Доклад к презентации Формирование этнической толерантности у младших школьников


Актуальность исследования. В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.
Цель
возникает необходимость изучения одного из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем формирования этнической толерантности у детей младшего школьного возраста. Это особенно важно в условиях внедрения федерального образовательного стандарта, его фундаментального ядра – духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Отсюда возникает противоречие: между необходимостью выявления педагогических условий формирования этнической толерантности у младших школьников, и их неразработанностью в условиях моноязычной образовательной среды.
С учетом данного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие формированию этнической толерантности у младших школьников?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования этнической толерантности в начальной школе.
Предмет исследования – педагогические условия формирования этнической толерантности у младших школьников.
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы формирования этнической толерантности у младших школьников.
Определить эффективность процесса формирования этнической толерантности у младших школьников гимназии №9 г. Кызыла.
Разработать систему внеклассных мероприятий, способствующих формированию этнической толерантности младших школьников.
В своем исследовании мы исходим из гипотезы, согласно которой формирование этнической толерантности у младших школьников будет эффективно, если:
- будет правильно организована совместная деятельности детей как средства формирования этнической толерантности в учебной и внеклассной работе;
- будет создана система воспитательной работы с младшими школьниками;
- содержание, формы и методы воспитания толерантной личности будут основываться на принципе диалога культур.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ научной литературы; опытно-экспериментальная работа; анкетирование, тестирование: тест, разработанный на основе методики Б. И. Додонова «Шкала оценки значимости эмоций», тест этнической толерантности ; анализ продуктов деятельности учащихся.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по различным направлениям: выступление в научно-практической конференции студентов, выступление на родительском собрании.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями, родителями и студентами.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения « Гимназия №9» г. Кызыла в 4 «В» классе.
Глава II. Формирование этнической толерантности у школьников гимназии № 9
2.1. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнической толерантности у школьников начальной классов
Исследования проводились на базе МБОУ гимназии №9 г. Кызыла
при участии учеников 4 «в» класса (26 учащихся), обучающихся по программе «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ». Контингент 4 «в» класса неоднороден по социальному статусу, поэтому важнейшей задачей является формирование толерантного отношения ребенка к другим членам коллектива.
Нами был проведен формирующий эксперимент. В процессе формирующего эксперимента мы проверяли эффективность разработанной методики.
Вся формирующая опытно-экспериментальная работа проводилась в двух направлениях: в учебной деятельности (уроки литературного чтения), таблица 1 и во внеклассной работе (классные часы), таблица 2.
Таблица 1 - Программа учебной деятельности
Тема Цель
«Сюжет, композиция сказки»
Преодоление стереотипов и усвоению лозунга «не такой как я не значит враг».
«В стране сказок»
(сказки разных народов) Формировать морально-нравственное поведение через идею и мораль сказки.
«Угадай-ка»
(загадки разных народов)
Вычленить общность и самобытность разных народов по содержанию загадок.
Таблица 2 - Программа внеклассной работы
Тема Цель
"Я в мире... Мир во мне... Понимание - путь к миру" Выбор качеств толерантного человека.
«Затеи наших друзей»
(игры разных народов)
ДЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ Привлечь внимание детей к другим нациям, особенностям их культуры.
Игра
«ВОЛШЕБНЫЙ КРИСТАЛЛ»
(Приложение Ж) Дать детям опыт личного проживания ситуации общения с «чужими» и «своими».
«Народов дружная семья» Знакомство с народной культурой
представителей национального контингента класса
«Наш общий дом – Земля»
Подвести итоги всех проведенных занятий. Увидеть отношение детей к проблеме этнической толерантности через выполнение коллективной творческой работы.
Совместно с детьми мы выбрали девиз класса: «Я, ТЫ, ОН, ОНА – вместе дружная семья». Он и послужил отправной точкой по формированию этнической толерантности в нашем классе.
Непосредственно мы провели классные часы, посвященные как понятию толерантность, так и культуре других народов. Первым проходил классный час "Я в мире... Мир во мне... Понимание- путь к миру".
Данное занятие является первым и основным в цикле занятий, так как на нем даются качества толерантного человека, также говорится о их значении, на основании этого занятия будет строиться вся последующая работа. На данном занятии с детьми проводились следующие задания:
Придумать образ толерантности (Работа в группах).
