Урок «Любовь несут они народу»

Тема: «Любовь несут они народу» по «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Цели:
1. Образовательная:
ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»;
показать жанровое своеобразие Повести» как одного из средств создания образов Петра и Февронии;
раскрыть образы святых Петра и Февронии;
помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;
показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

2. Развивающая:
формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;
развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;
совершенствовать навыки характеристики героев.

3. Воспитательная:
воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;
воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;
посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.

Словарная работа: святой, нравственность; митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивые, праведные, иночество, канонизация; сказка, повесть, житие; преподобный, блаженный, смиренный; милосердный.

Ход урока

Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок.

Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы

- Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.
-Как вы думаете, изображение на иконах это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?
(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).
-Почему же они стали святыми?
-Кто такой святой?
III. Сообщение темы урока.
- В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.
Сегодня на уроке мы впервые прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония.
Тема нашего урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев.

Цель нашего сегодняшнего урока: - рассмотреть жанровое своеобразие «Повести»; попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; попытаемся составить духовный портрет Петра и Февронии, что поможет нам понять нравственность прошлых веков и оценить идейное содержание повести.

Работа с эпиграфом.
Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил :
Нравственность едина во все века и для всех людей.
Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
- Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?
-  Мы с вами вернемся  к нашему эпиграфу в конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория?
V. История создания повести.
«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.
- Давайте вспомним, что означают следующие слова?
Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).
«Великие Четьи – Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.
Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.
Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.
Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.
Канонизация – причисление к лику святых.
-Когда была написана «Повесть»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)
- Кто является автором «Повести»? (Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм))
- Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)
VI. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в пр-и
- Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения. -Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)
-Что такое сказка? -Какие виды сказок вы знаете?
-Дайте определение повести.
-Что такое житие?
-Какова их цель?
-Назовите виды житий.
-Какую структуру имели жития?
-А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты сказки, повести и жития вы нашли в произведении?
-Перечислите сказочные элементы этой повести.
Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле городПравил в нем когда – то князь по имени Павел»
Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.
Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.
По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.
Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».
Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)
Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)
Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). ) Слайд 23-2
-Какие черты повести присутствуют в произведении?
исторически точны названия мест ;
рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;
детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/.

-Назовите черты жития в этом произведении.
-Какими эпитетами автор награждает героев? -Что означают слова «блаженный», «преподобный»и «смиренный»?
Блаженный – благой, добрый.
Преподобный - святой из монашествующих.
Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.
- В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор?
-Зачем это нужно автору?
-Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе.
- Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»?
VII. Характеристика образов главных героев.
- Перейдем к анализу худ. образов. Цель нашей беседы - составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии , что поможет нам понять идейное содержание «Повести» и лучше справиться с домашним заданием - творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.
Откройте тетради. Запишите тему урока. Разделите тетрадный лист на 2 равные части. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, в правой - все положительные черты Февронии.
Характеристика Петра
-Обратимся к образу Петра.
-Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода  либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.
-Что мешает ему поступить иначе?
-Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга?
-Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте.
-Быть невысокомерным, значит быть какаим?
-Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает?
-Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).
-Обладает ли ими Петр? Запишем их.
-Какие еще черты  раскрываются в характере Петра? -Назовите поступки героя, которые подтверждают   эти качества . Докажите текстом.
Верность заповедям Божьим ,
вера в Бога
(благочестие, религиозность)
Петр молится в церкви. «Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться» - с.55
Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией» - с.62

Мудрость
 Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.» - с.55

Любовь и верность близким
 Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.» -с. 55
Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром». –с.60

Умение прощать
 Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.
«Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.» -с.61

Справедливый правитель
«И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.» - с.61-62

IX. Характеристика Февронии
- Таким образом, мы проследили развитие образа Петра.
В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония?
-Когда мы впервые знакомимся с Февронией?
-Заглянем в дом к Февронии.  
-С какой целью автор использует загадки в тексте? (-Найдите в тексте ответ на первую загадку, на вторую, на третью.
- Что еще доказывает мудрость героини?
-Значит какой чертой обладает Феврония?
2. Пересказ фрагмента
-Расскажите, что было дальше. Исцелила ли Феврония Петра, женился ли он на ней?
-Так почему же женился Петр на Февронии?
-За что же полюбил Пётр Февронию
-Правильно, ребята. А что означает слово милосердие?
-Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались через слуг?
- Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония?
-Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)
-В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.
-Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии? * Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти.
4. Работа с предметами-символами
-Так закончилась жизнь Петра и Февронии. Мы уже многое знаем о наших героях. Давайте попытаемся представить их жизненный путь в виде предметов-символов. Перед нами три предмета: лестница,  тропа и круг.
- Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии. Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.
- А какими нравственными качествами обладает Феврония?
Домашнее задание. Этот житийный портрет поможет вам выполнить домашнее задание. Написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии». Запишите задание, чтобы нам с вами не возвращаться к нему.
-Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите. (Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.)
-Чем Петр и Феврония заслужили звание святых?
- Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака.
8 июля Православная  церковь чтит  святых  Петра и Февронию и именно этот день считают   днем влюбленных в православии.
В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.
VIII. Итог урока.
- Вернемся к нашему эпиграфу.
Нравственность едина во все века и для всех людей.
Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
- В чем основная ценность книги?
-Какие жизненные ценности утверждаются в ней?
-А в современное время эти качества ценятся?
-Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?
-Какова же основная идея повести?
Итоги урока.
Выставление оценок.