Опыт работы «Духовно — нравственное воспитание школьников средствами изобразительного искусства» 
17.03.2014 г.
Выступление
на декаднике школьного методического объединения
общественных наук и искусства
На тему:
«Духовно – нравственное воспитание школьников 
средствами изобразительного искусства»
Пачина И.И. учитель изобразительного искусства
г.Волгоград
2014 г.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.                                                
Педагоги должны способствовать самоопределению подростка в области культуры, формированию его социальной зрелости, выработке жизненной позиции. О значении школы и духовно-нравственного воспитания в деле сохранения русской культуры сегодня говорят со всех трибун. Как можно в условиях современной школы делать пусть не всегда заметную в масштабах России, но крайне важную работу по воспитанию в молодом поколении любви к русскому языку, русской культуре и русским традициям?  Совершенно очевидно, что в учебно-воспитательном процессе должны быть сменены приоритеты: духовно-нравственное просвещение должно стать стержнем формирования нравственной личности гражданина России. А это неизбежно приводит к необходимости активного сотрудничества школы и семьи. Систематическое духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения должно опираться на общественные нравственные ценности и  отечественные традиции духовно-нравственного воспитания.
               Реализация программы «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства» /2 – 9 классы/. внеурочной деятельности «Декоративно – прикладное искусство» /1 класс/ способствует формированию такой воспитательной системы в  школе, которая включает в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение, при котором учитель - духовный посредник между обществом и ребенком в освоении духовной культуры, накопленной человечеством.  
           Приобщение ребенка к христианской культуре, ее материальным и духовным ценностям не столько социальная необходимость, сколько наш моральный долг, как перед прошлыми поколениями россиян, так и перед вступающими в эту жизнь… 
                              
Программа внеурочной деятельности  направлена на преодоление кризисных явлений в социальной  сфере, а также стабилизацию духовно-нравственной ситуации в семье и школе через изобразительную деятельность, обеспечению преемственности воспитательных мероприятий. 
 Задачи, которые  решаются на уроках:
развитие творческих способностей обучающихся в области духовно-нравственного содержания через систему изобразительной деятельности; 
ознакомление с культурным наследием края, города, района; изучение русских национальных традиций, обычаев, костюмов
воспитание высоконравственной, духовно- наполненной личности;
формирование общей культуры и здорового образа жизни.
      За несколько лет работы  по этим программам разработан определенный механизм их реализации: привлечение общественных организаций, участие в социальных и творческих проектах, предлагаемых общественными структурами; сотрудничество с МОУ Центром  «Истоки» г. Волгограда и т.д.   
       Занятия с детьми изобразительной деятельностью не ограничиваются только стенами школы. На протяжении всех лет работы  вместе с педагогом  посещают храмы города, музеи, памятные места, где воочию они могут соприкоснуться с историей России, её православной культурой, почерпнуть много важного для развития своей души. 
      Учащиеся школы участвуют  в городской выставке «Пасхальная радость», областной выставке «Диво дивное», во Всероссийском социальном проекте «Страна талантов» фестивале «Страна чудес». Учащиеся МОУ СОШ № 94 с углубленным изучением отдельных предметов стали победителями и призерами многих выставок - конкурсов.  
           Очень актуальна в работе  педагога проектная деятельность. Метод проектов позволяет организовать подлинно творческую самостоятельную деятельность в течение всего учебного времени, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной практической и художественно-творческой работы.
Учащиеся выполнили следующие проекты:
межпредметный проект «Пасхальные традиции русской семьи»;
творческий проект «Спортивная гордость Волгограда»;
творческий проект «Гжель – российская жемчужина»;
социальный проект «Рабочие профессии».
 
 В ходе выполнения творческих заданий, направленных на духовно- нравственное развитие у школьников значительно повышается интерес к искусству, к занятиям художественным творчеством.