Программа элективного курса Сокровищница русского фольклора в тестах, играх, викторинах (для учащихся 5-6 класса)














ПРОГРАММА
элективного курса
«Сокровищница русского фольклора в тестах, играх и викторинах»
(5 – 6 класс, 34 часа, 1 час в неделю)







Составитель: Дегембаева Татьяна Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
КГУ «Общеобразовательная школа № 7
акимата города Шахтинска»













Шахтинск 2016


Содержание



Содержание
Стр.2


Тема. Проблема. Актуальность.
Стр.3


Цель. Задачи. Условия проведения. Методы.
Стр.4


Пояснительная записка
Стр.5


Содержание программы. Прогнозируемый результат. (ЗУН)
Стр.6


Тематический план
Стр.7


Учебно-тематический план
Стр.8-11


Литература для учителя
Стр.12


Литература для учеников
Стр.13


Глоссарий
Стр.14


Приложения. Тесты.
Стр.15-26


Задания творческого характера
Стр.27-28










Тема: Сокровищница русского фольклора в тестах,
играх и викторинах.










Проблема: Недостаточное количество учебных часов для
более глубокого изучения и понимания основ
русской культуры.








Актуальность: Стремительный прогресс в развитии науки,
техники, электроники резко снизил интерес
школьников к книге, чтению. Это сказывается в
дальнейшей учебной деятельности: возникают
трудности при изучении других предметов,
требующих навыков беглого чтения, умения
анализировать, выделять основную мысль,
конспектировать и т.п. На помощь могут прийти
различные жанры фольклора как наиболее
привлекательные формы для развития интереса к
чтению, мотивации более глубокого изучения
многовековой культуры русского народа.






Цель: Разработать программу элективного курса для
углубленного изучения фольклорных жанров в среднем
звене общеобразовательной школы.





Задачи: 1. Проанализировать программную тематику уроков
русской словесности в 5- 6 классах.
2. Соотнести программный материал с изучаемыми
на уроках темами.
3. Способствовать расширению и углублению понятий
о различных формах устного народного творчества.
4. Способствовать расширению познаний учащихся о
различных видах искусства и об органичном
использовании в них элементов фольклора.




Условия проведения: Школьные кабинеты литературы, музыки,
ИЗО или «круглый стол» библиотеки и кабинета
психолога. Группа формируется из учащихся параллелей
5 – 6 классов.





Методы: первичное исследование, наблюдение, групповая
дискуссия, соревнования, игры, викторины,
тестирования.





Пояснительная записка.


В настоящее время существует множество различных методических и справочных пособий в помощь учителю – словеснику. К сожалению, далеко не все они способны оказать действенную помощь, а иные просто не подходят для практического применения по причине своей сложности, отдаленности от школьного курса. Эти пособия вряд ли проходили апробацию в обычной средней школе.
Будучи хорошо знакомыми с такого рода трудностями, мы почувствовали необходимость в создании программы данного элективного курса, в приложениях к которой разработаны различные тесты, задания для викторин, материал для интеллектуальных игр.
Поскольку все время обучения в школе направлено на конечный результат – подготовку и сдачу ЕНТ, этот курс дает возможность развития конкретного и абстрактного мышления учеников среднего звена, привыкания к самому процессу тестирования, уменьшения психологического напряжения перед экзаменами, контрольными уроками, олимпиадами и т.п. На занятиях ученики приобретают бесценный опыт умения не только быстро и правильно отвечать на вопросы тестовых заданий, но и самостоятельно составлять тесты на определенную тему, проектировать игры, викторины, конкурсы.
Немаловажными задачами курса являются также развитие устной и письменной речи, фантазии, художественного восприятия мира, умения анализировать, делать выводы.











Содержание программы: Назрела необходимость помочь
ребятам вернуть несколько отошедший в
прошлое интерес к книге, чтению, устному
народному творчеству. На уроках времени для
этого явно недостаточно. Данный курс
предоставляет возможность качественно
расширить и углубить программный материал.
Пройдя этот курс, ребята научатся логически
мыслить, лучше понимать красоту,
неповторимость и самобытность русской
культуры, глубину народной мудрости, огромную
важность сохранения нравственности и
духовности.




