ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ   У УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Фокина Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СШ №15», г. Новый Уренгой
Annotation
The school work is aimed at the education of all students’ ethnic tolerance, i.e. tolerance and acceptance of cultural traditions and religious beliefs of different ethnic groups.
The most relevant this issue is in the context of multi-ethnic school, that is Secondary School 15. 
Based on the principles of comprehensive focus of efforts to achieve a common result, the development of ethnic tolerance is contributed by the educational work and educational subjects.
Проблема толерантности в современном мире в последнее время стала очень актуальной. Связано это, прежде всего, с многообразием и многонациональным составом современного, в частности Российского государства, так как исторически Россия складывалась как многонациональная, поликультурная и многоконфессиональная  страна. Нетерпимость к другим этническим группам ведёт за собой агрессивное поведение, развязывание войн на почве этнического и религиозного непринятия. Именно поэтому так важно воспитать в подрастающем поколении правильное понимание основ этнической толерантности, терпимость и недопущение унижения или истребление других народов и групп.
Согласно Декларации принципов толерантности,   понятие толерантность есть не что иное как,  «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.  Формированию толерантности  способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая,  и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Широко понимается толерантность в педагогике. Так, Н.А. Асташова определяет толерантность как психосоциальную характеристику личности, как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» [1,с.76].
И.Б. Гриншпун предлагает рассматривать толерантность как некоторую характеристику индивида по целому ряду параметров, таким как: объективная отнесенность (дифференцированное проявление относительно различных объектов); диапазон толерантности (условная мера толерантности как индивидуальной характеристики), фокус, устойчивость и динамичность толерантности. Толерантность не статична, она носит процессуальный характер, что предполагает конечность и динамику с возможной сменой акцентов [2, с.34].
В.З. Вульфовым толерантность понимается как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни» [3, с.12].
Толерантность в психологии понимается как «отсутствие или ослабление реагирования на какой - либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [6].
Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий. Она «является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [5].
Специфика понятия «Этническая толерантность» заключается в том, что, во-первых, она понимается как вид толерантности, в основе которого – принятие «иного», обусловленного принадлежностью к другой этнической группе. Во-вторых, толерантность может рассматриваться как черта личности, характеризующая спектр личностных проявлений, тогда как этническая толерантности понимается как комплекс установок по отношению к другим этническим группам.
 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 15» города Новый Уренгой является школой с полиэтническим составом обучающихся. Это обусловлено многонациональным составом города и региона. В школе обучаются дети 26 национальностей. Данные о национальном составе обучающихся представлены в диаграмме:

В контексте полиэтнической школы наиболее важно воспитание толерантного отношения друг к другу, формирование у каждого учащегося активной жизненной позиции, включающей способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений;  участвовать в общественной жизни города и государства;  обладать потребностью самосовершенствования, уметь адаптироваться в условиях современного мира;  иметь научное мировоззрение, обладать чувством патриотизма. При изучении проблемы толерантности психологами школы были проведены исследования с целью выявления уровня толерантности у школьников.  Для исследования были опрошены 70 обучающихся в возрасте 13-18 лет. По результатам анкетирования «Нужно ли быть толерантным?» 84% учащихся показали высокий уровень толерантности, 16 % проявили себя как интолерантные. Все опрошенные понимают что такое «толерантность», негативно относятся к всевозможным проявлениям интолерантного поведения. В результате следующих опросов удалось выявить, что наиболее важную роль в формировании этнической толерантности у школьников играют семья, школа и средства массовой информации.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что семья и ближайшее окружение, школа и СМИ являются главными факторами формирования позитивного отношения к жизни и толерантности.
Именно поэтому большую роль в воспитательной системе школы играет работа с родителями. Формы работы могут быть разнообразными: от родительских лекториев до индивидуальных бесед; в школе проводится большое количество тренингов с родителями и детьми на развитие и укрепление этнической толерантности, круглые столы с приглашением представителей различных конфессий, дебаты, анкетирования. Исходя из проведённых исследований и опросов среди родителей обучающихся школы, можно сделать вывод, что 90 процентов из них осознают значимость семейного воспитания в формировании у ребёнка толерантного отношения к представителям различных этнических групп и стараются развивать в своём ребенке позитивное отношение и терпимость ко всем национальным и религиозным группам.
Естественно, что семейного воспитания так же, как и воспитания в школе мало для того, чтобы развить в ребёнке терпимость ко всем этносам нашей многонациональной страны. Исходя из принципов всесторонней направленности усилий для достижения единого результата, в нашей школе развитию этнической толерантности способствуют и учебные предметы.
Так на уроках русского языка и литературы, в рамках Программы учителями нашей школы проводятся разнообразные тренинговые мероприятия на развитие толерантности у обучающихся.
Одним из видов работы на уроках можно выбрать работу в группе или в паре, как рычаг проявления плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей. Это нацеливает обучающихся на дальнейшее проявление толерантного отношения не только к человеку, как личности, но и к человеку, как представителю какого-либо этноса или религии.
В полиэтнической школе на уроках русской словесности наиболее важно всегда проводить параллель между религиями, языками, национальностями, говорить об их зеркальности и схожести. Это обусловлено спецификой тем и разделов по русскому языку и литературе, которые нацелены на укрепление русской культуры и русского языка. Возьмем, к примеру, такие темы как «Сочинение по картине С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» по русскому языку или урок на материале предания «Покорение Сибири Ермаком» по литературе. И в том и в другом случае этническим группам обучающихся, часто плохо знакомых с историей России, приехавших из ближнего зарубежья, бывает не понятна тема в целом, отдельные слова, обсуждение и восхваление данных произведений искусства. При изучении таких тем возможно провести работу с детьми, в ходе которой они приводят свои примеры схожих произведений архитектурного искусства. Если на уроке мы рассматриваем православный храм, то почему бы не привести для сравнения изображения мечетей, синагог, костелов. Зачастую приходится говорить о войнах и сражениях русского народа с другими этносами. При изучении таких тем как, например, поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри», рассказ «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого или поэма «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя необходимо обязательно учитывать воспитательный момент урока, а именно акцентировать внимание на негативной стороне таких военных событий, о недопустимости повторения подобных моментов в истории современности. При составлении характеристики главных героев обязательно нужно показать обучающимся не только отрицательные стороны представителей противоборствующей стороны, но и указать на их достоинства, назвать положительные стороны их характеров, показать чуткость души и доброту сердца, ведь культура   другого народа  познается учащимися быстрее на примере тем и вопросов,  которые им близки и знакомы, и,  несомненно, интересны,  особенно при сопоставлении с ситуацией своей родной страны или культуры.
Цель  изучения русского языка и литературы связана с    развитием языковой компетенции в совокупности её составляющих. Важной составляющей  языковой компетентности  является  социокультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам психологическим особенностям, а также формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения.
Изучение   языка  связывается с:   формированием общекультурной и этнической идентичности,  как составляющих гражданской идентичности личности; воспитанием  качеств гражданина, патриота; развитием национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ;  толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее  понимание своей   культуры.  
 
Список литературы:
1.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963.- 363с.
2. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. Методич. пособие - СПб.: СПбГУПМ. - 2003.- 55с.
 3. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. - 2002. - №6. - С.12-16
4. Декларация принципов толерантности. 
5. Краткая философская энциклопедия, 1994, с. 457
6. Краткий психологический словарь, 1985,с. 357