Рабочая программа для внеурочной деятельности в начальных классах Огонёк души
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Абашево муниципального района Хворостянский Самарской области
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы руководитель МО
_____________(Щербинин В.А.) ____________(Урапина Т.М.)
«___»____________2014 г. «___»_____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«ОГОНЁК ДУШИ»
1-4 классы, 1 час в неделю
Борисова Елена Александровна
учитель высшей категории
Пояснительная записка.
Анализ ситуации.
В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение имеет недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности учащихся, что препятствует их успешной социальной адаптации.
Актуальность программы.
В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности. Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Актуальность данной программы связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;
- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
- в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Духовно- нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Учитывая требования времени, разработана программа духовно-нравственного развития под общим названием «Огонёк души», направленная на формирование у младших школьников духовно – нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины.
Программа предназначена для младших школьников, учащихся 1-4 классов (7-10 лет).
Программа рассчитана на 4 года.
Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности на основе приобщения младших школьников к национальному наследию русской народной православной культуры.
Задачи:
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней.
Развивать гражданское самосознание.
Приобщать детей к великому русскому искусству.
Поднимать уровень музыкальной и художественной культуры детей, развивать сознательное отношение к творческому процессу.
Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий.
Объём программы
Название кружка Количество часов в неделю Количество часов за год Продолжительность занятия (мин)
1кл. 2кл. 3кл. 4кл. 1кл. 2кл. 3кл. 4кл. 1кл. 2кл. 3кл. 4кл.
Огонёк души 1 1 1 1 33 34 34 34 35 40 40 40
Формы организации занятий - групповые: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт, диспут, исследование, конференция, театрализация и др.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Направления воспитания Ценностные установки Планируемые результаты воспитательной деятельности
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества - учащиеся имеют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли жизни общества;
-сформировано отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям;
-учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской полиции;
--учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-учащиеся имеют представления о правах и обязанностях гражданина, семьянина.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль , честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике -учащиеся имеют представления о национальных ценностях;
-сформировано представление о правилах поведения в ОУ, общественных местах и дама;
-сформировано представление о истории страны, религиях России;
-у учащихся сформировано уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому;
-учащиеся имеют представления о отрицательном влиянии СМИ;
--сформировано отрицательное отношение к аморальным поступкам.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие - у обучающихся сформировано ценностное отношение к труду, творчеству, уважительное отношение к профессиям;
-учащиеся имеют опыт коллективной работы, реализации учебных проектов;
-умеют проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;
-у учащихся сформировано бережное отношение к результатам своего и чужого труда, личным вещам, школьному имуществу.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое -у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-учащиеся имеют элементарные представления и значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
-имеют опыт первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, СМИ на здоровье человека
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание -у учащихся развит интерес к природе;
-сформировано понимание активной роли человека в природе, ценностное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве -учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека;
-сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного, учащиеся умеют видеть красоту природы и труда;
-имеют интерес к занятиям художественным творчеством.
Программа даёт возможность повысить духовно – нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.
К концу первого года обучения учащиеся должны:
Знать:
Смысл нравственных понятий (доброта, честность, дружба, взаимовыручка).
Ценность, значимость книги.
Традиции изученных православных праздников.
Виды русских народных песен.
Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
Основные жанры и виды изобразительного искусства.
Отдельные произведения выдающихся русских художников.
Уметь:
Пользоваться различными вариантами слов-утешений, одобрений, вразумлений.
Проявлять в делах заботу о родителях.
Пользоваться книгой, как источником знаний.
Трудиться в коллективе, опираясь на поддержку и взаимопонимание товарищей.
Использовать художественные материалы, создавать, творческую работу на основе собственного замысла.
Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства, узнавать отдельные произведения художников.
Выражать своё отношение к окружающему миру через рисунок, песню, танец.
К концу второго года обучения учащиеся должны
Знать:
Значение своего имени.
Составляющие основу семьи (любовь, забота, согласие, почитание родителей).
Семейные традиции и реликвии.
Уклад и традиции городской и деревенской жизни русского народа.
Традиции изученных православных праздников.
Виды детского фольклора.
Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
Виды декоративно-прикладного искусства.
Известные центры художественных ремёсел России.
Уметь:
Дорожить доброй молвой о семье.
Раскрывать связи между прошлым и настоящим на основе знаний о родословной семьи.
Находить отличительные черты между городской жизнью и деревенской.
Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Выражать своё отношение к окружающему миру через рисунок, песню, танец.
К концу третьего года обучения учащиеся должны
Знать:
Смысл основных критериев духовно-нравственных понятий (вера, надежда, любовь, мудрость).
Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель).
Применять основные средства художественной выразительности в рисунке, в декоративных и конструктивных работах.
