Программа внеурочной деятельности интенсивный курс обучения по русскому языку
Программа внеурочной деятельности.
Пояснительная записка.
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой, - это сложная дисциплина, требующая большого труда, направленного в первую очередь на запоминание отдельных лексических единиц, именуемых «словарные слова». Первоначальные сведения о них дети получают в период обучения грамоте в начальных классах. В каждом из последующих классов количество слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, будет увеличиваться.
Отправляя ребёнка в плавание по безбрежному океану слов, мы надеемся «на авось». Но наша муштровка заученных слов не помогает ребёнку выработать лингвистическое чутьё, стать грамотным. Традиционная методика формального заучивания слов из словарика не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками, как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных заученным.Не исключением были и мои ученики. Анализируя работу по усвоению таких слов, я пришла к выводу, что полноценному усвоению словарных слов мешает пассивная роль детей, так как слово преподносилось и анализировалось мной, а ученики лишь списывали и заучивали его. Такое механическое заучивание лишь утомляло учащихся и не формировало у них интереса к языку. Актуальность работы обусловлено низким уровнем их речевого развития: на уроках русского языка и чтения мы часто сталкиваемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А ведь проблема лексической организации речи в последнее время занимает одно из ведущих мест в общем списке актуальных вопросов методики преподавания русского языка.Чтобы повысить процесс запоминания «трудных» слов и разнообразить работу по расширению речевого кругозора учащихся, предлагается данный дидактический материал.
Общение основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение на русском языке со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения гражданина Российской Федерации. В определённых жизненных ситуациях школьник (носитель тувинского языка) сталкивается с некими проблемами при общении на русском языке в определенных ситуациях. Эта проблема возникает у школьника (носителя тувинского языка) за счет нехватки словарного запаса в различных ситуациях при общении на русском языке. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения на русском языке и понимания и уважения их ценностей и культуры русского народа. Очень важно чтобы ученик мог сравнивать культуру тувинского и русского народов, а также свободно изъяснять свою мысль и говорить на русском языке.
Общение на русском языке выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
познание людьми друг друга.
Программа внеурочной (внеучебной) деятельности направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения на русском языке. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной (внеучебной) деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:
обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого на русском языке.
Основные мотивы общения:
потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
потребность в активной деятельности;
потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Цель: интенсивное обучение разговорному русскому языку.
Задачи:
-обогатить и довести до практического применения словарного запаса
-совершенствовать речевое развитие школьников через обогащение их лексическими средствами.
-помочь учащимся в восприятии и осознании смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
-формировать у учащихся способность орфографического навыка в процессе работы над «трудными» словами;
Данный материал рекомендуется использовать в виде планируемого в структуре урока для развития разговорной речи учащихся (словарной работы) длительностью от 35- 40 минут.
Формы занятий:
этические беседы,
ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,
Методы:
проигрывание и анализ жизненных ситуаций,
упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).
поведенческий тренинг,
лекции с обратной связью,
решение коммуникативных речевых задач,
работа в парах,
метод интервью,
проблемное обучение.
Программа рассчитана для учащихся 5-6 классов по 2 часа в неделю, программа реализуется за 68 часов в год и рассчитана на два года.
Главным условием на уроках по внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов должно быть максимальное погружение в языковую среду. Занятия должно проводиться в непринужденной обстановке, в форме диалога или игры с ребенком, чтобы у него не создавалось впечатления школьного урока.
Наиболее эффективными методами работы на занятиях являются:
Имитативный метод обучения, когда учащиеся повторяют за учителем фразы и предложения с целью добиться фонетической и грамматической правильности речи.
Прямой (активный) метод, когда второй язык усваивается как родной. Важно не анализировать, а употреблять. В этом методе установлен приоритет устной и письменной речи : умение строить и понимать речевые высказывания.
Аудиовизуальный метод, при котором используются слайды, картинки, кинофильмы, видео. Запоминание слова с опорой на рисунок, показ действия и т.д.
