Методическое Пособие по получению эффекта Кракле в технике горячий батик.
Изображения в виде трещинок и прожилок характерно для горячего батика. Они образуются при крашении, когда краска заполняет трещинки, образовавшиеся в хрупком восковом резерве. Считается, что именно они, кракелюры, являются визитной карточкой горячего батика и придают ему особое изящество, хотя в традиционном батике кракелюры считались браком,
Но с тех пор они стали очень популярны, и сегодня художники часто используют этот прием. Такие работы производят впечатление старинных драгоценных тканей или полотен, старых фресок или картин, потрескавшихся от времени.
Получают кракле, иногда аккуратно и целенаправленно сминая, иногда безжалостно комкая, руками ткань с нанесенным остывшим воском. В процессе крашения в заломы обязательно войдет краситель. Краска, проникая в трещины, оставляет на ткани тонкую, изящную тонкую сетку, сквозь которую просвечивает ранее нанесенный рисунок. Внешний вид кракелюр, их яркость, количество и направление зависят от состава резерва, качества ткани и, конечно, от рук художника, который работает с тканью.
Создание сетки трещин «кракле»
Созданием трещин-кракеллюров обычно заканчивают работу над изделием, но освоение техники горячего батика целесообразно как раз начать с выполнения кракле. Это поможет вам почувствовать структуру горячего воска, его поведение на ткани, заметить скорость остывания и т.д. Создавая кракелюры, вы можете просто поупражняться в освоении общих приемов нанесения воска. В дальнейшем при работе над панно вы уже будете чувствовать себя гораздо уверенней.
Рассмотрим подробнее технологию создания кракелюров.Для создания кракелюра понадобятся:
щетинные кисти: кисть-флейц шириной 3-5 см для нанесения воска,
две щетинные кисти шириной 1,5-2 см для выполнения набрызга горячим воском,
щетинная (лучше плоская) кисть шириной 0,7-1,5 см (или № 7-15) для втирания красителя
воск, который растапливается на водяной бане.
кусок мягкого хлопка и кусок натурального шелка
рама
красители необходимой концентрации разных цветов
Также сразу же приготовьте мягкие влажные и сухие тряпочки или салфетки (если работа большая, трещин задумано много и они будут разного цвета, то лучше взять и тех и других по нескольку штук). Они нам понадобятся, чтобы стирать лишний краситель с воскового покрытия.
Кроме этого для нашей работы понадобится небольшой химический арсенал: водка (или спирт), уксус, мыльный раствор или стиральный порошок и хороший импортный отбеливатель (не хлорка!).
Поскольку, как уже было сказано, вид полученных кракелюров зависит от многих факторов (ткань, краска и т.д.), полученный результат всегда будет разный. Даже на одной и той же ткани рисунок трещин неповторим. Попробуем рассмотреть хотя бы некоторые из вариантов получения трещин-кракелюров.
Приготовьте по куску мягкого хлопка (лучше всего для этого подойдет кусок довольно старой, много раз простиранной белой простыни) и мягкого натурального шелка.
Натяните эти куски на отдельные достаточно большие рамы и разделите их карандашом, а лучше несмываемым текстильным маркером, на примерно равные участки, но если есть возможность, то работать лучше на отдельных образцах, на пяльцах. На столе разложите газеты в несколько слоев и положите на них горизонтально раму с натянутым хлопком. На водяной бане растопите воск (обычные парафиновые свечи), заранее опустив в банку с воском кисть-флейц и щетинные кисти которые нам нужны для выполнения набрызга, чтобы они нагревалась вместе с воском.
1524033020Горячая восковая масса должна находиться рядом с рамой в разогретом состоянии на водной бане. Если у вас есть электрическая плитка, то пускай эта водяная баня стоит на ней на очень маленьком нагреве, если электрической плитки нет, то разогрейте воск также на водяной бане на газовой плите и поставьте все сооружение рядом с рамой на какую-нибудь подставку. Горячая вода в кастрюле не даст быстро остывать воску, а когда вы почувствуете, что он все-таки немного остыл и уже не пропитывает ткань как следует, снова его немного разогрейте на газовой плите и продолжайте работу.