Прогнозируемый результат (ЗУН):
Умение подбирать дополнительный материал к изучаемой теме.
Умение сопоставлять и понимать неразрывную связь между различными видами искусства и фольклором.
Умение быстро и правильно выполнять тестовые задания.
Умение самостоятельно составлять разноуровневые тесты, задания для конкурсов, викторин.
Углубление и расширение познаний учащихся в различных фольклорных жанрах,
Понимание актуальности фольклора в литературе и искусстве на современном этапе.






Тематический план




№п/п
Темы занятий
Кол-во часов
Примечание

1.
Введение. Цели и задачи курса.
2


2.
Разнообразие фольклора. Малые жанры фольклора.
5


3.
Различные виды сказок.
4


4.
Волшебные сказки.
6


5.
Народные и литературные сказки.
12


6.
Использование элементов фольклора в художественной литературе.
4


7.
Итоговое занятие. Гала – урок.
1















Учебно - тематический план

№ п/п
Название темы
Кол-во час.
Форма провед.
Образоват. продукт
Примеч.

1.
Введение

1.1
Цели и задачи курса. Определение уровня знаний участников группы.
1
Беседа, тест
Итоги теста


1.2
Изучение тематики уроков словесности в 5 – 6 классах. Сопоставление с произведениями устного народного творчества.
1
Работа в группах, дискуссия
Тезисный план


2.
Разнообразие фольклора

2.1
Малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, частушки и т.д.). разработка тестовых заданий и заданий для викторины.
3
Коллективная дискуссия, практикум
Тесты, кроссворды, сценарий викторины


2.2
Решение тестовых заданий 2-х уровней. Знакомство с понятием «творческое задание». Виды творческих заданий.
1
Тренинг, работа в малых группах, тестирование
Анализ тестов


3
Разные виды сказок

3.1
Основные виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Чтение, рассказывание, определение характерных черт сказок разных видов.
2
Конспектирование, коллективная дискуссия
конспект


3.2
Выполнение творческих заданий, разработка тестов, составление кроссвордов
2
Работа в малых группах, тестирование
Эссе, тесты, кроссворды


4
Волшебная сказка

4.1
Характерные признаки волшебной сказки, ее структура. Чтение и рассказывание сказок по выбору учеников.
3
Работа в парах, тестирование
Анализ теста, таблица доказательств.


4.2
Использование сказочных сюжетов художниками и композиторами в своем творчестве. Органичность вплетения элементов устного народного творчества в другие произведения искусства.
2
Прослушивание музыки М.П.Мусоргского «Картинки с выставки», знакомство с репродукциями картин русских художников на сюжеты сказок.
Отзыв об услышанном, увиденном


4.3
Выполнение творческих заданий, составление тестов, сценария для викторины
1
Тестирование, практикум
Тесты, сценарии, мини-сочинения


5
Народная и литературная сказка

5.1
Сопоставление признаков авторской и народной сказки. Разработка и создание сравнительной таблицы.
2
Общая дискуссия, работа в парах
Сравнительная таблица


5.2
Чтение сказок А.С.Пушкина по выбору учащихся в лицах. Определение элементов русского народного творчества в сказках поэта. Разработка тестов, сценариев викторины и конкурса по сказкам Пушкина.
4
Инсценированное чтение, практикум, групповая и индивидуальная работа
Тесты, сценарии


5.3
Знакомство с балладами и сказками В.А. Жуковского. Выполнение творческих заданий, тестов.
3
Коллективное чтение, обсуждение, тестирование
Анализ теста


5.4
Чтение в лицах сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок». Развитие артистизма, выразительности чтения. Особенности языка сказки, фольклорная основа ее.
3
Инсценировка, коллективная дискуссия
Сценарий, иллюстрации


6
Использование элементов фольклора в художественных произведениях.

