Урок на тему «Декоративная стилизация в натюрморте»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РУЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ШКОЛА ИСКУССТВ»
План конспект открытого урока
« ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЦАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ »
Преподаватель художественного отделения
МАОУ ДОД « Школа искусств» Рузского района
Московской области
Немцева Лилия Александровна
Московская область, Рузский район
2012г
Тема: «Декоративная стилизация в натюрморте».
Программное содержание:
Знакомить учащихся с декоративными натюрмортами, написанными знаменитыми художниками в разной манере. Стилизация в декоративном натюрморте, где все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства, работают на одну идею. Способы трансформации формы.
Оборудование и материалы:
-репродукции картин знаменитых художников, работавших в декоративной манере: А.Матисс, Р.Фальк, А.Лентулов, А.Дерен, П.Пикассо, Ж.Брак, И.Машков, М.Сарьян, П.Гоген, Акуприн.
-мольберт, бумага (формат А2), карандаш, ластик, банка с водой, кисти на каждого учащегося.
План занятия
Организационная часть 2-3 мин.
Сообщение темы и цели занятия 2-3мин.
Изложение нового материала, с использованием репродукций картин знаменитых художников, работавших в декоративной манере 20-30 мин.
Изложение цели практического задания 2-3 мин.
Выбор учащимися места для работы, подготовка к выполнению задания 7-10 мин.
Анализ натуры 2-3 мин.
Практическая работа учащихся:
-изучение натурной постановки
-компоновка изображения предметов композиции в карандаше
-работа тоном.
Перерыв в процессе выполнения практической работы -10мин.
Анализ готовых работ 10-15 мин.
Ход занятия:
Перед проведением занятия вывешиваются репродукции картин знаменитых художников: А.Матисса, А.Дерена, П.Пикассо, И.Машкова, М.Сарьян, А.Куприна.
Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.
Сообщение темы и цели занятия.
Темой нашего сегодняшнего занятия является «Декоративная стилизация в натюрморте». Сегодня мы с вами вспомним о понятии «натюрморт», рассмотрим, как решали вопросы декоративной стилизации в натюрморте знаменитые художники, на примере репродукций их картин. Поговорим о способах декоративной стилизации в натюрморте. Затем вам предстоит практическая работа по закреплению темы нашего занятия.
Изложение нового материала.
Прежде, чем говорить о новой теме нашего занятия, давайте вспомним откуда произошло слово «натюрморт»?
Слово «натюрморт» произошло от итальянского «natura morta», что означает мёртвая природа или постановка неоживлённых предметов, объединенных в единую группу. Специфика жанра подразумевает повышенное внимание художника структуре объектов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений. Высшей степенью мастерства следует считать такое творчество, при котором художник может сразу на плоскости картины вообразить композицию, которая, обладая достаточной пространственной глубиной, хорошо вписывается в плоскость.
Вы конечно знаете, что стилизация – это декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Чтобы в декоративном натюрморте состоялась стилизация, он должен быть выстроен в едином плане, где все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства, должны работать на утверждение одного композиционного принципа – одной идеи.
Стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения до предметных символов, а может и наоборот за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно идее построения композиции. Можно построить натюрморт на тягучей пластике силуэтов, используя пастельные цветовые сочетания и мягкий рисующий контур или взять за основу рубленные прямоугольные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, наполняя их упрощенным геометрическим декором. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою особенность, повод для переработки и стилизации.
Способы трансформации формы:
Можно округлить или вытянуть форму предмета, круглую форму заменить на квадратную и наоборот;
Изменить соотношение пропорций как внутри одного предмета, так между несколькими;
Предметы можно двигать, менять их местами, подвешивать в воздухе, преломлять их форму, изгибая и наклоняя их в сторону;
Можно условно показать перспективу в натюрморте, где все предметы должны работать на выявление выразительности композиции.
Можно увеличивать и уменьшать количество предметов, вводить дополнительные объекты, драпировки, но главное сохранить суть и узнаваемость постановки. Постановки, меняя лишь тональные отношения.
Можно сохранить цветовой колорит постановки, меняя лишь тональное отношение.
Возможностей для декоративной стилизации в натюрморте много, но любой натюрморт должен быть уравновешен. Возможно, членение плоскости на неравные части. Любая стилизованная композиция должна иметь композиционный центр или доминанту. Важно обращать внимание на пластику форм, их выразительность и декоративность.
Многие знаменитые художники работали в декоративной манере. Мастера фовизма шли по пути выявления декоративно – экспрессионических возможностей цвета и фактуры, используя активные сочетания основных цветов и сочные фактурные мазки. Это направление так назвали от французского слова fauve- дикий, за яркие, кричащие краски, которые придавали «дикий вид». Главным у художников этого направления было выразить свои чувства и настроения. Основным художественным средством является цвет.