Красители располагаются так, чтобы капли от них не попадали в восковую массу. Иначе это может привести к разбрызгиванию горячего парафина и ожогам. Пока вы работаете с горячим воском и делаете сами трещины, баночки с красителями лучше вообще убрать с рабочего стола.
Покрываем воском ткань
Сначала рассмотрим приемы нанесения воска. Поработаем щетинной кистью-флейцем, стараясь, чтобы масса легла равномерно.
Впитываясь, горячий воск придаст ткани некоторую прозрачность и сделает ее чуть темнее.
Это позволяет следить за равномерностью проникновения воска в структуру ткани. Наносите воск хаотично разными движениями, работая слева направо, сверху вниз, по диагонали. Но при этом вам нужно добиться определенной толщины воскового покрытия, так как легко и тонким слоем провощенная ткань не даст вам сделать качественные трещины, потому что такое восковое покрытие скорее просто мнется, а не ломается, образуя трещины.
Кроме этого, в тонкий слой воска красители, когда вы начнете их втирать в трещины, могут войти «намертво» и вы их уже ничем не смоете, при вытапливании воска у вас просто получится грязь. Обычно нужно наложить два-три слоя горячего воска. Так как воск горячий, то последующие слои чуть подтапливают предыдущие и у вас получится качественное, не тонкое и не толстое (!!), равномерное восковое покрытие, которое будет с одной стороны хорошо ломаться, а с другой - не будет тут же осыпаться.
Рисунок трещин будет получаться все время разным. Вы получите параллельные трещины, если сначала нанести воск достаточно ровными полосами, а затем сверху равномерно покрыть всю ткань воском, поэтому покройте один участок ткани воском параллельными движениями (полосами), работая слева направо, другой участок ткани покройте веерообразными движениями, делая полосы радиальными и работая от центра. После того как полосы остынут, покройте сверху всю ткань еще раз воском. Этот прием применяется для создания «фактурного» кракле, для того чтобы получить параллельные трещины, или трещины расходящиеся веером из одной точки (например, при изображении гор или трещин на скалах).
Можно и изменить последовательность работы. Сначала равномерно провощите ткань, подождите, пока она остынет, а затем нанесите поверх остывшего воскового покрытия полосы горячим воском, т.е. полосы воска должны лечь сверху застывшего воскового покрытия и быть немного выпуклыми. Дело в том, что восковое покрытие ломается на границе тонкого и толстого слоев, на лицевой стороне работы получаются тонкие трещины, которые во время надлома будут механически обходить утолщения на воске. Именно это качество воска и используют при изготовлении фактурного кракле. (см. «Использование трещин кракеллюров для создания фактурного кракле»)
Предположим, вы покрыли пару участков ткани с помощью флейца, а еще два участка покройте воском с помощью техники «набрызг». Кракле выполненное в такой технике очень отличается по внешнему виду от кракле, которое получается после сплошного покрытия ткани широким флейцем.
-12763513970Это кракле получили, просто покрыв ткань флейцем и затем смяв ее
-4438650408305
А вот это кракле получено при использовании приема «набрызг»
Прежде всего, перед выполнением этой техники по возможности застелите пол и все находящиеся рядом поверхности старыми газетами. Если этого не сделать, то все вокруг (особенно с непривычки) будет забрызгано воском. Как бы вы не старались целенаправленно работать в этой технике, все равно какие-то капли попадут не на ткань, а где-то рядом.
Снова растопите воск до нужной температуры. Для качественного покрытия ткани воском в технике «набрызг» очень важна оптимальная температура воска в банке. Если воск будет очень горячим, то капли будут растекаться, и воск ляжет тонким слоем бесформенными пятнами, а если же воск будет недостаточно горячим, то он ляжет только сверху молочно-белыми каплями и не пропитает ткань насквозь. Все это конечно же скажется на вашей работе.