6.1
Басня – наиболее близкий к фольклору литературный жанр. Знакомство с баснями Эзопа, Крылова, Михалкова. Крылатые выражения из басен, ставшие пословицами.
2
Чтение – инсценировка басен, работа в малых группах
Иллюстрации, записи крылатых выражений


6.2
Особенности сказок современных писателей. Составление и выполнение контрольных тестов. Подготовка к заключительному гала - уроку
2
Тестирование, коллективная разработка сценария конкурса знатоков русской словесности
Анализ теста, сценарий


7
Итоговое занятие. Гала - урок

















Литература для учителей



Р.Смидт «Групповая работа с детьми и подростками», М.,1999.
Х.Й.Лийметс «Групповая работа на уроке»,М.,1975.
И.М.Михайлова «Тесты к школьному курсу», М., 1998.
В.И.Чернышев «Правильность и чистота русской речи»,М., 1970.
Р.А.Будагов «Как мы говорим и пишем», М., 1988.
В.В.Бадиков «Русская словесность. Методическое руководство», Алматы, 2002.
Д.Б.Блеубаева «Русская словесность. Мифология и литература», Алматы,2002.
Т.Ф.Курдюмова «В мире русской литературы», М., 1996.
М.Б.Ладыгин «Хрестоматия по литературе для 6-го класса», М., 1993.
Русская словесность. Хрестоматия для 5-го класса. Алматы, 2001.
Е.Л.Глущенко «Картина и иллюстрация на уроках литературы», М. 1995.
Т.Ф.Курдюмова «Методическое руководство по литературе», М., 1995.










Литература для учеников



Сказки русских писателей первой половины 19 века. М., 1989.
Былины. Книга для внеклассного чтения, 5 – 7 классы., М., 1995.
А.Н.Афанасьев «Сборник народных русских сказок», М., 1990.
Книга для самостоятельного чтения. Русские народные сказки. М., 1993.
Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции», А-А., 1985.
И.А.Крылов «Басни», М. 1985.
В.В.Даль «Сказки. Загадки. Пословицы. Поговорки.», М. 1998.
Сборник сказок современных писателей. М., 1999.
А.С.Пушкин «Сказки», М., 1998.
В.А.Жуковский «Баллады и сказки», М., 1994.
С.Михалков «Басни», М., 1996.
Сборник «Русское устное народное творчество»,М.,1988.
Энциклопедический словарь юного филолога., М., 1984.








Глоссарий

Искусство – изображение действительности в произведениях музыки, живописи, литературы.
Виды искусства – литература, живопись, музыка, архитектура, театр и т.д.
Художественная литература – вид искусства, изображающий действительность в образах при помощи слова, письменного и устного.
Фольклор – произведения устного народного творчества, автором которых является народ.
Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения.
Пословица – краткое изречение с назидательным содержанием.
Поговорка – краткое образное выражение, не составляющее законченного высказывания.
Загадка – вопрос или задание, которое требует разгадки.
Сказка – один из фольклорных жанров, бывает народной или литературной.
Эпизод – относительно самостоятельная часть литературного произведения, в которой происходит какое-либо событие.
Виды сказок – сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
Басня – это короткий иносказательный рассказ или стихотворение нравоучительного характера.
Мораль – короткое высказывание, прямо формулирующее идею басни, нравоучение, назидание.
Аллегория – один из старейших художественных приемов, иносказание.
Классика – литературные произведения, чья идейная и художественная значимость сохраняется на протяжении длительного времени.
Лирика – произведения, которые не изображают события и героев, а выражают чувства и переживания автора, чаще всего в стихотворной форме.
Монолог – развернутое высказывание одного персонажа.
Диалог – разговор двух или нескольких людей.











· Приложение 1.

Тест №1. Введение.
Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.
Продолжить фразу так, чтобы получилось наиболее полное определение понятия «искусство».
Отражение окружающей нас
А. действительности.
Б. действительности в художественных образах и художественных произведениях.
В. действительности в быту.
2. Назвать известные произведения искусства.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметить понятия, относящиеся к искусству.
А. образование.
Б. вождение автомобиля.
В. архитектура.
Г. конструирование.
4. Отметить определения, которые соответствуют понятию «художественная литература»
А. Вид искусства, который при помощи слова отражает окружающую действительность.
Б. Существующая реальность, отраженная в художественном произведении.
В. Вид искусства, который отражает действительность при помощи звуков.
5. Продолжить перечень произведений художественной литературы.
«Война и Мир», «Приключения Тома Сойера», «Мещерская сторона», «Бородино»_____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.

