2.Разговорные слова: картошка, читалка, заправский, примоститься.
Показательна активность экспрессивно-эмоциональной лексики: фамильярной, ласкательной, неодобрительной, иронической.
Характерно использование неологизмов, которые мы придумываем на
случай – открывалка, щелкунчики (вместо ореходавы), увнучить (по образцу усыновить). Действует закон «экономии речевых средств», поэтому вместо названий, состоящих из двух и более слов, употребляется одно: вечерняя газета – вечерка, сгущенное молоко – сгущенка, подсобное помещение – подсобка, пятиэтажный дом – пятиэтажка.
Разговорный стиль богат фразеологизмами (рукой подать, как с гуся вода, дуракам законы не писаны, вешать лапшу на уши.)
Дать характеристику словообразовательных возможностей
разговорного стиля речи.
(Ответ. Употребляются суффиксы субъективной оценки со значениями ласкательности, неодобрения, увеличительности: мамочка, лапушка, холодина. Суффиксы, придающие словам разговорный характер: -ш (а) – докторша, -ух (а) – толстуха. Удвоение слов: огромный-огромный, глазастая-глазастая. Чаще употребляются глаголы. Усеченные формы глаголов: прыг, хвать. Существительные: в цеху, на дому, стакан чаю.)
- Каков синтаксис разговорного стиля речи?
(Ответ. Господствуют простые предложения, чаще неполные, самой разнообразной структуры: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные.
Сложные предложения не характерны, чаще других используются бессоюзные: Уеду - тебе будет легче. Необычен порядок слов: на первое место ставится самое важное.
Употребление местоимения, дублирующего подлежащее. Вера, она поздно приходит.)
IV. Практическая часть.
У каждого из уч-ся на столе лежат ксерокопии письма Ф.М.Достоевского. Один из учащихся, заранее подготовленный, выразительно его читает. На доске написано задание: «Найти в письме Ф.М.Достоевского к жене признаки разговорного стиля».
Петербург, 13 августа, понедельник / 73.
Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовет. Обнимаю и целую беспрерывно и благославляю. Я, Аня, все нездоров: нервы очень раздражены, а в голове как туман, все точно кружится. Никогда еще даже после самых сильных припадков не бывало со мной такого состояния. Очень тяжело Точно сон и дремота и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной – вот что.
(Ответ. В тексте есть разговорные слова: папа, хоть, надо. Эмоциональный характер тексту придают слова с оценочными суффиксами: голубчик, голубчики, Анечка, неделька; глаголы, передающие состояние автора: помнит, целует, благославляет; образные средства языка, например, сравнения: в голове как туман, точно сон и дремота; Экспрессивное обращение: милый мой голубчик Анечка, милые голубчики. Для синтаксиса текста характерно использование различных типов предложений, свободного порядка слов. Есть предельно краткие предложения: Очень тяжело. Незаконченное: вот что.)
Эту работу уч-ся выполняют в своих рабочих тетрадях.
Слово учителя. Итак, письмо – эпистолярный жанр. Разговорный стиль речи. В этом мы сейчас убедились. Вы обратили внимание на форму письма?
(Ответ. Письмо имеет определенную форму. Текст начинается с обращения, обычно содержит точную датировку и называет место написания, есть подпись, адресант (тот, кто пишет) и адресат (к кому обращаются).
Продолжение слова учителя. Письма, ребята, могут быть разными: дружеского или родственного, делового или полемического характера. Весьма распространены у нас поздравительные письма. Писание писем вызывает затруднения у очень большого числа не только детей, но и взрослых людей. Как часто мы слышим заявления: «Я не люблю писать письма». Письма играют огромную роль в нашей жизни, поэтому мы должны все-таки научиться их писать.
Сегодня мы имеем возможность познакомиться с письмами общественных деятелей, ученых, писателей, художников, артистов. В них – и отклики на проблемы общественного, научного, культурного значения, и в то же время откровенный разговор о том, что волнует близких людей. С какой нежностью, теплотой обращались к своим матерям А.Блок, В.Маяковский, Н.Островский, А.Фадеев.
(Читаются письма (или отрывки из писем названных поэтов и писателей).
Учитель. Нельзя без волнения читать строки писем М.Горького и В.А.Сухомлинского к сыновьям. «Жизнь человечья, - писал Алексей Максимович сыну, - только тогда имеет смысл, когда после нее что-нибудь остается».
(Читаются заранее подготовленными уч-ся письма М.Горького и В.А.Сухомлинского к сыновьям.)
Затем уч-ся обращаются к учебникам. Один из уч-ся читает письмо А.Вертинского из книги «Дорогой длинною ».
Учитель. В этом письме А.Вертинский делится своими впечатлениями о величайшем искусстве Галины Сергеевны Улановой.
Вопрос к классу:
Чем привлекает это письмо вас?