Из двух участков один забрызгаем воском полностью, а второй лишь частично. Для этого берутся три щетинные кисти. Две кисти опустите в горячий воск и дайте им как следует прогреться и пропитаться горячим воском, потом достаньте одну пропитанную горячим воском кисть, смахните излишки воска тут же в банку и начинайте над тканью ударять по кисти другой чистой кистью или просто указательным пальцем над тканью до тех пор, пока при ударе с провощенной кисти брызгает горячий воск. Верните эту остывшую кисть в банку с горячим воском, чтобы она снова нагрелась, а из банки возьмите следующую. Процедура повторяется до тех пор, пока не будет забрызгана две трети поверхности ткани. Капли лучше наносите слоями и после каждого слоя давайте воску остыть. Можно попробовать делать набрызг оттягивая пальцами на себя щетину кисти и отпуская ее веерообразно.
Затем в банку с расплавленным горячим воском поместите кисть-флейц. После того как кисть разогреется до температуры воска, покройте слоем горячего воска закапанную воском поверхность ткани.
А можно попробовать и полностью забрызгать всю поверхность ткани, чтобы не осталось ни одного не пропитанного воском участка ткани. Можно сделать и наоборот. Сначала нанести равномерно воск на ткань, а затем поверх застывшего воска «набрызгать» или «накапать» второй слой.
МНЁМ ТКАНЬ
Теперь посмотрим, как по-разному можно сминать ткань для получения трещин. Дайте восковому покрытию застыть и аккуратно снимите ткань с рамы или с пялец, если вы работаете с отдельными образцами. Для ускорения процесса остывания воска снятую с рамы ткань можно положить в холодильник или в морозильник на 5-10 минут. Расстелите ткань на ровной поверхности стола поверх газет. Начинайте сминать тот участок ткани, который мы с вами подготовили для «хаотичного» кракле. Какую-то его часть сомните сильнее, какую-то слабее. В первом случае рисунок трещин будет мелким, а во втором – крупнее.
-60960-43815Теперь поработаем с теми участками, которые мы покрывали полосами. Точно также сомните их вдоль края полос. Здесь уже нужно соблюдать большую аккуратность, так как нам нужны именно целенаправленно созданные трещины для получения какой-либо фактуры. Если нужны совсем ровные полосы, то такие полосы хорошо получать, ломая восковое покрытие о край стола.
Кроме этого, можно не снимая ткань с подрамника, тупым ножом, надавливая на ткань с нанесенным на нее восковым покрытием, делать трещины в парафине, беспорядочные или наоборот целенаправленные. Можно также процарапать трещины иголкой или заостренной деревянной шпажкой. Но такие трещины по внешнему виду значительно отличаются от тех, которые получаются путем сминания ткани.
Теперь поработаем с участками ткани, которые мы забрызгивали воском. Для начала можете просто попробовать их тоже смять и посмотреть, что получиться, но если вы работали с шелком или легким хлопком (на плотном хлопке этого не получится) лучше сделать не так, а следующим образом. Разложите провощенную ткань на газете. Левую руку разместите под тканью, а правую над тканью. Указательным пальцем левой руки приподнимите ткань снизу и задайте направление трещин, а большим и указательным пальцем правой руки надавите сверху. В результате воск потрескается. Можно также не снимать ткань с подрамника и проделать ту же процедуру. Полученные результаты вы сможете оценить после втирания красителя и вытапливания воска.
После того как вы получили трещины необходимо подготовить ткань к нанесению красителя. Для этого сначала протрите восковое покрытие любой обезжиривающей жидкостью – спиртом, водкой, одеколоном. При нанесении красителя необходимо учитывать следующее: воск, пропитав волокна ткани, перекрывает к ним доступ красителя даже в трещинах. Дело в том, что воск обладает свойством отталкивать влагу, и если просто покрыть краской подготовленную поверхность, трещины могут получиться бледными и невыразительными, без четкого рисунка.