После того, как группа справилась с заданием, шла защита своего образа толерантности (работы вывешивались на стенд).
Далее детям нужно было дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением (Работа в группах).
Дети выделили группу качеств, которые принадлежат толерантному человеку: уважение, милосердие, миролюбие, великодушие, сострадание.
Ученики предложили изучить качества личности: уважение, милосердие, миролюбие, великодушие, сострадание (провести тематические классные часы, тесты, различные игры, конкурсы), посмотреть, а есть ли в ребятах нашего класса эти качества, выработать действия по воспитанию этих качеств.
16 ноября – день толерантности
В этот день мы провели праздник «Затеи наших друзей». ( Игры разных народов).
Цель: привлечь внимание детей к другим нациям, особенностям их культуры.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятиями: этнос, нация, народ, культура, народная культура, традиция, обычай, фольклор;
- рассмотреть понятие “быть отличным от …”;
- знакомить детей с национальными подвижными играми.
Была проведена вводная беседа; основные понятия для обсуждения: нация, народ, культура, народная культура, фольклор.
Беседа построена следующим образом:
а) учитель выясняет понимание детьми вышеуказанных терминов;
б) обсуждение, выбор правильных вариантов ответов;
в) обсуждение значения понятий учителем;
г) рассмотрение выборов употребления конкретного термина;
д) подбор синонимов к данному термину.
В заключение всей беседы подводится итог.
3. Подготовка к проведению игр.
а) На классной доске записано стихотворение О. Высоцкой “Давайте играть!”
“Ребята подрастают на севере, на юге.
Поют они, играют и помнят друг о друге.
Украинцы и русские, давайте играть!
В Эстонии и Грузии, давайте играть!
Ребята на Кубани, на Днепре голубом,
Играйте вместе с нами, а мы вам споем!”
Учитель просит учащихся прочитать это стихотворение сначала про себя, а затем вместе с учителем вслух.
Далее учитель задает следующие вопросы:
- к кому обращено это стихотворение?
- в чем особенность в его форме и содержании?
- какое название может быть у этого стихотворения?
- какие игры разных народов вы знаете?
- хотели бы вы узнать, в какие игры играют люди разных национальностей?
- сколько лет играм, в которые играли наши предки, бабушки и дедушки и которые сохранились до сих пор?
- кто мог придумать эти игры?
4. Проведение игр.
Ведущий каждой народной игры готовил национальный костюм к своей игре, учащиеся знакомились с любимыми играми детей разных народов.
Таким образом, мы вернулись к изначальному понятию этого занятия «быть отличным от …».
5. Итоговая беседа:
- Узнали ли вы сегодня что-то новое, необычное для себя? Что именно?
- Какие рассмотренные нами сегодня понятия были “близкими”, понятными, а какие - “далекими”?
- Запомнили ли вы названия игр? Сможете ли вы назвать, какому народу они принадлежат?
- Какие открытия вы сделали сегодня на этом занятии для себя? Что вас удивило?
В заключение этого занятия класс записал домашнее задание. Оно состояло в следующем: детям необходимо было опросить своих родителей и узнать, в какие игры они играли в детстве, записать их; посмотреть литературу и найти игры разных народов.
Также к следующему занятию дети должны постараться найти и прочитать сказки разных народов. Все собранные материалы требовалось принести на следующее занятие.
Играя, младшие школьники поняли, что игры разных народов интересны и увлекательны, а играть любят дети всех национальностей, что сближает. Организация народных игр позволила детям включиться в активную деятельность в коллективе на основе взаимодействия с другими, что способствует формированию поведенческого компонента этнической толерантности у детей.
После того, как школьники усвоили понятия: «толерантность», «этнос», «нация», «народ», «культура», «народная культура», «традиция», «обычай», «фольклор» и «быть отличным от …» мы продолжили работу по преодолению стереотипов и усвоению лозунга «не такой как я не значит враг».
На уроке по литературному чтению (тема Сюжет, композиция сказки) ребятам предлагалось следующее задание в группах. Закончить сказку.