6. Отметить произведения художественной литературы.
А. Философский словарь.
Б. Бухгалтерская книга.
В. Карамзин «История Государства Российского»
Г. Пушкин «Руслан и Людмила».
7. Соотнести автора с названием произведения искусства.
Васнецов В. Записки охотника.
Чайковский Памятник Петру I
Растрелли Зимний дворец.
Церетели Лебединое озеро.
Тургенев Богатыри
8. Отметить отрывок, который взят из произведения художественной литературы.
А. Воспитывали и учили Тургенева не только учителя и гувернеры. На него оказывали влияние и другие люди, бывавшие в доме. В Москве Варвара Петровна принимала писателя Загоскина, в Спасском ее посещал поэт Жуковский.
(из путеводителя по Спасскому-Лутовинову)
Б. В семиотике анализируются также правила употребления знаков, раскрываются отношения между знаками и человеком, их использующим (прагматика)
(Краткий словарь по философии)
В. На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой интересной жизни.
(Платонов «Неизвестный цветок»)
9. Соотнеси виды искусства с приведенными примерами.
Живопись Гранатовая палата.
Архитектура Памятник Пушкину.
Литература Стихи Блока.
Музыка Балет «Щелкунчик».
Скульптура Суриков «Утро стрелецкой казни»
10. Соотнеси характерные признаки с соответствующими видами искусства.
Вид искусства, отражающий
жизнь при помощи слова Пантомима.
Вид искусства, отражающий
жизнь при помощи жестов Литература.
Вид искусства, отражающий
жизнь при помощи звуков Музыка.









Тест 2.
Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.
Что такое фольклор.
А. Художественная повесть.
Б. Устное народное творчество.
В. Танец.
Г. Творчество одного автора.
2. Указать жанр, который не относится к малым фольклорным.
А. Былина.
Б. Частушка.
В. Пословица.
Г. Загадка.
3. К каким областям человеческой деятельности применимо к понятию «фольклор»?
А. К науке.
Б. К спорту.
В. К литературе.
Г. к театру.
4. Выберите определение, которое наиболее точно характеризует пословицу.
А. Вошедшее в нашу речь образное выражение, один из видов фольклора.
Б. один из видов фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием.
В. Один из видов фольклора, художественное повествование фантастического характера.
5. Привести пример пословиц.
___________________________________________________________________________________________________________
·_____________________________________________________________
6. Какой вид устного народного творчества называют загадкой.
А. Краткое изречение с назидательным содержанием.
Б. Короткий устный рассказ с остроумной концовкой.
В. Вопрос или задание, которое требует разгадки.
7. Соотнеси загадки с ответами.
Висит сито не руками свито Кузнечик.
Что за всадник? Сам верхом, а ноги за ушами Орех.
Никто не ругает, а она вся дрожит Небо и звезды.
Не разбив горшочка, не поешь кашки. Осина.


Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.
8. Отгадать загадки. Вписать ответы в соответствующие строки.
Предметы быта_____________________________________
Сельское хозяйство__________________________________
Явления природы____________________________________
Дни стали короче, длиннее стали ночи, кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застала.
Шел долговяз в землю увяз.
Все поле в сережках.
В поле – метелкой, в мешке – жемчугом.
Весь из золота отлит, на соломинке стоит.
овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет – семь плугов тащит.
Что за машина? Шея как у гуся, сила как у слона.
Птичка-невеличка, носик стальной, а хвостик льняной.

