Профилактическое занятие ассоциативного поведения несовершеннолетних методами арттерапии «Холодные оттенки вредных привычек» (7-8 класс)
Методическая разработка занятия Занятие№9-10
Тема программы: Профилактическое занятие ассоциативного поведения несовершеннолетних методами арттерапии
(для обучающихся 7-8 классов)
«Холодные оттенки вредных привычек»
Тема занятия: «Палитра здоровья»
Тип занятия: смешанный
Цель – формирование у старшеклассников осознанного и ответственного отношения к своему здоровью.
Задачи:
- обучение навыкам арттерапии противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям.
- формирование понятия о веществах изменяющих состояние сознания и способах воздействия цвета на психику человека;
- преодоление стереотипов о влиянии наркотических веществ и формирование установок ЗОЖ;
- вырабатывать и развивать навыки предотвращения употребления психоактивных веществ;
- Ориентировать старшеклассников на здоровый образ жизни.
Материальное обеспечение: бумага, цветные карандаши, презентация, компьютер, ручки, тетрадные листы.
1. Приветствие
Упражнение «Доверие»
Пояснение: Это упражнение-пантомима. Оно способствует тому, чтобы участники «настроились» друг на друга и сосредоточились на том, что происходит в группе. Также оно позволяет плавно перейти к обсуждению занятия.
Инструкция: Сейчас мы будем передавать нечто особо ценное – доверие. Представьте, что оно заключено в стеклянном шаре. Давайте передадим этот хрупкий шар через весь круг. Ведущий должен изобразить, что держит стеклянный шар. Погладьте его, прижмите бережно и скажите своему соседу, что вы доверяете ему, и передайте дальше. Главное постарайтесь обыграть ситуацию.
Молодцы! У вас хорошо получилось передавать «доверие». Все вы по-разному это делали. Вспомните, как вы передавали шар «Доверие». То, как вы его передавали, может сказать о многом не только мне, но и, главное, вам самим. Доверяете вы мне и группе или еще нет? Готовы вы поделиться своим опытом и бережно отнестись к рассказам других? Есть о чем задуматься!
Сегодня на занятии мы с вами рассмотрим жизненные ценности, которые дороги не только нам конкретно, но и многим людям, всему обществу. Какие же цвета входят в палитру счастья. Это настроение, дружба, успех.
3. Упражнение «Палитра счастья»
Это упражнение позволяет участникам тренинга задуматься над тем, что они подразумевают под словами «здоровье», «дружба», «успех».
Разделить группу на 3 подгруппы и раздать каждой по чистому листу и ручке (участникам может понадобиться больше листов и, возможно, цветные карандаши или фломастеры).
Сейчас каждая из подгрупп должна будет почувствовать себя художниками и составить триптих «Счастья» состоящий из 3-х разных картин. Первая подгруппа будет составлять картину дружбы, вторая – картину успеха, третья – картину здоровья. Цветом этих картин будут не мазки, а то, что вы сами придумаете. На все это у вас есть 2 минуты Постарайтесь сделать свою картину оригинальной и необычной. В конце мы подведем итог и познакомимся со всеми тремя картинами. Перед тем, как вы приступите к заданию, я прочитаю вам палитру, которая, я думаю, разбудит вашу творческую мысль:
Колорит: коричневый - страсть, малиновый - влюбленности, желтый – дружба, белый - уважения, красный - любовь, синий – терпение, зеленый – мир в душе, оранжевый – радость, голубой – здоровье, черный –вредные привычки, серый – зависимость от наркотиков, изумрудный – объятия.
После того, как картины написаны, каждая группа представляет свою картину.
Анализ упражнения: Обсудите вопросы:
Что вы считаете Гармонией ваших шедевров? Являются ли теплые цвета Гармонией к слову «Дружба»? Почему? А в картине «Успех»? Почему?
А в картине «Здоровье»? Почему? Какую картину, как вы думаете, было писать труднее всего? Почему? Чья картина вам понравилась больше всего?
Почему вы не выбрали темные цвета?
4.Беседа: Картина Васнецова «Три богатыря» (Приложение № 5)
Посмотрите на эту замечательную картину. Какие сильные и могучие богатыри, а ведь богатырями люди рождаются только в сказках.
