Воспитание нравственных чувств студентов-первокурсников колледжа посредством прочтения произведений русской литературы на занятиях кружка литературного чтения «Воскресение».
ГКПОУ СПО Новокузнецкий горнотранспортный колледж,
преподаватель русского языка и литературы Карцева Н.Н.
Воспитание нравственных чувств студентов-первокурсников колледжа посредством прочтения произведений русской литературы на занятиях кружка литературного чтения «Воскресение».
Новый учебный год и новая группа. А проблемы - старые: читают все одинаково плохо любую литературу, а классику - особенно, потому что так далеки эти герои, эпоха от нашей жизни. Учитывая возраст студентов (1 курс), пытаюсь увлечь общей темой кружковых занятий: «Тема женской любви в русской литературе».
Моя задача: помочь разобраться в жизненных ситуациях героинь русской литературы и суметь понять их высоконравственную внутреннюю силу, и хотя бы задуматься о времени и о себе в нём, о своей жизни. Поэтому уже на вступительном занятии по русским сказкам пытаюсь приблизить героиню к ним, таким же юным и беззащитным перед неумолимыми законами жизни. Сказка должна быть сказкой, поэтому: Солнце в небе высоко, тропинка бежит далеко, бредёт по ней красна девица. Истомилась она, измучилась: за долгий свой путь 3 пары башмаков железных истоптала, три чугунных посоха изломала да три каменных просвиры изглодала
Куда же идёт эта девица? Что за безысходная нужда её гонит?
А нужда эта всего-то - поиски жениха исчезнувшего. Ну, не смешно ли, упорхнул неизвестно куда, так с Богом, туда ему и дорога, в добрый путь и час.
- Посмотрели на героиню «взрослым» умом, оценили? Какой она вам показалась? Скучной, глупой, смешной, жалкой, умной, верной, мудрой?
Не по убеждению, а по наитию, стараясь угадать «правильный» ответ, подростки выбирают эпитеты «верной» и «мудрой». Подыгрывая их «искренности», обобщаю основную мысль сказки: пошла искать потому, что речь в сказке о Финисте - ясном соколе идёт о великой любви, ради которой красна девица Марьюшка сумела все преграды преодолеть, все лишения и беды перенести ради того, чтобы с ним, единственным, избранным её сердцем, до конца разделить любую судьбу. Потому что знает она - только ей дано сохранить эту любовь, что любовь - это не только дар, но и дарение - бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных и корыстных помыслов.
Девицы из русских сказок
Именно их чувства, сильные и пылкие, всегда оставались целомудренными.
- Как вы понимаете это слово?
- Заглянем в словарь СИ. Ожегова, прочитаем его значение.
Целомудрие для девушек из русских сказок воплощалось не в страстях и физическом влечении, а в каком-то более сложном и тонком переживании. Ожидание возлюбленного, уже предугаданного душой, было всегда желанием соприкосновения с чем-то неведомым и почти невозможным.
Так и Марьюшка из сказки о Финисте. Не просит она батюшку привезти ей с ярмарки нарядов, а просит подарить ей перышко Финиста-ясного сокола. Лишь на третий раз привозит отец ей желаемое. Но ни ему, ни сестрам неведомо, отчего оно ей так дорого: тайна девичья от чужого глаза сохранена, глубоко в сердце спрятана. Но не смогла она уберечь своего сокола. Видно, не до конца ещё пробудилась душа, не услышала она страданий своего любимого. Поэтому и собирается в путь, чувствуя свою вину перед совестью. Суждено ей трудный путь пройти, во время которого как бы изнашивается, истирается на ней всё плотское, телесное, остаётся чистая душа и любящее сердце. Но, как оказалось, непросто вернуть своё счастье - женился Финист в далёком городе на просвирниной дочке, завлекающей его наговорами, приворотным зельем и физическим естеством.
Власть чувственности над мужчиной так велика, что в сказке она понимается как колдовство, как тайная сила, способная сломить любую волю. Сопротивляется Финист этой силе: днём соколом взмывает в поднебесье, но к ночи снова возвращается: днём она не властна над ним, но к вечеру наступает её пора, покоряется её завораживающей силе добрый молодец. Но и эта сила уязвима: по русской сказке женщина, покоряющая мужчину, прежде всего, своим греховным естеством, а не чувством, сама порочна и корыстна. Она владеет им, но не любит его, и потому даже им способна поступиться ради собственной выгоды. Да разве может любящая женщина позволить сопернице быть со своим мужем наедине три ночи даже и ради таких сказочно манящих вещей как серебряное донце и золотое веретёнце, серебряное блюдечко да золотое яичко, золотое пяличко и иголочка? Оказывается, может, да и в силе своей она уверена: не проснётся Финист, не опомнится, с нею останется. Просчиталась. Победила бескорыстная светлая душа Марьюшки, ведь всем пожертвовала она: с отчим домом простилась, все испытания выдержала, с дорогими ею сердцу вещами без сожаления рассталась.