«Подъехал Богатырь на коне в чистом поле к камню, а на нем написано: направо пойдешь – голову сложишь, налево пойдешь – коня потеряешь, а прямо пойдешь – озвереешь. Была, ни была, решил Богатырь прямо поехать. Едет он на своем богатырском коне, солнце палит, жажда мучит, нигде ни ручейка, ни колодца. Вдруг видит Богатырь - озеро, а вода в нем голубая - голубая, чистая да прозрачная. А посреди озера - остров, и сидит на том острове Змей-Горыныч о девяти головах. Ринулся Богатырь через озеро к змею поганому, махнул своим богатырским мечом один раз - слетели у змея три головы, махнул другой - еще три головы слетели.
Вопрос: что могли сказать Богатырю оставшиеся три головы? (Ответ примерно такой: «Ты что, озверел? Да пей, сколько хочешь!»).
Ребята догадываются, что здесь сработали стереотипы: раз Змей, то надо его рубить. А может, это добрый Змей. Этого Богатыря вряд ли можно назвать толерантным!» Каждая группа озвучивает своё предложение. Можно ли богатыря назвать толерантным?
Дети приходят к выводу, что сработали стереотипы. Попробуйте переделать сказку так, чтобы богатырь поступил толерантно. В конце урока дети сделали выводы, что необходимо избавляться от стереотипов, что все люди разные, необходимо терпимое отношения к различиям. Так как для возраста младшего школьника характерна образность и высокий уровень восприимчивости, мы продолжили работу на близком и понятном детям материале для создания наиболее комфортных условий для усвоения правил этнической толерантности.
Сказка о вечной Любви.
Жила-была девочка. Звали ее красивым именем - Любовь. У девочки было все, но не было друзей, поэтому девочка постоянно скучала. Решила девочка пойти к волшебнику. И обратилась она к нему с просьбой:
– Помоги мне выбрать, дедушка, выбрать хорошую подругу, чтобы интересно было с ней дружить.
Волшебник ответил:
– Приходи завтра, когда птицы запоют, и роса еще не просохнет ко мне в сад.
Любовь так и сделала. Рано утром она пришла в условленное место. Там уже стояли 5 прекрасных девушек.
– Вот, выбирай - Радость - Удача - Красота - Печаль - Доброта.
– Не знаю, кого. Они все прекрасны.
– Правда, твоя. Но тебе нужно выбрать только одну.
Учитель: А кого бы вы, ребята, выбрали?
Подошла к девочке Доброта и протянула руку.
Учитель: Почему девочка выбрала Доброту?
IV. А теперь давайте попробуем определиться в тех чертах толерантности, о которых мы сейчас говорили.
Также на классных часах проводились ролевые игры. Они направлены на воссоздание и усвоение опыта самоуправления своим поведением. Например, игра «Необитаемый остров». Дети делятся на 2 команды.
Каждая разговаривает на неизвестном друг другу языке и нужно без помощи речи построить жилище, развести костер, поймать вместе рыбу, собрать съедобные плоды. Дети с удовольствием включаются в игру, помогают друг другу; с помощью мимики, жестов, определенных звуков, дружно выполняют задание.
Такая игра позволила детям приобрести практический опыт пребывания в иной этнокультурной группе, проанализировать свои стереотипы и предубеждения.
«В стране сказок»
Цель: формировать морально-нравственное поведение через идею и мораль сказки.
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию этнической толерантности у младших школьников
Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что формированию этнической толерантности у школьников в монокультурном пространстве начальной школы способствует правильная организация учебной и внеклассной деятельности.
Основанием для оценки сформированности этнической толерантности у школьников начальной школы служили анкеты, тесты, беседы, наблюдения за детьми в процессе учебной и внеклассной деятельности, также их общения со сверстниками.
В качестве критериев мы выделили когнитивный, эмоциональный и деятельностный критерии сформированности этнической толерантности у детей в поликультурном пространстве начальной школы [7].
Когнитивный критерий - как результат позновательной деятельности, включает в себя комплекс знаний о национальном составе человеческого сообщества, о многообразии народных игр, фольклоре разных народов, степень осознания школьниками сходства и различий между своей и другими национальными культурами.
