Технологическая карта урока русского языка на тему Наклонения глагола. Условное наклонение (5 класс)
Технологическая карта урока
Предмет
Русский язык
Класс
5
Тема
«Наклонения глагола. Условное наклонение»
Тип урока
Урок открытия нового знания, 1-ый урок в теме
Цель деятельности учителя
1) Организовать деятельность детей по построению и реализации новых знаний.
2) Расширить понятийную базу за счет включения в нее новых элементов.
Планируемые результаты
Предметные: объясняют лексическое значение слова; умеют определять наклонения глаголов.
Метапредметные: познавательные УУД: работают со справочной литературой; используют полученную информацию в различных видах деятельности;
регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют свою работу, проводят самопроверку и взаимопроверку;
коммуникативные УУД: работают в группе, осуществляют поиск и сбор информации; воспринимают текст с учётом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения.
Личностные: определяют границы своего знания-незнания; осознают значимость самоуважения, личности человека, его достоинств.
Основные понятия
Наклонение глагола (изъявительное, условное, повелительное).
Ресурсы: основные и дополнительные
Раздаточный материал, страница с выполненным заданием упр. 320 для организации самопроверки.
Оборудование
Интерактивная доска, проектор короткофокусный
Формы обучения
Индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.Мотивирование (подготовка к учебной деятельности)
Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Записывают число и вид работа (классная работа).
2. Актуализация
Проводит словарно-орфографическую работу со словом песчаный.
Ребята, посмотрите на доску. Сегодня вы познакомитесь с новым словарным словом. На какой слог падает ударение? (на 2-ой) Обратите внимание на 2-ую, 3 и 4 буквы. На раз-два-три проговорим это слово хором.
Запишите слово себе в тетради. Отметьте ударный слог, подчеркните безударную гласную е и сочетание согласных сч.
Подберём и запишем однокоренные слова:
- Как назовём крупинку песка?
- Есть такая осадочная горная порода из спрессовавшегося песка.
Хорошо. Давайте выполним морфологический разбор записанных слов (работа по вариантам).
Составьте со словом песчаный предложения [устно]
Мы продолжаем изучение раздела «Глагол» и уже убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Докажем это еще раз. Ребята, на доске записаны 3 предложения, где есть наше словарное слово:
1) Караван пересёк песчаный косогор.
2) С помощью проводника караван пересёк бы песчаный косогор вовремя.
3) Пересеките песчаный косогор к завтрашнему утру.
Прочитайте их [чтение детей]
Песчинка
Песчаник
Познавательные УУД:
1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.
Коммуникативные УУД:
1.Умение выражать свои мысли
2.Умение анализировать работу другого.
Предметные УУД:
1.Повторить основные сведения о существительном как части речи.
2. Расширить знания о глаголе как части речи.
3.Выявление места и причины затруднений
Организовывает анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе помогает выявить места и причины затруднения, помогает осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой грамматической категорией глагола – наклонением. Узнаем типы наклонений глагола, поучимся употреблять глаголы в речи. Как вы думаете, что выражает эта морфологическая категория?
Пытаются сформулировать ответ на вопрос. Записывают тему урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Помогает сформулировать цели будущих учебных действий, выбрать способ построения учебного знания и средства для построения нового знания.
Перепишите предложения в рабочую тетрадь.
Понаблюдаем за ними.
- Сравните 1 и 2 предложения. В каком из них говорится, что действие произошло на самом деле?
- А если глагол будет характеризовать действие, которое происходит сейчас, тогда как изменится предложение?
- А если глагол будет характеризовать действие, которое будет происходить в будущем, тогда что получится?
Откройте тетрадки-памятки, разделите страницу на 3 части, как я это сделала на доске, и в первую колонку запишите:
Действие происходит (наст. вр.), происходило (прош.вр.), будет происходить (буд. вр.).
- Тогда о каком действии говорится во 2-ом предложении?
Во вторую колонку запишем:
Действие возможно при каком-либо условии или желательно.
- А в 3-ем предложении что содержится?
И в третью колонку запишем:
Действие просят или приказывают выполнить.
В 1-ом
Караван пересекает песчаный косогор.
Караван будет пересекать песчаный косогор.
Во втором предложении говорится о действии, которое возможно только при определённом условии – если караван поведёт проводник.
Призыв совершить действие.
Познавательные УУД:
Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.
Коммуникативные УУД:
1.Умение выражать свои мысли
2.Умение слушать другого.
Предметные УУД:
Углубить знания о глаголе как части речи.
