Рабочая программа кружка Танцевальная азбука (Начальные классы)


Рабочая программа по дополнительному образованию
Кружок «Танцевальная азбука»
(модифицированная)
Бородина Анастасия Николаевна
Количество часов в неделю – 2 часа;
Количество групп – 2 группы;
1 группа – 8 человек;
2 группа – 8 человек;
в год – 72 часа;
Срок реализации – 1 год.
Рабочая программа
кружка «Танцевальная азбука»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования)

Учитель
Бородина А.Н.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Танцевальная азбука» разработана на основе и с учетом ФГОС ООО требований к общей общеобразовательной программе внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 и приказом Министерства образования и науки РФ №2357 от 22.09.2011г.
Учебный предмет «Танцевальная азбука» направлен на эстетическое воспитание и образование школьников средствами хореографии, бесед и демонстрация освоения данного предмета в проведении школьных балов.
Танцевальное искусство учит детей красоте и выразительности движений, ориентировано на развитие физических данных, на формирование необходимых технических навыков, знакомит с достижениями мировой и российской культуры.
Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу общеобразовательного учреждения, с учетом СанПин 2.4.2.2821-10.
Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.
Учебный предмет изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими занятиями и показательными выступлениями.
Цель программы: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся, на основе приобретенных комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций, воспитание гармонично развитой личности ребенка с помощью танцевального искусства.
Задачи программы:
Ознакомление с историческим развитием танца;
Изучение танцевальной культуры от истоков происхождения бытового танца;
Ознакомление с наиболее типичными формами исторического танца, его элементами и манерой исполнения;
Овладение учащимися основными элементами танцев, стилем и манерой исполнения, а также примерами композиций танцев;
Воспитание музыкального слуха учащихся на лучших образцах музыки прошлых веков;
Развивать моторико-двигательную и логическую память;
Формировать художественно-эстетический вкус, культуру эмпатического общения;
Развивать чувство ансамбля (чувство партнерства), двигательно-танцевальные способности, артистизм;
Приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичного выступления;
Обучать детей танцевальному искусству, основываясь на программных движениях.
Помимо образовательных задач, которые определяются для каждого года обучения, программа решает ряд воспитательных задач, не теряющих своей актуальности для любого года обучения:
формировать навыки здорового образа жизни, коммуникативные навыки и культуру поведения;
стимулировать интерес к творческим видам деятельности;
воспитывать внимательность, инициативность, стремление к саморазвитию.
Общая характеристика внеурочной деятельности
по предмету «Танцевальная азбука»
Рабочая программа учебного предмета «Танцевальная азбука» направлена на выявление и развитие творческих способностей каждого ученика приходящего на уроки хореографии. Необходимость знаний, заложенных в программе, обусловлена тем, что первостепенной задачей педагога в процессе обучения стоят воспитательные функции, формирующие интерес к занятиям танцем как потребность воспитания красоты и грациозности фигуры, как условия комфортности общения. Используемые танцевальные движения оказывают положительное влияние на здоровье детей. Воздействуя на мышечную систему, упражнения повышают двигательную активность, улучшается подвижность суставов, происходит восстановление после стрессовых ситуаций.
Учебный предмет изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, закрепленных практическими занятиями, изучением танцевальных композиций и публичного выступления.

