Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах


Приложение 1.
Примерные задания для проведения тренинга развития исследовательских способностей
Задания на развитие умения видеть проблемы
1. «Посмотри на мир чужими глазами»
Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, утром же пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Предлагаем детям продолжить рассказ. Но сделать это надо несколькими способами. Например, представив, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега?
Представь себя водителем грузовика, едущего по дороге, или лётчиком, отправляющимся в полет, мэром города, вороной, сидящей на дереве, зайчиком или лисичкой в лесу. Таким образом, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
2. «Составь рассказ от имени другого персонажа»
- Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным, человеком определённой профессии. Опишите один день вашей воображаемой жизни.
3. « Составьте рассказ, используя данную концовку»
Учитель читает концовку рассказа и предлагает рассказать о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так.
«…Нам так и не удалось выехать на дачу». «…Маленький котёнок сидел на дереве и громко мяукал.
4. «Сколько значений у предмета»
Детям предлагается хорошо знакомый предмет. Это может быть кирпич, газета, мел, карандаш, картонная коробка. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
5. «Назовите как можно больше признаков предмета»
Называется какой-либо предмет (стол, дом, самолёт, книга, кувшин и др.). Задача детей – называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.6. «Тема одна - сюжетов много»
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема «Осень». Раскрывая её, можно нарисовать деревья с пожелтевшей листвой; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу, и многое другое. Это задание развивает способность по-разному смотреть на одно и то же явление или событие.
Задания на развитие умений выдвигать гипотезы
1.«Давайте вместе подумаем»
Как птицы узнают дорогу на юг?
Почему весной появляются почки на деревьях?
Почему течет вода? Почему дует ветер?
Почему металлические самолеты летают?
Почему бывают день и ночь? и др.
2. Упражнение на обстоятельства
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:
письменный стол;
игрушечный кораблик;
апельсин;
мобильный телефон;
проект постройки дома;
чайник;
реактивный самолет;
букет ромашек;
охотничья собака.
Очень эффективны в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнения, предполагающее обратное действие. Например: При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
3. «Найдите возможную причину события»
Почему звонят колокола; трава во дворе пожелтела; друзья поссорились?
Назови два-три самых фантастических, самых неправдоподобных объяснения этих событий.
4. «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?»

Задания на развитие умения задавать вопросы
1. «Найди загаданное слово»
Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?»
2. «Угадай, о чем спросили»
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.
3. «Вопросы незнакомца»
Представь, что ты говоришь с незнакомым сверстником (с незнакомым взрослым, с незнакомым маленьким ребенком и др.). Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?
4. «Вопросы машине времени»
Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, а третий из будущего.
5. «Да-нетка»
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да, и нет».
Задания на развитие умений высказывать суждения
и делать умозаключения
1. «Проверить правильность утверждений»
Все деревья имеют ствол и ветви.
Тополь имеет ствол и ветви.
Следовательно, тополь – дерево.
Американцы говорят на английском языке.
Джером говорит на английском языке.
Следовательно, он – американец.
2. «Скажите, на что похожи»
Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться следующим упражнением. Объясните, на что похожи: узоры на ковре, старые автомобили, облака, новые кроссовки, очертания деревьев за окном.
3. «Назовите как можно больше предметов»
Какие предметы одновременно являются твёрдыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лёд, пластик, янтарь, кристалл и др.)?
Усложним задание – назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твёрдыми.
Задание на развитие дивергентного и конвергентного мышления
1. «Рассказ на заданную тему»
Ученик выходит к доске и объявляет тему игры. Например «Зима». Каждый из играющих называет один предмет, связанный с этой темой, например: снег, лёд, мороз, метель, лыжи, коньки, санки, горка, каток, снеговик и др. Ученик записывает все слова на доске, а затем составляет из них короткий рассказ.2. «Поиск причин событий»
Необходимо установить причины возникновения ситуаций:
Компьютер работал круглые сутки.
В этом году перелётные птицы прилетели раньше обычного.
Утром на улице звучала музыка.
3. «Подберите слова»
Подберите прилагательные и существительные, отвечающие ощущениям тепла и холода («весны и зимы», «утра и вечера» и др.). Примеры ответов:
тепло – лето, солнце, яркий, ласковый, живой; холод – айсберг, утро, расставание, полярный.
Немного изменим задание, и оно усложнится – назови характерные черты животных, предметов, явлений и др.
Тигр – полосатый, большой, хищный, отважный.
Дом - …
Солнце - …
День - …
4. «Сочиняем сказку»
На карточках нарисованы сказочные персонажи и написаны их имена. Карточек должно быть много. Женские персонажи: Алёнушка, царевна Несмеяна, Баба-Яга, Золушка, Спящая красавица, Мальвина, Русалочка, Шапокляк, Лиса-Патрикеевна и др. Мужские персонажи: Иван-царевич, Буратино, Бармалей, Пьеро, Незнайка, Кощей Бессмертный, Царь и др.
1-й вариант игры. Группа разбивается на подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и каждая подгруппа наугад вытягивает пять карточек. Их задача – через 15-20 минут рассказать сказку, в которой действовали бы доставшиеся им персонажи.
2-й вариант игры. Каждый участник вытягивает карточку с изображением героя. Затем кто-то из участников предлагает зачин сказки. Он произносит несколько фраз и дальше этот сюжет от имени уже своего персонажа продолжает другой участник, затем третий и далее.
5. «Сочини рассказ по схеме»
Предлагается сочинить рассказ, используя заданную последовательность. Вот простой алгоритм для построения собственного рассказа: «факт (что произошло) – причины – повод – сопутствующие события – аналогии и сравнения – последствия». О чём бы ни шла речь, автор-рассказчик непременно должен фиксировать все моменты в этой последовательности.