Статья на тему“Психолого-педагогическая подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по английскому языку в условиях реализации ФГОС”


Малозёмова Наталья Витальевна, учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны, Республики Татарстан.
“Психолого-педагогическая подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по английскому языку в условиях реализации ФГОС”
Одной из важнейших задач школы  на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.
Основной государственный экзамен по английскому языку – это новая реальность в нашем образовательном пространстве. Проблемы подготовки к ОГЭ по английскому языку – это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. ОГЭ по английскому языку радикально отличается от привычной формы проверки знаний, поэтому проблема психологической подготовки девятиклассников к новым аттестационным технологиям особо актуальна.
                                                                                       «Главное в этом мире не то, где мы стоим, а в каком направлении движемся».
Оливер Холмс
 По своей сути ОГЭ по английскому языку является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ по английскому языку.
Подготовка к ОГЭ по английскому языку, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий.  Все направлено на достижение поставленной цели – сдачи ОГЭ. Но степень тревожности, напряжения у девятиклассников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность.  Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.
Процедура прохождения ОГЭ по английскому языку – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Хотелось бы подчеркнуть, что все  положительные моменты кропотливой подготовки к ОГЭ по английскому языку не сработают в нашу пользу, если мы не учтем важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования людей. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени.  
По результатам анкетирования учащихся девятых классов МБОУ «СОШ №32» наиболее значимыми причинами волнения являются:
сомнение в полноте и прочности знаний;
сомнение в собственных способностях: умении анализировать, концентрировать и распределять внимание;
психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;
стресс незнакомой ситуации;
стресс ответственности перед родителями и школой.  
Вместе с тем ряд задач подготовки к ОГЭ по английскому языку, таких, как снижение высокого уровня тревоги у учащихся, родителей и педагогов, специфические особенности процедуры ОГЭ, повышение уверенности в себе вполне может решаться силами психологической службы, что будет способствовать более успешной сдаче этого экзамена. В  нашей школе данная работа ведется во всех направлениях психологического сопровождения: психодиагностика, психологическое просвещение и профилактика, психологическое консультирование и коррекционно-развивающая деятельность со всеми участниками учебно-воспитательного процесса: учащимися, родителями, педагогами.
Диагностическая  деятельность в рамках подготовки к ОГЭ по английскому языку осуществляется с целью раннего выявления нарушений в интеллектуально-личностной сфере учащегося, что помогает задолго до экзамена скорректировать его образовательный маршрут и определить оптимальные условия обучения. Осуществляя инклюзивный подход к психологическому сопровождению ОГЭ, мы не должны забывать о детях с медицинскими показаниями для сдачи ОГЭ по английскому языку в щадящем режиме. Необходимо отметить, что таких обучающихся мы отслеживаем с начала постановки диагноза, что способствует  индивидуально-ориентированному подходу с учетом заболеваний, созданию психологического комфорта  в учебно-воспитательном процессе. Учителя английского языка знакомятся с  результатами психологической диагностики, на основании которой совместно с психологом выстраивается индивидуальная траектория подготовки к ОГЭ по английскому языку. Составляются программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями, детей «группы риска», одаренных детей.
Таким образом, в ходе психологического сопровождения для эффективной подготовки к экзаменам изучается интеллектуально-личностная сфера, отслеживается эмоциональное состояние учащихся, уровень тревожности, самооценки, уровень притязаний, что позволяет корректировать психоэмоциональное состояние  девятиклассников во время подготовки и сдачи ОГЭ по английскому языку.
 Считаю, что основным, наиболее важным направлением сопровождения является психологическое просвещение и профилактика.   Для всех учащихся девятых классов во втором полугодии проводятся занятия-практикумы
«Как подготовиться к экзамену по английскому языку?»,
«Что делать, если…»,
«Как справиться с тревогой во время экзамена»,
в ходе которых обсуждаются вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить  план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, учитывать особенности запоминания, использовать методы запоминания, методы релаксации и активизации, приемы снижения экзаменационной тревожности,  как организовать день накануне экзамена, настроить  своих мысли  на успех,  как  вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-ресурсы по подготовке к ОГЭ по английскому языку. Такая форма работы помогает учащимся организовать свою деятельность, спланировать занятия, снизить нагрузки, распределить подготовку к экзамену и подготовку домашних заданий, выделить время для отдыха.
Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения девятиклассника является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата. Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины экзамена по английскому языку, снижение родительской тревоги.  На родительских собраниях даю рекомендации по организации режима дня девятиклассников, поддержке и помощи детям в период до, во время и даже после экзаменов. Анкетирование детей показало, что 45% испытывают нервно-психическое напряжение именно в период ожидания оценки. Обязательно оговариваются действия родителей при негативном сценарии, например, если ребенок не сдает ОГЭ по английскому языку или сдает экзамен на баллы, которые ниже его притязаний. Это способствует правильному реагированию на возможные варианты сдачи ОГЭ, психологической подготовке, как родителей, так и детей к неожиданному развитию событий. При недостатке или отсутствии адекватной психологической поддержки девятиклассник испытывает разочарование во взрослых. Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах старшеклассника с целью укрепления его самооценки; помогает ему поверить в себя и в свои способности; поддерживает его при неудачах. Для родителей, учащихся и учителей оформляется стенд с рекомендациями по сдаче ОГЭ по английскому языку.
Не менее актуальное направление психолого-педагогического сопровождения ОГЭ – психологическое индивидуальное и групповое консультирование. Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности имеют личностный характер. В  процессе консультаций учащиеся выстраивают профессионально-личностные планы с учетом индивидуальных особенностей, обучаются навыкам саморегуляции, самоконтроля.
Классный руководитель является своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива. Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к ОГЭ по английскому языку дает положительный результат специально разработанная система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями английского языка. Ключевыми позициями данной системы на всех уровнях взаимодействия (с учащимися, родителями и учителями английского языка) выступают:
направленность на формирование позитивного отношения к ОГЭ по английскому языку;
осуществление постоянной связи родитель-учитель-ученик;
 оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода ОГЭ по английскому языку;
ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации. 
Коррекционно-развивающую работу с девятиклассниками провожу в форме
деловых игр,
практикумов,
групповых развивающих занятий с элементами тренинга.
С  их помощью решаются задачи, актуальные для старшеклассников в период сдачи ОГЭ по английскому языку: повышение сопротивляемости стрессу; отработка навыков поведения на экзамене; развитие уверенности в себе; развитие навыков самоконтроля; развитие навыков саморегуляции; обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения; помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок;  обучение приемам  эффективного запоминания.
Тренинг и групповые занятия направлены на ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ОГЭ по английскому языку, осознание индивидуального стиля деятельности и выработку личной стратегии подготовки к ОГЭ по английскому языку.  Хороший результат, по отзывам учащихся, дает мысленная репетиция предстоящего тестирования в состоянии релаксации. Это помогает снять повышенную тревожность и выявить неосознаваемые проблемы ученика.
Анализ результатов предэкзаменационного анкетирования девятиклассников показал эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки к ОГЭ по английскому языку: снижение общей тревожности учащихся в среднем на 28%; более половины учащихся самостоятельно использовали предложенные рекомендации по регуляции эмоционального состояния при подготовке к экзамену по английскому языку; все учащиеся отметили, что они стали более информированными и компетентными по вопросам подготовки и сдачи ОГЭ по английскому языку.
Таким образом, психолого-педагогическая подготовка к экзамену в форме ОГЭ по английскому языку способствует повышению уровня информированности, психологической готовности  учащихся, родителей, учителей английского языка в режиме подготовки и проведения ОГЭ по английскому языку, если это –  большая, длительная работа не только психолога с детьми, но и всего педагогического коллектива и родителей.  
Результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.
А каждый ученик должен помнить слова известного американца Джорджа Пойа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».