Рабочая программа театрального кружка 5-9 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по театральному кружку «Скрытые занавесом» для 5-9 классов (далее кружок) разработана на основе духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8». Программа соответствует ООП ООО МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8».
Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год обучения.
Планируемые результаты
Основная цель программы формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости, развитие творческого потенциала и общекультурного кругозора, способной активно воспринимать искусство.
Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:
- формировать положительные эмоции, активизировать познавательный интерес, развивать интерес к сценическому искусству;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развивать дикцию, пополнять словарный запас;
- работать над развитием музыкального слуха;
- развивать творческие способности, воображение и образное мышления, навыки вежливого обращения с партнёрами по сцене;
- освоить технические приёмов владения своим телом, умение держаться на сцене, совершенствовать гибкость и выносливость
- способствовать патриотическому воспитанию учащихся.
На занятиях кружка учащиеся поэтапно, соответственно возрасту, учатся создавать сценические образы. Каждый последующий этап предусматривает усложнение характера сценического героя, его места в спектакле, увеличение объёма речи.
Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:
- ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);
- культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);
- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).
Занимаясь в театральном кружке, дети научатся следующим умениям и навыкам:
- ориентироваться в пространстве;
- уметь запоминать ролевые слова;
- находить нужные позы и действия;
- уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
- уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
- уметь строить диалог с партнёром.
Учащиеся узнают, как/познакомятся:
с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; развивать интерес к сценическому искусству; воспитывать культуру поведения в театре
Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей
Развивать фантазию, воображение, образное мышление, зрительное и слуховое внимание, память, находчивость, наблюдательность средствами театрального искусства. Активизировать познавательный интерес.
Формировать нравственно–эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра. Развивать речевое дыхание и артикуляцию. Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства, пополнить словарный запас. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться
Развивать чувство ритма и координацию движения.
Помочь другим детям преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера
Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.
Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:
- просмотр инсценировок, подготовленных учащимися;
- участие в тематических праздничных программах в школе.
Содержание кружка
Вступление (3 ч)
Прослушивание – выразительное чтение басен Крылова. Знакомство с членами кружка. Упражнение на развитие внимания.
Ритмопластика (3 ч)
Значение пластичности в театральном искусстве
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Формы пластичности. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
Практические занятия по пластичности
Речевая гимнастика (3 ч)
Дыхание в звучащей речи. Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Звукоподражание. Игры и упражнения, направленные на звукоподражание.
Дикция в звучащей речи. Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Логика речи. Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера (где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: «Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.
Гигиена в голосе. Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Театр (2 ч)
Театр как вид искусства. Знакомство учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности.
Техника грима (2 ч)
Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица.
Постановка спектакля I полугодие (26 ч)
«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.
По итогам кастинга на лучшие актерские способности выбираются главные исполнители. Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.
Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
Индивидуальная подготовка главных исполнителей, отрабатывание мезансцены.
Повторное обращение к тексту пьесы.
Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.
Культура общения (9 ч)
Культура поведения в театре.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Постановка спектакля II полугодие (14 ч)
Изучение произведений на военную тему. Анализ произведений детьми и их подготовка к исполнению. При анализе произведений обогащается словарный запас, при выборе художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Практические занятия по обыгрыванию сюжета. Игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Сценическая речь (8 ч)
Изучение особенностей импровизаций на сцене. Значение образной речи. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики
Логика поведения героя. Учащиеся выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное.
Особенности спектакля. Спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Беседа об уважение к труду артистов, режиссеров, постановщиков и других лиц, задействованных в постановке.
Тематическое планирование
№ п/п Тема занятия Кол-во час Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Дата проведения
План Факт
Вступление (3 ч)
1 Прослушивание. Знакомство 1 6.09 2,3 Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). 2 Ролевая игра. Участие в беседе.
Дискуссия. 7.09,13.09 Ритмопластика (3 ч)
4 Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. 1 Участие в беседе.
Дискуссия.
Элементы тренинга.
Практикум 14.09 5,6 Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) 2 Ролевая игра 20.09,21.09 Речевая гимнастика (3 ч)
7 Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата 1 Ролевая игра. 27.09 8,9 Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало») 2 Участие в беседе.
Дискуссия.
Элементы тренинга.
Практикум 28.09,4.10 Театр (2 ч)
10,11 Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» 2 Участие в беседе.
Элементы тренинга.
Практикум. 5.10,11.10 Техника грима (2 ч)
12,13 Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица. 2 Участие в беседе.
Дискуссия.
Элементы тренинга.
Практикум. 12.10,18.10 Постановка спектакля I полугодие (26 ч)
14,15 Знакомство со сценарием сказки «Волшебный посох» 2 Участие в беседе.
Дискуссия.
Элементы тренинга.
Практикум 19.10,25.10 16,17 Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. 2 Работа с раздаточным материалом
Практикум 18,19 Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. 2 Работа с раздаточным материалом
Участие в беседе.
Дискуссия 20,21 Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) 2 Участие в беседе.
Дискуссия.
Элементы тренинга.
Практикум 22,23 Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) 2 Участие в беседе.
Дискуссия.
Элементы тренинга.
Практикум 24,25 Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) 2 Участие в беседе.
Дискуссия.
Элементы тренинга.
Практикум 26 Изготовление афиш/история создания афиш 1 Слушание объяснений учителя
Самостоятельная творческая работа (краски, карандаши) 27,28 Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. 2 Практикум 29,30 Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. 2 Элементы тренинга.
Практикум 31-33 Выступление со спектаклем перед учениками школы/группой продленного дня 3 Практикум 34 Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). 1 Анализ/Самоанализ 35-39 Просмотр спектакля «Двенадцать месяцев», «Снегурочка» 5 Просмотр учебных фильмов. Анализ Культура общения (9 ч)
40,41 Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). 2 Участие в беседе.
Дискуссия.
Элементы тренинга.
Практикум 42,43 Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). 2 Практикум 44 Привычки дурного тона. (Этикет) 1 Слушание объяснений учителя 45 Игра «Я пришел в театр», «Что можно взять с собой в театр?» 1 Ролевая игра 46 Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. 1 Слушание объяснений учителя 47-48 Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «Шестое чувство») 2 Слушание объяснений учителя
Участие в беседе.
Дискуссия. Постановка спектакля II полугодие (14 ч)
49 Знакомство со сценарием сценки «Не вернувшиеся с фронта» 1 Работа с художественной литературой. Дискуссия 50,51 Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение диалогов 2 Чтение 52 Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. 1 Участие в беседе.
Дискуссия.
Практикум
Совместная творческая работа (краски, карандаши) 53-55 Отработка ролей (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) 3 Практикум
Самостоятельная творческая работа (краски, карандаши) 56,57 Подбор музыкального сопровождения к сценарию. Репетиция. 2 Практикум 58 Изготовление афиш, плакатов 1 Самостоятельная творческая работа (краски, карандаши) 59,60 Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. 2 Практикум 61,62 9 мая-День Победы! Выступление на школьном мероприятии 2 Практикум Сценическая речь (8 ч)
63 Импровизация в работе актера 1 Слушание объяснений учителя
Участие в беседе.
Дискуссия. 64 Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский) 1 Слушание объяснений учителя
Участие в беседе.
Дискуссия. 65 Особенности спектакля 1 Слушание объяснений учителя
Участие в беседе.
Дискуссия. 66 Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы). 1 Практикум.
Элементы тренинга. 67,68 Показать сценический этюд «Диалог» – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака) 2 Практикум 69 Анализ мимики своего лица. 1 Самоанализ 70 Анализ работы за год 1 Анализ и самоанализ