Поэтому нужно усилить проникновение краски в ткань. Спирт (водка, одеколон) и уксус частично растворяют восковую массу, что способствует лучшему проникновению красителя.
Можно также нанести на лицевую сторону ткани небольшое количество мыльного раствора или стирального порошка. Это тоже делается для того, чтобы краситель лучше вошел в трещины.
Подготовка красителей
Теперь приготовим красители.
Чтобы составить полное представление обо всех способах нанесения сетки кракле при ваших экспериментах, воспользуйтесь для разведения красителей уксусом или спиртом. Разведите часть красителя спиртом, а часть уксусом. Третий краситель разведите водой.
Для большей наглядности выберите красители разного цвета. Один равномерно покрытый трещинами участок ткани покройте щетинной кистью красителем на спирту, второй — красителем на уксусе. Третий сначала протрите обильно смоченной спиртом или уксусом ваткой. И только после этого — красителем на воде.
Наносить красители лучше плоскими кистями из щетины небольшого размера или тампоном, аккуратно втирая краситель в трещины. Желательно чтобы краска попадала только в трещинки, если она попадет на резерв, то ее вытирают чистым тампоном или кусочком ткани, не давая ей высохнуть на восковом покрытии.
После проглаживания утюгом ткани через слой газет для удаления воска, трещины становятся ярче.
Поэтому запомним: если нам нужны бледные трещины, то просто наносим чуть разведенный краситель поверх восковых трещин и аккуратно его втираем, если необходимо сделать четкие яркие трещины, то перед использованием красителя наносим на восковые трещины какое-нибудь вспомогательное вещество - спирт, уксус, стиральный порошок и краситель берем концентрированный.
Нанеся краситель, оцените рисунок трещин на просвет или с обратной стороны. Если трещины на ткани на просвет практически не видны, сомните ткань еще раз. И снова вотрите краситель. При этом учтите, что во время глажения трещины станут четче и ярче вследствие разрушения стенок трещин и проникновения в ткань красителя вместе с расплавленным воском.
Работу после нанесения красителя обязательно протрите сначала влажной, а затем сухой тряпочкой. Кроме того, если вы делаете кракле сразу на большой поверхности, избытки красителя на отдельных участках лучше сразу же убирать сначала влажной салфеткой, а затем промокнуть сухой салфеткой, иначе к тому времени как вы закончите нанесение красителя на всю работу, часть излишней краски на тех участках, которые вы обрабатывали первыми уже подсохнет и частично впитается в восковое покрытие, удалить этот засохший краситель иногда можно только «соскребанием» его вместе с воском, а если не удалить, то капли краски, оставшиеся поверх воскового покрытия, впитаются при вытапливании воска в ткань, образуя пятна. (но иногда именно этот прием, то есть специальное нанесение красителя на восковое покрытие, используют если этого требует композиционное решение панно или платка.)
В конце этого процесса, то есть после того как заполнены красителем все трещины еще раз тщательно протрите поверхность ткани и после этого просушите работу, Дайте высохнуть красителю, втертому в трещины. На это может потребоваться от получаса до 1 часа. Лучше не спешить.
Хотелось бы еще раз обратить внимание на аккуратность при выполнении этой процедуры (то есть втирание красителя). Очень часто именно после нее остается при вытапливании воска на работе грязь, так как при удалении избыточного красителя с воскового покрытия была допущена небрежность. И, выполненная во всем остальном аккуратно и безупречно, работа сразу же становится неряшливой. А исправить что-то практически невозможно, что очень обидно, но обычно хватает одного-двух раз небрежного выполнения кракле и как следствие испорченной работы, чтобы понять всю важность этой «процедуры».
152403175Ну, а дальше известным уже нам способом удаляем воск с ткани. Если воск нанесен на ткань толстым слоем, сначала потрите ее, как при стирке, и лишний воск осыплется.