Крупнейшими представителями фовизма являются Джордж Руо, Андре Дерен, Альберт Марке, Морис Вламинк, Жорж Брак, Рауль Дюфи, Анри Фриез. Главным из них был Анри Матисс (1869-1954гг). В жанре натюрморта известны «Голубой горшок и лимон», «Ваза с подсолнухами», «Посуда на столе», «Посуда и фрукты».
Андре Дерен (1880-1954гг) в своих натюрмортах подчеркивает конструкцию вещей, желая выявить объемность предметов. В натюрморте «Стол стулья» - различимы влияния кубизма.
Другим направлением в искусстве является кубизм. Кубизм – это модернистское течение в изобразительном искусстве, в первой половине 20 века, когда Пабло Пикассо написал картину «Авиньонские девицы», необычную по своей гротескности, где деформированные огрубленные фигуры изображены, как комбинация, расположенных на плоскости объёмов.
Образовалась группа последователей. Представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости, расчленению реального объема на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения. П.Пикассо создал серию натюрмортов – «Кларнет и скрипка», «Гитара и скрипка», «Натюрморт из плоских цветовых пятен»…
Под влиянием фовистов и кубистов наш русский художник Илья Машков (1881-1944гг.) написал свои натюрморты – «Натюрморт с хлебами и тыквой», « Натюрморт с веером», «Снедь московская». Он добивался звучности цвета, допуская самые смелые колористические сочетания.
45339075946000
В свою очередь очень декоративны по колориту натюрморты армянского художника Мартироса Сарьяна (1880-1972гг.). Чтобы сделать более звучным, он усиливает свет. М.Сарьян строит свои композиции двухмерно на одной плоскости, как Поль Гоген и Анри Матисс. Люди, животные, деревья, фрукты, цветы никогда не теряют под его кистью своих исконных отличительных очертаний – «Осенний натюрморт», «Цветы», «Натюрморт».
Много работавший в области натюрморта Александр Куприн (1880-1960гг.), в период с 1910по 1920г. Был увлечен кубизмом. В своих натюрмортах он сочетает декоративное начало с острым аналитическим проникновением в изображаемую натуру. Это «Натюрморт с синим подносом», «Натюрморт со статуэткой», «Осенний букет». В конце жизни в творчестве А.Куприна усиливаются реалистические тенденции.
Сегодня я рассказала о возможностях в декоративной стилизации натюрморта, познакомила вас с некоторыми, наиболее яркими художниками, ставшими классиками, которые работали в декоративной манере, мы вместе познакомились с некоторыми их работами.
Изложение практического задания.
А теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу. Вам необходимо выполнить декоративный стилизованный натюрморт с большим количеством предметов с натуры, можно выполнить в стиле известного художника, из рассмотренных нами ранее. Необходимо правильно расположить предметы в сложной композиции. Для достижения равновесия можно использовать членение плоскости на части. Цветовое решение в контрастно – дополнительных цветах, верно распределяя цветовые акценты. Вам необходимо увидеть красоту и довести её до единой стройной системы, используя накопленные знания и творческий потенциал.
5.Предлагаю вам выбрать место для выполнения задания, подготовиться к практической работе.
6.Перед вами натюрморт с большим количеством предметов и драпировкой. Внимательно изучите постановку, рассмотрите форму каждого предмета с разных точек зрения, так как неожиданный ракурс может натолкнуть на композиционную идею.
7.Практическая работа.
Практическую работу можно начать с выполнения графических поисков композиции натюрморта, разделив лист (форматом А4) на 6 частей. Наиболее удачный вариант следует перенести на лист (формата А2). Уточнить форму предметов, после чего начать работу тоном. Не забудьте, что цветовое решение должно быть решено в контрастно – дополнительных цветах. (в ходе выполнения практической работы студентами слежу за поэтапным выполнением задания, делаю необходимые поправки.)
8.Перед началом выполнения работы в цвете, предлагаю сделать небольшой перерыв, а затем продолжить работу.
9.В конце занятия предлагаю учащимся выставить свои работы для просмотра.
Комиссии предлагается оценить проделанную работу, выявить наиболее удачные варианты декоративной стилизации натюрморта, выполненной учащимися. Затем оглашаю учащимся результаты просмотра.
Список используемой литературы:
Новая философская энциклопедия – Т.1.М.2000г.
Декоративная композиция Г.М.Логвиненко –М.2006г.
Проблемы композиции В.В.Ванслов – 2000г.
Композиция Е.В.Шорохов, Н.Г.Козлов – М.1978г.