Знать виды и жанры народного искусства (музыка, танец, устное народное творчество).
Уметь:
Использовать народную мудрость предков в жизненных ситуациях.
Пользоваться энциклопедической и справочной литературой как источником знаний.
Решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Передавать настроение в собственной творческой работе.
Использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники (коллаж, аппликация, конструирование).
Понимать специфику народного праздника, знать простейшие элементы русского танца.
Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.
Пополнять свой активный словарный запас, в процессе изучения устного народного творчества.
К концу четвёртого года обучения учащиеся должны
Знать:
Традиции и обычаи русского народа
Имена знаменитых людей своей Родины, своего края.
Профессии предков.
Крупнейшие художественные музеи России.
Своеобразие архитектуры и живописи древней Руси.
Особенности и символическую нагрузку декора народного костюма разных областей России.
Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
Уметь:
Трудиться сообща, уважая личность каждого человека.
Отстаивать своё мнение, свою позицию.
Активно включаться в ситуацию нравственного выбора.
Принимать ответственность за своё решение.
Выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.
Исполнять хороводные песни.
Календарно-тематическое планирование кружка «Огонёк души»
1 класс, 33 часа.
Тема занятия Форма занятия Требования к уровню подготовки учащихся Универсаль-ные учебные действия Результат работы
Раздел 1. Слово – 17ч.
Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
1.Моя семья Час познания Знать свои обязанности в семье.
Уметь объяснять, почему для тебя так дорога семья. Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение.
Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека Устный рассказ «Доброе слово о родителях»
2. Здравст-вуй, школа! Игра Знать правила поведения в школе.
Уметь объяснять, почему дети должны учиться. Умение участвовать в диалоге.
Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников.
Умение самостоятельно выделить и формулировать познавательную цель. Устный рассказ «Я стал первоклассником»
3. Абашево – моя малая Родина. Дискуссия Знать прежнее название своего села, названия улиц, достопримечатель-ностей села.
Уметь мотивировать, чем дорого для тебя твоё село. Развитие композиционного мышления и воображения.
Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге.
Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым своего села. Устный рассказ «Моё родное село»
4. Я среди друзей. Дискуссия Знать правила честной дружбы.
Уметь объяснять значение понятия «настоящий друг». Построение логической цепи рассуждения.
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Коллективная аппликация «Букет дружбы»
5. Верный друг. Дискуссия Знать, как должен поступить настоящий друг в различных ситуациях.
Уметь использовать приёмы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении. Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности.
Памятка «Заветы для настоящего друга»
6. Земля – кормилица. Игра Знать профессии людей, которые трудятся в поле и на огороде.
Уметь распознавать овощи. Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Игра «Собирай урожай»
7. Творчест-во родите-лей и детей. Коллективная работа Знать творческие увлечения своих родителей, какими талантами они обладают.
Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого участника коллективного дела. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности. Панно – аппликация «Осенняя сказка»
(Природный материал)
Инсценировка музыкальной сказки «Репка»
8. Богатство осени. Праздник Знать, какой урожай собирают осенью.
Уметь использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.
Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. «Праздник Урожая»
9. Мои близкие и родные люди. Дискуссия Знать варианты благодарения родителей.
Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче. Устное письмо близким людям.
10. Семей-ный лад. Круглый стол Знать семейные праздники, свои обязанности при организации праздника.
Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу. Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге.
Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устный журнал «Любимый семейный праздник»
11. Благодаре-ние Родительс-кая любовь. Час познания. Знать варианты благодарения родителей.
Уметь выражать свою благодарность близким тебе людям. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Устный рассказ «За что я благодарен родителям»
12. Красота души. Занятие-размышле-ниеЗнать правила общения со сверстниками и старшими товарищами.
Уметь высказывать своё отношение к окружающим, ценить положительные качества человека. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла.
Умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. Устный рассказ «На кого я хочу быть похожим»
13. Русские народные игры. Игра Знать правила коллективных игр.
Уметь договариваться со сверстниками, распределять роли в игре. Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения искусства.
Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Русская народная игра «Метелица»
14. Игры и развлече-ния бабушек и дедушек. Игра Знать правила коллективных игр.
Уметь договариваться со сверстниками, распределять роли в игре. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Адекватно воспринимать произведения народного фольклорного творчества.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности. Игра «Отгадай, чей голосок»
15. Поздрав-ление. Час-размышле-ниеЗнать варианты обращения к старшим в поздравлении.
Уметь составлять поздравление друзьям и близким. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации. Текст для поздравитель-ной открытки другу
16. Рождестве-нская сказка. Путешест-виеЗнать зимние православные праздники.
Уметь обыгрывать сюжеты из сказок, распределяя между собой роли Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им. Рукописная книга «Мои сказки»
17. Обобще-ние по разделу «Слово» Праздник Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа.