5. Реализация построенного проекта
Предлагает построить новый способ действий и формирует умения его применять при решении задач.
Давайте подведём итог и посмотрим, что у нас получилось:
§°1) Если глагол обозначает действие, которое происходит, происходило, будет происходить, то этот глагол в изъявительном наклонении.
[Запись на доске под 1-ой колонкой: изъявительное]
2) Если глагол обозначает действие, возможное при каком-либо условии или желательное, то этот глагол будет в сослагательном или условном наклонении.
[Запись на доске под 2-ой колонкой: сослагательное (условное) наклонение]
3) Если глагол обозначает просьбу или приказ выполнить действие, то этот глагол будет в повелительном наклонении.
[Запись на доске под 3-ей колонкой: повелительное]
Отметим наклонения глаголов в записанных предложениях.
В 1-ом предложении глагол пересёк в изъявительном предложении.
Во 2-ом предложении глагол пересёк бы в сослагательном или условном наклонении.
В 3-ем предложении глагол пересеките в повелительном наклонении.
6. Первичное закрепление.
Организует усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
[Раздаётся карточка с текстами (Приложение 1) . Работа в группах (класс делится на 3 команды – по количеству рядов, обговариваются принципы работы групп, выбираются кураторы)]
Задание: Спишите тексты, подчеркните все глаголы и над глаголами напишите наклонение.
Проверка: куратор объявляет представителя группы, который будет демонстрировать результаты проделанной в группе работы.
Беседа с учениками:
Вы говорите, что глагол зашло бы употреблён в данном тексте в сослагательном наклонении. Это правильно, если смотреть только на отличительный признак сослагательного наклонения – прошедшее время глагола + частицу бы. Но давайте посмотрим на значение данного глагола в тексте. Разве глагол обозначает действие, возможное при каком-либо условии? Где в тексте условие, при котором может осуществиться действие?
- А что делает говорящий?
- Правильно! То есть глагол зашло бы в данном контексте обозначает просьбу или приказ выполнить действие.
- Тогда глагол в сослагательном наклонении в этом контексте будет в значении какого наклонения?
Проговаривают вслух результаты работы, выполненные шаги и их обоснование.
Такого условия нет.
Призывает солнце зайти к нему на чай.
Глагол сослагательного наклонения, но в значении повелительного.
Познавательные УУД:
1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.
2.Уметь сравнивать, группировать, формирование логических действий.
Предметные УУД:
1.Развивать умение различать глаголы разных типов наклонения.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Научить применять новые знания в типовых заданиях. Создает условие успеха для каждого учащегося. Учащимся, допустившим ошибки, предоставляет возможность выявить причины ошибок и их исправить.
Выполнение упр. 320 (Быстрова Е.А. Русский язык: учебник для 5 класса: в 2 ч. Ч.1 – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015)
Выполняют задание упражнения. Проверяют работу по эталону (на экран проецируется выполненное заранее учителем задание)
Коммуникативные УУД:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, правильно используя речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
1.Формирование логических действий.
Предметные УУД:
1. Использование коммуникативно-эстетических возможностей глаголов разных типов наклонения в построении текста.
8. Включение в систему знаний повторение.
Повторение и закрепление ранее изученного.
Обратившись к теоретическому материалу §42, дополните полученные знания об условном наклонении глагола и подготовьте сообщение о нем.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, классифицировать, сравнивать
2.Владеть приемами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные УУД:
1.Осваивать культуру общения, умение слушать другого.
2.Умение строить монологическое высказывание.
Регулятивные УУД:
1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.
9. Рефлексия
Организует самооценку учащимися результатов своей деятельности.
Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности, намечают цель дальнейшей деятельности для самоподготовки.
Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2.Определять степень успешности своей работы.
Познавательные УУД:
1. Выделение главного (свертывание информации до ключевых слов).
Личностные УУД:
Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
10. Дифференцированное домашнее задание
§42 (учить)
1 вариант: упр. 321 (задание 1)
2 вариант: упр. 321 (задание 2). Написать сочинение по воображению с элементами выдумку на тему «Что было бы, если взрослые были бы как дети, а дети – как взрослые?»
Приложение 1.
1-ый ряд.
Я крикнул солнцу:
"Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!"
(Вл. Маяковский)
2-ой ряд.
Если был бы я девчонкой -
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
(Э. Успенский)
3-ий ряд.
Спешите люди жить. Не опоздайте
Других людей вслед за собой позвать.
Скорее руку помощи подайте,
Не торопитесь руку убирать.
(Д. Новруз)
15