9. Соотнеси произведения фольклора с его жанрами.
Серое сукно тянется в окно Пословица.
Как сыр в масле катается Поговорка.
Голь на выдумки хитра Загадка.
10. Привести примеры пословиц.
О труде_______________________________________________
_______________________________________________________
О Родине_______________________________________________
________________________________________________________
О природе_______________________________________________
________________________________________________________
11. Объяснить смысл поговорки:
А. «И нашим, и вашим»___________________________________
________________________________________________________
Б. «Шито-крыто»_________________________________________
________________________________________________________
В. «Не все коту масленица»________________________________
________________________________________________________
12. Закончить приведенные пословицы соблюдая рифму.
1. Злой плачет от зависти, а добрый от_______________
2. В болоте тихо – да жить там______________________
3. Морских топит море, а сухопутных крушит__________
А. Лихо.
Б. От радости.
В. Горе.
13. Закончить пословицы подходящими по смыслу словами.
А. Лучше с умным потерять, чем________________________
________________________________________________________
Б. Дитя плачет, а у матери_________________________________
________________________________________________________
14. Соотнести близкие по смыслу пословицы.
С волками жить Моя хата с краю – ничего не знаю
по волчьи выть.
Своя рубашка ближе к телу. Как аукнется, так и откликнется.
15. Придумать или вспомнить загадки о предметах быта, музыкальных инструментах, человеке, школьных предметах.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Нарисовать отгадки к любым трем загадкам.

































Тест 3.
Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

Определить жанр литературных произведений по приведенным отрывкам.
А. Жили были старик со старухой, а с ними их внучка Дуня жила. И не такая уж Дуня была красивая, только умная она была и охотная к домашней работе
(«Умная внучка»)
Б. Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно,
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?..»
(И.А.Крылов)
В. Живет вокруг равнина водяная,
Стрекозы синие колеблют поплавки,
И тощие кругом шныряют пауки,
И кружится, сребрясь, снетков веселых стая.
(А.П.Майков)
Сказка____________________________________
Басня_____________________________________
Стихотворение______________________________
Какие сказки называют народными?
А. Те, которые сочинил какой-нибудь писатель
Б. Те, автор которых неизвестен.
В. Те, которые написал народ (или коллективный автор)
3. какие из перечисленных сказок народные?
А. Приключения Буратино.
Б. Золушка.
В. Сказка о рыбаке и рыбке.
Г. По щучьему веленью.
Д. Маугли.
4. Отметить имя, не принадлежащее сказочному герою.
А. Финист – ясный сокол.
Б. Гингема.
В. Терминатор.
Г. Красная Шаопчка.
Д. Снежная Королева.
5. Что такое эпизод.
А. Место, где живут герои сказки.
Б. Литературное произведение.
В. Часть литературного произведения, содержащая законченное действие.
Г. Жанр художественной прозы.
Д. описание пейзажа.
6. Определить вид каждой сказки.
А. Жил в деревне бедный мужичок. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит – не нагреется, лицо его от мороза разгорается.
Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:
- В такую стужу ты рубишь?
- В такую стужу нужда рубит.
(«Про нужду»)
Б. Жили-были кум с кумой – волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком
(«Лиса-повитуха»)
В. Тут Иван-царевич залился горькими слезами – где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах
(«Царевна-Лягушка»)
Сказка о животных_______________________________________
Волшебная сказка________________________________________
Бытовая сказка___________________________________________


Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.

7. Какой не может быть сказка?
А. народной.
Б. Литературной.
В. Абсолютно правдивой.
Г. Поэтической.
8. Отметить признаки, которые относятся только к литературной сказке.
А. Наличие сюжета.
Б. Троекратный поворот.
В. Наличие постоянных героев.
Г. Стихотворная форма.
Д. Наличие автора.
9. Укажите отрывок, который может быть эпизодом литературного произведения.
А. Вокруг степи широкие, луга бархатные. Реки медовые, берега кисельные, горы в облака упираются.
(«Финист – ясный сокол»)
Б. Целый день работала Марьюшка на серебряных пяльцах да золотой иголкой. Вышивала да приговаривала: «Вышивайся, вышивайся, узор, для Финиста – ясна сокола»
(«Финист – ясный сокол»)
В. Три яйца и драгоценные кости лежали в середине челнока, а бочка с водой, кофе и сухари, завернутые в капштадскую газету «Аргус»жестянка с метиловым спиртом стояли перед ним.
(«Остров Эпиорнис»)
Г. Вот сошлись они – поравнялись, так жестко ударились, что кругом земля простонала. Чуду-Юду не посчастливилось
(«Иван Быкович»)






