Эмоциональный критерий - наличие интереса к знаниям о других национальностях, эмпатия к людям различных этнических групп, способность и желание к общению, совместной и социальной деятельности с ними, умение оценивания людей, прежде всего, с позиций общечеловеческих ценностей.
Деятельностный критерий - характеризует умения и активное участие во внеклассных мероприятиях этнической направленности, выраженное проявление уважения и терпимости к людям разных этнических групп или отсутствие негативного отношения к ним, умение сознательно регулировать свое поведение в зависимости от ситуаций межэтнического взаимодействия.
Для каждого компонента были определены уровни сформированности этнической толерантности: высокий, средний и низкий.
Когнитивный компонент определялся нами в результате выяснений знаний детей о национальном составе человеческого сообщества, о мноогообразии культур разных народов. При этом нас интересовала: широта представлений детей о разнонациональном окружении, соответствие знаний действительности и их полнота; опора на знания своей этнической культуры, а также культуры других этнических групп. Для этого детям было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение И) [20]. Учитывая возраст учащихся, в анкету входит 10 вопросов, ответы оценивались в баллах (Приложение К). Таким образом, наибольший балл по результатам анкетирования – 20. Выявление количественных характеристик позволило определить высокий, средний и низкий уровни сформированности когнитивного показателя этнической толерантности.
На основе результатов анкетирования нами были определены уровни сформированности когнитивного компонента этнической толерантности:
Высокий уровень - ответы детей соответствуют действительности, полные, опираются на знания культуры своего народа и народов других этнических групп; по результатам анкетирования сумма баллов составляет от 16 до 20 баллов.
Средний уровень - ответы детей не всегда соответствуют действительности, недостаточно полные и не аргументируются; знания о культуре своей и этнических групп отрывочные; сумма баллов, набранных в результате анкетирования, составляет 10-15.
Низкий уровень - ответы детей часто не соответствуют действительности, краткие, не аргументированные, либо совсем отсутствуют; знания о культуре своей и этнических групп почти полностью отсутствуют либо носят случайный характер; сумма баллов, набранных в результате анкетирования менее 9.
Таким образом, из таблицы 3 мы можем увидеть, что приобладает высокий уровень когнитивного компонента и составляет 44%, что говорит о хороших результатах.
Ребята правильно перечисляют более 10 национальностей, которые проживают в России, идентифицируют себя в соответствии с национальностью родителей. Ответы детей полные, опираются на знания о многообразии народных игр, фольклоре и культуры разных народов.
Общие данные уровня сформированности когнитивного компонента у детей представлены в таблице 3 и на рисунке 1.
Анализ данных из таблицы 3 свидетельствует, что в данном классе, преобладает высокий уровень, следовательно, работа дала положительный результат в части исследования когнитивного показателя. Младшие школьники осознают сущность такого понятия как многонациональное государство, выделяя при этом основное в этом понятии в соответствии с принципами толерантности – «мирное сосуществование», что является проявлением этнической толерантности.

Рисунок 1 - Уровень сформированности когнитивного компонента этнической толерантности школьников начальной школы
Следует отметить, что ребята правильно перечисляют отличительные признаки разных народов, что также подтверждает высокий уровень сформированности когнитивного компонента этнической толерантности у школьников. Для выявления эмоционального отношения младших школьников к людям разных национальностей, их культурным и другим отличиям мы использовали наблюдение за учащимися во время урочной и внеурочной деятельности. Наблюдения за детьми показали, что в целом взаимоотношения в классе можно считать уважительными и доброжелательными.
Для уточнения наших выводов, сделанных на основе анализа наблюдения за проявлениями эмоциональных отношений детей, мы использовали тест, разработанный на основе методики Б. И. Додонова «Шкала оценки значимости эмоций» [20].
На основе результата исследования нами были выделены уровни сформированности эмоционального компонента этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы.
Высокий уровень - положительные эмоции к представителям иных культур, уважительное и доброжелательное отношение к своим одноклассникам разных национальностей; по результатам диагностики набравшие 14-11 баллов.
Средний уровень - преобладает позитивное отношение к иным культурам, но нередко вызывающее чувство безразличия к ним, при общении в классе доброжелательны, но при этом чувствуют себя не совсем комфортно в многонациональном коллективе; по результатам диагностики набравшие от 7 до 10 баллов.