Вот и первый вывод из наблюдений: любовь – это несокрушимая сила, если она настоящая, бескорыстная, всепоглощающая, вдохновляющая на духовное возрождение.
Понимание любви, прежде всего, как глубокой духовной связи, духовного единения, а не физического свойственно не только народным сказкам, но и русской литературе.
Вот перед нами уже век XIX, и страшное в своём постоянстве и самодурстве «тёмное царство» А.Н.Островского и Н.С.Лескова, где страдают, каждая по-своему, но в то же время по одной причине - из-за любви - Катерина Кабанова, Лариса Огудалова и Катерина Измайлова. (Произведения эти обязательно читаю сама вслух, акцентируя внимание на нужных для понимания и наблюдения сценах, словах, выражениях).
Героини А.Н.Островского уже в самом начале предстают перед нами женщинами любящими и страдающими. Замужняя Катерина любит неженатого Бориса, человека слабого и неспособного на решительный поступок ради любимой (мы даже не сразу понимаем, что он тоже любит Катерину: « ...тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал... нейдёт она у меня из головы, хоть ты что хочешь»).
Так же и покинутая блестящим барином Паратовым Лариса терзается от безответной любви и злых шепотков обывателей, но любит его всем сердцем, даже не надеясь на повторную встречу, не понимая, что он всего лишь, по его мнению, «...немножко виноват перед ней».
Почему Катерина Кабанова, возвышенная, экзальтированная в своей вере, «до смерти» любившая в церковь ходить, молиться и слушать богомолок, совершает один из тяжелейших христианских грехов -прелюбодеяние?
Её без любви выдали замуж, без любви она прозябает под строгим, всегда осуждающим взглядом Кабанихи. Её тонкая художественная натура не выносит никакого давления. Она ещё может мечтать («Отчего люди не летают, как птицы?»), но, по большому счёту, любовь её не находит духовного единения с мужем. Вот и вся причина.
В отношениях с Борисом она совершает высокий духовный полёт, и не грех это, а беда её, что духовность эта снова не встречает родственной души и заканчивается греховным падением. И осознаёт этот грех лучше всех сама Катерина. Она ведёт с собой борьбу, сопротивляясь охватившему её чувству: просит мужа взять её с собой или хотя бы потребовать от неё «страшную клятву»; отказывается от ключа, открывающего ей калитку ни свободу. Однако страсть её души порождает трагедию. Катерина совершает грех измены, но не может простить себе его, сохраняя тем самым обострённое чувство нравственной ответственности. В самые счастливые минуты с Борисом она вспоминает о смерти и о наказании Божьем и людском. Всё самое страшное для неё позади: честная душа уже преступила свой нравственный закон, нарушила равновесие внутри себя. Она сама, внутренний голос уже вынесли приговор. Катерине нет места на земле: за омутом, в омуте, в который она бросилась - рай. И только Борис, её возлюбленный, понимает, что она не простит себе этот грех, не сможет жить с осознанием своего духовного падения (как, например, смогла бы её золовка Варвара), и только он, оставляя её, думает: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!»
Но если Борис всерьёз увлечён юной купеческой женой, то Сергей Сергеевич Паратов в бесприданницу Ларису Огудалову не влюблён, хоть и говорит, по воспоминаниям самой Ларисы, что эта девушка для него «дороже всего на свете». Паратов циничен и не скрывает этого. Он признаётся своим приятелям: «Ведь я было чуть не женился на Ларисе - вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл было дурака». Страдая от предательства любимого, дважды обманувшего её любовь и надежды, испытывая острое отчаяние и обиду, Лариса, существо совсем юное, полное жажды жизни, не в силах решиться на самоубийство, хотя сама себя за это жестоко презирает: «Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно». С горечью она восклицает: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу...» И только когда раздаётся выстрел её жениха, мы понимаем, что жизнь содержанки для неё страшнее смерти, что смерть, избавляющая от такого существования - благодеяние. Она так и говорит, умирая: «Ах, какое благодеяние!»