Под ткань подложите несколько слоев газеты, а сверху — один-два.
Прогладьте вашу работу утюгом через несколько слоев газеты. Проглаживайте горячим утюгом до тех пор, пока бумага не пропитается воском. Пропитанные листы удалите и замените чистыми с обеих сторон ткани. Операцию повторяйте до тех пор, пока бумага не будет оставаться чистой.
Иногда требуется покрыть трещинами только фон изделия, оставляя сам рисунок свободным от трещин.
Для этого точно также покрываем слоем воска всю поверхность ткани, но ломаем воск и наносим краситель только на участках фона. На трудно доступных участках ткань с воском лучше не сминать, а сделать на таких участках трещины с помощью тупого ножа или иголки, стараясь при этом делать их довольно хаотично и беспорядочно, чтобы они сочетались с другими трещинами, сделанными путем сминания ткани. После нанесения трещин ткань с поломанным воском разместить на столе и втереть краситель в полученные трещины, исключая сам рисунок.
В труднодоступных местах для втирания краски в трещинки можно вместо кисточек использовать ватные палочки или маленькие ватные тампоны на тонких деревянных палочках. Сначала влажной, а затем сухой салфеткой убрать излишки краски. Таким образом, участки ткани, пропитанные неполоманным воском, остаются незакрашенными, а участки с трещинками – закрашиваются. Эта работа требует большой аккуратности.
Использование трещин-кракелюров для создания фактурных поверхностей
Обычно работы, выполненные в технике горячего батика, отличаются лаконичным и упрощенным решением плоскостей. Поэтому для того чтобы сделать работу интересней, выразительней, очень часто придают плоскостям фактуру с помощью сетки «кракле». Получаемый узор напоминает трещины на сухой земле или глине, что придает работе ощущение нерукотворности, природности, как узоры на камнях или прожилки на листьях. Имитация природных узоров — великолепный декоративный прием, присущий именно батику.
Группируя трещины в нужных местах, вы придадите фактурность (скалы, каменная кладка), дополните цветовую гамму, оживите слишком лаконичную или скучную композицию.
В случае, когда на восковое покрытие были дополнительно нанесены капли воска, покрытие обломается вокруг них и создаст узор похожий на каменную кладку старых замков, церквей и других архитектурных сооружений, можно воссоздать фактуру черепицы на крышах и камней на мостовой.
Для этого нанесите поверх основного слоя воска мелкие капли (для изображения черепицы) и более крупные (для брусчатой мостовой).
Здесь используется свойство застывшего воска обламываться на границе тонкой и толстой поверхности, то есть когда ткань сминают, по контуру нанесенных капель образуются трещины, и затекший в них краситель, создает иллюзию уложенных в стену крупных камней. Этот прием работает только на шелке! В нужных местах процарапайте иголкой восковой слой для уточнения контура камней или рисунка черепиц. На плоскость неба хорошо нанести дополнительный слой воска широкими продольными полосами, что после растрескивания и втирания синего или серого красителя создаст иллюзию облаков.
Если вы хотите изобразить поверхность земли, то продольные полосы можно нанести на нижнюю часть картины. Она после растрескивания будет похожа на пласты земли.
Точно также можно изобразить целенаправленно поверхность воды. На скалах хорошо будут смотреться трещины вертикального или диагонального направления.
В тех местах работы, где вам нужны прямые горизонтальные или вертикальные линии-трещины, воск необходимо наносить только справа налево, касательными движениями, слегка нажимая на ткань плоскостью кисти, как бы выдавливая из нее воск. Этот технический прием позволит нанести воск максимально толстым слоем и исключит образование восковых капель с обратной стороны работы. Обламывать такое восковое покрытие для создания трещин можно о край стола.
Есть еще один способ создания различных рисунков при помощи целенаправленного сминания ткани.
После покрытия ткани воском возьмите какой-нибудь не очень острый предмет, чтобы не проколоть ткань и не получить дырки. Например китайские палочки.