Описание ценностных ориентиров содержания кружка «Танцевальная азбука»
Данная программа ориентирована на такие важные компоненты как воспитание ценностных духовно-нравственных качеств личности :
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
«Танцевальная азбука» в образовательном процессе
Кружок «Танцевальная азбука» является одним из предметов эстетического блока. Его направление реализует как духовно-нравственное, так и оздоровительное воспитание. Этот предмет помогает учащимся не только развивать навыки и умения, но получать социальные и общекультурные знания.
Содержание предмета взаимосвязано с содержанием предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Театральная деятельность». Данный предмет содержит основы изучения танцевальной культуры от истоков происхождения и эпохи Средневековья, ознакомление учащихся с наиболее важными событиями данных эпох, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манеры и т.д.
Современное образование рекомендует использовать современное техническое оснащение для получения углубленных знаний у учащихся. Поэтому учебный предмет дополнен современным материалом, дающим возможность расширить знания в области хореографии и совершенствовать исполнение танцевальных движений, композиций.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-11 лет и составлена на 1 год обучения. Основной формой обучения является урок. Урок проводится один раз в неделю по одному академическому часу у каждой группы.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Танцевальная азбука».
Группа /количество часов 1 группа 2 группа
Количество часов (на год) 36 36
Недельная нагрузка 1 1
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения кружка «Танцевальная азбука» являются:
- развитие художественно-эстетическое вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов;
- позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.
У учащихся формируются умения:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни;
- решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы;
- проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в художественно-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, концерты).
Метапредметными результатами:
- являются способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.
У учащихся формируются умения:
- наблюдать за разнообразными явлениями жизни, искусства и оценивать их;
- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства;
- передавать свои впечатления в устной и письменной форме.
Предметными результатами являются:
- устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности, понимание значения танца в жизни человека;
- освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;
- знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
У учащихся формируются умения:
- понимать роль хореографии в жизни человека; различать лирические, эпические, драматические образы в танце; определять по характерным признакам хореографических композиций к соответствующему танцевальному направлению и стилю - танец классический, народный, эстрадный, современный;
- эмоционально воспринимать и оценивать танец; размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- понимать специфику хореографического языка, получать представление о средствах танцевальной выразительности;
- исполнять танцевальные комбинации, участвовать в публичных выступлениях класса.
Формирование универсальных учебных действий
1.Формирование личностных УУД.
Учебный предмет «Танцевальная азбука» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание искусство хореографии как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися танцевального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Виды заданий:
высказывание своего отношения к музыкальному сопровождению танца с аргументацией;
2) анализ характеров героев танца на основе личностного восприятия.
2.Формирование регулятивных УУД.
Задания и вопросы по хореографическому творчеству, ориентированные на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направленные на развитие регулятивных УУД.
Виды заданий:
1) выполнять действия в качестве слушателя;
2) выполнять действия в качестве правильного исполнения движений;
3) выполнять действия в качестве помощника постановщика;
4) ставить новые учебные задачи вместе с педагогом.
3.Формирование познавательных УУД.
В области развития общепознавательных действий изучение хореографического творчества будет способствовать формированию замещения и моделирования.
Виды заданий:
1) поиск и выделение необходимой информации;
2) формулировать учебную задачу;
3) ориентация в способах решения задачи.
4.Формирование коммуникативных УУД.
Виды заданий:
1) подготовка танцевальной импровизации в паре, в ансамбле;
2) инсценирование на заданную тему;
3) умение работать в паре, в ансамбле;
4) умение взаимодействовать при достижении единого результата.
Тематическое планирование
№ Тема Содержание (дидактические единицы) Характеристика основных видов деятельности Количество часов
1. Вводное занятие. Историко-бытовой танец.
Знакомство с учебным предметом – хореография. Характеристика предмета. Роль исторического танца в жизни общества. Краткая характеристика происхождения историко-бытового танца. Знакомство с первобытным танцем, придворным танцем «Менуэт», бальным танцем «Вальс». Изучение основных движений. Просмотр видеоматериалов по данной теме, их анализ и сравнение с современными направлениями танцевальной культуры. Ознакомление с наиболее типичными формами исторического танца данной эпохи, его элементами и манерой исполнения. Коллективное прослушивание музыкальных произведений данной эпохи.
10 часов
2. Историко-бытовой танец.
Первые танцы. Характеристика предмета.
3-4. Историко-бытовой танец. Знакомство с первобытным танцем, с придворным танцем.
5. Историко-бытовой танец. «Вальс» 6-10. Историко-бытовой танец. «Вальс» Изучение основных движений.
11-17. Массовый танец. Ритмические упражнения. Поклоны. Марш.
Ритмические упражнения и движения. Марш. Ознакомление. Перестроения. Основные движения танца. Поклоны. Элементы исторического танца. Основные положения рук. Положение головы, корпуса. Учебная комбинация. Подготовка репертуара. Изучение ритмических упражнений и движений. Соединение их с музыкальным сопровождением. Изучение марша, рисунка перестроения. Овладение учащимися основными элементами танцев, стилем и манерой исполнения, а также примерами композиций танцев.