Низкий уровень - эмоционально-отрицательное восприятие «иных», подчеркивание значимости своей этнической группы, в общении в классе допускают грубые, недоброжелательные реплики в сторону одноклассников другой национальности; по результатам диагностики набравшие менее 7 баллов.
Анализируя результаты тестирования, мы отметили, что многие ученики затрудняются в оценивании своих ощущений, что объясняется, прежде всего, возрастными особенностями детей младшего школьного возраста. В целом же дети на первые пять мест распределили высказывания, определяющие положительное эмоциональное отношение к представителям других культур (40%). Часть детей оценили свои ощущения при встрече с людьми другой национальности только нейтрально (48%), отрицательные эмоции испытывают 12 % учащихся.
Таблица 4 - Уровень сформированности эмоционального показателя этнической толерантности школьников
УРОВНИ Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
% 40 48 12

Рисунок 2 - Уровень сформированности эмоционального компонента этнической толерантности школьников начальной школы
Экспериментальные данные показали, что большинство детей по уровню сформированности эмоционального компонента этнической толерантности относятся к высокому и среднему уровням, что говорит о положительном эмоциональном отношении к представителям других культур. Для более наглядного представления полученных результатов построили диаграмму рисунок 2.
Для выявления уровня сформированности деятельностного компонента этнической толерантности у школьников мы использовали тест [39], в основе которого было положено решение учащимися проблемных ситуаций в связи с темой нашего исследования. Тест содержал пять заданий, которые были расположены на отдельных карточках. Карточки предъявлялись ученикам последовательно, по мере их решения. Цель карточек: выявить особенности поведения ребёнка, мотивы личных предпочтений в общении, в разнообразных жизненных ситуациях. В ответах на карточки-задания нас интересовало, какие варианты поведения предпочитает учащийся в предлагаемых ему ситуациях, заостряет ли внимание на национальной принадлежности своих сверстников. Каков характер этих взаимоотношений (доброжелательный, нейтральный, негативный). Ответы оценивались в баллах: за ответ, соответствующий доброжелательному характеру взаимоотношений – 2 балла; за ответ, соответствующий негативному характеру – 0 баллов и нейтральному – 1 балл.
На основе результатов наблюдения за активным участием во внеклассных мероприятиях этнической направленности, а также количественных характеристик можно выделить уровни деятельностного компонента этнической толерантности, исходя из следующих критериев:
Высокий уровень - способность уверенно, быстро и правильно использовать имеющиеся знания, приобретенные умения и навыки; ярко выражена отзывчивость, сострадание, сопереживание к нуждам представителей других национальностей; умеют конструиктивно взаимодействовать со сверстниками разных национальностей, не вступают в общении в конфликты, общительны и уважают интересы всех членов коллектива. Сумма баллов, набранных по результатам тестирования, составляла от 8 до 10 баллов.
Средний уровень - способность правильно, но недостаточно полно и уверенно использовать имеющиеся знания, умения и навыки; проявление отзывчивости, сострадания, сопереживание к нуждам представителей других национальностей скорее частое, чем редкое; в общении со сверстниками не вступают в конфликты, в общение вступают охотно, но сами инициативы при организации общения не проявляют. По результатам тестирования 5-7 баллов.
Низкий уровень - неспособность правильно использовать имеющиеся знания и умения; слабо выражена отзывчивость, сострадание, сопереживание к нуждам представителей других национальностей; проявление гуманной позиции ситуативны; проявление резкости в обращении к своим товарищам, особенно другой национальности, при выборе друзей руководствующиеся своей национальной принадлежностью. По результатам тестирования сумма баллов менее 5.
Карточка 1. «Кинотеатр»
Цель: Выявление отношения учащихся к непосредственной пространственной близости людей других национальностей.
Задание: Представь, что ты оказался в кинотеатре, часть мест уже занята другими детьми. Обозначь крестиком место, где сядишь ты? Почему ты выбрал именно это место? ( детям предлагались карточки с разными национальностями этнических групп, куда входили и национальности класса).
