Рабочая программа театрального кружка в школе (5-7 классы)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по театральному кружку для 5-7 классов разработана на основе духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Ликино-Дулёвская средняя общеобразовательная школа №5». Программа соответствует учебному плану МБОУ «Ликино-Дулёвская средняя общеобразовательная школа №5» на 2015-2016 гг.
Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты.
Актуальность программы обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству. Отличительной особенностью данной программы является интеграция различных видов деятельности (вокал, хоровое пение, актёрское мастерство).
Основная цель программы формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости, развитие творческого  потенциала и общекультурного кругозора, способной активно воспринимать искусство.
Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:
- формировать положительные эмоции, активизировать познавательный интерес, развивать интерес к сценическому искусству;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развивать дикцию, пополнять словарный запас;
- работать над развитием музыкального слуха;
- развивать творческие способности, воображение и образное мышления, навыки вежливого обращения с партнёрами по сцене;
- освоить технические приёмов владения своим телом, умение держаться на сцене, совершенствовать гибкость и выносливость
- способствовать патриотическому воспитанию учащихся.
Принцип построения программы.
На занятиях кружка учащиеся поэтапно, соответственно возрасту, учатся создавать сценические образы. Каждый последующий этап предусматривает усложнение характера сценического героя, его места в спектакле, увеличение объёма речи.
Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год обучения.
Формы занятий.
Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Методы работы на занятиях.
Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:
- ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);
- культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);
- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.
Ожидаемые результаты.
Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:
- ориентироваться в пространстве;
- уметь запоминать ролевые слова;
- находить нужные позы и действия;
- уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
- уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
- уметь строить диалог с партнёром.
Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.
Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:
- просмотр инсценировок, подготовленных учащимися;
- участие в тематических праздничных программах в школе.
Планирование театрального кружка 2 группы (68часов).
№ Дата Тема Теория (час) Практика (час) Всего часов по теме
план факт 1-2 Театральная игра. Вводное занятие «С чего начинается театр?»  1 1 2
3-4 Правила поведения в театре 1 1 2
5-6 В мире театра. Драматический театр 1 1 2
7-8 В мире театра. Музыкальный и кукольный театр. 1 1 2
9-10 В мире театра. Академический театр. 1 1 2
11-12 Театральные профессии 1 1 2
13 Вводный курс. Актерское мастерство 1 1
14-15 Выразительность чтения стихов 1 1 2
16-17 Выразительное чтение по ролям 1 1 2
18 Выразительные средства актера 1 1
19 Разновидности средств актёрского искусства 1 1
20 Культура поведения в театре 1 1
21-22 Разновидности ролей: Главные и второстепенные роли. 1 1 2
23-24 Театральная азбука. 1 1 2
25 В оперном театре 1 1
26-27 Отработка диалогов 1 1 2
28 Общественное назначение театра. 1 1
29 Стихи и песни о театре 1 1
30-31 Театральная труппа 1 1 2
32-33 Защитники отечества 1 1 2
34-35 Предназначение актерского грима 2 2
36 Актёры кино 1 1
37-38 Стихи и песни о театре 1 1 2
39-40 Ошибки театральной игры 1 1 2
41 Техника речи 1 1
42-43 Координация движений 1 1 2
44 «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры» 1 1
45-46 Этюд с предметами 2 2
47-48 Беспредметный этюд 2 2
49-50 Работа актера на сцене 2 2
51-52 Работа актера за сценой 2 2
53-54 Веселые сочинялки. 1 12
55-56 Техника речи 1 1 2
57-58 Общественное назначение театра. 2 2
59-60 Как можно чувствовать другого актёра? 1 1 2
61-62 Публичное выступление 1 1 2
63-64 Этикетные формулы 1 1 2
65-66 Задачи театра во время Великой Отечественной войны 2 2
67-68 Итоговое занятие. 1 1 2
Итого: 40 28 68