Натуральный метод. Язык усваивается через сознание и интуицию. Данный метод предполагает активное участие учащихся в коммуникации. Ребята слушают текст на определенную тему, которая определяется их интересами. Затем работают по тексту: обсуждение, постановка вопросов, игра, выполнение проблемных заданий. Педагог не участвует в обсуждении и в ходе общения детей наблюдает, записывает слова, которые вызывают у ребят трудности в их использовании. Затем анализируют вмести с учащимися.
Ситуативный метод. Запоминание речевых образцов в различных ситуациях. Учащиеся разыгрывают ситуации.
Метод действий. Усваивают новые слова и выражения через физические реакции на команды: покажи левую руку, согни правую руку и т.д.
Когнитивный, сознательно- практический методы, когда родной язык используется для объяснения нового материала и контрастивного описания лексики, но только в крайних случаях, когда нет возможности объяснить значение того или иного слова, выражения другими способами.
В качестве материалов на занятиях необходимо использовать загадки, пословицы, фразеологизмы, шарады, составлять и расшифровывать комиксы, киносценарии, мультфильмы.
Планируемый результат,
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
-Учащиеся будут знать все слова и выражения на русском языке из разговорника, а также уметь применять их в разговорной речи в различных ситуациях
Результаты освоения программы
1. Информационный уровень компетентности
Обучающийся понимает русскую речь и умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать русскую речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы на русском языке. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций на русском языке.
2. Деятельностный уровень компетентности
Обучающийся умеет участвовать в диалоге на русском языке; слушать и понимать русскую речь, высказывать свою точку зрения на события, поступки на русском языке. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила русского речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.
3. Творческий уровень компетентности
Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач на русском языке, строить сложные монологические высказывания на русском языке, владеет диалогической формой коммуникации
·(дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
Форма проверки:
В течении учебного года ученикам будут предложены различные ситуации, темы для беседы, диалоги, описания предметов, явлений для составления учениками устного сочинения.
Перечень оборудования для реализации программы
Для обеспечения программы необходим просторный учебный кабинет и минимальный уровень оборудования:
комплект карточек-сценариев, карточек - проблемных ситуаций и т.д.;
реквизит для сюжетно-ролевых игр;
компьютер и подборка музыкальных записей для сопровождения речевых ситуаций, коммуникативных сценок;
мультимедийный комплекс;
проектор и экран;
фото/видео камера.
Содержание примерной программы занятий среднего уровня подготовки может включать следующие темы:
Вводное занятие. Беседа о русском языке, его значении в жизни общества и каждого человека.
Это я / Биография. Выражение подлежащего одним словом: собственным и нарицательным существительными, местоимением, прилагательным и причастием. Произношением безударных гласных.
Дети учатся представлять себя в неофициальной обстановке, рассказывать свою биографию, устно составлять анкету. На примере чтения биографий известных людей узнают, что такое монолог.
Я и моя семья. Дети усваивают слова, связанные с семьей, родственными отношениями, работой, сферой деятельности родителей, бабушек, дедушек, свободным времяпровождением.
Моя школа. Зачем мне учиться? Идеальная школа для меня- это Что я знаю о школах других стран? История образования (как и когда появились школы, как получали образование раньше, все ли могли учиться). Мои школьные друзья. Предметы, которые мы изучаем. Школьные принадлежности.
Портрет человека. Характер человека, его внешний вид. Национальный характер.
Употребление предлогов в потоке речи. Сопоставление фразеологизмов русского и тувинского языков, связанных с представлениями о характере человека.
Уметь описывать внешний вид, его одежду, выражение лица, манеру поведения, характерные жесты, охарактеризовать его внутренний мир, раскрыть черты характера, составлять характеристику.
Знакомство. Дети узнают об этикетных нормах при знакомстве с новым человеком, о том, как обращаться к разным людям в различных ситуациях, что такое диалог, реплика. Когда можно обращать на «ты», а когда на «вы».
Одежда. Национальная одежда. Знакомство с русской и тувинской национальной одеждой по картинкам и /или по образцам. Как одевались раньше (панталоны, фрак, жилет, корсет, чепец) и как сейчас (джинсы, топик, капри, леггинсы, туники, бейсболки).