тувинец русский русский китаец киргиз
тувинец тувинец русский
1 кореец 3 русский 5 6 русский 8
При выполнении данного задания нас интересовал мотив выбора места: будет ли значимо для ребёнка, что его соседом является представитель другой национальности. Анализ ответов показал, 16% детей ориентировались при выборе места именно на национальность соседа: «сяду здесь, потому что не хочу сидеть рядом с корейцем» либо «сяду на это место, так как рядом будет сидеть тоже тувинец». А 28% детей при выборе места говорили, что «сяду, куда скажите», «сяду лучше с другом» (с подругой)», то есть эти дети затруднялись в своём выборе, либо перечисляли разные варианты. Остальные 56% детей при выборе места не обратили внимания на национальную принадлежность соседа, а руководствовались другими мотивами («здесь всё видно», «хочу сидеть на первом ряду» и т. п.), что свидетельствует о высоком уровни этнической толерантности.
Во второй карточке теста детям предлагалось выбрать спутника для путешествия.
Карточка 2. «Путешествие»
Цель: исследование национальной толерантности учащихся младших и средних классов, выявление того, люди каких национальностей наиболее значимы/ привлекательны для учащихся.
Задание: Представь себе, что у тебя есть возможность поехать в интересное путешествие и взять с собой еще одного человека другой национальности. Человека, какой национальности ты бы взял (а)? Почему? (перед ребёнком раскладывались рисунки детей в национальных костюмах).
Ответы школьников на задание в карточке 2 показали, что 44% учащихся не смогли осознанно выбрать спутника для путешествия («не знаю, кого именно взять»), либо не смогли объяснить свой выбор. Спутником другой национальности выбрали 36% детей, при этом свой выбор они мотивировали тем, «что с ним будет очень интересно». Остальные дети, это 20%, остановили свой выбор на ребёнке той же национальности, что и они.
Карточка 3. «В поезде»
Цель: выявление того, к каким национальностям учащиеся относятся недоброжелательно.
Задание: Представь себе, что ты поехал в путешествие на поезде. В вагоне с тобой едут дети разных национальностей. С детьми, какой национальности ты бы не хотел ехать вместе, кого бы ты хотел высадить? Почему? Если ты хочешь оставить всех, никого не высаживай. (Детям предлагается рисунок поезда с проставленными номерами вагонов, в каждом из которых нарисованы дети в национальных костюмах).
Анализ ответов показал, что 68% учащихся оставили всех детей в вагончиках, объясняя свой выбор тем, что «чем больше ребят, тем веселее». Остальные 20% «высаживали» из вагонов по одному человеку, причём выбор их был случайным, без объяснений. Однако 12% учеников класса «высадили» много детей других национальностей, оставив только представителей своей национальности и своих лучших друзей других национальностей.
Карточка 4. «Сестрёнки»
Цель: исследование национальной толерантности учащихся младших классов.
Задание: Представь, что во время урока в класс вошел директор школы с двумя девочками, непохожими на тебя. Одна из них что-то тихо сказала на непонятном тебе языке, а другая с любопытством рассматривала детей в классе. «Эти девочки – беженки. Они приехали из Таджикистана, и теперь будут учиться у нас в классе», – сказал директор. Что ты сделаешь в этой ситуации?
Ответы детей при решении этого задания показали, что более половины (64%) учащихся класса проявили интерес к появлению девочек в классе и даже предложили им свою помощь и место рядом с собой за партой. Однако 20% учащихся остались равнодушными к появлению в их классе беженцев: «ну пришли и пришли», «ну и пусть себе учатся». Но были и такие дети (16%), которые высказали резко негативное отношение к появлению сестрёнок в их классе («А зачем они именно к нам пришли? Что в городе других школ нет?», «Как мы с ними будем учиться, если они не понимают русский»).
Карточка 5. «Сломанный карандаш»
Цель: Исследование национальной толерантности учащихся младших классов.
Задание: На уроке рисования ты заметил (а), что у твоего одноклассника (цы) (указывается на ребёнка другой национальности) сломался карандаш. Что ты сделаешь?
Отвечая на этот вопрос, основная часть детей ответили, не задумываясь, что поделились с одноклассником своим карандашом (56%). Остальные дети предложили дать совет: «пусть воспользуется другим карандашом», некоторые никак не отреагировали на этот факт: «ничего не буду делать». Таких детей было 28%. Однако были и дети, которые грубо высказывались в адрес своего одноклассника («так ему (ей) и надо»); подобные высказывания допустили 16% детей.
