Занятие по внеурочной деятельности на тему Мир кукольного театра (1 класс)
Занятие по внеурочной деятельности театральной студии
« В гостях у сказки»
Тема: «Мир кукольного театра»
Цели:
Дать детям представление о театре, познакомить с видами театральных кукол;
Формировать устойчивый интерес к кукольным спектаклям;
Учить детей использовать мимику, жесты во время этюдов;
Совершенствовать умения собирать картинку коллективно, согласовывать действия;
Развивать правильную речь, мышление;
Воспитывать любовь к театру.(Звучит аудиозапись «Где водятся волшебники» муз . М.Минкова)
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие наше будет необычным, в нем будет много интересного и даже можно сказать волшебного.
А теперь, ребята, я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть, а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать) и хлопнуть в ладоши тех, кто любит сказки. Ребята, я рада, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите сказки, любите играть и фантазировать, ведь именно этим мы и будем с вами сейчас заниматься. И так я приглашаю вас в увлекательный мир – мир кукольного театра.
-Кукольный театр – какие у вас возникают ассоциации с этим словосочетанием? А кто из вас видел кукольный спектакль? Какой? Какие впечатления (понравился и почему)? Актеркто это? –Как вы думаете, о чем мы будем говорить и что делать?
Сообщение целей и задач занятия:
-Сегодня, ребята, мы познакомимся с различными видами театральных кукол, узнаем люди каких профессий работают над созданием кукольного спектакля, а также каждый попробует себя в роли актера, а кто захочет и в роли декоратора (художника оформителя), и в роли костюмера (модельера). А я хочу пробудить в вас интерес к кукольному театру, заразить вас магией этого вида искусства, приобщить вас к миру прекрасного, разбудить вашу фантазию и творческие способности, помочь вам поверить в себя и свой успех.
-Какие виды кукол вы знаете? Давайте посмотрим, какие виды театральных кукол существуют.(презентация) Взгляните на экран. Что мы видим? Занавес, а что это за маски? А сейчас взгляните на экран. Как вы думаете что это? Правильно, это кукла из кукольного театра, она одевается на руку. И называется она как? Правильно, Петрушка.
Кукольный театр появился ещё в Древнем Риме. Затем местом его расцвета стала Италия. Главным героем итальянского театра стал весёлый Пульчинелла. Вскоре кукольный театр распространился по всем странам Европы. Во Франции любимцем зрителей стала кукла Полишинель, французский брат русского Петрушки, в Англии - Панч, в Германии – Касперле, в Чехии- Кашпарек, а в России главной куклой стал Петрушка. Все эти куклы – ближайшие родственники нашего Петрушки. Петрушка в театре личность очень известная. Можно сказать, что с него начинался театр.
Такие виды кукол называют- перчаточные. Почему они так называются? Перчаточных кукол независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа стал знаменитый Петрушка.
Разновидностью перчаточной куклы являются куклы- Пальчиковые. Почему они так называются? Эти куклы делаются очень просто. Такие куколки вполне подойдут для представления за небольшой настольной ширмой. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. А также пальчиковую игрушку можно изготовить из бумаги, связать спицами или крючком, а можно и сшить из ткани или меха.
Следующей разновидностью кукол являются куклы- Тростевые - Почему они так называются? Тростевая кукла получила свое название от тростей с помощью которых актер управляет ее движениями. Туловище актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Тростевая кукла крупнее перчаточной. Работать с ней, гораздо, сложнее.
Следующей разновидностью кукол являются - Куклы -тени . Как вы думаете, почему они так называются? Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока – Корея, Китай, Япония, Индонезия, индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Силуэты кукол делаются из картона. А еще нужен плоский экран и освещение. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.
- Марионетки – куклы на ниточках . Кукла –марионетка управляется актером-кукловодом сверху с помощью нитей или металлического прута. Кукла-марионетка должна быть очень подвижной в суставах, тогда ее можно заставит делать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера. Планшетная или паркетная кукла - это театральная кукла, которая "умеет ходить" по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название.
Куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее.
С помощью каких средств актер может передать настроение? Мимика, жесты, речь. -Итак, ребята, давайте проведем небольшую артистическую разминку, чтобы потренировать нашу мимику, жесты, пластику движений и речь.
Поиграем в игру которая называется «ЭХО»
Ведущий Дети
Собирайся, детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладошек не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда: будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поет в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как! Как!
А теперь игра «КАК ЖИВЕШЬ?»
Как живешь? Вот так!(большой палец)А плывешь? Вот так!(показ)Как бежишь? Вот так!Вдаль глядишь? Вот так!Ждешь обед? Вот так!Машешь в след? Вот так!Утром спишь? Вот так!А шалишь? Вот так!
Чистоговорки
-Лежебока рыжий кот, Отлежал себе живот
-Слишком много ножек у сороконожек.
-Наш Полкан попал в капкан.
-Три сороки-тараторки тараторили на горке.
-Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
-У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Я прочту стихотворение про облака. А вы изобразите, пожалуйста, на лице настроение каждого облака. Упражнение будем выполнять с закрытыми глазами. (Упражнение на развитие мимики)
По небу плыли облака,И я на них смотрела.И два похожих облакаНайти я захотела.
Вот облачко веселоеСмеется надо мной.Зачем ты щуришь глазки так?Какой же ты смешной!
А вот другое облачкоРасстроилось всерьез:Его от мамы ветерокВдруг далеко унес.
И вдруг по небу грозноеСтрашилище летитИ кулаком громаднымСердито мне грозит.
А маленькое облачко Над озером плывет.И удивленно облачкоПриоткрывает рот.
Открывайте глазки, хорошо у вас получилось. Какие по настроению были облака? Веселое, сердитое, грустное, удивленное.
- Ребята, наша театральная студия работает уже 3 года. И у нас с ребятами есть традиция изготавливать куклы и костюмы своими руками, ставить спектакли, выступать перед другими детьми и взрослыми. И сейчас я хотела бы продемонстрировать вам небольшую работу наших юных артистов.Внимание на экран.( показ спектакля)
Основной этап: - Ребята, я прихватила с собой чудесный волшебный сундучок. Заглянем в него? (Открывается сундучок и звучит музыка «В гостях у сказки». Ребята, а вы хотите попасть в волшебный мир кукольного театра, тогда повторяйте за мной все движения Раз –два –три-четыре-пять, Начинаем колдовать. Надо за руки всем взяться, На носочки вверх подняться, Покружиться, улыбнуться В мир волшебный окунуться - Ребята мы открыли сундучок, и внутри лежит для вас послание от сказочных театральных кукол. Они вас просят, прежде чем познакомиться с ними, необходимо разучить веселую игру « Свиристели».
-Ребята, давайте мы с вами разучим игру «Свиристели», так мы с вами разогреем наш голосовой аппарат, разомнем пальчики и настроимся на дальнейшее путешествие в мир театра, и на дальнейшую нашу работу. ( проводится пальчиковая игра « Свиристели» под муз. Д.Тухманова «Птичка») Прилетели свиристели Взмахи крыльев скрещенными кистями рук. И на веточке присели, Полуприседания с сомкнутыми коленями Стали зернышки клевать. « Клюют» по ладони левой руки 2-м пальцем правой руки. Затем по ладони правой руки 2-м пальцем левой руки. Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно смыкают с первым пальцем второй, третий, четвертый, пятый палец на каждой руке. Хохолки расправили, К сомкнутым первому и второму пальцам обеих рук то присоединять, то поднимать остальные пальцы, разводя их в стороны (имитируют хохолки) Песни петь заставили. Производят щелчки пальцами. Ти- ри -ра! Ти-ри-ра! Выполняют 2 коротких хлопка ладонями, 1 шлепок по коленям – последовательность выполняется 2 раза. Птицам прочь лететь пора! Делают четыре ритмичных взмаха крыльями. - Молодцы !А сейчас, дорогие ребята, вы сделаете маленький шаг в непростом, но весьма интересном деле: вы оживите перчаточные куклы. В этом нам поможет так же волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри. (Открывается сундучок и звучит музыка «В гостях у сказки»). В сундучке находятся герои различных сказок и ждут своей очереди пообщаться с вами. Для этого нужно отгадать загадки. (Дети отгадывают загадки. Тот, кто отгадал – получает куклу)
ЗАГАДКИ
1.Летом гуляет, а зимой отдыхает. (Медведь).
2. Рыжая пушистая, хитрая, кур таскает (Лиса).
3. Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. ( Курица)
4.Скромный серенький воришка,
Прошмыгнул почти неслышно,
Утащил он хлеба корку,
Затаился снова в норке.
Держит ушки на макушке,
Очень умная зверюшка.
Знаешь ты её, малыш?
Озорница – это (Мышь).
5.Кто испек колобок? (Бабка).
6..Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
7.Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет. (Волк)
8.Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку. (Заяц)
9. Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок
Вы, узнали? (КОЛОБОК).
Учитель: Молодцы ребятишки, девчонки и мальчишки, справились с заданием, отгадали загадки.А теперь эти куклы нужно оживить. Существует три основных типа движений в театре перчаточной куклы: движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья – сгибанию в талии, движения всей руки – движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из этих основных движений. (отработка движений) Для упражнений с перчаточными куклами нужна ширма. Обычно кукол показывают из – за ширмы на 2/3 их роста ( как бы до колена). Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать. Чем дальше кукла от края ширмы, тем меньше она видна зрителям, поэтому для выхода на ширму её поднимают не у края, а в глубине, на заднем плане, и затем подводят вперёд. Точно так же, чтобы увести куклу со сцены, её надо отвести на задний план и там опустить. Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то движется только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую. Чтобы вам было понятнее, я покажу на примере небольшого сказочного фрагмента, а помогут мне Ульяна и Илья -Смотрите, смотрите и не говорите, что вы не видели. Слушайте, слушайте и не говорите, что вы не слышали. Только сегодня и только сейчас. Только здесь и только для вас сказка .. А какая сказка то?