Конечно, легче всего обрести силу и ловкость тому, кто получил хорошие наследственные задатки. Однако в биографиях выдающихся людей, отличавшихся физической выносливостью и закалкой, мы нередко читаем: «родился хилым», «в детские годы часто болел». Но проходит время, и слабый становится выносливым, ловким и сильным. Так его делают систематическая работа над собой, самоконтроль, физические упражнения и любовь к искусству.
А бывает и наоборот. Ребенок рождается вполне здоровым, счастливым. Благополучно достигает подросткового возраста, когда происходит, может, самая важная в жизни перестройка организма. И тут вдруг в нормальное развитие подростка вмешивается слепая и страшная сила….
«…Компания у нас была дружная. И я уже не помню сейчас, кто и когда из нас впервые предложил закурить, скинуться на бутылочку для храбрости, шли искать приключения ввязываться в драки. Мы упивались своей силой, вернее тем, с какой легкостью добивались победы, превосходства».
Начало, как видите банально. Но последствия этого молодечества плачевны.
Скажите, какие последствия могут быть после такого праздника «души»?
(уголовная ответственность, похмельный синдром, привыкание, а затем и зависимость.)
Причины употребления наркотиков:
- из любопытства
-солидарность, чтобы не быть «белой вороной»
- назло
- неблагополучная семья
- желание, чтобы тебя считали взрослым,
- желание расслабиться
- для смелости
- снять боль
Скажите ребята, как вы думаете, причины, по которой подростки начинают употреблять наркотики, являются внешними или внутренними (психологическими)
Как же противостоять наркотикам?
У каждого из нас есть свои способы получения радости. В нормальном состоянии у всех нас настроение то повышается, то понижается. Ни один человек, даже самый известный, богатый не живет все время в радости, все время в удовольствии, и у него после подъема всегда спад. И нет таких людей, которые постоянно находятся в состоянии депрессии, у них после спада настроения всегда подъем.
Когда у вас подъем настроения, то обычно жизнь вам кажется прекрасной, у вас нет проблем, и вы не совершаете плохих поступков, как только настроение падает, и вам начинает казаться, что досталась самая плохая школа, самые плохие родители и т.д. И вот в этот момент очень важно реально посмотреть на все происходящее.
Во-первых, мы помним, что так бывает со всеми людьми и ничего страшного не происходит. Во-вторых, желательно поделиться о своем настроении и чувствах самому близкому, желательно, чтобы это был человек, которому ты доверяешь. В- третьих, есть много способов подъема настроения: -попеть - встретится с друзьями - послушать музыку, поиграть на компьютере - сходить на дискотеку и т.д.
5.Метод подъема настроения Арттерапиия. Арттерапиия — метод психотерапии, использующийся для лечения настроения. В арттерапии применяются рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и другое творчество.
Атрттерапия - метод не имеет противопоказаний.
Самые яркие результаты Арттерапия даёт, когда к ней прибегают в состоянии сильного стресса. Метод устраняет апатию и безынициативность, помогает при депрессиях, страхах, неврозах, психосоматических заболеваниях.
Ребята, когда вам плохо, хочется плакать, кричать, можно воспользоваться методами арттехниками.
Арттехники: экспериментирование с красками: отпечатки на зеркале, стекле, ткани, глянцевой, жатой, мокрой бумаге, кляксы черной тушью в сочетании с восковыми мелками и т.д.; исследование свойств природной глины, пластилина, теста и т.д., фольги, сыпучих материалов (крупы, песок и др.). Упражнения: «Каракули» (с применением угля и сангины), «Пятна, линии, геометрические фигуры», «Рисунки с закрытыми глазами», «Рисование пальцами».
6. Упражнение «Смайлик»
I.Раздаются материалы для работы:
1.бумага, акварель, вода в баночке
2.бумага, гуашь, вода в баночке
3. бумага, цветная бумага, клей
4.бумага, цветные карандаши.
5.орг.стекло, краски,
6.бумага, свеча, краски.
II. Необходимо изобразить «смайлик». Графический рисунок - выполняем свечей, а затем закрашиваем все цветом – настроением.
Ведущий: Скажите, у вас улучшилось настроение?
Анализ упражнения: Обсудите вопросы:
Как вы поняли, почему нельзя в плохом настроении приглушать боль наркотиками и вредными веществами? Как можно поднять настроение? О каких методах арттерапии вы узнали?
7. Рефлексия занятия
Как вы думаете, актуальна сегодня та тема, которую мы обсуждали на занятии?8.Ритуал прощания