Методические разработки для занятий по внеурочной деятельности кружка «Школа кукольного театра» по развитию сценической речи
Мастер – класс по режиссуре
Обучающие занятия по развитию сценической речи
Работа над текстом.
Работа над текстом художественного произведения – это кропотливый колоссальный труд по воспитанию тренировка определённых навыков. Прекрасно прочитанный текст удивляет зрителей своей простотой, лёгкостью, живостью, потому что слова, сочинённые автором, звучат в устах чтеца как собственные, им самим рождаемые. Овладеть этим умением – это великое искусство, которое требует огромного труда и тренировки от актёра.
При выразительном чтении должна решаться триединая задача:
- текст должен быть проанализирован и усвоен актёром,
- каждая мысль должна быть принята как своя,
- с текстом должны быть связаны действия актёра.
Кроме того, у каждого текста есть свой подтекст – идея, ради чего он написан. И этот подтекст должен прозвучать музыкой.
Практикум – задание
Определить идею текста.
Выбрать и выделить главные слова в тексте.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом,
Что ищет он в краю далёком,
Что кинул он в краю родном?
В начальной стадии работы над текстом необходимо выделить главные слова. Они несут особую смысловую нагрузку в тексте и потому впоследствии выделяются голосом или паузой. Эта начальная стадия работы называется логическим чтением текста.
Немаловажно в работе над текстом найти правильную интонацию, то есть подобрать интонационную музыку художественного произведения.
Практикум - задание
Сказать заданное предложение с разным интонационным оттенком
- с осуждением;
– с удивлением;
– с возмущением;
– вопросительно и т.д.
«Она забыла о своём родном брате»
Составить словарь интонационных настроений (сначала свой, потом предложить созданный)
шаловливое
боязливое
нежное
весёлое
бодрое
уютное
торжественное
сочувствующее
хвалебное
привередливое
ликующее
хмурое
нетерпеливое
тихое
заносчивое
светлое
жуткое
смешное
бурное
обиженное
поучительное
печальное
ожидающее
таинственное
состояние
готовности к подвигу
радостное
воспевающее
восторженное
сосредоточенное
грустное
тоскливое
возбуждённое
сонное
робкое
сказочное
возмущённое
сердитое
прихотливое
скрытное
шумное
спокойное
шутливое
скромное
тёплое
серьёзное
хвастливое
добродушное
насмешливое
радостное
звонкое
мечтательное
загадочное
солнечное
задиристое
высмеивающее
мрачное
волшебное
тревожное
капризное
беспокойное
героическое
Выделить главные слова в тексте. Подобрать нужную интонацию. Прочитать в «лицах».
Прочитать текст, найти правильную интонацию, выучить отрывок и показать в действии, то есть решить триединую задачу работы над произведением – понять смысл, пропустить через себя, внести своё «я».
- (Отрывок из сказки П.Ершова «Конёк – горбунок»)
- отрывок из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина-отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Поэт и толпа» (контраст – диалог)
II. Обучающие занятия по развитию техники речи
Учебный тренинг – комплекс упражнений для развития речевого аппарата, правильного фоноционного дыхания и т.д.
Примерный набор упражнений для работы над фоноционным дыханием:
- в «цветочном магазине» -вдох – носом, выдох – ртом)
- «свеча», « упрямая свеча»(задувание воображаемой свечи с 1 раза, с нескольких раз)
- «мяч» (спускать воздух из сжатых в трубочку губ, как будто сдувается воображаемый мяч, непрерывно, потом будто закрывая «дыру» пальцем)
- «комар», «назойливый комар» (издавать звук «з-з-з-з» непрерывно, затем прерываем его под хлопки ладошек, будто ловим комара)
- « п-ф-ф-ф « (отработка звука «пф» то непрерывно, то буквами на выдохе)
- станок «ж- ж – ж» (отработка звука по разной длительности буквы «ж», с разной интонацией)
- «насос» (выдох – согнуться пополам, вдох – выпрямиться, движения повторяют действия насоса)
«резиновая кукла» (вдыхать воздух частями, надуваясь, как резиновая кукла, затем «сдуваться» частями воздуха или медленно непрерывно)
Примерный перечень упражнений по развитию речи:
Распев таблицы а – о – у – э – ы, и – е – ё – ю – я ( можно чётко, отрывисто произносить гласные, можно распевать; можно распевать 1 таблицу по кругу, можно вторую, потом сразу обе; можно в таблицу добавлять согласную и отрабатывать её по всей таблице, например, та – то – ту – тэ – ты и т.д.; варианты игрового момента – прорабатывая согласную, можно дать задание придумать слова, начинающиеся на эти слоги, потом чтобы слоги были в середине слова, потом в конце – слова будут говорить участники творческого полукруга по очереди 9 с мячом) или вразброс под ритм хлопков.