Названия элементов одежды. Этимология слов. Безэквивалентная лексика (рус.- кокошник, тув.- идики, тон, чувур и тд.). Обсуждение/презентация/выступления по темам «Из мира моды»
Мой дом, село, город. Достопримечательности родного села, города.
Моя республика, страна. Моя родина- Россия, Тува. Москва- столица России. Кызыл- столица Тувы.
Разговор по телефону. Дети узнают о специфике телефонного разговора, когда общение происходит только с помощью слов, а не мимики и жестов. Особенность такого общения- ориентация только на голос человека и интонацию, необходимо уловить каждое слово и быстро подобрать необходимые фразы для обратной реакции. Этикетные нормы телефонного разговора.
Отрицательные формы предложений. Родительный падеж в отрицательных (безличных) предложениях. Работа над произношением.
Идем в гости. Узнают, как ходят в гости в России, Туве, Англии др. Этикет и традиции поведения в гостях у разных народов. Русские и тувинские фразеологизмы, пословицы и поговорки о гостях.
Просмотр мультфильма «Винни-Пух идет в гости». Обсуждение. Чтение рассказа Зщенко «Золотые слова» или другого по усмотрению учителя.
В магазине. Этика поведения в общественных местах. Какие магазины бывают(продовольственный, хозяйственный, магазин одежды, обуви, канцелярских товаров, супермаркет, минимаркет). Что мы можем в них купить?
В столовой/ кафе. Русская и тувинская национальная кухня. Знакомство с русской и тувинской национальной кухней. Изменения в образе питания россиян. Еда в нашей семье. Лексика связанная с темой (кушать, есть, отведать, ланч, столовые приборы). Уметь рассказывать о любимом блюде, его рецепте.
В кино, театре. Этикет поведения в театре, в кино. Знакомство с лексикой этой сферы (партер, гардероб, бельэтаж, контролер, галерка итд.)
Спорт. Здоровье. Лечебные учреждения. Каникулы. Выходной день места отдыха. Утренняя зарядка. Правила гигиены. Составлять свой распорядок дня.
Природа. Времена года. Охрана природы. Животный и растительный мир.. природные богатства России, Тувы. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание. Времена года. Природа в произведениях русских (и не только) писателей, художников, композиторов.
Отдых в деревне. В гостях у бабушки с дедушкой. На летней стоянке. Описание природы, летнего, зимнего отдыха.
Свободное время. Хобби Увлечения. Какие виды хобби предпочитают разные народы.
Моя любимая книжка/ любимый писатель. Значение чтения. Нужно ли человеку читать или достаточно смотреть фильм?
Вокруг света. Страна, в которую я хочу поехать. Город моей мечты.
Названия стран, городов, национальностей, как правильно склонять эти названия.
Структура примерной программы
Учебно-тематический план
5 класс
№ занятия
Тема
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Значение русского языка в нашей жизни. Что такое этикет. Знакомство.
1
Практическая часть занятия
1
2.
Этикетные выражения при знакомстве.
1
Практическая часть занятия
1
3.
Поведение за столом.
1
Практическая часть занятия
1
4.
У тебя в гостях друг. Поведение в гостях.
1
Практическая часть занятия
1
5.
Чем занять гостя. Прощание с гостем.
1
Практическая часть занятия
1
6.
Ролевая игра в “гости”.
1
Практическая часть занятия
1
7.
Утреннее приветствие.
1
Практическая часть занятия
1
8.
Прощание перед сном.
1
Практическая часть занятия
1
9.
Об уступчивости.
1
Практическая часть занятия
1
10.
Вежливая просьба. Вежливый отказ.
1
Практическая часть занятия
1
11.
Ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”.
1
Практическая часть занятия
1
12.
Поведение в общественном транспорте.
1
Практическая часть занятия
1
13.
Поведение в театре, кино, цирке, на концерте.
1
Практическая часть занятия
1
14.
Поведение в поликлинике, парикмахерской.
1
Практическая часть занятия
1
15.
Поведение в детской библиотеке.
1
Практическая часть занятия
1
16.
