Статья Проведение праздников в группе продлённого дня с привлечением учеников, старших по возрасту- как продуктивный приём воспитания и развития формирующейся личности
Статья воспитателя ГПД Кудрявцевой О.М.
Тема: « Проведение праздников в группе продлённого дня с привлечением учеников, старших по возрасту- как продуктивный приём воспитания и развития формирующейся личности».
Праздники несут разнообразие в жизнь любого человека. Особенно это касается детей. Они наполняют её радостным настроением, незабываемыми впечатлениями. Кроме того, такой вид проведения досуга помогает личности ребёнка реализовываться и развиваться; формироваться и развиваться коллективу.
Любой праздник включает в себя различные игры: познавательные, развивающие, конструкторские, спортивные, хороводные, драмматические. А игра, на определённых этапах развития, занимает большое место и играет важную роль в жизни ребёнка. В рамках праздника через игру, в зависимости от вида, дети учатся коллективно трудиться, понимать поставленные перед ними задачи, определять способ действий, выполнять указания, ограничивать свои желания, правильно оценивать свои поступки и результаты, применять знания, полученные на занятиях.
Игры развивают творческую инициативу, наблюдательность, воображение, дисциплинированность, речь, устойчивость внимания, волевые качества. Увеличивают словарный запас, расширяют кругозор. Создают дружескую атмосферу, атмосферу здорового соперничества, чувство ответственности за результат, положительные нравственные качества и чувства. Всё это помогает ребёнку в других видах деятельности, особенно в учебной. Положительно сказывается на процессе формирования коллектива: классного и школьного.
Развитие и формирование личности невозможно без общения и совместной деятельности. Реализовать потребность в общении и совместной деятельности, сделать общение приятным и интересным помогают праздники. Во время работы над праздником гармонично сочетаются различные виды деятельности: учебная, трудовая, игровая, творческая, спортивная. В комплексе эти виды деятельности способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.
Любой праздник начинается с подготовки. Процесс подготовки многогранен. Он проходит в атмосфере сотрудничества и творчества детей и воспитателя. Для малышей удобнее проводить праздники, в форме представления, в сценической форме, которая включает в себя развлекательные моменты( игры, эстафеты, конкурсы и т.п.). Тогда праздник проходит, как единое целое, удовлетворяется потребность у детей, готовящих праздник, в ролевой игре. Поддерживается интерес к ней. Дети с удовольствием берут на себя роли, готовят их, а, узнав, что представление готовится для детей других классов, стараются сыграть как можно лучше. Во время подготовки к празднику у ребят формируются положительные черты личности, проявляются и закрепляются лучшие черты характера( способность к взаимовыручке, отзывчивость, честность, ответственное отношение к порученному делу, ответственность за результат). Это благодатная почва для работы над негативными проявлениями( застенчивостью, робостью, неуверенностью в себе и своих силах и т.п.). Под руководством воспитателя, в процессе совместной творческой деятельности, и с помощью одноклассников ведётся работа над негативными сторонами каждой личности. В атмосфере творчества этот процесс не носит назидательный характер, не вызывает протеста. Вся работа ведётся в русле « как лучше», « что надо сделать, чтобы было лучше». В процессе работы у ребят часто возникают моменты недовольства собой, отдельными чертами характера, что побуждает их к самовоспитанию. Даже дети, незадействованные в сценическом действии, не остаются в стороне. Они внимательно следят за ходом репетиций, помогают советом, включаются в работу над образами, костюмами, декорациями, справедливо критикуют товарищей. Такая предварительная подготовка к мероприятиям делает их яркими, эмоциональными, интересными.
Цель воспитателя из отдельных личностей со своими особенностями сформировать сплочённый коллектив. Ибо один из важнейших методов воспитания личности- это воспитание в коллективе и через коллектив( классный, школьный).
Коллектив формируется в процессе разных видов деятельности. Всестороннему развитию ребёнка в коллективе способствует один из видов совместной деятельности- творческая, которая присутствует при подготовке к празднику. Некоторые праздники могут стать традиционными для школы или класса. Например, сезонные- встреча осени, зимы, весны, лета; праздники, связанные с юбилеями событий и людей. Для нашей школы традиционно празднование « Недели детской книги», « Дня рождения школы». Не секрет, что традиция- это одна из перспективных линий формирования коллектива.
Во время подготовки к празднику дети приобретают нужные для успешной жизни в коллективе навыки: умение действовать сообща, подчиняться, помогать друг другу, прислушиваться к мнению других, критически относиться к себе, видеть не только положительные, но и отрицательные стороны, адекватно реагировать на критику. Эти навыки, выработанные в процессе подготовки к празднику, помогают усваивать общественные нормы поведения, удовлетворяют потребность в общении. Со временем нейтрализуются эгоистические наклонности, негативные качества детей и другие факторы, мешающие жить в коллективе. У ребят развиваются организаторские способности. Они учатся руководить другими людьми, поддерживать дисциплину.
Большое воспитательное значение в коллективе оказывают совместные эмоции и переживания, а также общественная значимость проводимого мероприятия- каждый делает как для себя, так и для других.
Таким образом, совместные школьные мероприятия помогут воспитателю сформировать сплочённый коллектив, устойчивый к негативным внешним влияниям, не живущий обособленно, а внутри большого школьного коллектива и довести его до высшего уровня развития.
Участие ребят в подготовке и проведении праздников для младших помогает закрепить и приобрести навыки, которые пригодятся им в основном виде деятельности в школе- учебной.
Заучивание заданных ролей развивает память. Так как праздник носит характер представления, перемежающегося развлекательными моментами( играми, конкурсами), ребята вынуждены общаться с залом не только заученными фразами ролей. Это расширяет и обогащает их словарный запас, Дети учатся объяснять доходчиво, с учётом возраста, правила конкурса или игры,
Подготавливая костюмы, декорации, реквизит, ребята применяют навыки, полученные на уроках технологии, ИЗО или приобретают новые, которые им пригодятся на этих уроках. Например, развивают воображение, фантазию, творческое мышление, вкус, чувство меры, политехнические навыки. Кроме того, и те, кто изготавливает, и те, кто получает самодельный приз, учатся ценить чужой труд, получать удовольствие от работы, сделанной своими руками или руками старшего товарища.
Так как часть детей класса, готовящего праздник, после уроков остаются в группе продлённого дня, подготовка костюмов, реквизита, подарков, призов становится очень полезной формой прведения досуга. Дети учатся ставить перед собой цель и достигать её, планировать свою работу, адекватно её оценивать ( достаточно ли аккуратно выполнена работа и можно ли её дарить). Учатся культурной организации своего отдыха.
Если в школе такая работа проходит во взаимодействии с воспитателем ГПД, то дома- во взаимодействии с родителями. Это очень положительно влияет на установлении доброжелательной атмосферы в семье, как всякий творческий коллективный труд. Ребята посвящают родителей в свои планы, делятся своими проблемами, просят о помощи. Всё это сближает детей и родителей, устанавливает и укрепляет контакт. Кроме того, занимаясь подготовкой и проведением праздника, ребята занимают своё свободное время, принося одновременно пользу себе и школьному коллективу.
Использованная литература:
1. Максакова В.И., « Организация воспитания младших школьников», Москва, «Просвещение», 2003г.
2. Байбородова Л.В., « Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся», методика воспитательной работы, Ярославль, Академия развития, 2007г.
3. Георгиевский В. А., Шитикова Л. И., « Проведение праздников в начальных классах», Москва, « Просвещение», 1983г.