Тест 4.
Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.
Указать признак, который не относится к волшебной сказке.
А. Троекратный повтор.
Б. Волшебные помощники.
В. Волшебные дарители.
Г. реальные события.
2. Чего не бывает в волшебных сказках?
А. Волшебных превращений.
Б. Победы зла над добром.
В. Вымышленных героев сказок.
Г. Волшебных примеров.
3. Что такое тема художественного произведения?
А. Основные эпизоды литературного произведения в естественной последовательности.
Б. Главная мысль литературного произведения, основная проблема, решаемая автором.
В. Характеры и ситуации изображенные в художественном произведении.
4. Что такое композиция художественного произведения.
А. Последовательность событий, происходящих в произведении.
Б. Взаимозависимость частей художественного произведения.
В. Отдельный эпизод художественного произведения.
5. Язык художественного произведения включает в себя совокупность средств, которые использует автор для создания образов. Привести примеры архаизмов (устаревших слов), которые вы встречали, читая сказки.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.

6. Какие из указанных предметов бывают в сказках волшебными?
А. Печка.
Б. Яблоня.
В. Метла.
Г. Компьютер.
7. Соотнеси виды современного транспорта и волшебные предметы, ставшие их прообразами.
Автомобиль Ковер-самолет.
Поезд ступа Бабы Яги.
Самолет Печка Емели.
Ракета Сапоги-скороходы.
8. Кто чаще всего оказывается главным героем волшебной сказки?
А. Царь-государь.
Б. Прекрасная царевна.
В. Третий, младший сын.
Г. Чудо–Юдо заморское.
9. Отметь черты, характеризующие главного героя волшебных сказок.
А. Доброта.
Б. Справедливость.
В. Коварство.
Г. Сила и храбрость.
Д. Хитрость.
10. Определить, какие персонажи и волшебные предметы помогают, а какие мешают действиям героя волшебной сказки.
Щука.
Метла.
Яблоня. Помощники.
Гуси-лебеди.
Сапоги-скороходы.
Паутина. Противники.
Гребень.
Леший.
Золото.
11. Какая из перечисленных сказок не является волшебной?
А. Крошечка-Хаврошечка.
Б. Конек – Горбунок.
В. Царевна-лягушка.
Г. Как мужик гуся делил.
12. Какова тема сказки «Гуси-лебеди»?
А. Нельзя оставлять младшего брата без присмотра, иначе может произойти беда.
Б. Старшая сестра оставила блата без присмотра и его унесли гуси-лебеди, но девочке удалось его спасти.
13. Продолжить формулировку.
Сюжет художественного произведения – это:
А. .зачин и концовка.
Б. .литературный жанр.
В. основные события произведения.
Г. .главные герои произведения.




Тест 5.
Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.
Выбрать признак, наиболее точно определяющий литературную сказку.
А. Сюжет сказки повторяется.
Б. автор сказки – собирательный образ народа.
В. Главный герой всегда положительный.
Г. автор сказки – реальный человек.
2. Какого героя сказки называют литературным?
А. главного персонажа сказки.
Б. Того, кто совершает необыкновенные подвиги.
В. Героя литературной сказки.
Г. Того, кто выходит победителем в любой ситуации.
3. Соотнеси сказки с их авторами.
Малахитовая шкатулка Пушкин.
Соловей Ершов.
Конек-горбунок Бажов.
Сказка о золотом петушке Андерсен.

Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.
Продолжить список известных литературных сказок
Пантелеев «Две лягушки», Толстой «Два брата», Толстой «Золотой ключик»_____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметит сказку, которая не является литературной.
А. Аленький цветочек.
Б. Три медведя.
В. Новое платье короля.
Г. Семен – скорый гонец.
6. отметь персонажей, которые являются литературными героями.
А. Иван Быкович.
Б. Иван – крестьянский сын.
В. Шамаханская царица.
Г. Балда.
7. Какая из перечисленных сказок написана Жуковским?
А. Два Мороза.
Б. Липунюшка.
В. Война мышей и лягушек.
Г. Аленький цветочек.
8. В каком из литературных жанров портрет героя описывается наиболее детально.
А. Народная сказка.
Б. Баллада.
В. Песня.
Г. Литературная сказка.
9. Как называется данная часть сказки?
Царь царицу тут берет,
В церковь Божию ведет,
И с невестой молодою
Он обходит вкруг налою.
Пушки с крепости палят;
В трубы кованы трубят;
Все подвалы отворяют
Бочки с фряжским выставляют,
И, напившися, народ
Что есть мочушки дерет:
Здравствуй царь наш со царицей
С распрекрасной царь-девицей.