(Искренность, высокий уровень культуры, широта кругозора, нежное беспокойство о судьбе младшей дочери Насти.)
Учитель: А письма к любимым? Их нельзя читать, не испытывая сердечного трепета. Давайте послушаем некоторые из них.
(Вводится элемент театрализованного представления: несколько учащихся, используя некоторые детали внешнего облика, читая отрывки из писем, как бы исполняют роли. Звучат строки писем О. де Бальзака к Э.Ганской, И.С.Тургенева к П.Виардо, М.Г.Савиной, А.С.Пушкина к Н.Н.Гончаровой.)
Слово учителя. Простота, искренность, теплота, мировоззренческий и моральный уровень таких писем пробуждают и в тех, кто их слушает сейчас, спустя годы и годы, ответные чувства и мысли.
Я не могу, ребята, не вспомнить еще одно имя, потому что очень люблю этого писателя, часто перечитываю его произведения, письма.
Антон Павлович Чехов
Переворот, совершенный им в театре, был ошеломляющим. Его огромный талант дал нам рассказы, равных которым по уровню художественного совершенства нет в мире, рассказы, обладающие загадочной внутренней динамикой, они современны сейчас так же, как и в момент создания. Его эпистолярное наследие открыло нам целый мир сложных, прекрасных человеческих взаимоотношений.
Сообщения учащихся о письмах А.П.Чехова, сопровождающиеся выразительным чтением отрывков из его писем.
I. Обращает на себя внимание одна фотография. С нее смотрит на нас пленительное умное благородное лицо великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Антон Павлович очень любил музыку Чайковского и самого Петра Ильича. В одном из писем к нему Чехов писал: «Подарил бы Вам солнце, если бы оно мне принадлежало», «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его», - признавался писатель в письме к брату Петра Ильича Модесту Чайковскому.
Семья Чехова была большой и талантливой. Родителей своих Антон Павлович очень ценил. «Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук. Славные они люди, и одно их безграничное детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни», - писал А.П.Чехов брату Михаилу.
II. У Антона Павловича было четыре брата: Александр, Николай, Михаил, Иван – и единственная сестра Маша, подругой которой Ликой Мизиновой Антон Павлович был одно время увлечен. Обе они преподавали в Московской гимназии С.Ф.Ржевской. «Подруга моих братьев и моя» - так обычно представляла Лику новым знакомым Маша. Письма Чехова к Лике полны шуток и затаенной нежности.
«Благородная, порядочная Лика!
У нас все тихо, смирно и согласно, если не считать шума, который производят дети моего старшего братца. Но писать все-таки трудно. Нельзя сосредоточиться. Для того чтобы думать и сочинять, приходится уходить на огород и полоть там бедную травку, которая никому не мешает.
Снится ли Вам Левитан с черными глазами, полный африканской страсти?
В Вас, Лика, сидит большой крокодил, и, в сущности, я хорошо делаю, что слушаюсь здравого смысла, а не сердца, которое Вы укусили. Дальше, дальше от меня! Или нет, Лика, куда ни шло: позвольте моей голове закружиться от Ваших духов
Жду Вас и мечтаю о Вашем приезде, как житель пустыни бедуин мечтает о воде».
III. Адресатом Антона Павловича была и писательница Лидия Алексеевна Авилова. Они познакомились в январе 1889 года в Петербурге - в доме ее зятя, издателя «Петербургской газеты» С.Н.Худекова.
В ней, по словам И.А.Бунина, «все было очаровательно: голос, некоторая застенчивость, взгляд чудесных серо-голубых глаз » В своих письмах Чехов давал Лидии Авиловой литературные советы. О своих встречах с писателем Л.А.Авилова рассказала в мемуарах «Чехов в моей жизни». Антон Павлович учил, что «писательница должна не писать, а вышивать на бумаге, чтобы труд был кропотливым, медлительным». Себя Л.А.Авилова узнала в героине чеховского рассказа «О любви». Лидия Александровна писала о Чехове: «Нет человека чище, выше, благороднее, чем он», «Для меня было несомненно, что он воспитал меня».
IV. Чехов любил и высоко ценил брата Александра, писателя, и особенно Николая, добродушного, мягкого. Письма его к братьям полны стремления помочь Александру и Николаю выбраться из болота заурядности. «У тебя талант, - писал он Николаю. – Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на два миллиона. Талант ставит тебя в особенное положение »
Письма А.П.Чехова к братьям имеют далеко не только личный, а широкий общий смысл. Он писал: «Им, особенно художникам, нужны свежесть, изящество, человечность. Нужна душевная опрятность, спокойный и ровный тон в отношениях с людьми, особенно в семье, среди домашних, где ярко раскрываются крайности наших характеров, наша распущенность, неуравновешенность, где без вины виноватые жены и дети, на которых мы срываем бурные настроения, скуку и злость».