Власть денег сметает все нравственные нормы и в произведении Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». При встрече с Катериной Львовной в душе у Сергея уже был план: как завладеть её деньгами, и он не скупится на комплименты, зная психологию женщины, которая «любит ушами». И Катерина Львовна, которой тоже несладко живётся одной в огромном купеческом доме без любви и без ласки, с радостью идёт на любовную провокацию «молодца». Однако она, в отличие от Катерины Кабановой и Ларисы, не очень-то тяготится своими нравственными мучениями. Вспыхнувшая страсть становится единственным смыслом жизни Катерины Измайловой, и она, не задумываясь, совершает убийство за убийством. Лесков, показывая степень нравственного падения Катерины, как бы вскользь описывает смерть Бориса Тимофеевича, вставшего на пути этой львицы: «Поел на ночь грибков с кашицей и к утру умер, и как раз так как умирали у него в амбарах крысы, для которых Катерина Львовна своими собственными руками приготовляла особые кушанья с порученным её хранению белым порошком».
Слепая страсть доводит её до самого страшного греха - детоубийства. Это уже не женщина, а непотребное глумящееся существо. Но «Мне отмщение, и Аз воздам», - говорит Библия. Всё в конце концов оборачивается против Катерины. Людской суд, измена Сергея, и вот он уже глумится над бывшей своей «сударыней». Но страсть ещё застилает глаза Катерине, и окончательно она прозревает лишь тогда, когда подлость Сергея переходит все границы, и он открыто заботится о своей любовнице Сонечке на глазах сожительницы. И тут сбываются пророческие слова Катерины Львовны: «Так ежели ты, Серёжа, мне да изменишь, ежели меня да на кого да нибудь, на какую ни на есть иную променяешь, я с тобой, друг мой сердечный, извини меня, - живая не расстанусь...» И бросается она в Волгу и уносит за собой Сонечку - виновницу того, что Сергей к ней охладел, не понимая, что причина в ней самой, ибо давно она уже перестала быть женщиной, а стала убийцей.
Все три героини выпили свою чашу грехопадения до дна, но одной из них не суждено было постичь нравственное прозрение. Она подверглась людскому суду и получила уже на земле по заслугам. Но не было над ней высшего суда - суда собственной совести.
Наконец-то задумались и заинтересовались мои первокурсники сюжетами русской литературы. Спрашивают, что ещё будем читать, неужели все женщины у русских писателей такие грешницы, что даже могут убить своего ребёнка ради любви (наиболее поразившая воображение сцена)?
Значит, пришло время показать, что в русской литературе всегда воспевалась настоящая любовь, чистая и возвышенная.
И опять возвращаемся к А.Н. Островскому. Следующее занятие на тему «Счастье в том, чтобы любить» проводим по пьесе «Снегурочка». Сообщаю, что сам драматург назвал произведение «весенней сказкой». Перед самостоятельным прочтением (теперь-то интерес уже проснулся, да и ведь- сказка) даю вопросы.
Дайте характеристику берендеев.
Какими вы увидели главных героев: Мизгиря, Снегурочку, Купаву. Леля, царя Берендея, отца Мороза, мать Весну?
Кто их них показался вам наиболее современным?
Могли бы происходить такие события в наши дни?
Занятие прошло, что называется, «на одном дыхании». Сразу выясняем, что Снегурочка обладала «холодным сердцем». Попав к людям, она ведёт себя как шаловливый подросток, но вскоре приходит к великому открытию:
Что всё, что есть на свете дорогого,
Живёт в одном лишь слове. Это слово
Любовь.
Она просит у матушки-Весны большой человеческой любви. Речь идёт не об игрушечных чувствах, а о жизни и смерти:
Любви прошу! Хочу любить! Отдай
Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь, иль жизнь мою возьми!
На предупреждение Весны «Любовь тебе погибель будет», Снегурочка отвечает: «Пусть гибну я, любви одно мгновенье...»
Предлагаю девушкам дать характеристику Снегурочке и Купаве.
Юноши должны рассудить: кто из героинь им интереснее.
Снегурочка одинока а среде берендеев, где царит веселье, бушуют игрушечные страсти чувств, лишенные каких-либо индивидуальных черт, и для самого царя, и для его подданных существует общеобязательное правило жизни и поведения, царь убеждён: «Природой неизменно положена пора любви для всех». А отсюда приказ, определяющий, как именно реализовать то, что «положено»:
Велим собрать что есть в моём народе
Девиц- невест и парней- женихов
И всех зараз союзом неразрывным
Соединим.
