Творческий проект Традиции и обычаи русского народа


ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Золинская специальная /коррекционная/ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».





Руководитель проекта:
Воспитатель Марыгина Н.А.
с. Золино2014 год.
Содержание
Актуальность.
Проектное портфолио.
Пояснительная записка.
Этапы реализации проекта.
Организационный план творческого проекта.
Содержание проектной деятельности.
Критерии успешности реализации проекта.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Актуальность
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от детства к подростковому возрасту, от него к юности. Носителями ценностей и традиций являются народы России. Соответственно задача духовно-нравственного развития гражданина России должна быть осуществлена путём последовательной интеграции личности обучающегося в культуры составляющих российское общество народов и мировую культуру, приобщение обучающихся к изучению существующих в нашей стране религиозных традиций.
Развитие гражданина России – это осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его села, города, области. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через школу, природную среду и социальное окружение такие понятия как, «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества – одно из главных условий развития его художественно-творческих способностей.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей с ОВЗ, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. Реализация данного проекта позволит интегрировать урочную и внеурочную деятельность, использовать интерактивные формы работы с обучающимися, обеспечит тесное сотрудничество воспитанников и окружающим социумом. В процессе реализации проекта обучающиеся будут осваивать навыки поисковой деятельности, учиться общаться со сверстниками и взрослыми, создавать своими руками предметы декоративно – прикладного творчества и т. п. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа. У детей с ОВЗ совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
Пояснительная записка
Актуальностью разработки и проведения творческого проекта, послужило проведения среди воспитанников данного класса тестирования по « Толерантности», диагностики «Уровня воспитанности», диагностики «Уровень сформированности межличностных отношений», что проанализировав данные диагностического материала, сделали вывод о необходимости проведения воспитательных мероприятий для повышения уровня знаний, умений и навыков по нравственному, гражданско – патриотическому воспитанию детей. Итоговым мероприятием выбрали проектную деятельность.
В творческий проект входит три этапа реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
Цель: Подготовка воспитанников к реализации данного творческого проекта, расширение знаний о культурном наследии русского народа (постановка цели для решения вытекающих задач, сбор информации о традициях и обычаях русского народа, посещение библиотеки, чтение литературы для написания мини – докладов, подбор творческих номеров.).
2. этап Основной.
Цель: Подготовка практической деятельности воспитанников, организация малых творческих групп ( написание мини – докладов, разучивание народных песен, танцев, сценок, изготовление кукол – оберегов). На данном этапе одной из важнейшей задачи стояло развития навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Умение не создавать конфликтов и находить пути выхода из спорных ситуаций.
3 этап Итоговый.
Цель: Проведение творческого проекта «Традиции и обычаи русского народа», создание оптимальных условий для развития личности ребёнка через творческое самовыражение в русских народных танцах, песнях, сценках, при изготовление куклы – оберега.
Проектное портфолиоНаименование
учреждения ГКОУ Золинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Тип и наименование
проекта Творческий проект «Традиции и обычаи русского народа».
Предметно-содержательная
область Творческий проект знакомит с традициями и обычаями русского народа.
Характер
координации проекта Непосредственный (гибкий)
Разработчик проекта Воспитатель Марыгина Наталья Александровна
Характер контактов
Музыкальный руководитель Рахманкина Ангелина Борисовна
Библиотекарь Мальцева Галина Михайловна
Количество участников Воспитанники 9 класса – 12 человек.
Использование диагностического материала Тестирование по « Толерантности», Диагностика «Уровня воспитанности», диагностика «Уровень сформированности межличностных отношений»
Основные цели проекта Воспитывать нравственные качества личности, формировать коммуникативные компетенции через знакомство с традициями и обычаями русского народа.
Основные задачи проекта Обучающие:
-Обучить учащихся умению планировать свою работу.
-Формировать навык сбора и обработки информации.
Развивающие:
-Знакомство с историей возникновения и развития традиций и обычай русского народа.
-Подготовка к успешной социализации в обществе.
Коррекционные:
Коррекция личностных качеств:
- совершенствование коммуникативных навыков, посредством организации работы в малых группах, что способствует налаживанию положительных отношений с одноклассниками, созданию оптимальной среды для развития речевой деятельности воспитанников.
- коррекция эмоционально – волевой сферы по средствам развития навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Умение не создавать конфликтов и находить пути выхода из спорных ситуаций.
- коррекция зрительного и слухового восприятия по средствам организации творческой деятельности (разучивание танцев, песен, изготовление поделок)
- коррекция общей и мелкой моторики по средствам знакомства с техникой изготовления куклы – оберега из ткани.