А. Зачин.
Б. Развитие действия.
В. Кульминация.
Г. Исход.
10. Продолжить список литературных сказок, в которых применяется прием троекратного повтора, взятый из народных сказок. «Три медведя», «Сказка о попе и работнике его Балде» (три щелчка)____________________________________________
11. Почему в сказке «Новое платье короля» правду о том, что король голый, сказал именно ребенок?
А. потому что он был глуп.
Б. из-за незнания жизни.
В. Ребенок говорит то, что видит, а не то, что хотят услышать взрослые.
Г. Написать свой ответ___________________________________
В перечисленных сказках Андерсека красота живого существа противопоставляется механической. О каких предметах идет речь?
Свинопас____________________________________________
Пастушка и трубочист___________________________________
Соловей________________________________________________
13. Герою какой сказки принадлежат эти слова? Вставить в указанное место недостающее слово – обращение.
Не гонялся бы ты,_________,за дешевизной.




Задания творческого характера



Отгадайте загадки:

Шел долговяз, в сыру землю увяз.
Летом одет, зимой раздет.
Всегда во рту, а не проглотишь.
Только родился, а уже с усами.
Когда он нужен, его выбрасывают, когда не нужен – поднимают.
Перья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь.
Только тронь – отдернешь ладонь, обжигает, как огонь.
Ты от нее – она за тобой, ты за ней – она от тебя.
Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Весь мир одевает, а сама нагишом.
Сто братьев в одной избушке живут.
Старое сукно тянется в окно.
Новая посудина, а вся в дырках.
На всех садится, никого не боится.
Днем спит, а ночью летает.
В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит.
Лежит меж грядок зелен да гладок.
На дворе сидит и дом сторожит.
Одноног и многорук.
Четыре ноги, а не зверь, с перьями, а не птица.
Ходит-ходит, а в дверь не заходит.

В предложенных загадках таится ответ на литературные вопросы, и, чтобы на них ответить, загадки надо разгадать. Запишите ответы.

Главная героиня русской народной сказки. Под берегом Тарас кричать горазд. (7 букв)_________________________
Герой сказки А.С.Пушкина благодаря превращению в это животное узнал много интересного. Кто его убьет, тот кровь свою прольет. (5 букв)____________________
О ком идет речь в басне И.А.Крылова: « и повар»? Отгадав загадку, вы сможете восстановить название басни. Сидит кошка на окошке, усы и хвост как у кошки, но это не кошка.(3 буквы)____________________
В волшебных сказках этот предмет часто оказывается «противником» главного героя. Висит сито, не руками свито.(7 букв)______________
В сказках это понятие часто отсутствует. Оно показано обобщенно, неконкретно. О чем идет речь? Без ног бежит – не догонишь, без крыльев летит – не поймаешь. (5 букв)_____________________


Здесь перепутаны части загадок (начало и конец). Восстановите загадки, соединив линиями их части, разгадайте загадки и запишите ответы.

1. Кверху дном – полная ночью кольцом
2. Днем обручем он не плачет, только ножку прячет
3. Свернешь – клин книзу дном – пустая
4. Чем больше от нее отбавишь ног нет,а идет,глаз нет,а плачет
5. Сильнее солнца, слабее ветра развернешь – блин
6. Бьют Ермилку по затылку тем больше она становится

1






2





3





4





5





6









Отгадайте загадку, найдя подходящую рифму.
От солнца родится, а солнца боится
И целыми днями таится
У нас под носами, у нас под усами,
У папы под шляпой,
У мамы в панаме.
Она убегает от солнца весь день,
И солнце не знает. Что есть у нас___________

Шарады – это особые, более сложные загадки, в которых слово надо отгадать по частям. Отгадайте шараду, ответ которой находится на лице героя сказки «Руслан и Людмила». Сосновый лес соедините с торжественным стихотворением и получите ответ.(6 букв)___________













13PAGE 15


13PAGE 142815




15