«Я прошу тебя вспомнить, что деспотизм и ложь сгубили молодость твоей матери, - писал Антон в письме к старшему брату Александру. – Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Вспомни ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа или ругал мать дурой. Отец теперь никак не может простить себе всего этого »
«Воспитанные люди, - писал А.П.Чехов Николаю, - должны удовлетворять следующим условиям:
Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.
Они платят долги.
Лжи они боятся, как огня.
Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.
Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они горды своим талантом.
Они воспитывают в себе эстетику: не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу.
Из уважения к чужим умам они чаще молчат».
В письме к Александру, который сетовал, что из него в смысле творчества ничего не вышло и он «брат того Чехова, который », Антон Павлович утверждал, что «нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час».
V. В письме к А.С. Суворину А.П.Чехов сообщал, какой трудный путь пришлось пройти ему самому, как он сам себя воспитал : «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучавший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший бог и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая , человеческая».
VI. В 1897 году тяжелые легочные кровотечения заставили Чехова лечь в московскую клинику. Вскоре умер отец, без отца опустело и было продано Мелихово, а Антон Павлович строит дачу в Ялте. В Ялте он, оторванный от Москвы, от друзей, от Московского Художественного театра, тосковал.
В эту пору в жизнь Антона Павловича вошла Ольга Леонардовна Книппер, актриса Художественного театра.
Чехов и его жена были людьми особенными, единственными в своем роде. Они люди редкой и прекрасной судьбы. У Чехова главное – одиночество писательского труда, у Книппер – сцена, кулисы, спектакли и репетиции. Переписка великого драматурга и актрисы, для которой были созданы пьесы «Три сестры», «Вишневый сад», мало походила на обычные супружеские письма : «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не мы, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству», - писал ей Чехов 27 сентября 1900 года, а 23 января 1902 года обращался с горечью и мукой : «Получил от тебя письмо, в котором ты пишешь, что приедешь на первой неделе поста. Это для того, чтобы уехать в среду на той же неделе в Петербург? О, не мучь меня, моя милая, близкая моя, не мучь!»
17 марта 1902 года Антон Павлович грустно шутит : «Значит, скоро сделаешься знаменитой актрисой, Сарой Бернар? Значит, тогда прогонишь меня? Или будешь брать меня в качестве кассира?»
24 января 1903 года Чехов писал жене о молодости, которая пройдет через 2 – 3 года, о том, что надо торопиться, чтобы вышло что-нибудь.
Учитель. Письма А.П.Чехова – это уроки доброты, бескорыстности, правдивости, утверждение необходимости труда и самовоспитания. С их страниц перед нами предстает образ тонкого, грустного, ироничного, благородного человека, они зовут нас к жизни, полной высокого смысла.
В художественном произведении письма литературных героев используются как средство раскрытия характера. Например, роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» полностью построен на письмах героев друг к другу.
Традиционен и любим многими поэтами такой жанр лирических произведений, как послание. Это стихотворение в форме письма реальному или вымышленному лицу. Оно может быть дружеским, гражданским, любовным, шуточным.
Выразительное чтение наизусть.
А.С.Пушкин
«Пущину» (дружеское)
«К другу стихотворцу» (дидактическое)
«Моему Аристарху» (ироническое)
«К Наташе», «К ней» (любовные)
«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд » (гражданские)
С.А. Есенин
«Письмо матери»
«Письмо женщине»
В.В. Маяковский
«Письмо Татьяне Яковлевой»
«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»
«Лиличка»
Одновременно слушаем сообщения об адресатах : Чаадаеве, матери
С.А. Есенина, З.Райх, Татьяне Яковлевой, Л.Ю.Брик.
Слово учителя. Осип Мандельштам в статье «О собеседнике» задал вопрос
«С кем же говорит поэт?» и сравнивал стихотворение-послание с письмом мореплавателя, «запечатанным в бутылку» и «брошенным в воду океана»: «Письмо, равно и стихотворение ни к кому в частности определенно не адресовано. Тем не менее оба имеют адресата: письмо – того, кто случайно заметил бутылку в песке, стихотворение – читателя в потомстве».
А.С.Пушкин, А.А.Блок, В.В.Маяковский, С.А.Есенин нашли своих благодарных «читателей в потомстве».
Пишите письма! Пишите домой близким, матери, отцу, сестрам, братьям, если вы далеко от дома. Пишите, если вам трудно высказать волнующие вас мысли и чувства и тогда, когда они рядом.
V.Объяснение домашнего задания.
Написать письмо заболевшему другу (или подруге);
матери из города, в котором вы учитесь;
отцу, матери, подруге из армии;
учителю через год после окончания школы, через десять лет;
дедушке (или бабушке) – ветерану Великой Отечественной войны.
(Выбрать один вариант из предложенных или придумать свой вариант.)
VI. Подведение итогов, выставление отметок.