Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Школа цветоводов в 5 классе в соответствии с ФГОС



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 с. Екатериновка
«Утверждаю»
И.О. директора МБОУ СОШ № 27
Приказ от___________________№________
______________ /Ивко Т.В./


Рабочая программа
по внеурочной деятельности
в 5 классе
по общекультурному направлению
«Школа цветоводов»
Количество часов - 35
Педагог дополнительного образования Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования, разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта  второго поколения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа объединения «Юный цветовод» познакомит учащихся с различными видами комнатных растений и основными условиями их роста и развития, способами размножения, научит правильно ухаживать за комнатными растениями, готовить земельные смеси для посадки, а так же научит как бороться с вредителями этих растений.
В России существует многовековая традиция: украшать жилища, строения не только резьбой, коваными балконами, витиеватой изгородью, но и великолепными цветниками. Такую традицию русские заимствовали у европейских государств.
Целью прохождения настоящего курса является
создание условий для развития и применения творческого потенциала в области цветоводства
В ходе её достижения решаются задачи:
освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;
овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними;
воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное
Общая характеристика учебного предмета
Сад считался защитником дома, его добрым духом.
Цветы – это взрыв красоты, фантазии, чувств. Ребёнок, не умеющий говорить, обязательно тянется ручкой к цветку.
А взрослый обязательно скажет: «Рвать нельзя, он живой!»
Так ребёнок постигает красоту окружающего мира. А потом очень важно не только научить беречь всё прекрасное, созданное природой и человеком, но и научить самому создавать красоту. Человек, вырастивший цветок, никогда уже не причинит вреда живому. Создавая клумбы, цветники, дети на опыте смогут понять, что каждый цветок уникален, неповторим, как, впрочем, и все живые организмы.
Общение с растениями непременно оставят неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка, его интеллектуальное развитие, творческое воображение.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы духовного развития личности, творческих способностей детей.
Необходимость введения курса  обусловлена деятельностным подходом в обучении, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Особенность изучаемого курса состоит в тесном
общении с природой., что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала.
Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы - вот предназначение курса «Моя первая клумба».
Украсить цветами открытку, сумочку, изготовить прекрасный букет, создать макет детского городка и украсить его цветущим садом. Интересно придумать и соорудить детский дворик с клумбами разных форм, дорожками, причудливыми аллеями. А можно создать мир сказки, например, «Садик для феи», «Королевство цветов».
Дети научатся не только ухаживать за растениями, но и выращивать их, различать сорта цветов, их разновидности.
Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребёнка.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.
Программа «Школа цветоводов» разработана и предназначена для обучающихся 5 класав общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго поколения.
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:
- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
- создание условий для самореализации;
- интеграция личности в национальную культуру;
- учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Виды деятельности и предполагаемые формы
● Практическое изучение строения растений
● Конструирование из разных материалов
● Рисование с натуры и по воображению
● Лепка по воображению
● Игровые программы
● Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
● Эксперимент
● Исследование объекта
● Наблюдения
● Ведение дневников наблюдения
● Проектная деятельность
● Коллективные разработки
● Экскурсии
Содержание программы
Цветочный мир Земли (5 часов)
«Цветочный мир Земли» (просмотр слайдов). Реальность и фантазия. Мифы и легенды о цветах (роза, гиацинт, нарцисс). Какие бывают ботанические сады?
Экскурсия на природу.
Ландшафтный дизайн ( 8 часов)
Виды ландшафтных композиций. Ландшафтный дизайн. Европейский дизайн. Восточные традиции дизайна. Дизайнерское искусство Японии. Дизайн садов Греции, Италии. Дизайн открытого пространства сада. Дизайн закрытого пространства сада. Макет из разных материалов «Сад для феи», «Королевство цветов». Макет «Сад моей мечты»
Планирование цветочного участка ( 8 часов)
Правила планирования цветочного участка. Проект участка в зависимости от типа местности и состава почвы. Лепка. Пластилин. Дизайнерское оформление участка. Макеты из разных материалов. «Солнечные» и «Тенистые» клумбы. (просмотр слайдов). Клумбы, расположенные на солнечной местности. Клумбы на тенистом участке. Цветовая схема клумб. Создание цветовых схем клумб.
Подарим жизнь (3 часа)
Выбор цветов для клумбы. Отбор семян. Посев семян. Правила безопасности при работе с инвентарём.
Уход за ростками.
Моя первая клумба (11 часов)
Планирование проектной деятельности. Конкурс разработок проектной деятельности. Лучший дизайнерский проект. Реализация проектов: «Королевство цветов», «Цветочная горка», «Школьный двор». Выбор материалов.