Уметь участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя, обыгрывать сюжет песни. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности Праздник «Рождество Христово»
Раздел 2. Образ – 10ч
Кто родителей почитает – вовек не погибает.
18. Первый образ. Устный журнал Знать элементарные автобиографические сведения о родителях.
Уметь уважительно относиться к родителям. Уметь находить справочно - информационный материал по теме
и пользоваться им.
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Конкурс стихов о маме
19. Светлый образ. Литератур-ная гостиная Знать, какую смысловую роль играет Светлый образ в жизни православного человека.
Уметь объяснять, что обозначает понятие «Светлый образ». Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения.
Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории. Устный рассказ «Какой он, Светлый образ?»
20. Образ природы. Час познания Знать правила поведения на природе.
Уметь высказывать своё отношение к образу «Природа». Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы.
Умение владеть монологической и диалогической формами речи. Стенд «Природа родного края»
21. Образ благотат-ный (мастера-тружени-ки) Занятие-путешествие Знать профессии своих родителей.
Уметь уважительно относиться к людям труда. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Ознакомление учащихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития. Устный журнал «Профессии наших родителей»
22. Образ защитника Родины. Час познания Знать известные имена защитников Заполярья, героев России.
Уметь использовать необходимую информацию для составления рассказов. Самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально - действенной идентификации.
Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан. Стенд «Защитники Родины»
23. Любимый образ мамы. Дискуссия Знать правила общения со сверстниками и старшими.
Уметь уважительно относиться к старшим, гордиться за их заслуги. Умение организовать взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Конкурс стихов о маме
24. Образ народного слова. Литератур-ное знакомство Знать понятия «пословица», «поговорка».
Уметь использовать меткие слова и выражения в своей речи. Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. Литературная викторина «Меткое слово»
25. Маслени-цаПрактикум Знать особенности православного праздника «Масленица».
Уметь использовать импровизацию при обыгрывании элементов праздника. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.
Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и традициях русского народа. Выпечка блинов совместно с работниками столовой
26. Счастли-вый день. Пасха. Час познания Знать историю праздника Пасха, его обряд.
Уметь объяснять значимость православного праздника в жизни русского человека. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Буклет «Светлая Пасха»
27. Обобще-ние по разделу «Образ» Праздник Знать названия русских православных праздников, их обряды.
Уметь исполнять хором песни. Формирование мотивации успеха и достижений учащихся, творческой самореализации на основе эффективной организации творческой деятельности.
Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и традициях русского народа. Фольклорный праздник «У наших ворот всегда хоровод»
Раздел 3. Книга – 6ч
Кто говорит - тот сеет, кто слушает - собирает.
28. Кто трудится над созданием книги. Исследова-ниеЗнать историю создания книги, имена первопечатников.
Уметь работать со справочной литературой. Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия.
Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им. Книжка – малышка «Мои четвероногие друзья»
29. Первая книга в школе. Театрализа-цияЗнать правила обращения с книгой.
Уметь объяснять, чему научили первые книги в школе. Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия. Праздник Букваря
30. Живая книга. Литератур-ный час Знать правила обращения с книгой.
Уметь объяснять, как книга помогает в учёбе, в получении новых знаний. Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче. Викторина «Книга – источник знаний»
31. Книга книг. Литератур-ный час Знать правила обращения с книгой.
Уметь объяснять, как книга помогает в учёбе, в получении новых знаний. Умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя. Кроссворд «Знайка»
32. Библия Час познания Знать понятие «Библия».
Уметь характеризовать духовное значение Библии в жизни православного человека. Умение выдвигать гипотезы и обосновывать их.
Умение формировать картины мира материальной и духовной культуры. Чтение библейских рассказов для детей
33. Обобщаю-щее занятие «Мир дому твоему» Круглый стол Знать о важности традиций в жизни православного человека.
Уметь высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.
Плакат с элементами аппликации «Всемирный хоровод»
Календарно-тематическое планирование кружка «Огонёк души»
2 класс, 34 часа.
Тема занятия Форма занятия Требования к уровню подготовки учащихся Универсальные учебные действия Результат работы
Раздел № 1. Слово – 17 часов
Красна птица перьем, а человек ученьем
1.Моя семья и я. Занятие - открытие Знать основные и составные цвета.
Уметь применять первичные живописные навыки; использовать художественные материалы и применять их в живописи. Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение.
Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека. Тематический рисунок «Моя семья на отдыхе»
2.Какого цвета школа. Первые впечатления Игра Знать основные и составные цвета.
Уметь использовать художественные материалы, создавать творческую работу на основе собственного замысла. Умение участвовать в диалоге.
Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников.
Умение самостоятельно выделить и формулировать познавательную цель. Тематический рисунок «Идём в школу»
3.Осенний пейзаж в творчестве русских художников. Занятие-познание Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж.
