Компетентностный подход в образовательном процессе и проблемы его реализации


МОУ Бендерская гимназия №2


Учитель математики: Черниогло В.Г.
2015-2016
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc433582658 \h 3Математическая компетенция PAGEREF _Toc433582659 \h 3Формирование ключевых компетенций PAGEREF _Toc433582660 \h 5Виды математических компетенций PAGEREF _Toc433582661 \h 5Планирование целей на уроках математики PAGEREF _Toc433582662 \h 7Заключение PAGEREF _Toc433582663 \h 10Литература: PAGEREF _Toc433582664 \h 12
ВведениеМолодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллективные. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и вычленять нужную информацию.
Все эти качества можно сформировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
У учащихся формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Математическая компетенцияМатематическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Принято три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.
Первый уровень (уровень воспроизведения) — это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.
Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.
В едином государственном экзамене последовательно реализуется проверка всех трех уровней математической компетентности школьников.
Основные требования к уровню подготовки выпускников и недочеты в математической подготовке учащихся
В стандартах среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) сформулированы требования к уровню подготовки выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности. Анализ возникающих в повседневной жизни ситуаций, для разрешения которых требуются знания и умения, формируемые при обучении математике, определяет перечень необходимых для этого предметных умений:
умение проводить вычисления, включая округление и оценку (прикидку) результатов действий использовать для подсчетов известные формулы;
умение извлечь и проинтерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, схем и др.);
умение применять знание элементов статистики и вероятности для характеристики несложных реальных явлений и процессов;
умение вычислять длины, площади и объемы реальных объектов при решении практических задач.
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении учащихся математике является решение задач. Причем, основное внимание направлено на развитие способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В настоящее время выявлены характерные недочеты математической подготовки школьников. К ним относятся недостаточное усвоение ряда тем, имеющих широкое практическое применение: отношение чисел, пропорциональные величины, решение задач на проценты, определение периметров и площадей фигур, оценка и прикидка результатов, чтение графиков реальных зависимостей. Именно умение решать большинство из этих практических задач проверяется на ЕГЭ. Как при обучении математики сформировать ключевые компетенции?
Формирование ключевых компетенций Одним из путей формирования ключевых компетентностей является использование на уроках специальных компетентностно-ориентированных задач.
При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Содержание заданий желательно связывать с традиционными разделами или темами, составляющими основу программ обучения. Для применения на уроке компетентностно-ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала:
– прикладной характер содержания темы;
– содержание, включающее в себя оценку явлений и событий;
– местный материал;
– содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);
– содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков;
–содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) деятельности.
Компетентностно - ориентированные задания могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции.
Виды математических компетенцийЕсли на уроках математики систематически использовать компетентностно-ориентированные задачи, это будет способствовать формированию ключевых компетенций учащихся, повысится математическая грамотность учащихся. На уроках математики необходимо формировать такие компетенции:
информационная;
коммуникативная;
исследовательская;
готовность к самообразованию.
Информационная:
учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, интернет), передавать ее.
Можно использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность и др. Выполнение задания предполагает планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации, осуществление первичной обработки информации.
Коммуникативная:
Можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках (совершенствовать навыки работы в группе), доказывать собственное мнение, вести диалог. Например: каждой группе предлагается решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам.
Пример:
при изучении темы “Применение подобия треугольников” трем группам предлагается решить задачу одним из способов: Определить высоту предмета:
а) С помощью вращающейся планки.
б) С помощью тени.
в) С помощью зеркала.
Математические софизмы Например, 5 класс: возьмём верное равенство 35+10-45=42+12-54. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки. 5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5=6.
Объясните в чём ошибка. Подбираются из книг по занимательной математике для каждого раздела
Исследовательская:
Учащимся можно предложить задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод. Например: телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана (табличное представление данных).
Или задачи, в которых необходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать результат:
– учебный эксперимент;
– практические работы;
– домашнее задание поисковой направленности;
– интерактивные занятия;
– задачи исследовательского характера.
Готовность к самообразованию:
учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, составить задачу, формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно:
– использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме;
– работать со справочниками;
– использовать Интернет-ресурсы;
– подготавливать презентации.