- Наступила весна. Лисья избушка и растаяла. Стоит Лиса и горько плачет.
Лиса: - Ой, да что же это?! Где же я теперь жить ста-ану?!
Заяц (из окошка): - Говорил я тебе: лед растает.
Лиса: - Отстань ты от меня! Ой-ой-ой!.. Скоро стемнеет Я разбойников боюсь! Шубку мою отнимут!
Заяц: - Слезами горю не поможешь!
Лиса: - Ой-ой-ой! Скоро дождь пойдет. Шубку мою намочит!
Заяц: - Одно к одному.
Лиса: - Апчхи! Кхе-кхе-кхе! Ой, простудилась! Температура 40!
Заяц: - Не может быть!
Лиса: - Кхе-кхе-кхе! Даже 42, а может, и 43! Пропаду я совсем! Помру от воспаления легких! Заинька, пусти переночевать!
Заяц: - Ну, что ж делать, переночуй, конечно. Я печку затоплю, чайком горячим тебя напою. Хворь-то и отстанет.
Ребята, скажите какая лисичка по характеру получилась? А зайчик?
Ребята, вот так работают куклами при показе кукольного спектакля. А кто управляет куклами? Артист- кукловод. Но для создания кукольного спектакля нужны не только артисты, но и люди других профессий. Во- первых, нужны режиссеры постановщики, сценаристы, которые работают над сюжетом. Для оформления спектакля нужны декорации. Их выполняют художники оформители, декораторы. Над изготовлением самих кукол и костюмов для них, работают модельеры и костюмеры.
Давайте представим себя в роли таких профессионалов. Сейчас мы с вами разделимся на группы и каждый выберет себе ту деятельность, которой он хотел бы заниматься, работая над подготовкой кукольного спектакля.
Вначале нам нужно будет выбрать сказку, над которой мы будем работать. А чтобы выбрать сказку у меня для вас есть подсказка
1.Кто хочет собрать картинки и по сюжету отгадать название сказок?
Первая творческая группа размещается за первым столом. (Дети собирают пазлы)
2.Далее нам нужны художники- декораторы. Кто хочет попробовать себя в этой роли? Вспомните стихотворение про облака, которое я вам читала. Какие вы изображали облака? Веселое, грустное, сердитое и удивленное. Вам нужно нарисовать на бумаге настроения облаков. Размещаемся за вторым столом. (Дети рисуют).
3.И еще мы с вами поучимся придумывать костюмы куклам. Ребята, кто хочет попробовать себя в роли костюмера и модельера? Прошу пройти и занять место за третьим столом. (Дети раскрашивают) -Отлично справились с заданием. Настало время поработать над нашим спектаклем.
-Ребята, посмотрите на куклы, и скажите, какую сказку можно поставить? В волшебном сундучке есть яичко. Кто знает сказку «Курочка Ряба»? Давайте повторим. ( повторяется сказка). (Постановка спектакля «Курочка Ряба») Учитель: -Ребята, вы сейчас работали за ширмой, ваши ручки и ваш голос немного устали. Нам с вами просто необходимо провести разминку. (проводится пальчиковая игра «Сабельки» под вальс Шопена»)
Сабельки, сабельки, - поочередно, скрестно, ударяют вытянутыми
указательными пальцами.
Мы играем, мы играем, Движения повторяются. Пальчики, пальчики, Сгибание и разгибание кистей рук. Разминаем, разминаем. Повтор движений. К солнышку, к солнышку Встают, руки на поясе. Поднимаем, поднимаем. Поднимаются на носочки, тянут вверх напряженные руки. Ручками, ручками Расслабляют руки до локтей. Покачаем, покачаем Затем до плеч, « роняют» руки вперед Глазоньки, глазоньки Выпрямляют корпус Закрывают, закрывают Девочки. Мальчики Стоят с закрытыми глазами, руки вниз Отдыхают, отдыхают. Поведение итогов и рефлексия. -Молодцы, вы справились с поставленной задачей. Снимите куклы и положите их себе на колени. Пусть хлопнет в ладоши тот: кому понравилось быть в роли актера; кто дальше хотел бы заниматься кукольным театром; кто научился работать с театральной перчаточной куклой. С каким видом кукол вы сегодня работали на занятии? Какие виды кукол вы еще знаете? Нашим героям сказок пора возвращаться в волшебный сундучок. Пусть каждый, положив куклу, скажет несколько слов о сегодняшнем занятии. Что больше всего понравилось? -Вот и прощаться пришла пора. До свидания взрослые, до свиданья детвора! (закрывается сундучок, музыка заканчивается). Учитель: Какая самая лучшая награда для артиста? Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу. Большое спасибо, что вы пришли сегодня на занятие. И на память каждому из вас я подарю небольшой блокнот с изображением сказочных героев. Пусть они улыбаются и напоминают вам о нашей встрече. До свидания!
Заголовок 1Заголовок 215