Уметь использовать художественные материалы. Развитие композиционного мышления и воображения.
Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге.
Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым своего села. Тематический рисунок «Осень пришла»
4. Я и мои друзья. Час размышления Знать жанр изобразительного искусства – портрет.
Уметь использовать художественные материалы Знать жанр изобразительного искусства – портрет.
Уметь использовать художественные материалы Тематический рисунок «Я и мои друзья»
5. Иллюстрации к русским народным сказкам. Литературное знакомство Знать жанр изобразительного искусства – портрет.
Уметь использовать художественные материалы (гуашь); применять основные средства художественной выразительности в живописи; узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов). Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности.
Рисунок. Противополож-ные по характеру сказочные герои
6. Рисование отгадок к русским народным загадкам о труде и лени, об орудиях труда. Соревнование Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.
Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Рисунки по теме занятия.
7. Доброе слово о родителях – основе жизни. Интегриро-ванное занятие. Практикум. (Занятие совместно с родителями) Знать творческие увлечения своих родителей, какими талантами они обладают.
Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого участника коллективного дела. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности Коллективное составление панно из природных материалов.
8. Краски осени. Праздник совместно с родителями Знать, какой урожай собирают осенью.
Уметь использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.
Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. Праздник урожая
9. Путешествие в мир декоративно-прикладного искусства. Заочное путешествие Знать правила построения орнамента: ритм, цвет, семантика элементов.
Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче. Ковш-утица. Хохломская роспись.
10. Красота в устройстве и декоре крестьянского быта Час познания Знать понятия «архитектор, архитектура».
Уметь использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности, рассматривать здания реальных форм. Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге.
Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Жостовский поднос
11. Как цветы и птицы попали на предметы быта. Проблемное занятие Знать понятие - орнамент.
Уметь использовать художественные материалы, анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Рисунок растительного орнамента наличников.
12. Красота белой линии в русском кружеве и зимнем пейзаже. Занятие-исследование Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь), анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла.
Умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
Рисунок «Силуэт заснеженного дерева на цветном фоне»
13. И рады мы проказам матушки-зимы. Час познания, игра Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников. Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников. Русская народная игра «Метелица»
14. Новогодний весёлый хоровод. Заочное путешествие Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия.
Уметь использовать художественные материалы (бумага) и технику бумагопластики; применять основные средства художественной выразительности. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности. Аппликации и игрушки на ёлку.
15. Подарок друзьям. Проблемное занятие Знать понятия «вертикаль», «горизонталь».
Уметь использовать художественные материалы (бумага); применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
работать с ножницами. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации.
Рождественский сувенир «Ангел-хранитель»
16. Загадочный мир рождествен-ских колядок Театрализация Знать календарные праздники, историю зарождения маски, виды масок и их назначение.
Уметь создавать из любого материала маску, характерную для представления. Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им. Изготовление маски для колядок.
17. Обобщение по разделу «Слово» Интегриро-ванное занятие совместно с родителями. Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа.
Уметь участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя, обыгрывать сюжет песни. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности Праздник «Рождество Христово»
Раздел № 2. Образ – 10 часов
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
18. Тема материнства в изобразитель-ном искусстве. Занятие-открытие Знать схематическое строение человека.
Уметь выполнять задания с бумажными вариантами (карточки с изображением частей тела человека). Уметь находить справочно - информационный материал по теме
и пользоваться им.
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Аппликация «Я и мои родные»
19. Человек, Земля, Вселенная. Диспут Знать жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской; использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по воображению. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения.
Рисунок «Созвездия вселенной»
20. Образы природы. Занятие-открытие Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь применять средство художественной выразительности (линия) в декоративном рисунке. Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы.
Вологодские кружева. Рисунок Вологодской снежинки.
21. Мастера Городецкой росписи. Занятие-открытие Знать отличительные особенности росписи Гжели и Хохломы (цвета, конструкция, форма, украшение, роспись).
Уметь расписывать предмет, используя элементы растительных узоров. Ознакомление учащихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предваритель-ному профессиональ-ному самоопределению. Устный журнал «Мир профессий»
22. Образ защитника в декоративно-прикладном искусстве России. Исследование Знать свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень), различия между плоскостью и объемом, рисунком, рельефом, скульптурным изображением.Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению; выполнять объемные детали, создавать объёмную работу. Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан.
Поделка из солёного теста (Образец – каргопольская игрушка)
23. Подарок маме Практикум Знать виды изобразительного искусства - декоративно- прикладное творчество.
Уметь использовать художественные материалы (бумага); применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. Умение организовать взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Открытка для мамы с элементами аппликации «Мимоза»
24. Птички-свистульки из Твери и Вятки Игра Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия.
Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (скульптуры); выполнять работы по лепке птиц в объеме. Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. Птички-свистульки
25. Солнце как вечный символ жизни, весны. Исследование Знать вид произведений изобразительного искусства – скульптура.
Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (живописи, скульптуры). Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.
Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и традициях русского народа. Игры «Зайцы и собаки», «Рыбки в пруду»
26. Светлый пасхальный праздник Занятие-творческий час Знать основные и составные, теплые и холодные цвета.
Уметь использовать художественные материалы (солёное тесто); применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Сувенир Пасхальное яйцо» из солёного теста.
27. Обобщающее занятие по разделу «Образ» Интегрирова-нное занятие совместно с родителями Знать названия русских православных праздников, их обряды.
Уметь исполнять хором песни и заклички. Формирование мотивации успеха и достижений учащихся, творческой самореализации на основе эффективной организации творческой деятельности. Фольклорный праздник «Жаворонки»
Раздел № 3. Книга – 7 часов
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
28. Художники-иллюстраторы детских книг. Практикум Знать вид изобразительного искусства – графика, художников- иллюстраторов (И. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин).
Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия.
Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им. Книжка-малышка «Мои четвероногие друзья»
29. Коллективное создание иллюстраций для азбуки. Практикум Знать вид изобразительного искусства – графика.
Уметь использовать художественные материалы, воспринимать окружающий мир и произведения искусства узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин). Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия.
Умение произвольно и выразительно строить контексную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя. Иллюстрация для азбуки
30. Иллюстрации для книжки-малютки Практикум Знать вид изобразительного искусства – графика.
Уметь использовать художественные материалы, воспринимать окружающий мир и произведения искусства, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин).Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче.
Адекватно воспринимать произведения народного фольклорного творчества.
Иллюстрация для книжки-малютки со сказкой собственного сочинения.
31. Буквица. Практикум Знать вид произведений изобразительного искусства – скульптура.
Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (живописи, скульптуры). Развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности.
Декоративные буквицы. Барельеф (пластилин).
32. Природа как вечная основа жизни и главная тема в искусстве Диспут Знать вид изобразительного искусства – живопись.
Уметь использовать художественные материалы. Умение выдвигать гипотезы и обосновывать их.
Умение формировать картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой и предметно - преобразующей деятельности человека. Рисунок «Дерево жизни»
33. Обобщающее занятие Интегрирова-нное занятие Знать о важности традиций в жизни православного человека.
Уметь высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.
Праздник «Книжкины именины»
34. Экскурсия Экскурсия Знать правила поведения в природе
Уметь правильно вести себя в лесу, высказывать свои мысли и чувства Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.
Фотоальбом
Календарно-тематическое планирование кружка «Огонёк души»
3 класс, 34 часа.
Тема занятия Форма занятия Требования к уровню подготовки учащихся Универсальные учебные действия Результат работы
Раздел № 1. Слово – 17 часов
Своя земля и в горсти мила.
1. Русский народный фольклор - неотъемлемая часть национальной культуры. Беседа Знать жанры фольклора.
Уметь отгадывать загадки.
Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение.
Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека. Исполнение песни «Земелюшка-чернозем»
2.Пословицы и поговорки русского народа о знаниях, о учении. Викторина Знать жанры фольклора – пословицы и поговорки.
Уметь объяснять роль пословицы в жизни человека, рассуждать по теме. Умение участвовать в диалоге.
Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников.
Умение самостоятельно выделить и формулировать познавательную цель. Викторина «Пословицы и поговорки»
3.Напевы родной земли. Музыкальное знакомство Знать характерные особенности попевки.
Уметь слушать и слышать музыку, эмоционально, выразительно исполнять попевки. Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым своего села. Песни о родной стороне.
4. Русские народные игры. Игра Знать правила поведения в коллективных играх.
Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого участника коллективного дела. Построение логической цепи рассуждения.
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Народная игра «Вместе за руки возьмёмся»
5. Русские народные сказки. Викторина Знать различия между авторской и народной сказками. Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче. Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно продуктивной деятельности Викторина «Из какой сказки герой?»
6. Русский хоровод. Хоровод песен Знать отличия хороводного и дробного шага.
Уметь создавать ритм в хороводе при помощи хлопков. Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Хоровод «Каравай»
7. Таланты родителей. Интегриро-ванное занятие совместно с родителями. Знать творческие увлечения своих родителей, какими талантами они обладают.
Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности. Инсценировка музыкальной сказки «Репка»
8. Песня-игра «Хоровод грибов» Праздник. Знать, какой урожай собирают осенью.
Уметь использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.
Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. Праздник урожая.
9. Мамина песня. Хоровод песен Знать отличительные особенности колыбельной песни.
Уметь петь с выраженным настроением. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче. Исполнение песни «Колыбельная».
10. Традиции русского гостеприимства. Ролевая игра Знать формы приветствия и прощания.
