Статья Компетентностный подход в образовательном процессе
Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс
Т.И. Харитонович, учитель математики
ГУ «Школа-лицей №20» (г. Павлодар)
«Гораздо важнее знание методов познания и преобразования мира»
Профессор Левитас
В настоящее время поднимается вопрос о модернизации образования на компетентностной основе. Компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие образование с потребностями рынка.
Компетентностный подход не приравнивается к знание ориентированному компоненту, а предлагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций. Таким образом, компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, его компетентность.
Основной компетентностью, которая формируется к окончанию основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком. Такое понимание компетентности может быть конкретизировано как:
- социальная компетентность – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
- коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
- предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования ( в том числе и предметного обучения).
Ключевые компетентности гражданина современного общества:
готовность делать осознанный и ответственный выбор;
технологическая компетентность;
готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь);
информационная компетентность;
социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию);
коммуникативная компетентность.
Что включает в себя каждая ключевая компетентность?
Готовность делать осознанный и ответственный выбор – это способность:
- проанализировать ситуацию,
- определить свои приоритеты,
- поставить цели и соотнести их с устремлениями других людей,
- спланировать результат своей деятельности и разработать алгоритм его достижения,
- оценить результаты своей деятельности в контексте существующей ситуации и соотнести их со своими жизненными планами,
- выявить проблему, принять взвешенное решение и взять на себя ответственность за него, обеспечить своими действиями воплощение этого решения в жизнь.
Наличие этой компетентности позволяет выявить проблему, принять взвешенное решение и взять на себя ответственность за него, обеспечить своими действиями воплощение этого решения в жизнь.
Технологическая компетентность – это способность понять, присвоить и реализовать инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, и его установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности.
Наличие этой компетентности позволяет осваивать и грамотно выполнять любые технологии в профессиональной деятельности и осваивать новые способы деятельности в обыденной жизни.
Готовность к самообразованию означает, что человек, поставив перед собой новую задачу, способен:
- выявлять пробелы в своих знаниях и умениях,
- формулировать запрос на информацию,
- оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности,
- осуществлять информационный поиск с использованием различных средств,
- извлекать информацию из источников разных видов, представленных на разнообразных носителях.
Наличие этой компетентности позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, быть адекватным меняющимся жизненным ситуациям.
Информационная компетентность – это способность учащегося:
- интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой им задачи,
- делать аргументированные выводы,
- использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации,
- структурировать имеющуюся информацию,
- представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.
Наличие этой компетентности позволяет человеку быть успешным в современном информационном обществе, в котором на него «обрушивается» огромный информационный поток, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информацию.
Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации:
- получать необходимую информацию,
- представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Наличие этой компетентности позволяет человеку и достигать поставленных целей коммуникации: получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п.
Социальная компетентность – это способность:
- соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп,
- использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи,
- продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу,
- анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды.
Наличие этой компетентности позволяет человеку использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения своих задач, достигать результатов в профессиональной деятельности, независимо от личных симпатий и антипатий в коллективе.
Из шести ключевых компетентностей можно выделить основные:
самоменеджмент;
информационная компетентность;
коммуникативная компетентность.
Но какие методы обучения способствуют формированию ключевых компетентностей?
Для формирования информационной компетенции способствуют такие методы обучения, как:
- работа с книгой и учебником;
- наглядные и практические методы;
- работа с компьютером.
Формированию коммуникативной компетентности способствуют такие методы обучения, как:
- беседа;
- собеседование;
- дискуссия.
Но самое главное, чему мы должны научить детей в жизни, это – решение проблем.
Формированию компетентности в решении проблем в наибольшей степени способствуют следующие методы обучения:
- метод «мозгового штурма», проблемное обучение,
- «круглый стол», метод «мозговая атака»,
- метод анализа конкретной ситуации,
- пресс-конференция, проектный метод, портфолио и др.
Сделав анкетирование учащихся 10-х классов и из наблюдений, можно сделать вывод, что количество запоминания учебного материала в процентах следующее:
а) обучение сообща (в группе) – 90%;
б) практика – 70%;
в) дискуссия – 50%;
г) наглядность – 30%;
д) чтение – 20%;
е) лекция, доклад – 10%.
Таким образом, наилучшее запоминание учебного материала учащимися происходит в процессе деятельности.
Любая современная технология способствует вовлечению учащихся в деятельность. Например, применение дифференциального обучения на уроках математики, что мною широко используется в практике преподавания. Дифференцированный подход в обучении означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности, так как профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
Образовательная политика профильных школ в основном направлена на продолжение старшеклассниками образования, жизненному самоопределению, а для этого необходимы прочные знания по предметам. На прочность усвоения учебного материала большое влияние оказывают мотивы деятельности учащихся, их интерес к изучаемой теме, предмету. Чтобы вызвать интерес к своему предмету большое внимание я уделяю проблемно-логическому обучению. При изучении новой темы необходимо знать, какие темы (логические предпосылки) приводят к раскрытию содержания изучаемой темы (проблемы). Изучив с учащимися и закрепив новую тему, необходимо дать учащимся понятие применения этой темы (логические следствия). Взаимосвязь и четкое представление всех трех составляющих данного метода дает хороший результат в изучении тем программного материала. Данный метод в психологии и философии носит название «установление причинно-следственных связей».
Причина – Логические предпосылки
Тема урока – Проблема
Следствия – Логические следствия
Во всех технологиях деятельность учащихся проявляется при правильном использовании приемов учебной деятельности.
В школьном курсе математики следующие четыре группы приемов учебной деятельности учащихся:
1) общеучебные приемы, то есть приемы управления учебной деятельностью (приемы запоминания, внимания, словесного описания, рефлексии);
2) общие приемы учебной деятельности по математике (приемы работы с математической книгой, организация самостоятельной работы по математике, заучивания и воспроизведения математического материала и т.д.);
3) специальные приемы учебной деятельности по отдельным математическим дисциплинам (арифметике, алгебре, геометрии). Это такие приемы, как решение уравнений, тождественных преобразований;
4) частные приемы учебной деятельности – это такие специальные приемы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач.
Приемы учебной деятельности являются не только достаточным условием овладения учащимися способами решения учебных задач, но необходимой основой формирования умений и навыков учащихся в процессе обучения.
Технологическая цепочка усвоения общеучебных приемов:
принятие цели усвоения приема;
ознакомление с составом приема, его изучение и анализ;
апробация приема на примерах, по образцу;
решение учебных задач на отработку приема;
текущий контроль и коррекция усвоения приема;
решение учебных задач на применение приема;
выделение особенностей применения приема;
закрепление усвоенного приема в повседневной учебной деятельности.
Последовательность овладения учащимися обобщенными специальными приемами учебной деятельности по усвоению математики определяется программой курса.
Следует отметить, что формирование приемов учебной деятельности должно начинаться возможно раньше, чтобы не тормозить процесс усвоения программного материала и развитие учащихся.
Таким образом, формирование компетентностей – это не смена содержания, а смена технологии обучения, это другое устройство уроков, другое устройство жизни школы.
Одной из главных задач профильной школы является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, готовой к максимальной самореализации как в собственных интересах, так и в интересах общества.
Список использованной литературы и сайтов в сети Интернет:
1) Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. – М.: «Просвещение», 2003.
2) Жакулина И.В. Статья: «Образовательный процесс в рамках реализации компетентностно-ориентированного подхода к образованию», 2005.
3) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4) http://www.yandex.ru