Рабочая программа элективного курса Учимся писать грамотно (подготовка к ГИА по русскому языку)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Вожбальская основная общеобразовательная школа»
Тотемского муниципального района
Рабочая программа
элективного курса «Учимся писать грамотно»
(подготовка к ГИА)
в 9 классе
Составитель: Панова Людмила Кельсимовна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2015 г.
Пояснительная записка
Целью настоящего курса является систематизация знаний и умений по курсу русского языка, а также отработка навыков решения тестовых заданий итоговой аттестации.
Задачи:
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
сформировать:
положительное отношение к процедуре контроля в формате тестовых заданий;
представление о структуре и содержании тестовых материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
сформировать умения:
работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Общая характеристика учебного курса.
В структуре изучаемого курса выделяются следующие разделы: «Тренировочные материалы экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку в новой форме», тематические блоки: «Сжатое изложение» и «Сочинение-рассуждение», тренировочные блоки: «Задания типа «А» и «Задания типа «В», «Тренировочные работы».
Изучение тестовых материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена в новой форме, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ГИА по русскому языку.
Содержание раздела «Тематические блоки» включают основные приёмы сжатия текста и структуру сочинения-рассуждения.
Тренировочные блоки включают основные правила русской орфографии, пунктуации и применение их на практике.
Последний раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам из методических пособий для подготовки к ГИА. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов.
Рабочая программа элективного курса рассчитана на 34 часов,1 час в неделю.
Имеются некоторые отличия. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Формы текущего контроля:
лекции учителя с различными видами заданий;
составление обобщающих таблиц и схем;
самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
самостоятельный отбор материала
работа в группах;
урок-практикум;
работа с пакетами КИМов;
написание изложений и сочинений.Курс завершается итоговым контрольным тестированием.
Место учебного курса в учебном плане.
В последние годы сдача государственной итоговой аттестации за курс основной средней школы во всех регионах проходит в новой форме и представляет собой написание сжатого изложения (часть1) и сочинения-рассуждения (часть 3), тестовые задания, содержащие задания с выбором ответа (задания типа «А»), задания с кратким ответом (задания типа «Б»).
Программа учебного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» направлена на систематизацию знаний и умений по курсу русского языка, а также на тренировку и отработку навыка решения тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения итоговой аттестации в 9 классах в новой форме. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ГИА по русскому языку, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ГИА.
Курс рекомендован учащимся 9-х классов образовательных школ, сдающих ГИА по русскому языку.
Результаты освоения курса.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
знать трудные случаи правописания;
понимать их роль в общекультурном развитии человека;
объяснять языковое явление;
уметь применять знания при тестировании;
формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
определять синтаксические конструкции.
Тематическое планирование
элективного курса «Учимся писать грамотно» (подготовка к ГИА)
в 9 классе
№
п/п
Наименование
разделов
и тем
Макси-
мальная
нагрузка
учащего-
ся,
ч.
Из них
Теоретическое
обучение,
ч.
Практическое занятие,
ч.
Уроки
контроля, ч.
Экскурсии,
ч.
I.
Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку.
1 ч.
1 ч.
-
-
-
II.
Сжатое изложение.
10 ч.
2 ч.
8 ч.
-
-
III.
Сочинение-рассуждение.
8 ч.
1 ч.
7 ч.
-
-
IV.
Задания 2-14.
8 ч.
-
8 ч.
-
-
V.
Задание 15.
7 ч.
-
7 ч.
-
-
Итого:
34 ч.
4 ч.
30 ч.
-
-
Содержание элективного курса (34 часа)
Раздел 1. Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку (1 ч.)
ГИА в новой форме – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ГИА по русскому языку в новой форме. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Основные термины ГИА.
Раздел 2. Сжатое изложение (10 ч.)
Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Учащиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Учащиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Основные термины по разделу: сжатое изложение, исключение, обобщение, упрощение, редактирование изложения.
Раздел 3. Сочинение-рассуждение (8 ч.)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Учащиеся должны знать:
правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Учащиеся должны уметь:
подбирать примеры для обоснования лингвистического положения;
подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы, построение сочинения-рассуждения.
Основные термины по разделу: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, содержание текста, смысл текста, фрагмент, при