Уметь правильно обращаться к старшим по возрасту. Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге.
Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Игра «Идём в гости»
11. Культура общения. Почему мы так говорим. Ролевая игра Знать значения слов, означающих приветствие и прощание.
Уметь выражать в речи формы приветствия и прощания соответственно, произнесенные с разной интонацией. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Ролевая игра «Благословле-ние»
12. Хоровод Хоровод песен Знать отличия хороводного и дробного шага.
Уметь создавать ритм в хороводе при помощи хлопков. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла.
Умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. Хоровод «Русская берёзка»
13. Жанры фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые. Занятие – представление Знать жанры фольклорных песен, названия русских народных инструментов.
Уметь использовать доступные народные инструменты (шумовые). Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Исполнение песни «Метелица»
14. Зима. Рождество. Колядки. Игровое занятие Знать календарные праздники русского народа.
Уметь использовать доступные народные инструменты. Адекватно воспринимать произведения народного фольклорного творчества.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности. Обряд колядования.
15. Русские обряды. Святочные гадания. Театрализация Знать отличительные особенности подблюдных песен.
Уметь анализировать текст песен. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации. Исполнение русских народных песен.
16. Святки. Гадания. Представление Знать православные праздники русского народа.
Уметь анализировать текст песен. Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им. Святочные гадания
17. Обобщающее занятие по разделу «Слово» Интегрирова-нное занятие совместно с родителями Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа.
Уметь участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя, обыгрывать сюжет песни. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности Праздник «Рождество Христово»
Раздел № 2. Образ – 10 часов
С родной земли – умри, не сходи.
18. Игры с мамой. Игра Знать отличительные особенности командных игр.
Уметь играть сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого участника коллективной игры. Уметь находить справочно - информационный материал по теме
и пользоваться им.
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Игры: «А кто у нас хороший?», «У медведя во бору».
19. Светлый образ. Литературное знакомство Знать жанры литературных произведений
Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение. Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории.
Чтение библейских рассказов для детей.
20. Русское поле в народном фольклоре. Викторина Знать народные песни, попевки о русском поле.
Уметь извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров. Умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Игра – викторина «Стихи, загадки, попевки о цветах и травах луговых»
21. Город мастеров. Игра Знать пословицы, поговорки о ремеслах и мастерах-тружениках.
Уметь соотносить поговорку со смысловым значением. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Ознакомление учащихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональ-ному самоопределению. Игровая программа «Город мастеров»
22. Русские народные богатыри. Былины. Литературное знакомство Знать об особенностях жанра былины.
Уметь отличать былину от сказки. Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан. Устный рассказ «Образ богатыря в былинах»
23. Русские народные песни о маме. Концерт Знать отличительные особенности народной песни.
Уметь петь с выраженным настроением. Умение организовать взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Исполнение песен о маме.
24. Это русское чудо – частушка. Представление Знать об особенностях жанра «частушка».
Уметь использовать импровизацию в тексте частушки. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. Праздник «Жаворонки»
25. Народные праздники. Масленица. Представление Знать жанр устного народного творчества – «заклички».
Уметь исполнять хором «масленичные» песни. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.
Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и традициях русского народа. Масленичные песни-заклички. Игры «Шёл козёл по лесу», «Селезень»
26. Пасха – праздник праздников и торжество торжеств. Праздник Знать историю праздника Пасха, его обряд.
Уметь использовать импровизацию при исполнении песен. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Исполнение народных песен «Жаворону-шки», «Весна-красна», «Как под наши ворота»
27. Обобщающее занятие по разделу «Образ» Игровое занятие. Знать названия русских православных праздников, их обряды.
Уметь исполнять хором песни и заклички. Формирование мотивации успеха и достижений учащихся, творческой самореализации на основе эффективной организации творческой деятельности.
Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и традициях русского народа Ролевая игра «Народные посиделки»
Раздел № 3. Книга – 7 часов
Знания никому не в тягость.
28. Архаичные, диалектные слова Исследование Знать значение архаичных и диалектных слов.
Уметь работать со справочной литературой. Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им.
Словарь-памятка «Архаичные слова»
29. Первая русская азбука. Кирилл и Мефодий. Игра Знать сведения о Кирилле и Мефодие.
Уметь определять правила для коммуникатив-ных игр. Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия. Игровая программа «Путешествие к дереву знаний».
30. Пословицы и поговорки о книге. Конкурс Знать понятия «пословица», «поговорка».
Уметь использовать меткие слова и выражения в своей речи. Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче.
Адекватно воспринимать произведения народного фольклорного творчества.
Конкурс на знание пословиц и поговорок о книге.
31. По дорогам сказок. Викторина Знать названия русских народных сказок.