- коррекция психических процессов (памяти, внимания, мышления)
- Устранять навыки некритичности, неустойчивости и пониженной самооценки.
Воспитательные:
- Воспитание желания познавать культуру своего народа по средствам создания атмосферы творчества, субъектами которой является воспитанники.
-Воспитание уважения к традициям своей страны, умения работать в  творческих группах.
Практические:
-Подбор материала и подготовка сценария «Традиции и обычаи русского народа».
-Подготовка музыкальных номеров.
- Изготовление кукол оберегов.
- Написание докладов.
- Чтение русских народных сказок, поговорок, пословиц.
- Шитье народных костюмов
Использование материально – технических средств Презентация «Русский народ»
Музыкальные произведения русских народных песен, танцев.
Сроки реализации проекта 1 месяц.
Место проведения ГКОУ Золинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Ожидаемые результаты
Реализации проекта Расширят знания о традициях и обычаях русского народа.
Разучат фольклорно – музыкальный материал
Овладеют техникой работы по изготовлению куклы – оберега из ткани.
Рефлексия деятельности - Развитие регулятивных универсальных учебных действий, учат самостоятельно отбирать и применять информацию.
- Способствует достижению личностных результатов,
« развитию коммуникативных навыков, воспитывает умения уважать чужое мнение, радоваться успехам одноклассников, адекватно реагировать на критику».
                                                        
Этапы реализации проекта
Реализация творческого проекта состоит из следующих этапов:
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап
(подготовительный) 1.Формулирует проблему (цель), (при постановке цели определяется и содержание проекта).
2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3.Формулирует задачу.
1.Вхождение в проблему;
2.Вживание в сюжетную ситуацию;
3.Принятие задачи;
II этап
( основной) 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность.
( формирует творческие группы)
6. Организует деятельность детей, написанию докладов
7. Разучивает с учащимися музыкальные номера.
8.Оказывает практическую помощь по разучиванию песен, танцев.
9. Мастер класс по изготовлению кукол «Оберегов».
Направляет и контролирует осуществление проекта. 4.Дополнение задач проекта;
5.Объединение воспитанников в рабочие группу;
6. Написание мини – докладов.
7.Формирование специфических знаний, умений, навыков;
8.Разучивание танцев, песен, сценок, народных игр для участия в проекте;
9. Изготовлять кукол «Оберегов»
III этап
( итоговый) 10.Защита проекта
«Традиции и обычаи русского народа» 10. Представляют зрителям продукт деятельности.
        
 
Организационный план творческого проекта
«Традиции и обычаи русского народа».
Дата проведения Проектное мероприятие Ответственный участник
реализации проекта
12.11.14. Организационное собрание с участниками проекта
(составить план совместных действий) Воспитатель Марыгина Н. А.
14.11.14. Написание сценария творческого проекта Воспитатель Марыгина Н.А.
15.11.14. Изготовление народных костюмов, разучивание песен, танцев, сценок, игр. Воспитатель Марыгина Н.А.
Музыкальный руководитель Рахманкина А. Б.
14.11.14. – 20.11.14. Написание докладов о традициях и обычаях русского народа. Воспитатель Марыгина Н.А.
Библиотекарь Мальцева Г.М.
27.11. 14. – 28.11.14. Подготовка атрибутов, оформление сцены. Воспитанники: Волков А., Каламазова М., Булыгина А., Иванюк А, Сычев А.
17.11.14.- 28.11.14. Мастер класс по изготовлению кукол «Оберегов» Воспитатель Марыгина Н.А.
Октябрь. Проведения тестирования по
« Толерантности», Диагностики «Уровня воспитанности»,
диагностики «Уровень сформированности межличностных отношений» Психолог Мельник Н. А.
Воспитатель Марыгина Н. А.
Классный руководитель
Семушкина М. А.
Старший воспитатель Котюсова Т.А.
28.11.14. Проведение творческого проекта. Воспитатель Марыгина Н. А.
Воспитанники 9 класса.
20.11.14. Консультативная помощь, редакция текста. Старший воспитатель Котюсова Т. А.
28.11.14. Анализ проведения творческого проекта. Все участники проекта.
Основной этап.
Разучивание русских народных танцев, песен. Изготовление кукол – оберегов.
Содержание проектной деятельности.
Участники:
Ведущая педагог (в русском народном костюме)
Коробейник, воспитанник – исполняет песню «Коробочка», демонстрирует куклы – обереги.
Воспитанники приветствующие с караваем .
Исполняют песни «Валенки», «Моя Россия».