Всех и сразу. Снегурочка не вписывается в это коллективное действие. Купава же - дитя своего царства. Безо всяких на то оснований она называет Снегурочку завистницей и разлучницей. Да, ради Снегурочки бросил Купаву Мизгирь. Но Снегурочка кристально чиста. Сама же Купава, свято верующая в силу любовных признаний, на удивление быстро утешается. Мизгирь забыт, и она снова предаётся радостям жизни, признаваясь в рабской покорности Лелю. Купава, как и Варвара в «Грозе» Островского, как все. Она и полюбила-то Мизгиря лишь потому, что надо же кого-то любить:
Без милого не проживёшь, придётся
Кого-нибудь любить. Не обойдёшься...
Так лучше уж красавца, чем дурного.
Но как раз именно поэтому Мизгирь предпочитает Купаве Снегурочку. У него свой идеал женщины, не соответствующий обычным берендеевским представлениям. В любви он ищет не простых элементарных физических отношений, принятых в среде берендеев, а других, более сложных, и прямо говорят об этом Купаве, достаточно ясно объясняя различие между нею и Снегурочкой:
Влюблённому всего дороже скрытность
И робкая оглядка у девицы...
А ты меня любила без оглядки,
Обеими руками обнимала
И весело глядела.
И думал я, твоё бесстыдство видя,
Что ты меня сменяешь на другого.
Призываю аудиторию.
С чем вы согласитесь в характеристике Купавы?
Кто из героинь вам ближе?
Мнения разделились: многие осудили Мизгиря, почему же он был рядом с Купавой, принимал её ласки, любовь? Другие искренне считали виноватой Снегурочку. Третьи прямо сказали о подлости Мизгиря и неразборчивости Купавы. Приходится помочь понять основной замысел драматурга: показать любовь-подвиг, любовь-самопожертвование, самоусовершенствование. Поэтому призываю сравнить любовь в понимании двух героев одного возраста, одного воспитания, одинаковых обычаев, Леля и Мизгиря.
- Чьё признание вам было бы приятней услышать, Леля или Мизгиря?
В сказке есть ответ на этот вопрос. Когда царь Берендей спросил у Елены Прекрасной, кто из берендеев способен внушить любовь девушке или женщине, она без малейших сомнений назвала Леля, даже не вспомнив о Мизгире. И только Снегурочке удаётся разглядеть и оценить душевную красоту Мизгиря. Именно в нём она видит идеальный образ возлюбленного, который согласен за её любовь заплатить собственной жизнью.
- Много ли примеров из нашей жизни мы можем привести дляподтверждения такой любви?
- Легко ли жить в обществе с «горячим сердцем»?
Нет, нелегко, поэтому Снегурочка погибает, Мизгирь не может смириться с потерей возлюбленной:
Обманут я богами: это шутка
Жестокая судьбы. Но если боги
Обманщики- не стоит жить на свете!
- Почему у сказки печальный конец?
- Почему не могут быть счастливы Снегурочка и Мизгирь?
- Возможна ли в реальной жизни такая любовь?
- Какую любовь вы предпочли бы для себя. Леля или Мизгиря?
На эти вопросы предлагаю порассуждать дома письменно.
Следующее занятие - круглый стол по выбранной теме. Задача групп- защита своей точки зрения на любовь героинь русской литературы.
Итак, испытание любовью. Рекомендованные темы:
- Любовь в понимании «тургеневских» девушек и женщин.
- Наташа Ростова - любимая героиня Л.Н.Толстого. Почему?
В своих выступлениях студенты отметили, что идеал Тургенева - свободная женщина, которая умеет любить и сама любима. Именно она может определить своё место в жизни, решить свою судьбу. Распорядиться собою наилучшим для пользы общества образом. Это сильная натура, способная на самопожертвование ради достижения высокой цели.
Женщины Тургенева в высшей степени одухотворённы, для них характерна напряжённая жизнь духа, неуспокоенность сердца, романтизм. Однако вместе с тем, отметили выступающие, такие женщины несчастны в любви, их любовь трагична уже по своей сути: они живут больше умом, а не сердцем.
И совсем иной все увидели героиню Л.Н.Толстого - Наташу Ростову. Тяжело пережить разрыв Наташи с блистательным князем Болконским, ещё тяжелее читать про смерть князя Андрея, но у их любви не было будущего - это современные подростки понимают очень хорошо: поистине, гордость Болконских и простота Ростовых несовместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их на всю жизнь вместе. А вот о том, что Наташа и Пьер будут вместе, Л.Н. Толстой знал с самого начала работы над романом.