Планирование целей на уроках математики На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно-ориентированной задачи можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул. При планировании целей к урокам математики необходимо учитывать:
1. Цели урока относительно учащихся (выражается в виде предполагаемой образовательной продукции, освоенных видов деятельности, полученных предметных умений и навыков): получение математических знаний, умений и навыков; приобретение логического мышления и т.д.
2. Цели урока относительно педагога (выражаются виде предполагаемых для него результатов): вооружить учащихся математическими знаниями, умениями и навыками; направить процесс познания на осмысленное и творческое владение учебным материалом; формировать умения активно добывать новые знания, опираясь на ранее приобретенные и т.д.
3. Совместные цели для педагога и учащихся: укрепление взаимодействия между педагогом и учащимся с целью получения качественных математических знаний; использовать приобретенные математические знания в практической деятельности; развитие логического мышления и творческих способностей и т. д.
Формировать компетентности учеников можно на разных этапах урока.
Проверка домашнего задания:
Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников
Результативность: формирование познавательной компетентности
1. Рецензирование ответов
Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память
Результативность: формирование самообразовательной компетентности
2. Математический диктант, тест, с/р
(по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)
Изучение нового материала
Цель: учить исследовательской работе, краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения, формирование информационной компетентности.
Формулировка детьми вопросов по изучаемой теме, начинаются со слов: “зачем”, “почему”, “как”, “чем”, “о чём”, оценивается самый интересный. Используется на начальных этапах изучения новой темы.
Формирование исследовательской компетентности
Доказательство теорем
Вывод формул, правил
Закрепление.
Учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний, формирование исследовательской, самообразовательной, компетентностей.
Практическая работа
Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков, формирование познавательной компетентности, частично-поискового, исследовательского характера;
Компетентностно - ориентированные задания
Цель: закрепить знания; разработать правила (алгоритмы) запоминания
Результативность: формирование компетентности саморазвития
Исследование различных видов памяти
Цель: закрепить умение решать задачи и примеры, формировать умения проверять, слушать, думать
Результативность: формирование познавательной компетентности
Решение задач, примеров с комментированием, индивидуальная работа с самопроверкой, игровые формы
Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы
Результативность: формирование интеллектуально– познавательной компетентности
Решение задач несколькими способами
Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы
Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей
Работа с учебником
(учебная практическая работа)
Творческая работа
Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты, учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера
Результативность: формирование исследовательской компетентности, самообразовательной, информационной, коммуникативной компетентностей
Домашнее задание
Цель: проверить усвоение материала урока, знания учеников согласно их уровню подготовки
Результативность: формирование самообразовательной компетентности
(составить вопросы, задачи и примеры по теме урока), интеллектуально–познавательной компетентности.
ЗаключениеИспользование компетентностного подхода позволит наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности; научиться ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее; совершенствовать свои навыки работы в команде, научиться высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата; приобретать навыки самостоятельной творческой работы, самоконтроля и взаимоконтроля; учиться грамотно, использовать в речи математические термины; учиться применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
Обучающимися достигаются следующие результаты:
• Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.
• Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в средних специальных и высших учебных заведений.
• Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
•Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в математическом, физическом классах, а также в классах с углубленным изучением математики и информатики.
• У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность самовыражения .
•Приобретаются навыки работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.
•Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).
•Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладной, практической направленности всего школьного образования .
Принципиально изменяется и позиция учителя. Его главной задачей становится мотивировка учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, “развивающую среду”, в которой становится возможным выработка каждым учащимся в соответствии с уровнем развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций .Которые в последствии найдут применение в процессе реализации им своих жизненно важных интересов и желаний через приложение усилий и взятие ответственности на себя для достижения конкретно поставленной цели.
Литература:Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. – М.: АПK и ППРО, 2006.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос».
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.
Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002. с. 44-57.
Пронина С.М. Гарантии и контроль качества как условия формирования культуры учащихся в процессе обучения. // Инновации в образовании. - №7.-2007. с. 71-78.
Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. – 2007. с. 81-97.
Витярис Витилиус, Владимирская О.Д. Центр обучения взрослых: новый этап развития. //Организация и управление. 2007. с.21-24.
Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике. // Математика в школе. - №6 -2008. с. 20-30.
Солянкина Н.Л. Профессиональная компетентность: понятие и виды. -Красноярск. 2003