ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Сегодня стало очевидным, что утрата элементарных понятий о нравственных ценностях (взаимоотношение между поколениями, ценность человеческой жизни, ответственность за окружающий нас мир, ответственность за воспитание детей, святость брака и т.д.) приводит в итоге к потере человеческим обществом гуманистических начал.
Низкий художественный уровень многих телевизионных и радиопередач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах, развитие новых информационных технологий при деградации их идейного содержания – все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Разобщенность, замкнутость, агрессивность, растущая детская преступность, нетерпимость, непочтительное отношение к старшим, неуважительное отношение к труду, неумение сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе средствами искусства, требуют пристального внимания именно к нравственному воспитанию.
Школы, осознавая серьёзную проблему и свою роль в обществе, стараются найти пути выхода из неё. С этой целью образовательные учреждения направляют все усилия на совершенствование воспитательной задачи и поиску действенных мер воспитания. Педагоги используют разнообразные средства духовно-нравственного воспитания в урочной и внеурочной деятельности: средства разных учебных предметов, военно-патриотические, спортивные, туристические, краеведческие кружки, рукоделие, музейную педагогику, музыкальное искусство
Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, является театральная педагогика.
Н. В. Гоголь сказал: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». При помощи театральной педагогики можно развить не только природные способности ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные качества. И это не случайно, ведь с самых своих истоков театр – искусство народное, возникшее как необходимая часть духовной жизни людей.
Все упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, беседы, экскурсии, исследовательские экспедиции, просмотр спектаклей – все перечисленное подчинено одному: полезно ли это ребенку, не навредит ли ему. Задача театральных занятий – подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем дало свои плоды – чем раньше, тем лучше.
«Возраст нежный, – он скоро усвояет в себе то, что ему говорят; и как печать на воск, в душе детей отпечатывается то, что они слышат; а между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку или к добродетели. (Иоанн Богослов).
Какова же роль театра в духовно-нравственном воспитании школьников? У любого театра две стороны актеры и зрители. Детский театр, в котором дети не только зрители, но и актеры, дает возможность удвоить воспитательный эффект.
Возраст постоянных и самых активных участников от 7 до 16 лет. Это как раз тот самый «трудный возраст», когда родители и вообще все взрослые теряют иногда даже для младших школьников и в большей степени подростков всякий авторитет, когда из-под навязчивой опеки они уходят в дворовые компании, ищут самоутверждения в разных сомнительных приключениях. В этот период театральный кружок способен по-настоящему увлечь школьника, предложив ему достойную альтернативу дворовой компании, и одновременно помочь укрепить привитую в раннем детстве любовь к общечеловеческим ценностям и отвращение к порокам современного мира.
Театральный кружок с определенным постоянством и обязательностью его встреч-репетиций (не придешь без тебя не смогут репетировать остальные участники спектакля) организовывает досуг младшего школьника, подростка, воспитывает в нем чувство личной ответственности за успех общего дела и позволяет разделить радость этого успеха.
Процесс репетиции спектакля по своей специфике резко отличается от привычной классно-урочной формы учебной деятельности, которая при всех ее воспитательных возможностях в этом возрасте вызывает определенную долю недовольства и сопротивления. Репетиция это совместное творчество режиссера и актеров. Ребята сами разбирают суть пьесы, характеры персонажей, высказывают свои мнения, часто им предоставляется возможность повлиять на ход событий еще неоконченной пьесы. Вживаясь в свои роли, строя взаимоотношения с другими персонажами, они все пробуют на себе, ошибаются, еще раз пробуют. Здесь подростки имеют право на тот свободный нравственный поиск, к которому стремятся, и если сама пьеса написана достаточно удачно, то находят они именно то, что задумал автор любовь к ценностям, осмеянным и отвергнутым современной массовой культурой.
С другой стороны театр это пространство для общения ребят друг с другом и помимо их участия в спектакле. Самое главное, они видят, что не одиноки в своём стремлении, что есть рядом с ними сверстники (а не родители, не учителя), которые увлечены тем же. Детский коллектив театра становится для школьника той референтной группой, на которую он начинает ориентировать свой образ жизни. В конечном итоге, подросток начинает сознательно предпочитать общество друзей из театра разгульной дворовой компании. Ведь объединяет юных актеров именно интерес, общее дело, они это знают и чувствуют, даже если и не говорят об этом друг с другом постоянно.
В день премьеры спектакля юные артисты чувствуют себя ни больше, ни меньше, героями. Это касается и тех, кто играет так называемых отрицательных персонажей, поскольку они видят уже нравственный эффект пьесы в целом и через это осознают значение своей роли. Наиболее важно для духовно-нравственного развития юного артиста здесь то, что он оказывается в ситуации, когда вынужден лично от себя говорить о важном, о ценностях, и не просто говорить, но и действовать в соответствии с ними. При правильном руководстве нравственный материал, приходящий извне, от автора пьесы, превращается во внутренние силы и движения души, которые становятся для подростка уже не навязанными извне, а своими, необходимыми для личности.
Очень важно, и в этом задача организатора, педагога театральной студии, направить внутренние силы юных актеров не на услаждение собственного тщеславия («я сыграю хорошо, чтобы мной все восхищались»), а на служение общечеловеческим ценностям («я сыграю хорошо, чтобы другие поняли, как радостно верить в добро, любить ближнего, помогать нуждающемуся, прощать врага» и т.д.). Если юный актер трудится именно с такой целью, если постепенно начинает воспринимать свое участие в спектакле именно с этих позиций, то можно считать, что задача театра будет выполнена.
Что же касается зрителей, то для них воспитательное воздействие спектакля кратковременно, поэтому оно должно быть как можно более ярким. Театр обладает одним удивительным свойством. При определенных условиях зритель начинает отождествлять себя с кем-то из действующих лиц театральной постановки, начинает смотреть на все происходящее его глазами. Более того, будучи свидетелем творчества актеров на сцене, зритель начинает сам участвовать в нем. Своей собственной фантазией он переносится на сцену, мысленно действует там, становится соучастником событий. Насколько же ребёнку легче сделать это, если и актеры, и их персонажи его ровесники, если ситуации, в которые они попадают, ему знакомы. Событие на сцене, вызвавшее сильное переживание, становится для зрителя таким же реальным, как факт собственной жизни, собственный жизненный опыт. Театр учит. В этом сила театра.
13PAGE 15
13PAGE 14315
15