15240-24765Разметьте рисунок звезд, снежинок или цветов на ткани. В намеченное место уприте с изнаночной стороны ткани кончик палочки. И обомните провощенную ткань вокруг палочки.
Вы получите радиально от одной точки расходящиеся трещины.
15240855980Сделав трещины во всех намеченных местах, разложите ткань на газетах и вотрите в них краситель, так же как и при выполнении обычного кракле.
Можно делать это несколькими цветами. Например, центр сходящихся трещин окрасьте одним красителем, а их окончания трещин – лучей другим. Удалите воск с ткани.
Если в одной работе вы используете несколько приемов, то для каждой «группы» трещин нужно применять свой цвет. Там, где небо – втираете синий краситель, где земля – коричневый. Красный подчеркнет по небу всполохи заката или зарождающийся рассвет. Зеленый краситель, втертый в трещины, где воск был нанесен на изображение водной поверхности – отражение елей в воде реки или озера.
Белое кракле на тёмном или цветном фоне
1524075565Натяните ткань на раму и распишите ее концентрированным черным или темным красителем, рядом участок ткани распишите каким-нибудь ярким цветным красителем - зеленым, голубым, розовым, желтым.
После того как ткань с нанесенными красителями высохнет, покройте ее с помощью флейцев или способом «набрызг» горячим воском.15240-1905
После того как воск остынет, снимите ткань с рамы и сомните ее .
-32385-252095В трещины воска вотрите с помощью кисти из щетины отбеливатель «АСЕ» разведенный водой, и подождите 5-10 минут.
146051515745Отбеливатель вступит в реакцию с красителем и обесцветит его. После того как вы добились желаемого результата, тщательно смойте остатки отбеливателя с ткани проточной водой. Дайте росписи высохнуть и снимите с ткани воск. В результате получается белое кракле на темном или цветном фоне.
Цветное кракле на тёмном или цветном фоне
146051814195Выполните «белое кракле на темном или цветном фоне». После того как отбеливатель обесцветит краситель в трещинах воска и будет смыт проточной водой, протрите и высушите работу, но воск с ткани не снимайте. Приготовьте краски различных цветов и кистями из щетины вотрите краситель в трещины воска. Стиральный порошок в данной технике не применяется.
Высушите ткань. Уберите с ткани воск. В результате получается цветное кракле на темном фоне.
Двухцветное кракле
Выполните «цветное кракле на темном или цветном фоне», до этапа вытапливания воска.
Теперь нам нужно получить вторую сетку крале с более темными трещинами. Для этого можно поступить двумя способами.
Первый способ. Не снимая воска с ткани, горячим феном растопите уже нанесенный воск. Он расплавится и закроет все трещины вместе с втертым в них красителем, и вы получите снова нерастресканное восковое покрытие. Теперь снова его сомните и вотрите в трещины темный краситель, удалите излишки красителя с ткани, протерев ее насухо. Удалите воск с ткани, остатки вытопите утюгом.
Второй способ. После выполнения первой сетки кракле, полностью удалите воск с ткани. Теперь снова покройте всю ткань горячим воском. После того как воск остынет, сомните ткань и вотрите в трещины темный краситель. Удалите излишки красителя с ткани, протерев ее насухо. Удалите воск с ткани, остатки вытопите утюгом.
Ошибки при выполнении кракле1.Ткань перед выполнением кракле была плохо просушена после последнего окрашивания. В результате воск наносился на влажную ткань и при втирании красителя трещины просто потекли и расплылись. Вот так:
Расплывшиеся трещины кракле2. Осыпание воскового покрытия. Постарайтесь не допускать осыпания воска, иначе на этих местах после окрашивания останутся некрасивые пятна.
Если это все-таки случилось, и у вас получились «оголенные» участки, то при закрашивании обойдите эти участки, а так же те, на которых трещины слились в пятно, покрытое мелкими крошками воска.