6 часов
18. Развитие историко-бытового танца.
Характеристика эпохи Средневековья. Народный танец –источник бальных танцев, откуда черпались движения, фигуры, а иногда и целые композиции. Как меняются танцевальные движения в данной эпохе. Роль приветствий и поклонов в танце. Возникновение зрелищ, представлений. Отличительные черты крестьянского и дворцового бранля. Изучение элементов танца. Просмотр видеоматериалов по данной теме, их анализ и сравнение с первобытными танцами, манеры исполнения, стиль. Коллективное прослушивание музыкальных произведений данной эпохи.
Ознакомление и изучение танцевальных движений в ансамбле. 12 часов
19. Народный танец –источник бальных танцев. 20. Роль приветствий и поклонов в танце. 21. Изучение элементов танца 22. Изучение элементов танца. Закрепление 23-30. Массовый танец. Повторение пройденного материала, изучение новых движений и комбинаций.
Повторение пройденного материала. Танцевальная азбука – основные элементы классического танца на середине. Изучение поклонов, основных движений. Элементы массового танца. Учебная комбинация. Подготовка репертуара. Овладение учащимися основными движениями, элементами танцев, стилем и манерой исполнения, а также примерами композиций танцев. Работа над качеством исполнения танцевальных движений индивидуальная и мелкогрупповая.

30 Танцевальная культура.
Характеристика эпохи Средневековья. Краткая история танцевальной культуры Средневековья. Влияние одежды на развитие танца. Использование аксессуаров в танце. Основные движения танца «Полька». Просмотр видеоматериалов по данной теме, их анализ и сравнение в изменении исполнения танцев, их совершенствование. Коллективное прослушивание музыкальных произведений данной эпохи.
Находить материал об изменении танцевального костюма. Ознакомление и изучение танцевальных движений в ансамбле, в парах. 6 часов
31 Танцевальная культура. Влияние одежды. 32-35 «Полька». Основные движения танца 36 Повторение и закрепление изученного материала. Учебно-методическое обеспечение
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы дисциплины «Мастерство историко-бытового танца» федерального компонента цикла СД ГОС ВПО второго поколения по специальности «Хореографическое искусство».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ);
наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями показательных выступлений, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Рекомендуемая литература (основная)
Васильева-Рождественская М.Историко-бытовой танец.
Воронина И. Историко-бытовой танец. М., 1980.
Дог Г., Дассвиль М. Все танцы. – Л., 1980.
Киреева Е. История костюма. – М.
Рекомендуемая литература(дополнительная)
Бальные танцы: репертуарный аннотированный список. – М., 1965.
2. Гавликовский Н. А. Руководство для изучения танцевю – СПб., 1899.
3. Де-Колиньярю Практический самоучитель бальных танцев для обоего пола. – М., 1896.
4. Барышникова Т. «Азбука хореографии»,М, искусство 1999.
5. Васильева Т.К. «Секрет танца».
6. Зуев Е.И. «Волшебная сила растяжки», М, 1990.
Костровицкая В. «Школа современного танца».
Станиславский К. «Моя жизнь в искусстве».
Материально-техническое обеспечение:
Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Система оценки планируемых результатов
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. Формами педагогического контроля являются контрольные уроки, выступления, конкурсы, которые также способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на достижение положительного результата. В познавательной части занятия обязательно отмечается инициативность и творческое сочинение танцевальных комбинаций учащихся, показанные ими в ходе урока, анализа своего выступления и поиска решения предложенных проблемных ситуаций.
Оценивая результат практической работы, а именно выступления учащихся, опираются на такие критерии: качественное исполнение танцевальных этюдов и танцев, общий эстетический вид исполнения, творческие находки и самостоятельность сочиненных комбинаций.
Чтобы убедиться в прочности знаний и умений, эффективности обучения по данной образовательной программе проводится контроль:
- промежуточный – контрольный урок в конце четверти,
- итоговый - показательные выступления, участие в концертах и конкурсах.
Итоговая уровневая оценка осуществляется по следующим направлениям:
Высокий уровень выполнение всех показателей и заданий, соответствующих данному возрасту
Средний уровень недостаточно четкое выполнение показателей или заданий, соответс- твующих данному возрасту
Низкий уровень невыполнение показателей и заданий данного возраста
Показатели для определения уровня хореографического развития :№ Параметры ФИО ребенка Начало года Середина года Конец года
1 Интерес, потребность в хореографии 2 Музыкальность 3 Выразительность исполнения 4 Способность к импровизации 5 Развитие двигательных навыков (освоение разнообразных видов движений в соответствии с программным содержанием) 6 Формирование двигательных качеств (координации, техничности, пластичности) 7 Подвижность, лабильность нервных процессов(умение переключаться с одного движения на другое в соответствии с музыкой. Менять направление движения, перестраиваться. 8 Формирование правильной осанки