Распевка «ма – ма – мам – мо – ло – ка - бы – нам» (распевать можно в различном тембрах, темпах, тихо – громко)Распевка «мама миа» (распевать по кругу в различном темпе и интонации)
Распев «ми- ме – ма – мо – му» ( распевать слоги можно подставляя любую согласную, на счёт – сначала на цифру 1, потом – 1, 2, потом 1,2,3 и т.д.)
Звук на маску «у-а-о» (разработка пластики и мимики лица)
Распев нотной гаммы (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) распев по очереди, вместе, разными октавами.
Счёт тихо – громко 1 (2,3); 2(3,4); 3 (4,5) ….. (говорить чётко и отрывисто громко 1, а 2-3 чуть тише, или совсем тихо)
Примерный перечень упражнений на развитие выразительного чтения;
Проговаривание скороговорок:
«Ехал Грека через реку…..»,
«Карл у Клары украл кораллы,…….»,
«Хвала халве»,
«Наш Чеботарь…..»
«Перекипяти компот»,
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»,
«У Тамары тараторки 33 скороговорки»,
«На дворе трава, на траве дрова»……и т.д.
(варианты: говорить вместе тихо-громко, в разных интонациях, с нарастающим темпом, проговаривать по очереди или вразброс целую скороговорку или по частям, под музыку)
Проговаривание скороговорок с другими звуками, например; « От топота копыт пыль по полю летит» ( часть учеников проговаривают скороговорку, часть – задаёт тон: «топ, топ, топ,…..» или «цок», цок, цок….»)
«Хохлатые хохотушки хохотом хохотали» (можно: после скороговорки всем вместе «кудахтать», «кукарекать», можно разделиться и проговаривать разные партии)
Счёт до 10 и обратно (варианты: тихо - громко, нараспев)
Проговаривание скороговорок в лицах, например:
Попугай сказал попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»
Примерный перечень упражнений на развитие голосового диапазона:
Проговаривание стихов, распев песен - тихо-громко при логическом разборе текста, например:
Горные вершины очень тихо
Спят во тьме ночной тихо
Тихие долины чуть громче
Полны свежей мглой. вполголоса
Не пылит дорога, обычный голос (но не громко)
Не дрожат кусты, вполголоса
Подожди немного, чуть тише
Отдохнёшь и ты. тише
«Эхо» (один человек проговаривает громко слова, предложения, остальные повторяют вполголоса или тихо)
Техника речи при знаках препинания
(.) (-) (…)
(,) (:) (;)
(?)(!)____________
Обозначения при разборе текста:
/ большая пауза
малая пауза
Игры на развитие воображения
Устный портрет
Ассоциация: - рыбы, птицы, звери - (цвет, предмет, слово);
– человек (мимика, поза)
Придумать рассказ
«Фотоглаз»
Что бы это значило?
Танец по записи
Сочинить историю шляпы, головы, ушей, глаз (по очереди, переходы)
Нарисовать веточку настроения
Игры на развитие актёрской памяти
«Память» мышц (различные движения) – концентрация постепенно на мышечных группах
Стоп – кадр
Исчезновение чего – либо из окружающего (предметы, мимика, человека)
«Аукцион» слов (запомнить по кругу – слова, цифры и т.д.)
Пластические этюды (дерево, росток, солнце)
«Поиск» с закрытыми глазами найти стул, предмет, человека и т.д.
Концентрация слухового внимания
«Послушать» улицу;
«Послушать» заданный шум;
Создать шум (деревьев, дождя, птиц, поездов, воздуха, музыки, топота, шороха и т.д.)Одновременно читать, петь, играть и т.д.
Тест – задано движение, спросить – что слышите?
Хлопки (учитель хлопает разными вариантами, студийцы повторяют);
Нарисовать набор слов: дом в лесу, солнце, лиса; травку, пень, дождливый день и т.д.Концентрация зрительного внимания
«Запомни и повтори» (на разносе расставляются предметы, необходимо их запомнить и так же расставить);
Игра с газетой (сжать в кулак);
«Зеркало» с вопросами об актёре;
По хлопку – повороты влево – вправо, рассказать что увидели;
Таблица цифр. Цифры от 1 до 30 расположены в таблице в разном порядке и их нужно быстро найти и назвать;
Страна «Буквия»
С С С С С С
Развитие активного словаря
- Составить слова:
У – к у
Р – о р
О – р о
К – у к
у ро к С Е С Е С Е С Е С Е С Е С Е С Е С Е С Е С Е С Е С Е С Е
Составить рассказ на букву «П»
Где спрятались буквы?
Игра с мячом «Летящая буква»
-«Буква заблудилась»
Составить кроссворд ( тематический, на одну и ту же букву и т.д.)
Составить разные слова из одного слова (актёр – катер, ракета, тёрка и т.д.)
«Пойми меня»
Нарисовать предметы похожие на круг, треугольник, квадрат и т.д.;
Составить слова из 3-х букв;
Игра «Ловушка»
Назвать по 3 признака на предмет