3. Нанесение трещин и втирание красителя там, где этого не нужно.
При втирании красителя будьте внимательны. Даже если воск поломался и получились трещины там, где они не были предусмотрены, то аккуратно обойдите это место при втирании красителя. Если этого не получилось и эта ошибка выглядит очень заметно и бросается в глаза, то постарайтесь с помощью разведенного отбеливателя и ватной палочки частично приглушить или убрать цвет в трещинах. А затем после высыхания отбеливателя аккуратно вотрите краситель нужного цвета.
4. Втирание красителя в восковое покрытие.
1460520955На данном фото видно, что коричневый краситель был втерт не в трещины, а в восковое покрытие, которое было слишком тонким, что помешало удалить краситель. Он просто въелся в воск, нанесенный тонким слоем. При вытапливании воска на ткани осталось пятно.
Советы по использованию эффекта «Кракле»
В заключение об эффекте «кракле» хотелось бы сказать следующее. Популярность данного эффекта во многом как раз объясняется еще и тем, что он помогает скрыть некоторые неожиданные погрешности и небольшие дефекты в работе. Например, с их помощью можно скрыть неровности фона (когда он «залит» неравномерно). Кракле сделает контрастные переходы в вашей работе более мягкими, когда у вас в работе получился или резкий «негатив» (темный фон, светлое изображение) или резкий «позитив» (светлый фон, темное изображение).
Если скопление трещин в том месте, которое требует исправления, не противоречит композиционному замыслу, чуть сильнее сомните ткань в месте дефекта (но не переусердствуйте, чтобы не осыпался воск) или направьте через это место пучок трещин.
Но в использовании кракелюра нужно соблюдать меру, главное не переборщить. Потому что кракелюры могут как скрыть мелкие погрешности росписи, так могут и испортить, причем безнадежно, и самую хорошую работу. Поэтому выполнять кракле необходимо крайне аккуратно и тщательно, иногда вообще практически «ювелирно», обрабатывая последовательно и не спеша один участок росписи за другим. Необходимо помнить, что краску для заполнения трещинок следует подбирать с учетом цветовой гаммы всей работы (особенно для панно и станковых композиций). В большинстве случаев краска подбирается чуть темнее самого насыщенного (яркого) цвета в композиции, но ни в коем случае ни черной, иначе это может погубить всю работу. С этой краской нужно быть очень осторожным. Почти всегда она будет выбиваться из общей цветовой гаммы. Обычно если вы делаете трещины каким-то темным цветом (синим, зеленым, коричневым), то при дальнейшем выпаривании воска они становятся еще темнее и выглядят иногда практически черными.
И лишь в том случае, если тон работы очень темный и другая краска не будет видна, то тогда для этого приема берем черный цвет. Но делаем трещины очень тоненькими и разреженными иначе они просто «забьют» всю роспись.
Создание сетки трещин поможет вам спасти скучную вещь и сделать ее интересной. Предположим, вы сделали панно, вытопили воск, отутюжили работу. Пора ее вставлять в раму. Но как-то рука не поднимается, потому что чего-то не хватает, работа получилась скучноватой. (Я почти все работы на какое-то время вешаю на стены еще без рам, чтобы взглянуть на работу со стороны). Натяните снова работу на раму и выполните сетку трещин кракле, делая их чуть приглушенными в центре работы и ярче к углам. После того как вы вытопите воск ваша работа будет выглядеть совсем по другому. Кракле поможет вам «вытянуть» даже совсем безнадежную композицию. Например, даже самый скучный пейзаж будет выглядеть интересным, если при последнем покрытии работы воском вы сделаете «фактурное» кракле, добавив трещин скалам, земле, всполохов заката на небе. Кроме того, что кракле добавит фактуры в ваши работы, тонкая паутинка трещин еще и придаст очарование старины вашим работам.
Иногда сетку трещин создают на нерасписанной ткани, используя ее для одежды, интерьера или рам для росписи.