Уметь соотносить героев со сказкой. Умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя. Умение устанавливать причинно-следственную последователь-ность событий и действий героев произведения. Викторина «По дорогам сказок»
32. Обрядовые песни. Концерт Знать отличительные особенности русских обрядовых песен.
Уметь исполнять обрядовые песни с использованием шумовых инструментов. Умение формировать картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой и предметно - преобразующей деятельности человека. Исполнение обрядовых песен «Ой, вставала я ранёшенько», «Дударь».
33. Обобщающее занятие по разделу «Книга» Круглый стол Знать отличительные особенности русских народных песен.
Уметь исполнять народные песни Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.
Памятка «Как правильно работать с книгой»
34. Экскурсия в сельский дом культуры Экскурсия Знать особенности занятий клубного работника Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать грамотную речь. Фотоальбом
Календарно-тематическое планирование кружка «Огонёк души»
4 класс, 34 часа.
Тема занятия Форма занятия Требования к уровню подготовки учащихся Универсальные учебные действия Результат работы
Раздел № 1. Праздники – 21 час
Всякая душа празднику рада
1. Русские народные праздники - неотъемлемая часть национальной культуры. Беседа Знать виды народных праздников;
Уметь определять народный праздник по приметам
Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение.
Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека. Работа над проектом «Русские народные праздники»
2. «Осенины» - народный праздник Занятие-открытие Знать виды народных праздников;
Уметь определять народный праздник по приметам Знать виды народных праздников;
Уметь определять народный праздник по приметам Работа над проектом «Русские народные праздники»
3.«Дожинки» – праздник последнего снопа. Час познания Знать народные праздники, свои обязанности при организации праздника.
Уметь проявлять заботливое отношение друг к другу. Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге.
Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Аппликация из природного материала.
4.Праздник урожая. Праздник. Коллективная работа совместно с родителями Знать, какой урожай собирают осенью.
Уметь использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.
Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. Праздник урожая
5.Русские народные игры Игра Знать правила поведения в коллективных играх.
Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать возможности каждого участника коллективного дела. Построение логической цепи рассуждения.
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Игры «Бой петухов», «Охота», «Капкан»
6.Хлеб всему голова. Занятие-исследование Знать профессии людей, которые трудятся в поле.
Уметь распознавать зерна злаковых культур. Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Книжка-малышка «Хлеб всему голова»
7.Праздник Казанской иконы Божьей Матери. Интегрированное занятие Знать варианты благодарения родителей.
Уметь выражать свою благодарность близким тебе людям. Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Письмо-благодарность
8.Дмитров день. Творческая мастерская Знать варианты поминания умерших родных;
Уметь выражать своё сочувствие близким тебе людям. Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Письмо-соболезнова-ние9.Зиновьев день Творческая мастерская Знать правила изготовления простейшей кормушки для птиц
Уметь применять основные навыки работы с ножницами, картоном. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Умение оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче. Кормушки для птиц
10. «Кузьминки» - по лету поминки. Игровая программа Знать правила поведения в коллективных играх.
Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать возможности каждого участника коллективного дела. Построение логической цепи рассуждения.
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Игровая программа «Кузьминки» - по лету поминки.
11. День именинника Игра-путешествие Знать дни рождения одноклассников, особенности организации праздника.
Уметь проявлять заботливое отношение друг к другу. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.
Игра-путешествие «День именинника»
12. Жизнь – радуга. Творческая мастерская Знать о средствах эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь использовать художественные материалы, анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла.
Умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
Рисунок «Моя жизнь – радуга».
13. День Наума-ГрамотникаЗанятие-открытие Знать виды народных праздников;
Уметь определять народный праздник по приметам Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Работа над проектом «Русские народные праздники»
14. День Николы Зимнего. Театрализация Знать, как праздновали в старину праздник;
Уметь использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.
Мини-спектакль «Святой Чудотворец».
15. Евстратиев день Занятие исследование Знать календарные праздники, историю зарождения праздников;
Уметь анализировать справочную литературу. Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им. Альбом «Народные приметы»
16. День Модеста. Тематическое занятие Знать календарные праздники, историю зарождения праздников;
Уметь анализировать справочную литературу. Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Уметь находить справочно - информационный материал по теме, пользоваться им. Альбом «Народные приметы»
17. Новогоднее путешествие в страну Фантазии Занятие-путешествие Знать календарные праздники, историю зарождения праздников;
Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать возможности каждого. Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Новогодний утренник.
18. Рождество Христово. Праздник. Интегрированное занятие совместно с родителями. Знать зимние православные праздники.
Уметь обыгрывать сюжеты из сказок, распределяя между собой роли. Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Праздник «Христос родился!»
19. Рождественс-кие посиделки. Конкурс поэзии. Знать зимние православные праздники, стихи на тему праздника.
Уметь использовать импровизацию и выразительное исполнение при чтении стихов. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Конкурс поэзии.
