Доклад на тему Информационная компетентность учителя – одно из условий эффективности современного урока.
Информационная компетентность учителя – одно из условий эффективности современного урока.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Ученики средней школы зачастую общаются с компьютером свободнее, чем многие учителя. Но ребята воспринимают компьютер чаще всего как игрушку, средство развлечения, придя же на урок, дети знакомятся с компьютером в другом аспекте.
Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к учителю, его профессиональной компетентности, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ1 -компетентность.
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.
ИКТ-грамотность - это умение «нажимать на кнопки», знания о том, что такое персональный компьютер, программные продукты, компьютерные сети (в том числе Интернет), каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их использованием.
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении.
Урок — это искусство. Учитель должен быть художником своего урока, т.е. сценаристом, режиссером, актером и критиком.
В своей работе можно использовать компьютер, как средство обучения на различных уроках.
Объяснение нового материала
Электронные учебники;
Мультимедийные презентации;
Энциклопедии
Для контроля и оценки знаний, умений и навыков
Для контроля знаний учащихся использую тесты, как на бумажных носителях, так и на интерактивных. Для 5-6 классов тесты в виде игры созданных в презентации. По окончанию изучения темы проходит зачет виде теста, устного опроса или контрольной работы. при помощи он-лайн тестов из сети Интернет.
На этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
При закреплении многих тем курса эффективной технологией является использование на уроках обучающих компакт-дисков.
На уроках закрепления нового разработала лабораторные работы по теме «Электронные таблицы», «Базы данных», «Текстовый редактор Word». По теме «Система счисления» разработала разноуровневые проверочные и контрольные работы.
По графическому редактору и электронным таблицам разработана рабочая тетрадь для учащихся, где они выполняют практические задания оценивают свои возможности по пятибалльной шкале.
Для подготовки домашнего задание
Творческие задания
Кроссворды
Рефераты, доклады
Презентации
Самообучение
Так же на уроках я использую готовые цифровые образовательные ресурсы школьной медиатеки.
Чаще всего я использую презентации созданные мною лично и готовые презентации, найденные в сети Интернет, но адаптированные под мои классы.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными и динамичными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися Подготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования школьников. Владение мультимедиа технологией – это важнейшая особенность, смысл которой в том, что она помогает учителю значительно расширить возможности представления разного типа информации на уроке
информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями. Они:
выступают как источник информации;
повышают степень наглядности;
организуют и направляют восприятие;
наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся;
создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;
создают положительную мотивацию;
это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного уровня.
Направления использования ИКТ
- составление календарно-тематического планирования по моим предметам,
- создание методических копилок,
Использование ЦОР на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся. Таким образом, использования ЦОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.
Можно создать свои лаборатории:
Пакет контрольных работ по каждой теме;
Пакет самостоятельных работ по математике и информатике, по алгебре и геометрии по каждой теме;
Пакет письменных опросов по информатике по каждой теме по каждому классу;
Пакеты лабораторно-практических работ по информатике по каждой теме по каждому классу;
Пакет тестов по информатике по каждой теме по каждому классу;
Копилка план-конспектов открытых уроков по математике, по алгебре, по геометрии и по информатике.
- создание мультимедиа приложений:
Копилка презентаций к урокам по математике, по алгебре, по геометрии и по информатике;
Копилка презентаций к выступлениям на педсоветах, методический объединениях по математике и информатике, на районных и областных семинарах;
Копилка презентаций к урокам физики, химии, немецкого языка и музыки, созданных как мною, так и вместе с соответствующими учителями;
оказание технической поддержки при создании презентаций к урокам, к выступлениям, к концертам и т.п.
Шаблоны к плану воспитательной работы;
Шаблоны отчетной документации классного руководителя;
Разработки классных часов для учащихся и классных родительских собраний.
- создание мультимедиа приложений к классным часам:
Копилка презентаций к классным часам.
Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации.
Для улучшения качества образования и воспитания, результативности обучения можно проводить мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся как при помощи интерактивных тестов.
Учитывая возможности современного компьютера, информационные технологии в обучении можно использовать для достижения следующих целей:
При актуализации опорных знаний (разнообразные тренажеры));При изложении нового материала – визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; презентации в Power Point);
Закрепление изложенного материала (разнообразные тренинги, тесты с последующей проверкой, викторины, лабораторно-практические работы);
Контроль и оценивание уровня достижений учащихся по изученной теме (самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, письменные опросы).
Тренировка конкретных способностей учащихся (внимания, памяти, мышления и т.д.)