Подготовка участка к высадке ростков. Выбор дизайнерского оформления. Реализация проекта. Дизайнерский отчёт «Праздник первой клумбы»
Календарно - тематическое планирование
№ Наименование разделов и тем Кол-во часов Дата проведения
1 четверть – 9 часов
«Цветочный мир Земли» - 5 часов
1 «Цветочный мир Земли». Просмотр слайдов. 1 05.09
2 Экскурсия на природу 1 12.09
3 Реальность и фантазия
Мифы и легенды о цветах (гиацинт, нарцисс, роза, гвоздика…) 1 19.09
4 Экскурсия на площадь «Дизайн клумб» 1 26.09
5 Какие бывают ботанические сады. Просмотр слайдов. 1 03.10
Ландшафтный дизайн - 4 часа
6 Виды ландшафтных композиций. Просмотр слайдов. 1 10.10
7 Ландшафтный дизайн. Европейский дизайн. Восточные традиции дизайна. 1 17.10
8 . Дизайнерское искусство Японии. 1 24.10
9 Дизайн садов Греции, Италии. 1 31.10
2 четверть - 7 часов
Ландшафтный дизайн (продолжение) - 4 часа
10 Дизайн открытого пространства сада. 1 14.11
11 Дизайн закрытого пространства сада. 1 21.11
12 Макет из разных материалов «Сад для феи», «Королевство цветов» 1 28.11
13 Макет «Сад моей мечты» 1 05.12
Планирование цветочного участка - 3 часа
14 . Правила планирования цветочного участка. 1 12.12
15 Проект участка в зависимости от типа местности и состава почвы. Лепка. Пластилин. 1 19.12
16 Дизайнерское оформление участка. Макеты из разных материалов 1 26.12
3 четверть - 10 часов
Планирование цветочного участка (продолжение) - 5 часов
17 «Солнечные» и «тенистые» клумбы. (Просмотр слайдов) 1 16.01
18 Клумбы, расположенные на солнечной местности. 1 23.01
19 Клумбы на тенистом участке 1 30.01
20 Цветовая схема клумб. 1 06.02
21 Цветочная схема клумб. Создание цветовых схем. 1 13.02
«Моя первая клумба» - 5 часов
22 Проектная деятельность. Планирование. 1 20.02
23 Проектная деятельность. Конкурс разработок. 1 27.02
24 Проектная деятельность. Конкурс на лучший дизайнерский проект. 1 05.03
25
26 Реализации проекта
(«Королевство цветов», «Цветочная горка, «Школьный двор»). Материалы, сроки, помощники. 2 12.03
19.03
4 четверть - 9 часов
«Подарим жизнь» - 3 часа
27 Выбор цветов для клумбы. Отбор семян, посев 1 02.04
28 Правила работы с инвентарём. 1 09.04
29 Уход за ростками. 1 16.04
«Моя первая клумба» - 6 часов
30
31 . Подготовка участка к высадке ростков. 2 23.04
30.04
32 Выбор дизайнерского оформления 1 07.05
33 Реализация проектной деятельности. 1 14.05
34 . Реализация проектной деятельности. 1 21.05
35 . Дизайнерский отчёт «Праздник первой клумбы »1 28.05
Всего: 35 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
1. Агишева Т. А., Сарафанова Н. А., Леванова М. Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т. А., Сарафанова Н. А., Леванова М. Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада
2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic. *****/dic. nsf/enc3p/114882.html
3. Бофорт М., Николас Д., Гловер Д. Клумбы в вашем саду. [Текст]: Бофорт М., Николас Д., Гловер Д.// Клумбы в вашем саду. – М: Мир книг.-2009.
4. Дишук Н. И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н. И.// Календарь - справочник садовода и огородника.- 2009. - №7. – с.49-53.
5. Кузеванов В. Я. Ботанические сады как экологические ресурсы развития цивилизации. [Текст]: Кузеванов В. Я //Труды Томского государственного университета Томск.- 2010.- с.
6. Кузеванов В. Я. Ботанические сады как экологические ресурсы в глобальной системе социальных координат. [Текст]: Кузеванов В. Я.// Ландшафтная архитектура и дизайн – 2010.- № 2 .- с. 7 – 11.
7. Митт Л. Приусадебное декоративное цветоводство. [Текст]: Митт Л. //Приусадебное декоративное цветоводство.- М: - Колосс.- 1973.
8. Тавлинова Г. К. Приусадебное цветоводство. [Текст]: Тавлинова Г. К. //Приусадебное цветоводство. Санкт-Петербург.- Агропромиздат.-1996.
9. Тулинцев В. Г., Белый А. И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В. Г., Белый А. И. // Цветоводство для всех.-Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.
10. Хессайон Д. Г. Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями. [Текст]: Хессайон Д. Г.// Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями.- М: - Кладезь –Букс.- 2009.
Для обучающихся:
1. Агишева Т. А., Сарафанова Н. А., Леванова М. Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т. А., Сарафанова Н. А., Леванова М. Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада.- 2008
2. Тулинцев В. Г., Белый А. И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В. Г., Белый А. И.// Цветоводство для всех.- Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.
3. Ляхов П. Р. Всё о растениях. [Текст]: детская энциклопедия / П. Р. Ляхов. Я познаю мир. М: АСТ, 2005. - С. 252.
Результаты освоения курса
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате реализации программы обучающиеся должны знать/понимать:
- виды почв;
- правила ухода за садовыми и клумбовыми растениями;
- виды ландшафтных композиций;
- правила ухода за цветочными участками;
- произрастание растений в разных климатических зонах;
Уметь:
- выполнять посадку растений;
- правильно пользоваться клумбовым инвентарём;
- создавать собственные проекты оформления участков;
- подбирать дизайнерское оформление
- подготавливать участок для посадки;
- реализовывать проекты
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся
Познавательные: умение воспринимать необходимый спектр знаний, получать дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности. Умение распределять материал по направлениям, блокам.
Регулятивные: применять практические и интеллектуальные умения в конструктивных работах с учётом замысла, пользоваться различными приёмами самоконтроля, самооценки; решать творческие, нестандартные задачи.
Личностные: пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.
Метапредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить связи между информационными блоками..Коммуникативные: умение различать объективное и субъективное отношение к объекту, к вопросу, выражать своё отношение к предмету изучения, высказывать оценочные суждения с опорой на факты, доводы, примеры. Решать возникающие вопросы в диалоге.