Таблица 5 - Уровень сформированности деятельностного компонента этнической толерантности школьников
УРОВНИ Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
% 56 28 16
В целом можно сказать, что большинство младших школьников должны быть отнесены к среднему и высокому уровням деятельностного компонента этнической толерантности, что говорит о том, что они умеют реализовать себя в этническом взаимодействии.

Рисунок 3 - Уровень сформированности деятельностного компонента этнической толерантности школьников начальной школы
Наглядно данные по выявлению уровня сформированности деятельностного компонента этнической толерантности у детей представлены на рисунке 3.
На основе теоретического обзора и результатов исследования когнитивного, эмоционального и деятельностного компонента мы можем представить в процентном соотношении уровень сформированности этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы в таблице 6.
Таблица 6 - Уровень сформированности этнической толерантности школьнико начальной школы, в %
УРОВНИ
КРИТЕРИИ Высокий Средний Низкий
Когнитивный 44 36 20
Эмоциональный 48 40 12
Деятельностный 56 28 16
Наглядно данные по уровню сформированности этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Уровень сформированности этнической толерантности школьников в поликультурном пространстве начальной школы
Исходя из выше сказанного, мы можем утверждать, что подобранные нами занятия по формированию этнической толерантности у школьников начальной школы дали хорошие результаты, следовательно, можно говорить, что она эффективна в решении нашей проблемы.
Заключение
В ходе проведенного нами исследования были получены следующие результаты.
Мы убедились в том, что в настоящее время как никогда остро назрела необходимость говорить об этнической толерантности младшего школьника, как фундаменте для становления личности гражданина. Это может быть обусловлено единством морали и права, которое выражается в том, что они представляют собой разновидности социальных норм, т.е. имеют нормативную природу; определяют границы поведения; преследуют, в конечном счете, одни и те же цели - упорядочение и совершенствование общественной жизни; базируются на человеческих взаимоотношениях.
При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального.
Нами были выявлены и экспериментально доказаны педагогические условия формирования этнической толерантности в моноязычной образовательной среде, такие как:
- правильно организованная совместная деятельности детей как средства формирования этнической толерантности в учебной и внеклассной работе;
- создана система воспитательной работы с младшими школьниками;
- содержание, формы и методы воспитания толерантной личности основываются на принципе диалога культур.
Нам удалось найти эффективные формы занятий: «Сюжет, композиция сказки» (преодоление стереотипов и усвоению лозунга «не такой как я не значит враг»), «В стране сказок» (формировать морально-нравственное поведение через идею и мораль сказки), «Угадай-ка» (вычленить общность и самобытность разных народов по содержанию загадок), "Я в мире... Мир во мне... Понимание - путь к миру" (выбор качеств толерантного человека), «Затеи наших друзей» (привлечь внимание детей к другим нациям, особенностям их культуры), «ВОЛШЕБНЫЙ КРИСТАЛЛ» (помочь детям осознать различия в их отношении к тому, кого они считают близким человеком и кого - чужим; дать детям опыт личного проживания ситуации общения с «чужими» и «своими»), «Народов дружная семья» (Знакомство с народной культурой представителей национального контингента класса), «Наш общий дом – Земля» (подвести итоги всех проведенных занятий; увидеть отношение детей к проблеме этнической толерантности через выполнение коллективной творческой работы).
Благодаря подобранным нами занятиям: дети познакомились с загадками разных народов как с малой формой фольклора; познакомились с особенностями культур разных народов и с национальными подвижными играми; у детей сформировалось положительное эмоциональное отношение к представителям других культур; дети разных национальностей сумели работать в группах; школьники осознают сущность такого понятия как многонациональное государство, выделяя при этом основное в этом понятии в соответствии с принципами толерантности – «мирное сосуществование», что является проявлением этнической толерантности.
Дети приняли очень активное участие во всех занятиях.
После проведения опытно-экспериментальной работы, основанной на разработанной методике, была проведена диагностика учащихся класса, которая показала нам неплохие результаты нашей работы