Поведение в магазине.
1
Практическая часть занятия
1
17.
Поведение в общественных местах.
1
Практическая часть занятия
1
18.
Этикет. Основные правила знакомства.
1
Практическая часть занятия
1
19.
Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми.
1
Практическая часть занятия
1
20.
Поведение за столом. Сервировка стола к чаю.
1
Практическая часть занятия
1
21.
Нормы поведения дома.
1
Практическая часть занятия
1
22.
Чем занять гостя. Игры и развлечения.
1
Практическая часть занятия
1
23.
Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник.
1
Практическая часть занятия
1
24.
Как слушать музыку.
1
Практическая часть занятия
1
25.
Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия)
1
Практическая часть занятия
1
26.
Умение понимать другого.
1
Практическая часть занятия
1
27.
Как писать письма, поздравления.
1
Практическая часть занятия
1
28.
Одежда. Искусство одеваться..
1
Практическая часть занятия
1
29.
Поведение в общественном месте. Выработка правил поведения.
1
Практическая часть занятия
1
30.
Культура общения с телом – гигиена.
1
Практическая часть занятия
1
31.
Поведение в лесу. Общение с природой.
1
Практическая часть занятия
1
32.
Мое поведение.
1
Практическая часть занятия
1
33.
Культура общения.
1
Практическая часть занятия
1
34.
Поведение человека и культура общения.
1
Итоговое зачетное занятие
1
6 класс
№
занятия
Тема
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Значение русского языка в нашей жизни. Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка.
1
Практическая часть занятия
1
2.
Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону.
1
Практическая часть занятия
1
3.
Поведение за столом. Сервировка стола к обеду.
1
Практическая часть занятия
1
4.
Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать.
1
Практическая часть занятия
1
5.
Комплименты. Искусство делать комплименты.
1
Практическая часть занятия
1
6.
Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник. Семейное торжество.
1
Практическая часть занятия
1
7.
Спорт. Здоровье.
1
Практическая часть занятия
1
8.
Неловкие ситуации.
1
Практическая часть занятия
1
9.
Черты характера.
1
Практическая часть занятия
1
10.
Внешний вид.
1
Практическая часть занятия
1
11.
Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды.
1
Практическая часть занятия
1
12.
Навещаем больного. Утешение, подбадривание.
1
Практическая часть занятия
1
13.
Как сформировать полезные привычки.
1
Практическая часть занятия
1
14.
Общение с природой. Экология природы и человека.
1
Практическая часть занятия
1
15.
Что такое дружба, товарищество.
1
Практическая часть занятия
1
16.
Правила хорошего тона, дурной тон.
1
Практическая часть занятия
1
17.
Поведение в общественных местах и на природе.
1
Практическая часть занятия
1
18.
Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства.
1
Практическая часть занятия
1
19.
Отдых в деревне.
1
Практическая часть занятия
1
20.
Поведение за столом.
1
Практическая часть занятия
1
21.
Правила общения. Воспитанность. Красота внешняя и внутренняя.
1
Практическая часть занятия
1
22.
Описание друга.
1
Практическая часть занятия
1
23.
Почему ты нравишься окружающим или нет.
1
Практическая часть занятия
1
24.
Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости.
1
Практическая часть занятия
1
25.
Монолог. Диалог. Беседа.
1
26.
Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу?
1
Практическая часть занятия
1
27.
О чем говорит внешний вид.
1
Практическая часть занятия
1
28.
Вокруг света
1
Практическая часть занятия
1
29.
Умение вести себя в путешествии
1
Практическая часть занятия
1
30.
. Женственность девочек. Мужественность мальчиков.
1
Практическая часть занятия
1
31.
Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи.
1
Практическая часть занятия
1
32.
Традиции разных народов.
1
Практическая часть занятия
1
33.
Деловой этикет.
1
Практическая часть занятия
1
34.
Личность как самоценность в процессе общения.
1
Итоговое занятие.
1
Использовано литература:
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Заголовок 1*ђЗаголовок 2*ђЗаголовок 3ЅђЗаголовок 5qђЗаголовок 715