Исполняют танцы «Барыня», «Кадриль»
Читают мини – доклады о русском народном костюме, народных праздниках «Рождество», «Масленица», о русской кухне, народных промыслах Нижегородской области.
Зрители участвуют в играх, конкурсах: «Каравай», «Знатоки русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок»
Ход мероприятия:
Ведущая педагог:
- Здравствуйте, гости дорогие!
Низкий вам поклон. Так на Руси встречали гостей.
Задумывались ли вы, красны девицы и добры молодцы, какого вы роду – племени? Многие могут сказать, мои предки принадлежат к древнему племени славян. Одно из таких племен называлось Росы, отсюда и пошло название Русь, а людей стали называть русскими.
Сейчас мы познакомим вас с традициями и обычаями русского народа.
Выходят дети в национальных костюмах:
- С хлебом, солью вас встречаем, да добра вам желаем (кланяются)
- На Руси издавна народ славился трудом. Дружно умели работать пахать, сеять, собирать урожай. Поэтому обрядовым хлебом был – каравай. Им не только встречали гостей, но и угощали на свадьбе – молодоженов. В народе говорили: «Каша матушка – хлеб батюшка.
Ведущая педагог: Необъятная наша родина много в ней лесов, полей и рек…
Презентация «Русский народ»
(Символы, государственный язык, о национальностях - проживающих на территории России, основной религии, народной одежде, русской кухне, о праздниках, о народных промыслах)
Рассмотрение презентации. Воспитанники читают мини – доклады.
Воспитатель проводит мастер класс по изготовлению куклы – оберега.
Критерии успешности реализации проекта
В процессе реализации проекта  у воспитанников формируются новые навыки и качества.
Творческие навыки – способность почувствовать и создать образ русского народного творчества. Доступно, интересно изложить материал о русских народных песнях, танцах, сценках – потешках, народных праздниках, национальной одежде и кухне. Творчески подойти к оформлению сцены, созданию соответствующего настроения праздника.
Коммуникативные навыки – способность к работе в творческих группах. Укрепление  связей воспитанников и преподавателей.
Толерантность – способность к восприятию полярного мнения. Уважительное отношение к творческим возможностям и способностям товарищей, и другим культурам.
Патриотизм – приобщение к жанру русского народного творчества, воспитание национального характера, становление  потребности в исполнение русских народных песен, танцев, сценок - потешек. Воспитание чувства гордости за русский народ, ощущения принадлежности к великой нации.
Заключение
Проект «Традиции и обычаи русского народа» имеет практическую направленность и может  планироваться  к  применению для работы  в  образовательном учреждении во внеурочное и школьное время.
В ходе  проведения проекта были поставлены задачи, которые успешно реализовались.
В ходе подготовки  проекта  учащиеся  получали  возможность  реализовать свои  организаторские  способности, были  сформированы  навыки  умения  работы в творческих группах, в коллективе. Работа в малых группах сплотила детей, была видна взаимовыручка. Особенно хочется отметить позитивное отношение к самостоятельной  работе, дети переживали за  общий результат. Воспитанники познакомились с традициями и обычаями русского народа. Учащиеся реализовали себя в практической деятельности – по изготовлению кукол «Оберегов», изучили и исполнили русские народные песни и танцы, читали доклады.
Среди детей часто возникали споры, конфликтные ситуации, старалась конструктивно подойти к каждому спорному вопросу, разъяснить детям, что мы занимаемся общим творческим делом, у кого - то получается лучше исполнить песню, а у кого - то изготовить куклу, каждый хорош в своем деле. Считаю, что задача по взаимоотношению в коллективе реализованы частично, необходимо продолжить работу по умение не создавать конфликтов и находить пути выхода из спорных ситуаций. Считаю, что проектная деятельность как одна из лучших форм работы подходит для реализации дальнейшей работы. Создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, умение тесно работать друг с другом и педагогами, что дает возможность для реализации поставленных целей и задач.
Используемая литература
1. Ю.А. Алексеев, М.Н. Зуев, В.Е. Ковалев. Государственные символы России. Москва, 2002.
2. А. Климентов. Народные промыслы. Изд. Белый город, Москва, 2007.
3. Детская энциклопедия. Журнал. Народные приметы. Сказки и сказочники. Хлебные истории, 2013.
4. Ресурсы интернета. Презентация «Русский народ».
Приложение
Практическая самостоятельная работа в малых группах.
1. Сегодня вам предстоит изготовить самые простые тряпичные куклы. Работать будем в “малых группах” – (интерактивные формы обучения). Задание по изготовлению оберегов каждая группа выбирает сама для себя. Задания проецируются на экране.
а) Изготовление свадебной куклы "Неразлучники" (Рис. 1)