20. Проводы Масленицы Фольклорный праздник. Знать особенности православного праздника «Масленица».
Уметь использовать импровизацию при обыгрывании элементов праздника. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.
Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и традициях русского народа. Фольклорный праздник «Проводы Масленицы»
21. Светлое Христово Воскресенье Игровая программа. Знать историю праздника Пасха, его обряд.
Уметь объяснять значимость православного праздника в жизни русского человека. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Игровая программа «Пасхальные забавы». Защита проекта «Русские народные праздники».
Раздел № 2. Образ – 10 часов
Жизнь дана на добрые дела.
22. Русская крестьянская изба как элемент культуры русского народа Занятие-исследование Знать понятия связанные с темой «русская изба»
Уметь применять основные средства художественной выразительности Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Макет русской избы.
23. Быт, нравы, традиции Руси. Занятие-открытие Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа.
Уметь использовать справочную литературу. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности. Рисунок «Быт крестьянской семьи».
24. Национальные традиции семейного воспитания русского народа. Конференция Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа.
Уметь анализировать справочную литературу. Умение использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении. Альбом с загадками, потешками и колыбельными песнями.
25-26. Русские народные художествен-ные промыслы. Заочное путешествие Знать виды промыслов русского народа.
Уметь называть «авторство» изделий русского народного промысла. Уметь находить справочно - информационный материал по теме
и пользоваться им.
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Декоративный рисунок «Сказочная Гжель»
27-28. Языческие традиции в фольклоре русского народа. Викторина Знать различия между авторской и народной сказками. Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче. Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности. Викторина по народным сказкам. Викторина по русским былинам.
29. Обряды и ритуалы как форма культурно-досуговой деятельности. Беседа. Знать особенности обрядов при рождении младенца, именинах, свадьбах, венчании.
Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение. Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. Рисунок «Свадьба» (Венчание).
Раздел № 3. Книга – 5 часов
С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.
30. Первая книга на Руси Занятие-открытие Знать первопечатника России, первую книгу, правила обращения с книгой.
Уметь объяснять, чему научили первые книги в школе. Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче.
Книжка-малышка «Мои стихи»
31. Праздник Кирилла и Мефодия. Диспут Знать создателей славянской азбуки;
Уметь объяснять, какое значение имеет грамотность населения. Умение устанавливать логическую причинно-следственную последователь-ность событий и действий героев произведения. Аппликация «Аз+Буки»
32. Книга книг – Библия. Час познания. Знать понятие «Библия».
Уметь характеризовать духовное значение Библии в жизни православного человека. Умение формировать картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой и предметно - преобразующей деятельности человека. Чтение библейских рассказов для детей.
33. Что за прелесть эти сказки. Игра-соревнование Знать названия русских народных сказок.
Уметь соотносить героев со сказкой. Развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности. Игра-соревнование «Что за прелесть эти сказки»
34. Обобщающее занятие «Пусть огонёк души твоей согреет путника в пути, пусть поведёт в кромешной тьме и никогда не гаснет!» Круглый стол. Интегрирован-ное занятие Знать о важности традиций в жизни православного человека.
Уметь высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.
Памятка для учащихся начальных классов.
Список литературных источников.
Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979.
Богданов С.Г. Творческая работа сельских школьников // Открытая школа. 2002. - №3.
Бондаревская Е.В. Ценностно-смысловые ориентации стратегическое направление развития сельской школы // Педагогика. - 2002. - №5.
Буданцова А.А. Фольклор как средство формирования эмпатической культуры учащихся: Учеб. пособие. Чебоксары: ЧГПУ, 2005.
Бушмелева Е.А. Концепция духовно-нравственного развития школьника // Классный руководитель. 1999. - №3.
Данилов А.П. Семья, школа, СМИ: единый подход к воспитанию: нравственное воспитание // Интегральная педагогика. 2001. - Спец. вып.
Зазыкин С.А., Громов П.Р. Методическое обеспечение воспитательного процесса в сельской школе. М.: Центр, 2000.
Курчина В. Воспитание эффективно, если оно системно: сельские школы // Народное образование. 2003. - №10.
Лопатина А. Книга для занятий по духовному воспитанию. Кн.1: Рассказы о мировых религиях, сказки, истории и притчи, игры, занятия и беседы. М.: Русский Раритет, 1996.
Лопатина А. Книга для занятий по духовному воспитанию. Кн.2: Природа глазами души; Беседы о высшем смысле жизни; Медиативные сказки; Вопросы и задания духовно-нравственного содержания. — М.: Сфера, 1999.
Пионтковский В. Нравственная культура как педагогическая проблема // Учитель. 2004. - №4.
Шевченко Л.Л. Проект программы «Основы православной культуры». М. -2002.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М. – 2009.