В своих суждениях девушки категоричны в одном, почему же Наташа опустилась после замужества, не заботилась о своей внешности? Однако в ее любви к Пьеру, ребёнку не сомневались. Как не сомневались и в том, что Наташа всегда будет делать добро, что она не утратила способность жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира.
Планка поднята очень высоко: о чьей любви можно ещё говорить после восхищения чувствами и нравственными нормами толстовской героини?
Однако мы шли к этому весь учебный год - обсуждению рассказа В.Распутина «Женский разговор». Не зря мы учились понимать грешниц Островского и Лескова, восхищались самоотверженностью и строгостью «тургеневских» женщин, любовались сказочной Снегурочкой и такой реальной Наташей Ростовой.
Рассказ читаю только сама, потому что редко у кого из современных юношей и девушек есть такая бабушка - они, их бабушки, ещё сами молоды и не всегда обладают той душевной мудростью, когда любой, даже «стыдный» вопрос обсуждается с большим тактом. А у меня такая бабушка была, и я хорошо помню рассказы о её молодости, когда она вышла замуж в 25 лет за того, кто однажды на посиделках увидел её и сказал: «Эта коса будет моя»: и как после войны хранила ему верность всю жизнь, отговариваясь от женихов лишь фразой: «Мы же венчанные были». Да и жизненный опыт позволяет прочитать этот рассказ с особым чувством такта и понимания.
После чтения придётся несколько минут подумать над вопросами:
- О чём рассказ? (о правде, любви, доверии).
- Почему разговор называется «женский»?
Почему он происходит ночью?
Почему бабушка Наталья затеяла этот разговор?
Что мешает понять друг друга бабушке и внучке?
После обобщения ответов делаем вывод, что разговор пойдёт о любви, поэтому нужен особый душевный настрой, сердечное внимание, потому что разговаривают бабушка и внучка: прошлое и настоящее, город и деревня.
Чтобы пойти «путём правды», группа делится на 2 подгруппы, которые представляют бабушку и внучку.
Группа «бабушка Наталья» рассматривает и обсуждает вопросы:
- Какую жизнь прожила бабушка?
Легко ли вспоминать бабушке? Почему она не торопится с ответами?
Почему с осуждением бабушка Наталья рассказывает Вике историю Дуси?
Что, с точки зрения бабушки, должно сохраняться в женскойсудьбе, несмотря на перемену всех устоев жизни?
Какой вы представляете себе Наталью в молодости и старости'?
- Почему автор наделяет бабушку таким особым «своим» языком?
Хотели ли бы вы иметь такую бабушку?
Какой закон «ранешной любви» открывает бабушка внучке?Группа «внучка Вика» обсуждает вопросы:
Психологическая оценка характера Вики.
Какой вопрос больше всего волнует Вику, не даёт ей заснуть?
Есть ли у Вики «своя» правда? Какая она?
Что значит в русской традиции «жить за ним»? Понятно ли это Вике?
- Что это было у Вики «...еройство или грех»?
- Нужен ли был разговор Вике?
Заканчиваем разговор о «Женском разговоре» и произведениях других авторов, прочитанных в течение года на кружковых занятиях, отрывком из книги А.Ухтомского «Интуиция совести»:
«... Любовь сама по себе есть величайшее счастье из всех доступных человеку, но сама по себе она не наслаждение, не удовольствие, не успокоение, а величайшее из обязательств человека, мобилизующее все его мировые задачи как существа посреди мира. Сама о себе любовь говорит: «Приближающийся ко мне приближается к огню, но тот, кто уходит, от меня, не достоин жизни». В этом древнеалександрийском тексте выражение величайшей правды о том, чем мы живём, и чем жив человек. Истинная радость и счастье, и смысл бытия для человека только в любви, но она страшна, ибо страшно обязывает, как никакая другая из сил мира».
Размышлять над смыслом сказанного студенты будут дома в сочинении - эссе «Разговор о любви с самим собой» и отзыве - рекомендации по проведению кружковых занятий. И в подтверждение того, что наши «разговоры» на этих занятиях были не пустыми, приведу отрывок из отзыва студентки Наташи Е.
«... Я впервые так глубоко окунулась в мир русской литературы и очень признательна Н.Н. за то, что она помогла нам понять, что любовь - это очень сильное чувство, толкающее людей на безумные поступки. Также я убедилась, что русские писатели очень хорошо представили психологию любви и доказали, что любовь может быть наказанием и подарком судьбы, все зависит от того, готова ли ты нравственно к ней.
А ещё я стала много читать и поняла, что литература может дать ответы почти на все вопросы современной жизни.»
15